Научная статья на тему 'Понятийный аппарат и классификационные системы капитализации промышленных предприятий'

Понятийный аппарат и классификационные системы капитализации промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕАЛЬНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ФИКТИВНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахаров Алексей Юрьевич

В настоящей статье приведеныпонятийный аппарат и классификационные системы капитализации промышленных предприятий.Находясь в тесной взаимосвязи от термина «капитал», генезис понятия капитализация происходил параллельно с генезисом понятия капитал.Проанализированы различные энциклопедичные трактовки и авторские подходы к определению капитализации. Исследованы наиболее распространенные в экономической литературе разновидности капитализации: реальная капитализация, маркетинговая или субъективная капитализация, рыночная или фиктивная капитализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат и классификационные системы капитализации промышленных предприятий»

Понятийный аппарат и классификационные системы капитализации

промышленных предприятий Conceptual framework and classification system capitalization of industrial

enterprises

Сахаров Алексей Юрьевич аспирант кафедры «Инновационного менеджмента и

предпринимательства» ФГБОУ ВПО «Ростовский Государственный Экономический

Университет (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону E-mail: [email protected]

Аннотация

В настоящей статье приведеныпонятийный аппарат и классификационные системы капитализации промышленных предприятий.Находясь в тесной взаимосвязи от термина «капитал», генезис понятия капитализация происходил параллельно с генезисом понятия капитал.Проанализированы различные энциклопедичные трактовки и авторские подходы к определению капитализации. Исследованы наиболее распространенные в экономической литературе разновидности капитализации: реальная капитализация, маркетинговая или субъективная капитализация, рыночная или фиктивная капитализация.

Annotations

This article presents the conceptual framework and classification system capitalization of industrial enterprises. Being in close relationship from the term "capital", the Genesis of the concept of capitalization occurred in parallel with the Genesis of the concept of capital. Analyzed various encyclopaedic interpretations and original approaches to the definition of capitalization. The most common in the economic literature varieties of capitalization: the real capitalization, marketing or subjective capitalization, market or fictitious capitalization.

Ключевые слова

Капитал, капитализация, оценка стоимости предприятия, реальная капитализация, маркетинговая капитализация, фиктивная капитализация.

Keywords

Capital, capitalization, valuation of a business, real capitalization, market capitalization, fictitiouscapitalization

Понятие «капитализации» прочно закрепилось в современной финансово-экономической лексике. Появился термин изначально на западных фондовых рынках. В основном он используется в экономическом анализе и оценке эффективности управления предприятием. Сегодня данное понятие применяется по отношению к компаниям, активам и даже к отраслям экономики. Но прежде чем приступить к детальному анализу определения капитализация необходимо обозначить суть понятия «капитал» как основы образования капитализации.

Категория «капитал» приобретала новую трактовку и смысл по мере того, как развивалась экономическая теория. На разных этапах времени разнообразные научные школы этот термин подвергали различным видоизменениям, основываясь на установленных представлениях: в классической и неоклассической политической экономике, капитал рассматривался как ресурсы, подлежащие к использованию при производстве товаров или оказании услуг. Различие в том, что в первом случае в термин «капитал» вкладывали такое понятие как физический (реальный, производственный) капитал, необходимый для изготовления товаров и оказания услуг, к чему относятся, соответственно, здания, сооружения, оборудования, машины, то есть средства производства. Таким образом.неоклассики были сторонниками идеи о том, что товар приобретает значение капитала только в тех случаях, когда его возможно применять при производстве других товаров, перерабатывать, т.е. в процессе производства определённая часть его не используется.

Другой позиции придерживался Карл Маркс. По его мнению, капитал-это не только отдельно взятое имущество, а «самовозрастающая стоимость», средство труда не всегда является капиталом, а лишь в том случае, когда те, кому оно принадлежит, будут экономически взаимодействовать с владельцами рабочей силы. Так, взятый, к примеру, станок, если он не используется, то своему собственнику он не может приносить никакой новой стоимости, и если используется собственником в личных целях, то также не становится капиталом, даже если владелец не сам потребляет произведенную на нем продукцию, а продает ее, то определенная часть дохода будет направлена на амортизацию оборудования, а другую часть необходимо будет использовать на оплату труда работающего хозяина, и это не будет прибыльно. Если же владелец оборудования сдаст его в аренду, или наймет рабочих, то только тогда полученный после амортизации доход, оставшийся после выплаты зарплаты, будет считаться прибылью владельца.

