Научная статья на тему 'Понятийные проблемы инновационных правоотношений'

Понятийные проблемы инновационных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пересыпкин А. П., Туранин В. Ю., Белецкая А. А.

Статья посвящена анализу понятийных проблем, возникающих в сфере инновационной деятельности и связанных с ней правоотношений. Особое внимание уделено анализу федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятийные проблемы инновационных правоотношений»

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

УДК 34744:330.322.3

ПОНЯТИЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХПРАВООТНОШЕНИЙ1

Д. П. ПЕРЕСЫПКИН11 В.Ю. ТУРАНИН21 А. А. БЕЛЕЦКАЯ31

Белгородский

государственный

университет

1) e-mail:

[email protected]

2) e-mail: [email protected]

3) e-mail:

asenkal2 @rambler.ru

Статья посвящена анализу понятийных проблем, возникающих в сфере инновационной деятельности и связанных с ней правоотношений. Особое внимание уделено анализу федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационные правоотношения.

В настоящее время на законодательном уровне не разработаны функциональные механизмы, опосредующие отношения между субъектами инновационного процесса, защиты прав на результаты инновационной деятельности. Поэтому совершенствование инновационного законодательства, внедрение комплексного системного подхода, является значимой и актуальной задачей. Отсутствие необходимого юридического обеспечения, законодательно закрепленных дефиниций основных понятий служит сдерживающим фактором в разработке современных инновационных проектов и формирует рассматриваемую проблему.

Рассмотрение существующих понятийных проблем, возникающих в сфере инновационных правоотношений, следует начать с исследования ключевого понятия - «инновация». Термин «mnovatio» представляет собой синтез двух слов: туевйо - «вложение» и поуайо - «обновление». Инновация создается в результате исследований и открытий, материализуя научные и практические решения. Её основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, так и с позиций рынка по коммерческой результативности. В привычном для нас понимании новизна определяется совокупностью свойств, характеризующих радикальность изменений объекта. Инновация -это нововведение, которое качественно повышает эффективность действующей системы. Таким образом, в настоящее время понятие «инновация» обладает двумя значениями:

во-первых, это новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, технология, услуга, внедренные в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни;

во-вторых, это процесс осуществления изменений или внедрения новшеств. Относительно истории возникновения термина «инновация», хотелось бы отметить, что первое описание инновационных процессов использовал И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития»2. Однако тогда речь шла не столько об инновациях, сколько о «новых комбинациях» изменений в развитии. Позднее, в 30-х годах, И. Шумпетер уже использовал понятие «инновация», подразумевая под ним изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Следовательно, применение этого термина началось в экономической теории.

Правоведы также пытаются определиться в понятии «инновация». Так, по мнению И.В. Кондаковой, инновация представляет собой преобразование новации в товар,

1 Настоящее исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (государственный контракт № 14.740.11.0554 от 05.10.2010 г.)

2 Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982. С. 195.

который характеризуется новизной, пользуется спросом и включается в экономикоправовой оборот. Специфической чертой инновации является то, что она не является предметом материального мира, ее невозможно коснуться или физически измерить. Материальным является лишь ее носитель - документ, опытный образец и т.д., который регулируется правом.

Не вызывает сомнения тот факт, что нововведение должно быть защищено в соответствующей юридической форме объемом авторских прав или прав промышленной собственности, то есть стать объектом интеллектуальной собственности, для того чтобы свободно обращаться на рынке и дать возможность правовладельцу распоряжаться как самой инновацией, так и прибылью от ее использования.

Мы солидарны с мнением Г.Г. Азгальдова и А.В. Костина о том, что положение с однозначностью понимания и толкования понятия «инновация» остаётся совершенно неудовлетворительным. В частности, оно толкуется просто как калька с английского “innovation” (нововведение). А также: как такое нововведение, которое связано с новой техникой или технологией; как нововведение, обеспечивающее достижение мирового уровня выпускаемой продукции; как нововведение, достойное патентования3. Отметим, что официальной трактовки данного понятия на уровне федерального законодательства до сих пор нет.

В связи с отсутствием правовой определенности, возникает неопределенность с включением в содержание данного понятия тех или иных объектов. Так Г.Я. Гольдштейн отмечает, что только 10% инноваций (по опросам 700 английских компаний) были по-настоящему новыми, а 20% - лишь новыми версиями товаров4.

С понятием «инновация» тесно связано другое понятие - «инновационная деятельность». Инновационная деятельность, в широком смысле, предполагает реализацию мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

На наш взгляд, инновационная деятельность - это такой социально-техникоэкономический процесс, который через выявление общественных потребностей приводит к разработке инновационной продукции, практическое использование которой способствует развитию социально-экономической системы, и позволяет этому новшеству удовлетворять вызвавшую его общественную потребность.

