A.N. VLASOV
COOPERAUION BEUWEEN CRIMINAL POLICE AND PENAL INSUIUTUIONS
А.Н. ВЛАСОВ
(УВД Рязанской области)
ПОНЯТИЙНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Решение задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности является приоритетным направлением деятельности всех субъектов правоохранительной системы, независимо от их функциональной специализации. В то же время анализ современного состояния преступности в нашей стране, а также результатов правоприменительной практики позволяет сделать выводы, что одним из факторов, непосредственно влияющих на эффективность решения задач правоохранительных органов, является комплексный подход к проблеме борьбы с преступностью. Это, в свою очередь, предполагает организацию и налаживание тесного взаимодействия всех субъектов правоохранительной деятельности в разработке и осуществлении конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей и решение задач противодействия преступности.
В связи с этим безусловную актуальность приобретает совершенствование организации и правовой регламентации взаимодействия криминальной милиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы в борьбе с преступностью.
В философской литературе под взаимодействием понимается категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, взаимодополняемость, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи1 .
В науке управления взаимодействие обычно рассматривается в качестве одной из форм
Уголовно-исполнительное право
регулирования, как направленное воздействие, осуществляемое для достижения конкретной цели. Взаимодействия системных образований взаимно дополняют друг друга, создают условия для успешного функционирования всей сис-темы2. Взаимодействие пронизывает весь цикл управления и является неотъемлемой частью любой системы, функционально-организационный механизм которой состоит из совокупности элементов, определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, что составляет целостное системное образование3.
В юридической литературе вопрос об определении понятия остается дискуссионным. В то же время анализ различных определений взаимодействия показывает, что в них имеются общие признаки, характеризующие сущность данного понятия.
В работах, посвященных вопросам взаимодействия, ученые-юристы определяют взаимодействие как «совместные или согласованные по времени и месту осуществления мероприятия, направленные на предотвращение, раскрытие преступлений и розыск скрывшихся преступников» (В.М. Капнулин); «согласованное по цели, месту и времени проведение мероприятий, основанных на законе и подзаконных актах и направленных на предотвращение, раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников и перевоспитание правонарушителей» (М.П. Ла-шин); «совместная деятельность занимающих равноправное положение элементов системы, направленная на решение общих задач» (А.А. Аксенов); «основанный на нормативных актах и принципах научного управления профилактикой
преступлений организованный процесс согласованной или совместной деятельности..., направленный на эффективное достижение общих задач и целей...» (В.Е. Южанин); «основанная на законах и подзаконных актах совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность, направленная на своевременное и эффективное выявление, предупреждение, пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников» (Д.А. Баландин); «основанные на законах и подзаконных актах совместные или согласованные действия по задачам, направлениям и времени в интересах выполнения служебно-оперативных задач с максимальной эффективностью» (В.В. Де-дюхин, Ф.Г. Канцарин).
Исходя из указанных определений, необходимо отметить, что в них достаточно четко обозначены признаки взаимодействия. Во-первых, это совместная или согласованная деятельность. При этом одни авторы рассматривают взаимодействие как «согласованную деятельность», другие - как «совместную согласованную деятельность», третьи - «совместную», четвертые - «согласованную», пятые - «совместную или согласованную». Однако мы считаем, что определение «совместная» сужает содержательную сторону всего процесса взаимодействия.
Во-вторых, эта деятельность базируется на законах и подзаконных актах. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел основывается на действующем законодательстве России и регулируется им. Правовую основу взаимодействия составляет совокупность законодательных актов, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и предусматривающих основания, цели, направления и формы осуществления согласованных или совместных мероприятий в интересах взаимодействующих сторон, компетенцию и полномочия субъектов взаимодействия. Рассматривая взаимодействие оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел, следует отметить, что речь идет о совместной или согласованной деятельности прежде всего самостоятельных органов государства, которые наделены определенными полномочиями. Причем эта деятельность осуществляется указанными субъектами в пределах своей компетенции. Единая цель достигается согласованными действиями оперативных работников уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел с ис-
пользованием присущих каждому из них в отдельности методов и средств.
В-третьих, возникает вопрос о согласованности действий различных самостоятельных государственных органов прежде всего по цели, затем по месту, времени и направлениям деятельности. Определение и формулирование цели взаимодействия является важным элементом его организации, если цель не определена, не сформулирована, неизвестна, то управление системой не имеет смысла. Поскольку взаимодействие представляет собой совместную или согласованную по целям, времени и месту деятельность, то такого рода согласованность означает постановку перед оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и криминальной милиции таких задач, решение которых обеспечивало бы достижение общей цели борьбы с преступностью, определение конкретных сроков планируемых мероприятий с учетом возможностей и компетенции каждой из взаимодействующих сторон, объединение усилий оперативного состава мест лишения свободы и криминальной милиции в определенном месте, на конкретном объекте, территории, выступающих объектом, где проводятся мероприятия по противодействию преступности.