У физиократов имело место быть противоположное мнение. Так, Франсуа Кенэ, являясь основателем физиократического учения политэкономии, не рассматривал прибыль как результат обращения, а анализировал ее зависимость от стадии производства. В результате появилась необходимость тщательного изучения структуры капитала.

Физиократы уверяют, что почва и природа - это единственный самостоятельный фактор производства, и поэтому только в земледелии существует прибавочная стоимости и имеет форму земельной ренты. Проанализировав части капитала как вещественные составные, физиократы выделили «первичные авансы», «ежегодные авансы», «годичные затраты», так же как современные авторы делят капитал на основной и оборотный. Если капитал вложен в земледелие, то его считали производительным. В отличии от этого, промышленный капитал физиократы называли «бесплодным», так как он не принимает участия в создании «чистого продукта» и не делится на «авансы». Понятия денежного капитала не

использовалось. По мнению физиократов, у денежных средств имеется лишь единственная функция - это средство обращения.

В австрийской экономической школе капиталрассматривался как ресурсы, не использующиеся в текущем моменте, а предназначенные для того, чтобы с большой важностью их использовать в будущих периодах. По их мнению, прибыль на капитал - это процентный доход, который был получен за то, что ресурсы первоначально не употреблялись, а также существовал определенный риск потери возможности потребления в будущем.Результатом такого подхода австрийской школы является вывод, что процентный доход это в определенной степени самостоятельное явление, которое формируется из разнообразия цен на благо в разные периоды времени, а капитал - это дополнение, необходимое в производстве новых благ.

В 21 веке понятие капитала трактуется иначе, чем это было ранее и широко используется в экономике. При этом, понятие инвестиции имеет совсем другой смысл: это не что иное, как увеличение капитала за рассматриваемый период времени: полугодие, год и т.д. в связи с этим капитал - это стоимость по состоянию на первоначальный период времени, в отличие от этого, инвестиция - это принимаемые меры, направленные на сбор и концентрацию средств за определенный период.

В последнее десятилетие широкое распространение получил такой отдельный вид капитала, как человеческий, и он не является материальным, но является не менее значимым, чем материальные активы, и это было доказано учеными, проводимыми соответствующие исследованияученых (Р.Лукасом, Г.Беккером др.).

Если ранее на протяжении длительного периода времени считалось, что чем больше физический капитал и рабочая сила, тем больше будет экономический рост, то в настоящее время большое внимание уделяется роли экономического капитала, и неоднократно подтверждалось то, что

экономический рост намного зависит от принимаемых людьми решений в правильном направлении, их знаний и идей.

С каждым годом роль человеческого капитала стремительно возрастает. И это использует современный бизнес, который понял, что, чтобы получить прибыль, недостаточно только финансовая устойчивость, а продвижению продукции в большой степени способствует такие средства, как дизайн, узнаваемый бренд, интернет-продажи, использование интеллектуальной собственности, конкуренция знаний и идей.

Все тенденции сводятся к тому, что понятие «капитал» и в дальнейшем будет также трактоваться по-новому, а экономические науки обязаны будут это отслеживать и своевременно давать четкие определения этому термину.

Термин капитализация является производным от термина капитал. И в отличие от капитала как явление капитализация скорее процесс, итог которого является увеличение капитала. Генезис понятия капитализация происходил параллельно с генезисом понятия капитал, т.к. эти экономические категории неразрывны и находятся во взаимосвязи.

В современных экономических энциклопедиях и словарях термин «капитализация» определяют по-разному (таблица 1), но есть в них и сущностная схожесть: капитализация - это процесс превращения, преобразования, в результате которого прирастает капитал, то есть увеличиваются собственные средства.

Таблица 1

Определения капитализации в энциклопедиях и словарях

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - 1. Превращение бездоходных ценностей в оборотный капитал. 2. Определение ценности предприятия или другого имущества по приносимому им годовому доходу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - Превращение прибавочной стоимости в капитал. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - 1. Передача капитала (capital) в распоряжение компании или иной организации. 2. Структура капитала компании или иной организации, Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь

например соотношение между собственным акционерным и заемным капиталом и между обыкновенными и привилегированными акциями. 3. Превращение резервов компании в капитал путем "бонусной" эмиссии акций (scripissue). Мир".БрайенБатлер, Брайен Джонсон, ГрэмСидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..2000.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - 1. Акт передачи капитала (capital) компании или другой организации. 2. Структура капитала компании или другой организации, например соотношение между собственным акционерным и заемным капиталом, между обыкновенными и преференциальными акциями. См. также: "тонкая" капитализация (thincapitalization). 3. Превращение резервов компании в капитал путем "бонусной" эмиссии акций (scripissue). Бизнес. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". ГрэхэмБетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..1998

