Научная статья на тему 'Понятия коллизии в конституционном праве'

Понятия коллизии в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллизия / конституционное право / Конституция РФ / коллизионные нормы / conflict / constitutional law / Constitution of the Russian

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бекирова Ф. С., Контлакова Ф. Р.

Какой бы совершенной ни была система конституционного права, в какой бы степени ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее структуры, она не может предотвратить скрытых разногласий между нормами, называемых коллизиями в праве. Эти столкновения могут породить конфликты и конституционные кризисы, что, конечно, крайне нежелательно для любого правительства. Отсюда стремление законодателя установить правовой порядок разрешения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of conflict in constitutional law

No matter how perfect the system of constitutional law is, no matter to what extent the unity and interrelation of its structure is ensured, it cannot prevent hidden disagreements between norms, called collisions in law. These clashes can give rise to conflicts and constitutional crises, which, of course, is extremely undesirable for any Government. Hence the desire of the legislator to establish a legal procedure for resolving conflicts.

Текст научной работы на тему «Понятия коллизии в конституционном праве»

Бекирова Ф.С.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и административно-правовых дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

Контлакова Ф.Р.

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса.

Северо-Кавказская государственная академия.

Понятия коллизии в конституционном праве

Коллизии правовых норм представляют собой их расхождение: в ситуации, когда несколько правовых норм регулируют одни и те же или сходные отношения, возникает вопрос о приоритете одних норм над другими. Следовательно, суть разрешения коллизий в праве сводится к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.

Коллизия (лат. ш1Шю — «столкновение») - разногласия или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

Особым видом конституционно-правовых норм являются коллизионные нормы. Такие нормы содержатся как в Конституции Российской Федерации, так и в других конституционно-правовых актах. Под коллизией конституционного права понимается несоответствие или прямое противопоставление нормативных правовых предписаний между актами толкования конституционных норм или конституционными статусами органов государственной власти (споры о компетенции). Урегулирование коллизий в праве для формирования варианта поведения может осуществляться не только на стадии применения права (т.е. правоприменительными органами), но и на стадии реализации права (т.е. всеми субъектами права).

Распространенными причинами возникновения коллизии являются юридико-техническое несовершенство законотворческой работы, противоречия новых принимаемых законов и уже принятых законов, отсутствие координации правотворчества субъектов федераций, судебными ошибками, произвольным толкованием конституции и других актов,

решений отдельных органов за пределами своих полномочий. Допущенные коллизии в праве отрицательно влияют на уровень правового регулирования общественных отношений. В случае возникновения коллизий в праве снижается эффективность и характер правоприменительной деятельности.

Так, Ю.А. Тихомиров отмечает, что к такого рода нормам в конституционном праве относятся нормы, устанавливающие приоритет Конституции Российской Федерации перед другими нормативно-правовыми актами, устанавливающие приоритет норм международных договоров; нормы ст. 76 Конституции Российской Федерации, в которых идет речь о соотношении законов по юридической силе [1, с. 145].

В целом можно сказать, что в предмет конституционного права России входят наиболее важные и фундаментальные общественные отношения в государстве, связанные с характеристикой России как государства, определением правового статуса личности, принципами формирования органов государственной власти, особенностями формирования и функционирования высших органов власти и т.д. Наличие в данной отрасли права коллизий и иных недостатков приводит к нарушению гармоничности всех общественных отношений в государстве [2, с. 4].

Коллизии в конституционном праве также можно определить, как отдельные противоречия, выражающиеся в различном воздействии правовых норм, имеющих общий объект конституционно-правового регулирования общественных отношений, не связанные с разграничением особенностей предмета законодательного регулирования в рамках одного и того же нормативного правового акта действующего законодательства.

