Научная статья на тему 'Поперечные колебания монорельса во время торможения подвесной монорельсовой дороги'

Поперечные колебания монорельса во время торможения подвесной монорельсовой дороги Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая модель / поперечные колебания / подвесная монорельсовая дорога. / mathematical model / transverse oscillations / suspended monorail.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — В О. Гутаревич, Е Л. Игнаткина

В работе рассмотрены поперечные колебания монорельса, возникающие во время торможения подвижного состава подвесной монорельсовой дороги. Разработана математическая модель поперечных колебаний монорельса с учетом усилий, возникающих во время пуска и торможения подвижного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — В О. Гутаревич, Е Л. Игнаткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONORAIL TRANSVERSE VIBRATIONS DURING THE BRAKING OF THE SUSPENDED MONORAIL ROAD

The article considers transverse vibrations of the monorail, which occur during braking of rolling stock of suspended monorail road. A mathematical model of transverse vibrations of the monorail is developed, with taking into account forces arising during starting and braking of the rolling stock.

Текст научной работы на тему «Поперечные колебания монорельса во время торможения подвесной монорельсовой дороги»

УДК 622.625.6

В.О. Гутаревич, Е.Л. Игнаткина

Донецкий национальный технический университет, Донецк, 283001 e-mail: [email protected]

ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ МОНОРЕЛЬСА ВО ВРЕМЯ ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВЕСНОЙ МОНОРЕЛЬСОВОЙ ДОРОГИ

В работе рассмотрены поперечные колебания монорельса, возникающие во время торможения подвижного состава подвесной монорельсовой дороги. Разработана математическая модель поперечных колебаний монорельса с учетом усилий, возникающих во время пуска и торможения подвижного состава.

Ключевые слова: математическая модель, поперечные колебания, подвесная монорельсовая дорога.

V.O. Gutarevich, Е.L. Ignatkina

Donetsk National Technical University, Donetsk, 283001 e-mail: [email protected]

MONORAIL TRANSVERSE VIBRATIONS DURING THE BRAKING OF THE SUSPENDED MONORAIL ROAD

The article considers transverse vibrations of the monorail, which occur during braking of rolling stock of suspended monorail road. A mathematical model of transverse vibrations of the monorail is developed, with taking into account forces arising during starting and braking of the rolling stock.

Key words: mathematical model, transverse oscillations, suspended monorail.

Во время пуска и торможения подвижного состава подвесной дороги монорельсовый путь нагружается не только поперечными, но и продольными нагрузками. Поперечные нагрузки обусловлены воздействием сил тяжести, сил инерции и вызывают изгиб монорельса, а продольные - главным образом, тяговыми, тормозными усилиями и приводят к растяжению или сжатию монорельса.

Теория движения подвижного состава по напочвенному рельсовому пути разработана достаточно полно [1-5]. Параметры монорельсового и рельсового транспорта существенно отличаются по расположению центра тяжести подвижного состава, видам крепления опор и соединений отрезков, ширине рельсовой и колесной колеи. Процесс взаимодействия подвижного состава с подвесным монорельсом имеет свою специфику [6-8]. Особенно эта специфика проявляется для динамических расчетов подвесного монорельсового транспорта. На основании этого тема работы актуальна.

Цель исследований заключается в установлении влияния на поперечные колебания монорельса действия продольных сил, возникающих во время пуска и торможения подвижного состава подвесной монорельсовой дороги.

Рассмотрим поперечные колебания монорельса, испытывающего растягивающее усилие. На основании [9, 10] уравнение поперечных колебаний монорельса имеет вид:

д4 г д2 г д2 г Е—- - Р—- + р Ь—- = 0, (1)

дх4 ' дх2 р д2 7

где г - поперечное перемещение монорельса в точке х;

E - модуль упругости материала, из которого изготовлен монорельс;

] - момент инерции поперечного сечения монорельса относительно его продольной оси;

Р - растягивающее усилие, действующее на монорельс; р , Ь - погонная масса и длина монорельса соответственно. Решение этого уравнения найдем в виде

г ( х, I ) = Се'^^.

Характеристическое уравнение, соответствующее выражению (1), будет

EJnP + P/p -pYLq2 = 0, (2)

где корни этого уравнения равны:

^ + 4EJрую2 - Pp

И",2 = ±V-2EJ-= ±^

J4P +4EJpQ + P.

np3 4 = ±J--г = ±Ki.

pA V 2EJ p

На основании этого получим частное решение уравнения (1):

z (x,t) = (CPeApX + CP2e— + CP3eKpX + CP4e-pZ ) еш.

Представим полученное частное решение с использованием новых постоянных интегрирования:

z(x,t) = (Ap coshKpx + Bp sinhKpx + Cp cosk^x + Dp sin^x)sin(®t + цл ). (3)

С учетом того, что сумма частных решений (3) определяет общее решение уравнения (1), получим

да

z(x,t) = "V(A coshK x + B sinhK x + C cosk x + D sink x)sin(®t + ц ) , (4)

V ' ) Z—f v np np np np np np np np J v Inp J ' v /

np

где n - номер гармоники для каждой главной формы колебаний монорельса.