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - Превращение в капитал будущих доходов; сущность К., таким образом, в накоплении будущих потоков, их превращении в запас. Стоимость машины, например, это капитализированная стоимость будущих доходов от машины. Ценаземли рассматривается как капитализированная рента, цена облигации определяется стоимостью будущих поступлений и т.д. Следовательно, это та сумма денег, которую мы готовы уплатить сегодня для приобретения права собственности на будущий поток дохода (при некоторой норме временных предпочтений). Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - 1. Превращение бездоходных ценностей в оборотный капитал. 2. Определение ценности предприятия или другого имущества по приносимому им годовому доходу. Большой словарь иностранных слов.-Издательство «ИДДК», 2007.

Повышенное внимание к исследованиям в области капитализации в России начало проявляться с момента появления крупных публичных компаний, перед которыми встали профессиональные задачи роста рыночной стоимости акций и привлечения инвестиционного капитала за счёт внутренней эффективности, повышения уровня корпоративного управления и контроля, а также обеспечения открытости и прозрачности бизнеса.

Достаточно неоднородная подборка авторских определений капитализации представлена в таблице 2. В большинстве из них капитализация рассматривается также как процесс наращивания собственного капитала компании, но есть и значительная часть

исследователей, рассматривающих капитализацию с позиции оценки стоимости компании, то есть как показатель, определяющий рыночную стоимость компании.

Таблица 2

Авторские определения капитализации

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - 1. Превращение потоков доходов в прирост основного капитала, запасов. 2. Повышение стоимости (цены) имущества путемего ремонта, реконструкции, расширения, включенияв цену недвижимости стоимости земельного участкаи других улучшений Байбусинов Ш.Ш., Шкипе-рова Г.Т. Проблемы капитализации природного капитала региона // http://www.krc.karelia.ru.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - это рыночная стоимость компании, рассчитанная умножением общего количества акций данного эмитента на среднюю цену лучших котировок акции на куплю продажи Барановский А. Недокапи-тализированная экономика // Зеркало недели. - 2003. -№ 42 (467). - 1-7 нояб.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - экономическая категория, которая определяется сущностью финансово-экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу распределения,оценки и направлений использования ими собственного капитала Козориз М.А. Анализ и оценка инновационного развития регионов / М. Козориз, О. Денис // Региональная экономика. -2006. - №4.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - это показатель рыночной оценкистоимости компании на фондовом рынке, определяемыйкак произведение рыночной цены акции на ихколичество в обращении. Рыночная цена акцииопределяется по результатам торгов на фондовомрынке и отражает восприятие рынком перспективтой или иной компании. Капитализация не являетсяпостоянной величиной, так как колебания котировокакций - это естественный процесс для любого фондового рынка Медиков В.Я., Бобошко Д.Ю. Капитализация по-российски // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. - № 5. - С. 24-28

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - это сумма денег, которую мы готовы заплатить сегодня для приобретения титула собственности на будущий поток дохода (при некоторойнорме временных предпочтений) Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - Т. VI. - 810 с.

При этом акцент в большинстве исследований делается на то, что капитализация обязательно предполагает рыночную оценку, то есть характерна и уместна для публичных компаний, акции которых находятся в

свободном обращении. Оценка капитализации производится в этом случае на основе курсовой стоимости акций. Это наиболее распространенный подход к капитализации на отечественном рынке, заимствованный из зарубежной практики.

Что касается классификации капитализации, то можно выделить основные ее классификационные критерии: в зависимости от механизма наращивания собственных источников финансирования, в зависимости от способов инициирования и механизмов наращивания, в зависимости от представлений о капитализации, в зависимости от механизма процесса трансформации части доходов в капитализацию (таблица 3).

Таблица 3

Классификации капитализации предприятия

В зависимости от механизма наращивания собственных источников финансирования • реальная капитализация; • маркетинговая или субъективная капитализация; • рыночная или фиктивная капитализация.

