УДК 342-95
ПООЩРЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
PROMOTION IN THE STATE CIVIL SERVICE AS A MOTIVATIONAL FACTOR OF EFFICIENCY OF PUBLIC SERVANTS
Завгородняя Л.В. к.ю.н., доцент ЮРИУ РАНХиГС
Zavgorodnyaya L.V.
Candidate of legal Sciences, associate Professor of the South-Russian Institute of management of the Russian Academy of national economy and public administration
В статье обосновывается необходимость изучения мотивационной составляющей государственных служащих, рассматриваются проблемы совершенствования системы поощрений на государственной гражданской службе направленной на повышение результативности деятельности государственных служащих.
Ключевые слова: стимулы; поощрение; мотивация; вознаграждение; государственная служба; государственные служащие.
The necessity of studying the motivational component of civil servants, deals with the problems of improving the system of incentives in the civil service aimed at improving the performance of public servants.
Keywords: incentives; promotion; motivation; remuneration; public service; public servants.
Изучение поощрения деятельности государственных служащих как процесса прогрессивного развития общества позитивными средствами берет начало в исследовании методов управления, а в частности, метода убеждения.
Сущность поощрения в системе государственной службе выражается в том, что оно направлено на побуждение соответствующих субъектов к определенной деятельности с помощью создания заинтересованности в достижении требуемого результата. Соответственно поощрение воздействует на мотивационную сферу государственного служащего, тем самым, предоставляя ему возможность осознанно выбирать желаемый тип поведения. В результате данному методу государственного управления присуща более высокая эффективность, так как внутренние представления о необходимости осуществления того или иного действия согласуется с закрепленной в позитивном законе нормой поведения.
В юридической науке поощрение рассматривается в различных ипостасях: в качестве формы и меры юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, влекущего за собой вознаграждение субъекта, наступление, установленных правом благоприятных последствий [1, с. 399]; в качестве метода воздействия, с помощью которого реализуется государственная воля по совершению определённых действий [2, с. 49]; как средство обеспечения законности и правопорядка [3, с. 99-100]. Названные подходы отражают многогранность исследуемой правовой дефиниции.
Особое место в механизме действия поощрения имеет целенаправленность его воздействия на интерес и сознание людей, то есть мотивационная составляющая данного метода государственного управления.
Поощрение можно охарактеризовать как соответствующую реакцию государства на положительное, по его мнению, поведение государственного служащего. При этом, как справедливо отмечают Д.Н. Бахрах и В.Г. Татарян, для каждого конкретного случая субъект власти должен найти наиболее целесообразные и
прогрессивные методы, пути, средства решения задачи поощрительного воздействия [4, с. 324].
Рассмотрение поощрения как правовой категории позволяет обозначить её, как совокупность тех благ, наград, вознаграждений и иных позитивных мер, закрепленных в нормативно-правовом акте, предоставляемых субъектам права в случае должного исполнения ими своих обязанностей, либо же при наступлении установленного в правовой норме результата.
Соответственно поощрение в системе государственной гражданской службы можно обозначить как административно-правовой механизм, обеспечивающий реализацию государственной воли в служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также укрепления законности и дисциплины в их деятельности.
Элементами данного механизма выступают: система нормативно-правовых актов, регулирующих поощрение; виды правовых поощрений; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство).
В систему нормативно-правовых актов, регулирующих поощрение на государственной гражданской службе входят: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5], законы субъектов Российской Федерации и подзаконные акты. В ст. 55 Федерального закона закреплены: перечень поощрений, применяемых на государственной гражданской службе и порядок применений поощрений. Подобные правовые нормы содержат региональные законы о государственной гражданской службе. Например, ст. 44 Закона г. Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы», ст. 19 Областного закона Ростовской области «О государственной гражданской службе Ростовской области» и др.
Правовое регулирование порядка применения отдельных ведомственных поощрений регулируется рядом ведомственных правовых актов. Следует отме-
тить, что в последние три года наблюдается сильнейший скачок в принятии подобного рода нормативных актов.