В отношении понятия «инновационная политика» имеется такая же правовая неопределенность. Законодательство оперирует лишь термином - государственная научнотехническая политика (ст. 2 Федерального Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

Отметим, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г., поставлена первоочередная задача, связанная с тем, что Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, должна сосредоточить свои усилия и ресурсы на экономическом росте, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал5.

Для реализации этой первоочередной задачи нужны как теоретические разработки, направленные на описание и разъяснение инновационной политики в России, так и их практическое воплощение - прежде всего, специальный федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность. Необходим и четкий механизм применения разработанных правовых норм на различных уровнях власти.

По нашему мнению, определения понятий «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика» должны быть закреплены в данном федеральном законе.

3 Азгальдов Г.Г., Костин A.B. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - №2. - С.163-164.

4 Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог, 1998. С.87.

5 Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

Что касается регионального законодательства, то практически все законы субъектов Российской Федерации, регулирующие сферу инноваций, закрепляют понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная политика».

В частности Закон Белгородской области «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» в статье 2 дает определение инновации и инновационной деятельности: «инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, в новый или усовершенствованный технологический процесс, реализуемых в экономическом обороте, в том числе в области биоэнергетики и биотехнологий»6.

Обратим внимание на тот факт, что региональный законодатель, раскрывая значение термина «инновация», в действительности, вместо признаков этого понятия указывает признаки совершенно другого понятия - «инновационная деятельность». Такая позиция нам представляется спорной, поскольку признав, что инновация - это продукт, «получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса», мы, тем самым, произвольно сократим перечень объектов, исключив из их числа продукты научноисследовательской разработки.

Закон Кировской области «О развитии инновационной деятельности в Кировской области» от 04.05.2008 № 243-ЗО (ред. от 20.02.2009) (далее - Закон Кировской области) также дает трактовки понятий «инновации», «инновационная деятельность». Инновации понимаются в нем как «нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности». Инновационная деятельность - как «система действий по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке».

Однако по нашему мнению, понятие инновационной деятельности сформулировано региональным законодателем недостаточно четко. Нельзя не отметить, что в основе инновационной деятельности всегда лежит комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Статья 6 Закона Кировской области предусматривает, что объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются внедренные на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:

1) результаты интеллектуальной деятельности, содержащие практическую информацию о свойствах, способах производства и области применения инновационной продукции (новшества, нововведения), секреты производства (ноу-хау), научнотехническую и другую полезную информацию;

2) объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационной продукции;

3) инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационной продукции (товаров, услуг);

6 Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года № 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» // Белгородские известия от 09 октября 2009. № 178-179. С.8.

4) новые технологии, а также недвижимые и движимые вещи (имущество), технические изделия, оборудование, обладающие новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками7.

Последний, четвертый пункт вызывает сомнения, обусловленные тем, что обладание новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками не достаточно для признания объекта инновационным. Считаем, что одним из обязательных условий признания продукции инновационной должна быть обязательная защита ее определенным объемом прав интеллектуальной собственности в целях недопущения включения в данное понятие объектов, заведомо не являющихся инновационными.

Так, по нашему мнению, инновацию характеризуют следующие черты:

- частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности или патентоспособная продукция;

- выпуск товаров, услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень, за счет чего достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Закон Кировской области не регламентирует инновационную политику, однако в тексте содержатся положения о направлениях, целях, задачах государственного регулирования инновационной деятельности, о финансовых и нефинансовых формах государственной поддержки инновационной деятельности. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности, на наш взгляд, как раз и являются составными частями инновационной политики региона.

Для сравнения Закон Белгородской области «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области», закрепляет дефиницию понятия «инновационная политика». С точки зрения законодателя, это сфера, на которую распространяют действие нормы, изложенные в данном законе. Содержание инновационной политики Белгородской области составляет:

1) определение основных направлений и приоритетов развития инновационной деятельности;

2) установление форм и методов государственной поддержки инновационной деятельности;

3) осуществление взаимодействия органов государственной власти Белгородской области с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам инновационной деятельности;

4) организация взаимодействия субъектов инновационной деятельности на территории Белгородской области.

Закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД (ред. от 10.11.2008) «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» (далее - Закон Волгоградской области) закрепляет, что инновационная деятельность - это «деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов».

Государственная инновационная политика - это «определение органами государственной власти Волгоградской области инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов»8.

Определенные сомнения вызывает трактовка понятия «объекты инновационной деятельности» в статье 6 Закона Волгоградской области, под которыми понимаются внедренные на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:

- новые технологии и новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации, в рамках программы социально-экономического развития Волгоградской области;

- новые и принципиально улучшенные продукты, товары, работы, услуги.

7 Закон Кировской области «О развитии инновационной деятельности в Кировской области» от 04.05.2008 № 243-ЗО (ред. от 20.02.2009) // Вятский край. № 88-89(4216-4217). 14.05.2008.