В зависимости от способов инициирования и механизмов наращивания • реальная, • субъективная, • фиктивная

В зависимости от представлений о капитализации • прямая • обратная, • абсолютная • относительная

В зависимости от механизма процесса трансформации части доходов в капитализацию • объективная, • субъективная, • фиктивная

Наибольшее распространение в современной отечественной экономической литературе получило рассмотрение капитализации в трех

аспектах: реальная капитализация, маркетинговая или субъективная капитализация, рыночная или фиктивная капитализация.1

Реальная капитализация

Реальная капитализация - это инвестирование части прибыли на пополнение реальных активов.Предприятия, имеющие намерения получить более высокую прибыль в будущем периоде, реинвестируют текущую прибыль в долгосрочные активы, таким образом повышают капитализацию,которая необходима для расширения бизнеса иболее эффективного использования ресурсов.

Когда предприятие принимает решение полученную прибыль направить на увеличение внеоборотных активов (в основном средств труда) и оборотных активов (предметов труда или запасов) происходит увеличение реальной стоимости имущества или реальная капитализация. В большинстве случаев предприятия с сильной стратегией инвестируют прирост собственного капитала в активы долгосрочного характера.То есть высокая капитализация свидетельствует о высокой конкурентоспособности предприятия, позволяющей ейуспешно управлять денежным потоком, генерировать доходы и ориентироваться на долгосрочное пребывание на рынке.

В данном случае капитализация представляет собой естественный результат финансово-хозяйственной деятельности, является экономически объективной и инициируется со стороны источников финансирования, т.е. пассива баланса. Реальная капитализация ведет к укреплению финансовой устойчивости компании, повышению ее кредитного рейтинга, росту маркетинговой привлекательности и увеличению ее рыночной стоимости.2

1 Например, в работах: Дедкова М.В. Капитализация компании: теоретический аспект /Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС, журнал «Вестник МГУС» Выпуск «Экономика», №1 за 2007 год. Источник: Библиотека управления http://www.cfin.ru/management/finance/capital/capitalization_forms.shtml Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: Дис. канд. эконом, наук. М., 2005. 137 с. Богуславская Л.И. Рыночная капитализация и её влияние на развитие золотодобывающих компаний / «Золото и технологии» № 4(14) / декабрь 2011 г. Источник: http://zolteh.ru/index.php?dn=news&id=388&re=print

2Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: Дис. канд. эконом, наук. М., 2005. 137 с.

Маркетинговая капитализация

Под маркетинговой капитализацией понимают прирост собственного капитала за счёт активной маркетинговой политики, формирующей узнаваемый бренд и торговую марку компании, что способствует продвижению продукции компании на рынке.

Так Дедкова М.В. анализирует, чтоприрост капитализации отражается в балансе при «стоимостной оценке деловой репутации (гудвилла);увеличении рыночной стоимости торговой марки, бренда;ноу-хау;приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности».3

В финансовой отчётности прирост собственного капитала может быть направлен в соответствии с решением предприятия на разные цели: в добавочный капитал с целью его увеличения; отнесён на результаты хозяйственно-финансовой деятельности - увеличение нераспределённой прибыли, а также на увеличение уставного капитала,подлежащего соответствующей регистрации.

Добавочный капитал, нераспределенная прибыль и уставный капитал, в свою очередь, увеличивают агрегат «собственный капитал». В данном случае капитализация инициируется внутрифирменным менеджментом со стороны нематериальных активов. С ростом вышеперечисленных позиций увеличивается собственный капитал компании. При этом капитализация происходит в основном за счёт роста нематериальных активов с помощью внутрифирменного менеджмента, а их стоимость носит договорнойт.е. субъективный характер. Поэтому при использовании таких механизмов, как ценовая перерегистрации уставного капитала,увеличение совокупного капитала будет иметь характер субъективной оценки.

Пользуясь таким методом возможно создать лишь «представительский» баланс. Такая капитализация не может быть устойчивой, так как нематериальные активы имеют повышенные риски и

3Дедкова М.В. Капитализация компании: теоретический аспект /Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС, журнал «Вестник МГУС» Выпуск «Экономика», №1 за 2007 год. Источник: Библиотека управления http://www.cfin.ru/management/finance/capital/capitalization_forms.shtml

зависят от ситуации на рынке. Если увеличивать имущество предприятия путём увеличения уставного капитала, то использование прибыли таким образом придаёт предприятию стабильность, гарантирует юридическое правоту, но указывает на неэффективное использование ресурсов и не способствует получению будущей прибыльности.Такая разновидность капитализации находит применениев маркетинговых целях, но её сущность носит субъективный характер, не отражает реальной ситуации, поэтому такую её принято называть субъективной или маркетинговой.