По вопросу разграничения компетенции между ветвями судебной власти действует подход, обозначенный Конституционным Судом РФ, по которому суды общей юрисдикции и арбитражные суды в случаях обнаружения противоречий между нормами должны самостоятельно решать, какие нормы подлежат применению в рассматриваемом деле. В тоже время в случаях, когда коллизия правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав, вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции Конституционного Суда РФ. В таких случаях Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции РФ [3]. Соответственно, на эти правовые позиции можно ссылаться при рассмотрении дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Особым видом коллизии в конституционном праве являются компе-тенционные противоречия, предполагающие различия, обусловленные принятием законодательных актов, касающиеся совпадения или нарушения компетенции нормотворческого государственного органа, как по вертикали, так и по горизонтали, установленной Конституцией РФ. В качестве такого типичного примера можно привести нарушение предметов исключительного ведения Российской Федерации органами государственной власти ряда республик, закрепивших в региональных конституциях землю, недра и иные природные ресурсы, расположенные на территории этих субъектов РФ, своей собственностью вопреки признанию природных богатств (ч. 1 ст. 9, ст. ст. 71, 72 Конституции РФ) публичным достоянием и основой жизнедеятельности всего многонационального народа России, находящихся в федеральной собственности. Также право субъектов РФ самостоятельно по предметам совместного ведения в опережающем порядке издавать собственные правовые акты, подлежащие приведению в соответствии с требованиями принятого федерального закона [4, с. 47].

Исследовав вопрос коллизий в конституционном праве можно сделать вывод, что коллизии, обусловленные объективными причинами, связаны с ходом развития социальных отношений, что влечет изменения, дополнения и конкретизации норм, регулирующих эти отношения. Несвоевременное внесение изменений в правовое регулирование неизбежно приводит к конфликтам между содержанием ранее существовавших норм и потребностями нового правового оформления изменившейся ситуации.

К объективным причинам можно отнести: сложность российской законодательной системы, универсальный характер, множество субъектов правотворчества; изменяющийся характер российского общества и государства, выражающийся в необходимости постоянного движения в правовом регулировании; значительный уровень общей социальной конфликтности, порожденный недостаточностью ресурсов, благ и, соответственно, трудностями их распределения; неразвитость механизма разграничения законотворческих полномочий различных субъектов; сложный характер самого российского общества, дополняющийся многонациональным, многоконфессиональным, значительным по территории и имеющим различия в природных, экономических и других условиях жизни людей; отсутствие скоординированной деятельности по обеспечению единства законодательной системы.

Субъективными причинами возникновения коллизии могут быть

ошибки в юридической технике, неточной формулировки юридических предписаний, использования двусмысленных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилистической строгости.

Значительный пласт конституционно-правовых актов, зачастую противоречащих друг другу, предписывает необходимость установления взаимосвязи между ними, что и позволяют сделать коллизионные нормы. Особое значение коллизионные нормы приобретают в федеративном государстве, где возникает необходимость разрешения противоречий между актами федерального правительства и органов власти субъектов Российской Федерации. Коллизии в конституционном праве привлекают внимание науки конституционного права. Попытка исключить все коллизии подобна остановке естественного движения, но определение путей их мирного прохождения в будущем является не последней задачей науки и практики конституционного права.

Список литературы:

1. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учеб. и науч.-практ. пособие / Ю.А. Тихомиров; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Юринформцентр, 2000. 393 с.

2. Беляева О.В., Мукиенко И.Н. Коллизии в правовом поле России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 8. С. 3-7.

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 30.11.2022г.)

4. Татаринов С.А. Конституционно-правовые коллизии в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 5. С. 45-50.

Bibliography

1. Tikhomirov Yu.A. Conflict Law: Proc. and scientific-pract. allowance / Yu.A. Tikhomirov; Institute of Legislation and Comparison. jurisprudence under the Government of Ros. Federation. - M.: Yuriinformtsentr, 2000. 393 p.

2. Belyaeva O.V., Mukienko I.N. Collisions in the legal field of Russia // State power and local self-government. 2022. № 8. Р. 3-7.

3. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (11.30.2022)

4. Tatarinov S.A. Constitutional and legal conflicts in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation // State power and local self-government. 2019. № 5. Р. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.