Нормативно правовое регулирование поощрения в системе государственной службы должно основываться на следующих правовых принципах: законности; гласности; поощрения исключительно за личные заслуги и достижения; стимулирования эффективности и качества работы государственных служащих; повышения престижа служебной деятельности государственных служащих
Виды поощрений, применяемых к государственным служащим, как уже упоминалось, закреплены в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако перечень поощрений установленный в Федеральном законе, не является исчерпывающим. Так, п.3 Закона предусматривает возможность установления государственными органами иных видов поощрений и награждений. Например, Приказом Казначейства России от 17 апреля 2014 г. № 7-н утверждён нагрудный знак Федерального казначейства "За отличие", Приказом Рос-сотрудничества от 20 апреля 2012 г. № 060-пр утверждены следующие ведомственные награды Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству: медаль "За укрепление мира, дружбы и сотрудничества", почетный знак "За дружбу и сотрудничество", почетная грамота Федерального агентства и др.
Следующим элементом административно-правового механизма поощрения является основание поощрения. Основание поощрения представляет собой то исходное условие, которое необходимо для его применения, предпосылка его существования [6, с. 83]. В частности ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" относит к числу оснований поощрения безупречную и эффективную гражданская служба. При этом следует подчеркнуть, что заслугу, которая является основанием поощрения, и само поощрение соединяет причинно-следственная связь.
Детальный анализ законодательства Российской Федерации позволил сделать следующее наблюдение: с одной стороны в действующих правовых актах, регулирующих поощрительное производство, ясно прослеживается связь правового поощрения с категорией заслуги, а с другой стороны, легальное раскрытие понятие заслуга долгое время нигде не давалось. И лишь в правовых актах последних лет стали появляться первые попытки раскрытия понятия заслуги. Например, в Указе Президента РФ от 29 марта 2013 г. № 294 "Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации"[7] закреплено, что звание Героя Труда Российской Федерации присваивается гражданам за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России; в Положении о медали Федеральной миграционной службы "За заслуги в управленческой деятельности" определяется, что следует относить к особым заслугам, к значимым заслугам и к заслугам [8]; в Положении о медали "За заслуги перед Федеральной службой по финансовому мониторингу" [9] даётся перечень тех действий, которые могут быть отнесены к заслугам, влекущим за собой присвоение соответствующей медали. Отмеченные изменения свидетельствуют о благоприятных тенденциях в нормативно-правовом регулировании поощрительного производства, направленные на совершенствование всего механизма поощрения.
Обязательным элементом административно-правового механизма поощрения выступает круг субъектов власти, наделённых полномочиями по поощрению государственных гражданских служащих. По данному критерию можно условно разграничить перечень видов поощрений на две части - применяемые представителем нанимателя и применяемые уполномоченными органами (лицами) РФ.
Реализация полномочий по поощрению государственных служащих осуществляется в виде оформления соответствующего правового акта государственного органа или нормативного правового акта РФ.
В поощрительном производстве выделяют следующие стадии: возбуждение дела о поощрении государственного служащего; осуществление оценки материалов о поощрении; принятие решения о поощрении; исполнение решения.
С позиции научного осознания проблем, не представляющих возможность в настоящее время обеспечить должную реализацию поощрительной политики в системе государственной службы, важно отметить, что большая часть указанных проблем тесто связаны с общетеоретической проблемой повышения позитивной и минимизации негативной политико-правовой активности личности. Урегулированное правом взаимодействие государственных служащих и государства должно быть сконцентрировано на повышение эффективности деятельности государственных органов, что напрямую коррелирует с выбором оптимальной (разумной) модели такого взаимодействия.
Поощрения гражданского служащего являются важными элементами в системе мотивирования эффективной деятельности гражданских служащих, демонстрируя высокую оценку исполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей.
Список литературы
1. Малько А.В. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003.
2. Кожевников С.Н. Государственное принуждение: особенности и содержание // Сов. гос. и право. 1978. № 5.
3. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. О механизме убеждения и принуждения // Современная социология права. М. 1995. С. 99 - 100.
4. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право: Учебник. М., 2009.
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
6. Волкова В.В. Основание для применения поощрения государственных служащих // Современное право. 2013. № 6.
7. Собрание законодательства РФ. 2013. № 13. Ст. 1529.
8. Приказ ФМС России от 9 апреля 2013 г. № 175 "О ведомственных наградах Федеральной миграционной службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 26.
9. Приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2010 г. № 44 "О медали "За заслуги перед Федеральной службой по финансовому мониторингу", нагрудном знаке "Почетный сотрудник Федеральной службы по финансовому мониторингу" и Доске почета Федеральной службы по финансовому мониторингу" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 16.