Одним из элементов взаимодействия является наиболее оптимальное использование сил, средств и методов. Необходимость в осуществлении совместных или согласованных действий различных аппаратов возникает обычно тогда, когда отсутствует возможность достичь желаемой цели собственными силами и средствами. Далеко не всегда оперативно-розыскная функция может быть реализована обособленными усилиями оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел, особенно в тех случаях, когда для решения сложной задачи требуется сосредоточить на конкретном объекте силы и средства межведомственного комплексного характера.
В-четвертых, взаимодействие направлено на решение общей задачи борьбы с преступностью. Взаимодействие субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обусловлено рядом факторов, определяющих объективную необходимость взаимных действий. Это, с одной стороны, общность задач, стоящих перед структурными подразделениями, с другой - различие их функционального и структурного положения.
Оперативные подразделения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и
Уголовно-исполнительное право
А.Н. Власов
криминальной милиции, являясь подсистемами целостной системы правоохранительных органов, находятся в органической связи между собой и системой в целом, поэтому необходимость взаимодействия - одно из главных требований сохранения целостности, без соблюдения которого противодействие преступности не может осуществляься. В связи с этим, несмотря на функционально-организационную самостоятельность, оперативные аппараты учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и криминальной милиции способны эффективно решать задачи в данной сфере, особенно это касается раскрытия преступлений.
Взаимодействие, основанное на совершенной правовой базе, - это согласованная деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного, организационного характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющая добиваться высоких результатов в раскрытии преступлений и возмещении материального ущерба.
Взаимодействие как совместная согласованная деятельность, являясь по своему содержанию сложной и многогранной, характеризуется целым рядом критериев: по субъектам; характеру связей; времени и функциям; отношению к системе; уровням; степени конспирации; этапам осуществления Такой анализ взаимодействия, как отмечают Е.Н. Билоус, А.В. Горячев, В.С. Кулаков, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку знание типологии взаимодействия позволяет найти наиболее эффективный вариант его организации в конкретных условиях деятельности, для конкретных субъектов, для решения конкретных задач на различных иерархических уровнях системы.
Основой критерия, классифицирующего согласованную или совместную деятельность по субъектному составу, выступают права и обязанности субъектов взаимодействия по реализации борьбы с преступностью.
По характеру связей взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых, непосредственных связей между субъектами взаимодействия. Характерным примером является взаимодействие оперативного аппарата органа внутренних дел с оперативным аппаратом следственного изолятора уголовно-исполнительной системы в процессе агентурной разработки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Уголовно-исполнительное право
Опосредованное взаимодействие между оперативными подразделениями осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий собой службу, в интересах которой организуется взаимодействие. Например, когда задание на оперативную разработку осужденного, находящегося в исправительном учреждении, инициатор разработки направляет в оперативный отдел территориального органа ФСИН России, который, в свою очередь, дает соответствующее указание подчиненному ему подразделению исправительной колонии.
В зависимости от поставленных задач взаимодействие оперативных аппаратов может быть постоянным - осуществляемым на протяжении всей деятельности, и временным - направленным на решение конкретных оперативно-тактических задач и прекращающимся с их выполнением. Так, постоянного взаимодействия требует решение вопросов рецидивной преступности, недопущения совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Временное взаимодействие имеет место, например, при проведении совместной операции по задержанию с поличным граждан, доставляющих в исправительное учреждение наркотические средства, поскольку с получением достаточных данных для изобличения преступника оно завершается.
В процессе взаимодействия при раскрытии преступлений его субъектами осуществляются различные направления деятельности: оперативно-розыскная; уголовно-процессуальная; административно-правовая; организационно-управленческая, каждая из которых распадается, в свою очередь, на функции. Реализации этих функций присущи особенности, которые имеют место при осуществлении совместной или согласованной деятельности. Так, в процессе уголовно-процессуальной деятельности при взаимодействии органов дознания и предварительного следствия необходимо использовать все разрешенные процессуальные и организационные формы сотрудничества, осуществляя тактические операции, являющиеся оптимальной формой целевого подхода к организации расследования опасных пре-ступлений4.
Являясь самостоятельными в организационном и функционально-структурном отношении, названные подразделения способны функционировать изолированно, однако для обеспечения максимальной эффективности проводимых мероприятий по борьбе с преступностью необходимо тесное сочетание и комплексное применение оперативно-розыскных, процессуальных и
административных методов и средств в предупреждении, раскрытии преступлений и розыске преступников. Такое положение во многом обусловлено возложением на них единой оперативно-розыскной функции, реализация которой предполагает использование одних и тех же сил, средств и методов как гласного, так и негласного характера.
1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 88.
2 См.: Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С. 93.
3 См.: Барабанов Н.П., Кутуков С.А. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействий структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка: Монография. Рязань, 2004. С. 25-26.
4 См.: Нечаев В.В. Некоторые вопросы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания: организационно-правовой аспект // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. 2004. № 4. С. 102.
Уголовно-исполнительное право