С использованием зависимостей Журавского M = EJ , Q = dM и начальных условий

dx2 dx

z(0) = z0, z'(0) = z'0, M(0) = M0, Q(0) = P получаем выражения, учитывающие растягивающее усилие P в монорельсе:

, ч z'в mc PD.

z ( x) = z0A, + + MC± + _PDkox-; ( ) 0 k0x k0 k0 EJ k¡ EJ

MB* PC

z\x) = z;A + mbx + PCk0L + z k,D, ; ( ) 0 k0x k0EJ k-EJ 0 0 k0x;

РВ

м ( х) = М0А1 ++г^ЕЗС^ + ¿¿ею^;

е(х) = Р0А^ + £/В;х + г'0к20К1Скох + М^ЕЮ'^'

где к - волновые числа колебаний монорельса, возникающих без действия продольной силы, равные

k0 = 4

К Lq

EJ

Входящие в эти выражения обобщенные динамические функции [11] равны:

kp coshKpx + Kp coskpx

k°x = k2 + K2 '

p p

k3sin hK x + K3sin k x

B — _p_p_p_•

kox k0 k + Kp) • 2 coshKpx - cosk x

kox 0

k2 + K2

k sin hK x - K sin k x

D —k ~p_p p p •

Dkox ko k2 + K2 ;

» К2 coshKpx + kp coskpx

kox — k 2+ K2 '

Kp sinhKpx + kp sinkpx

R — Ъ- p_p_p_p •

Bkox ko k2 + k2 '

» K4 coshKpx - kp cos kpx

ko kop( kp + Kp2) ;

K3sin hK x - k3sin kx

D — p_p_p_p_

kox— ko(kp2 + K2)

Если на монорельс действует сжимающая сила Pp, то корни характеристического уравнения (2) будут и j 2 — ±kpi и и 3 4 — ±К , а уравнение изогнутой оси монорельса принимает вид:

z(x) — AP cos hkpx + BP sin hkpx + CP cos Kpx + DP sin Kpx . При сжимающей продольной силе обобщенные динамические функции аналогично [11] будут:

K2 cos hk x + k2 cos K x

A — p_p_p_p ■

kox

a* —

dA

ko x

kox

B —

ko x

kox

k2 + K2 p p dx

kp coshkpx + Kp cosKpx A* ko x

kp2 + K2 ; p p dx

K3sin hk x + k3sin K x . p p p p • Bt ko x

ko (kp + К) ; dx

f kp sinhkpx + Kp sinKpx B'k ko x

k2 + K2

p p

dx

o kox'

o kox'

Ckox ko

cos hk x - cos K x C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

k2 + K2

p p

dx

— LB* ; C

kp cos hkpx - Kp cos Kpx

'Dkox k(

K sin hk x - k sin Kx D,

p_p_p_• kox —kC • D — —

k2 + K2 ' dx koCkox; Dkox —

kox kPk + Kp)

k3 sin hk x - K3 sin K x D.

*

ko x

ko( kl + K\)

■ — k„C, .

dx 0 kox

Для граничных условий, когда все начальные параметры равны /0, выражение (4) принимает вид:

да

г ( х, г) = £ г0 г (.фтК/ + ц ),

где ^ (х) - собственные функции, определяющие относительные перемещения продольной

оси монорельса при =1 •

Полученные математические зависимости поперечных колебаний монорельса, учитывающие действие продольных сил, позволяют исследовать колебательные процессы, протекающие во время пуска и торможения подвижного состава. Указанные зависимости могут быть использованы для обоснования параметров тормозных систем и режимов работы подвесных монорельсовых дорог.

Литература

1. Блохин Е.П. Динамика поезда (нестационарные продольные колебания): Монография / Е.П. Блохин, Л.А. Манашкин. - М.: Транспорт, 1982. - 222 с.

и

2. Вершинский С.В. Динамика вагона / С.В. Вершинский, В.Н. Данилов, В.Д. Хусидов; ред. С.В. Вершинский. - М.: Транспорт, 1991. - 360 с.

3. Губачева Л.О. Моделювання динамiчних процеав транспортних засобiв / Л.О. Губачева. -Луганськ: СНУ iM. В. Даля, 2009. - 119 с.

4. Лазарян В.А. Устойчивость движения рельсовых экипажей / В.А. Лазарян, Л.А. Длугач, М.Л. Коротенко. - К.: Наук. думка, 1972. - 193 с.

5. Шахтарь П.С. Рудничные локомотивы: динамика и расчет / П.С. Шахтарь. - М.: Недра, 1982. - 296 с.

6. Игнаткина Е.Л. Динамические характеристики подвесного пути монорельсовой дороги / Е.Л. Игнаткина // Вестник Донецкого национального технического университета. - 2016. -№ 6 (6). - С. 3-6.

7. Gutarevych V. Research of Regularities of Suspended Mine Monorail Motion / V. Gutarevych // Mechanical Testing and Diagnosis. - 2014. - Vol. 1 (IV). - Р. 12-17.

8. Gutarevych V.O. Mathematical Modeling of End Carriage Motion on the Overhead Monorail / V.O. Gutarevych // Metallurgical and Mining Industry. - 2014. - № 5. - P. 52-56.

9. Тимошенко С.П. Колебания в инженерном деле / С.П. Тимошенко. - М.: Наука, 1967. -444 с.

10. Шевченко Ф.Л. Динамика упругих стержневых систем / Ф.Л. Шевченко. - Донецк: Лебедь, 1999. - 268 с.

11. Шевченко Ф.Л. Будiвельна мехашка. Спещальний курс. Динамша пружних стержньових систем / Ф.Л. Шевченко. - Донецьк: Р1А ДонНТУ, 2000. - 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.