Рыночная или фиктивная капитализация

Наиболее часто в экономической литературе встречается термин рыночная капитализация. Во многом это связано с проявляющимися оценочными свойствами капитализации компании. С помощью рыночной капитализации легко определить стоимость предприятия на текущий момент. При наличии совокупности необходимых условий для создания и функционирования акционерной формы собственности и свободного обращения её акций, рынок способен сам оценить стоимость бизнеса, учитывая весь информационный фон через котировки этих акций.

Определение рыночной капитализации более точно дано Ричардом Кохом. Р.Кох4 считает, что капитализация - это «рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже»,полученная в результате произведения рыночной цены акции и общего количества акций на рынке. В зависимости от ситуации на рынке рыночная стоимость акций может увеличиваться, соответственно увеличивается стоимость всей акционерной компании, для чего производится переоценка финансовых вложений, фиксируемая в активе баланса и балансируется в пассиве добавочным капиталом.

В академических изданиях капитал, представленный в ценных бумагах, приносящих доход, именуется фиктивным или фондовым капиталом.

4 Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999. - с. 64

Поскольку данная форма капитализации складывается в результате фондовых операций, она именуется фиктивной капитализацией. Аналитики фондового рынка предпочитают называть эту форму проявления капитализации рыночной капитализацией.

На наш взгляд представленная классификационная система нуждается в поправке на тот факт, что зачастую невозможно определить разницу между «реальной и маркетинговой» капитализацией поскольку, по сути, маркетинг является составной частью деятельности компании,без него в современных условиях невозможно представить успех компании на рынке. И, безусловно, любые действия компании по продвижению своей продукции - это такие же реальные шаги по увеличению собственного капитала, отражающегося в балансе. А вот разница между реальной и рыночной капитализацией очевидна. Если первая ориентирована на повышение доходности и реального приращения активов, отражённых в балансе, то вторая отражает рыночное восприятие стоимости компании, за счёт проецирования её на курс акций. Поэтому для целей дальнейшего исследования будем различать два вида капитализации: реальную и рыночную.

В России фиктивная или рыночная капитализация в последнее время получала развитие, что обусловлено активизацией фондового рынка. Однако характерна она лишь для крупного российского бизнеса, сформированного на акционерной форме собственности. Большей части отечественных предприятий этот инструмент наращивания собственного капитала, следовательно, эта форма капитализации, пока недоступна. Именно поэтому в научной литературе понятие рыночная капитализация чаще всего отождествляется с акционерными корпорациями, акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Следовательно, для целей данного исследования необходимо рассматривать промышленные предприятия в виде публичных корпораций.

Таким образом, термин капитализация имеет два значения:

1) как процесс преобразование средств (части чистой прибыли, дивидендов и др. или всей прибыли) в добавочный капитал, добавочные факторы производства (такие, как средства труда, предметы труда, рабочая сила и т. д.), в результате чего достигается увеличение собственных средств.

2) как оценка стоимости предприятия на основе:

- учёта реального приращения активов (реальная капитализация);

- учёта рыночной стоимости (рыночная капитализация).

Библиографический список:

1. Байбусинов Ш.Ш., Шкиперова Г.Т. Проблемы капитализации природного капитала региона // Электронный режим доступа: http://www.krc.karelia.ru.

2. Барановский А. Недокапитализированная экономика // Зеркало недели. - 2003. - № 42 (467). - 1-7 нояб.

3. Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". ГрэхэмБетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..1998

4. Богуславская Л.И. Рыночная капитализация и её влияние на развитие золотодобывающих компаний / «Золото и технологии» № 4(14) / декабрь 2011 г. Источник: http://zolteh.ru/index.php?dn=news&id=388&re=print

5. Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

6. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: Дис. канд. эконом, наук. М., 2005. 137 с.

7. Дедкова М.В. Капитализация компании: теоретический аспект /Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС, журнал «Вестник МГУС» Выпуск «Экономика», №1 за 2007 год. Источник: Библиотека управления http ://www.cfin.ru/ management/finance/capital/capitalization_forms.shtml

8. Козориз М.А. Анализ и оценка инновационного развития регионов / М. Козориз, О. Денис // Региональная экономика. - 2006. - №4.

9. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.- 496

с.

10. Медиков В.Я., Бобошко Д.Ю. Капитализация пороссийски // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - С. 24-28

11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2006. - Т. VI. - 810 с.

12. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.1935-1940.

13. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.1949-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1992.

14. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". БрайенБатлер, Брайен Джонсон, ГрэмСидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..2000.

15. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.