8 Закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД (ред. от 10.11.2008) «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» // Волгоградская правда. № 121, 06.07.2004.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

На наш взгляд, не все перечисленные объекты могут являться инновациями, так как не в полной мере отвечают критерию защиты их комплексом прав интеллектуальной собственности.

Отличительной особенностью Закона Волгоградской области является достаточно подробная проработка положений о формах осуществления инновационной деятельности, вопросов самоорганизации субъектов инновационной деятельности, ответственности данных субъектов.

Также Закон Волгоградской области содержит положения о государственном регулировании инновационной деятельности и меры ее государственной поддержки, правда, не включая их в состав государственной инновационной политики.

Закон Нижегородской области от 14.02.2006 № 4-З (ред. от 06.08.2009) «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области) в статье 1 раскрывает содержание понятий «инновации» и «инновационной деятельность». Так, инновация (нововведение) - это «конечный результат инновационной деятельности». Инновационная деятельность - это «выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования»9.

Непосредственно в определении инноваций, на наш взгляд, имеется неточность: термины «инновация» и «нововведение» сточки зрения юридической науки не тождественны. Инновацию характеризует целый ряд признаков, не присущих понятияю «нововведение». Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Термин же «инновационная деятельность» трактуется, по нашему мнению, довольно полно и логично. Действительно инновация позволяет создать дополнительную ценность, связанную с внедрением, отсюда инновационная деятельность включает несколько этапов, в том числе внедрение и использование.

Закон Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ (ред. от 06.04.2010) «Об инновационной деятельности на территории Омской области» (далее - Закон Омской области) регулирует инновационную деятельность, но в качестве предмета правового регулирования определяет основные направления государственной инновационной политики Омской области, тем самым отождествляя понятия «инновационная деятельность» и «инновационная политика», что является спорным. Кроме этого, Закон Омской области дает определение понятия «инновационная деятельность», но обходит стороной понятие «инновация». Так, инновационная деятельность - это «деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий»10. Вместе с тем, Закон Омской области не определяет особенности реализации инновационной деятельности, принципы ее организации, а также ответственность субъектов инновационной деятельности.

Подводя итог сравнительного анализа регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность, можно сделать вывод о том, что исследованные законы субъектов Российской Федерации не лишены недостатков, однако позитивным моментом является само стремление регионального законодателя ввести инновационную сферу в правовое поле.

Таким образом, мы видим, что относительно определений понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная политика» в региональном законодательстве имеется правовая неопределенность, открывающая, с одной стороны, простор для научных дискуссий и изысканий, а, с другой стороны, - создающая трудности и проблемы для правоприменительной практики.

9 Закон Нижегородской области от 14.02.2006 № 4-З (ред. от 06.08.2009) «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 33(3445), 25.02.2006.

10 Закон Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ (ред. от 06.04.2010) «Об инновационной деятельности на территории Омской области» // Омский вестник. № 40, 23.07.2004.

Имеющаяся правовая основа инновационной деятельности и инновационной политики в России фрагментарна и явно недостаточна для проведения эффективной модернизации нашей страны.

С учетом изложенного, полагаем возможным сформулировать следующие выводы:

1. Понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная политика» должны найти свое законодательное закрепление в специальном федеральном законе, в противном случае их применение на практике будет весьма затруднительным.

2. Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность» не является тождественным. Считаем, что инновация - это конечный результат творческого труда, научной деятельности, защищенный в соответствующей юридической форме определенным объемом авторских или патентных прав. Инновационная деятельность охватывает весь цикл от разработки идеи до её реализации на коммерческой основе.

1. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982. С. 195.

2. Азгальдов Г.Г., Костин A.B. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - №2. - С.163-164.

3. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог, 1998. С.87.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года№ 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» // Белгородские известия от 09 октября 2009. № 178-179. С. 8.

6. Закон Кировской области «О развитии инновационной деятельности в Кировской области» от 04.05.2008 № 243-ЗО (ред. от 20.02.2009) // Вятский край. № 88-89(4216-4217). 14.05.2008.

7. Закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД (ред. от 10.11.2008) «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» // Волгоградская правда. № 121, 06.07.2004.

8. Закон Нижегородской области от 14.02.2006 № 4-З (ред. от 06.08.2009) «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 33(3445), 25.02.2006.

д. Закон Омской области от 13.07.2004 № 527-ОЗ (ред. от 06.04.2010) «Об инновационной деятельности на территории Омской области» // Омский вестник. № 40, 23.07.2004.

Список литературы

CONCEPTUAL ISSUES OF INNOVATIVE LEGAL RELATIONSHIP

A. P. PERESYPKIN11 V.Y. TURANIN21 A. A. BELETSKAYA31

This article is devoted to the analysis of the conceptual problems arising in sphere of innovative activity and connected with it of legal relationship. The special attention is given the analysis of the federal and regional legislation regulating innovative activity.

Belgorod State University

1) e-mail:

[email protected]

Key words: innovations, innovative activity, innovative policy, innovative legal relationship.

2) e-mail: [email protected]

3)

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.