Бекирова Ф.С.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и административно-правовых дисциплин.
Северо-Кавказская государственная академия.
Контлакова Ф.Р.
Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса.
Северо-Кавказская государственная академия.
Понятия коллизии в конституционном праве
Коллизии правовых норм представляют собой их расхождение: в ситуации, когда несколько правовых норм регулируют одни и те же или сходные отношения, возникает вопрос о приоритете одних норм над другими. Следовательно, суть разрешения коллизий в праве сводится к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
Коллизия (лат. ш1Шю — «столкновение») - разногласия или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.
Особым видом конституционно-правовых норм являются коллизионные нормы. Такие нормы содержатся как в Конституции Российской Федерации, так и в других конституционно-правовых актах. Под коллизией конституционного права понимается несоответствие или прямое противопоставление нормативных правовых предписаний между актами толкования конституционных норм или конституционными статусами органов государственной власти (споры о компетенции). Урегулирование коллизий в праве для формирования варианта поведения может осуществляться не только на стадии применения права (т.е. правоприменительными органами), но и на стадии реализации права (т.е. всеми субъектами права).
Распространенными причинами возникновения коллизии являются юридико-техническое несовершенство законотворческой работы, противоречия новых принимаемых законов и уже принятых законов, отсутствие координации правотворчества субъектов федераций, судебными ошибками, произвольным толкованием конституции и других актов,
решений отдельных органов за пределами своих полномочий. Допущенные коллизии в праве отрицательно влияют на уровень правового регулирования общественных отношений. В случае возникновения коллизий в праве снижается эффективность и характер правоприменительной деятельности.
Так, Ю.А. Тихомиров отмечает, что к такого рода нормам в конституционном праве относятся нормы, устанавливающие приоритет Конституции Российской Федерации перед другими нормативно-правовыми актами, устанавливающие приоритет норм международных договоров; нормы ст. 76 Конституции Российской Федерации, в которых идет речь о соотношении законов по юридической силе [1, с. 145].
В целом можно сказать, что в предмет конституционного права России входят наиболее важные и фундаментальные общественные отношения в государстве, связанные с характеристикой России как государства, определением правового статуса личности, принципами формирования органов государственной власти, особенностями формирования и функционирования высших органов власти и т.д. Наличие в данной отрасли права коллизий и иных недостатков приводит к нарушению гармоничности всех общественных отношений в государстве [2, с. 4].
Коллизии в конституционном праве также можно определить, как отдельные противоречия, выражающиеся в различном воздействии правовых норм, имеющих общий объект конституционно-правового регулирования общественных отношений, не связанные с разграничением особенностей предмета законодательного регулирования в рамках одного и того же нормативного правового акта действующего законодательства.
По вопросу разграничения компетенции между ветвями судебной власти действует подход, обозначенный Конституционным Судом РФ, по которому суды общей юрисдикции и арбитражные суды в случаях обнаружения противоречий между нормами должны самостоятельно решать, какие нормы подлежат применению в рассматриваемом деле. В тоже время в случаях, когда коллизия правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав, вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции Конституционного Суда РФ. В таких случаях Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции РФ [3]. Соответственно, на эти правовые позиции можно ссылаться при рассмотрении дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Особым видом коллизии в конституционном праве являются компе-тенционные противоречия, предполагающие различия, обусловленные принятием законодательных актов, касающиеся совпадения или нарушения компетенции нормотворческого государственного органа, как по вертикали, так и по горизонтали, установленной Конституцией РФ. В качестве такого типичного примера можно привести нарушение предметов исключительного ведения Российской Федерации органами государственной власти ряда республик, закрепивших в региональных конституциях землю, недра и иные природные ресурсы, расположенные на территории этих субъектов РФ, своей собственностью вопреки признанию природных богатств (ч. 1 ст. 9, ст. ст. 71, 72 Конституции РФ) публичным достоянием и основой жизнедеятельности всего многонационального народа России, находящихся в федеральной собственности. Также право субъектов РФ самостоятельно по предметам совместного ведения в опережающем порядке издавать собственные правовые акты, подлежащие приведению в соответствии с требованиями принятого федерального закона [4, с. 47].
Исследовав вопрос коллизий в конституционном праве можно сделать вывод, что коллизии, обусловленные объективными причинами, связаны с ходом развития социальных отношений, что влечет изменения, дополнения и конкретизации норм, регулирующих эти отношения. Несвоевременное внесение изменений в правовое регулирование неизбежно приводит к конфликтам между содержанием ранее существовавших норм и потребностями нового правового оформления изменившейся ситуации.
К объективным причинам можно отнести: сложность российской законодательной системы, универсальный характер, множество субъектов правотворчества; изменяющийся характер российского общества и государства, выражающийся в необходимости постоянного движения в правовом регулировании; значительный уровень общей социальной конфликтности, порожденный недостаточностью ресурсов, благ и, соответственно, трудностями их распределения; неразвитость механизма разграничения законотворческих полномочий различных субъектов; сложный характер самого российского общества, дополняющийся многонациональным, многоконфессиональным, значительным по территории и имеющим различия в природных, экономических и других условиях жизни людей; отсутствие скоординированной деятельности по обеспечению единства законодательной системы.
Субъективными причинами возникновения коллизии могут быть
ошибки в юридической технике, неточной формулировки юридических предписаний, использования двусмысленных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилистической строгости.
Значительный пласт конституционно-правовых актов, зачастую противоречащих друг другу, предписывает необходимость установления взаимосвязи между ними, что и позволяют сделать коллизионные нормы. Особое значение коллизионные нормы приобретают в федеративном государстве, где возникает необходимость разрешения противоречий между актами федерального правительства и органов власти субъектов Российской Федерации. Коллизии в конституционном праве привлекают внимание науки конституционного права. Попытка исключить все коллизии подобна остановке естественного движения, но определение путей их мирного прохождения в будущем является не последней задачей науки и практики конституционного права.
Список литературы:
1. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учеб. и науч.-практ. пособие / Ю.А. Тихомиров; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Юринформцентр, 2000. 393 с.
2. Беляева О.В., Мукиенко И.Н. Коллизии в правовом поле России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 8. С. 3-7.
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 30.11.2022г.)
4. Татаринов С.А. Конституционно-правовые коллизии в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 5. С. 45-50.
Bibliography
1. Tikhomirov Yu.A. Conflict Law: Proc. and scientific-pract. allowance / Yu.A. Tikhomirov; Institute of Legislation and Comparison. jurisprudence under the Government of Ros. Federation. - M.: Yuriinformtsentr, 2000. 393 p.
2. Belyaeva O.V., Mukienko I.N. Collisions in the legal field of Russia // State power and local self-government. 2022. № 8. Р. 3-7.
3. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (11.30.2022)
4. Tatarinov S.A. Constitutional and legal conflicts in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation // State power and local self-government. 2019. № 5. Р. 45-50.