Научная статья на тему 'Понятие, значение и примеры повышения результативности экспертно-криминалистической деятельности'

Понятие, значение и примеры повышения результативности экспертно-криминалистической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экспертно-криминалистическая деятельность / результативность / экономическая эффективность / желаемое качество / высокая производительность / действенная мотивация / востребованность инноваций / forensics / effectiveness / economic efficiency / desired quality / high performance / effective motivation / demand for innovation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Анатольевич Данилкин, Виталия Михайловна Данилкина

Рассмотрены возможности использования универсальных критериев результативности в целях оценки конечных результатов выполняемых сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений оперативно-служебных задач и определения приоритетных направлений развития экспертно-криминалистической деятельности, для чего необходимо их правильно определять, уметь оценивать и комплексно улучшать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Анатольевич Данилкин, Виталия Михайловна Данилкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept, meaning and examples of improving the effectiveness of forensic activities

The possibilities of using universal performance criteria in order to assess the final results of operational and service tasks performed by employees of forensic units and identify priority areas for the development of forensic activities, for which it is necessary to correctly identify them, be able to evaluate and comprehensively improve.

Текст научной работы на тему «Понятие, значение и примеры повышения результативности экспертно-криминалистической деятельности»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-40-45 EDN: https://elibrary.ru/vrtqop NIION: 2015-0066-2/24-946 MOSURED: 77/27-011-2024-02-145

Понятие, значение и примеры повышения результативности экспертно-криминалистической деятельности

Игорь Анатольевич Данилкин1, Виталия Михайловна Данилкина2

1 Главное управление МВД России по городу Москве, Москва, Россия, [email protected]

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены возможности использования универсальных критериев результативности в целях оценки конечных результатов выполняемых сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений оперативно-служебных задач и определения приоритетных направлений развития экспертно-криминалистической деятельности, для чего необходимо их правильно определять, уметь оценивать и комплексно улучшать.

Ключевые слова: экспертно-криминалистическая деятельность, результативность, экономическая эффективность, желаемое качество, высокая производительность, действенная мотивация, востребованность инноваций

Для цитирования: Данилкин И. А., Данилкина В. М. Понятие, значение и примеры повышения результативности экспертно-криминалистической деятельности // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 40-45. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-40-45. EDN: VRTQOP.

Original article

The concept, meaning and examples of improving the effectiveness of forensic activities

Igor A. Danilkin1, Vitalia M. Danilkina2

1 General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow city, Moscow, Russia, [email protected]

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The possibilities of using universal performance criteria in order to assess the final results of operational and service tasks performed by employees of forensic units and identify priority areas for the development of forensic activities, for which it is necessary to correctly identify them, be able to evaluate and comprehensively improve.

Keywords: forensics, effectiveness, economic efficiency, desired quality, high performance, effective motivation, demand for innovation

For citation: Danilkin I. A., Danilkina V. M. The concept, meaning and examples of improving the effctiveness of forensic activities. Bulletin of economic security. 2024;(2):40-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-40-45. EDN: VRTQOP.

В соответствии с современными запросами общества и государства в условиях стремительного изменения тех вызовов и угроз, которые возникают при обеспечении законности и правопорядка, экспертно-кри-миналистическая деятельность как одно из основных направлений деятельности органов внутренних дел постоянно совершенствуется. При организации данной

© Данилкин И. А., Данилкина В. М., 2024

работы важно учитывать, что для качественной и объективной оценки внедряемых изменений в современных рыночных условиях, осложненных беспрецедентным санкционным давлением и значительно возросшими бюджетными расходами на оборонную промышленность, другие неотложные государственные нужды, положения Бюджетного кодекса РФ [1] ориентируют руко-

водителей всех органов исполнительной власти на необходимость повсеместного использования принципов эффективности и результативности.

Приказом МВД России от 31 декабря 2013 № 1040 [2] одним из основных критериев экспертной оценки территориального подразделения наряду с соответствием фактической организации деятельности нормативным требованиям закреплена «результативность выполнения территориальным органом МВД России возложенных полномочий по соответствующему направлению деятельности (структурного подразделения территориального органа МВД России)». Однако нередко можно услышать подмену понятия «результативность деятельности» его, как многим казалось бы, синонимом «эффективность», хотя в действительности они имеют различное значение. Представляется, что заинтересованным руководителям (прежде всего федерального уровня) необходимо понимать и уметь разграничивать указанные понятия для возможности адаптации и использования критериев (основных составляющих) результативности в целях оценки конечных результатов выполняемых сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений (далее - ЭКП) оперативно-служебных задач, определения приоритетных целей и векторов дальнейшего развития экспертно-криминалисти-ческой деятельности (далее - ЭКД).

Рассмотрение возможных критериев оценки результативности ЭКД необходимо начинать с разграничения понятий «эффективность» и, собственно, «результативность». Согласно определению, изложенному в ГОСТ ISO 9000-2011, результативность - это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Исходя из приведенного определения, результативной может быть признана деятельность любой организации или ее структурного подразделения (далее - системы), способных в существующих внешних и внутренних условиях функционирования в достаточной степени реализовывать запланированные или нормативно закрепленные цели [4]. Степень совпадения предполагаемого - цели - и конечного результата, достигнутого системой за определенный период, составляет суть показателя результативности последней.

В свою очередь, эффективность представляет собой связь между достигнутым результатом и затраченными с этой целью ресурсами. Статья 34 Бюджетного кодекса РФ ориентирует всех участников бюджетного процесса на необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). При этом результативность выступает более полной и, соответственно, значимой характеристикой деятельности, определяющей не только экономичность как соотношение между объемом и затратами, но и как категорию, которая предусматривает учет дополнительных значимых параметров [10].

Результативность лежит в основе постановки целей, составляющих стратегию функционирования и развития системы, а эффективность выступает как мера взаимосвязи между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами [7]. Иными словами, эффективность характеризует степень рациональности использования различных ресурсов, а результативность - способность (степень) достижения конкретно сформулированных (поставленных перед системой) целей, основанную на анализе внешних и внутренних условий функционирования рассматриваемой системы (в обозначенном нами контексте - ЭКП).

На повышение результативности нас ориентируют не только положения Бюджетного кодекса РФ, но и решения, принимаемые в последние годы руководством МВД России. Смещение государственных приоритетов от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» достигается путем повышения ответственности заинтересованных руководителей в сочетании с расширением самостоятельности администраторов бюджетных средств (министерств и ведомств, в том числе и правоохранительных) в рамках четких среднесрочных ориентиров и конкретно сформулированных целей.

Формирование указанных приоритетов или постановка целей - это динамический процесс распределения ресурсов, с помощью которого определяются будущие устремления (желаемые результаты) в рамках доведенных (имеющихся) лимитов и некоторых известных ограничений. Учитывая, что после начала СВО существенно изменились условия функционирования у всех участников бюджетного процесса, в том числе и правоохранительных органов, указанные приоритеты и принципы все чаще будут использоваться при оценке различных направлений правоохранительной деятельности, затратных с точки зрения бюджетных ресурсов, к числу которых относится и ЭКД.

Акцент на повышении результативности деятельности ориентирует руководителей всех уровней на принятие и реализацию управленческих решений системного характера для достижения максимально возможной степени результативности в рамках доведенного (запланированного) объема бюджетных средств. Для этого необходимо знать, уметь оценивать (либо измерять) и соответственно улучшать все основные критерии, составляющие в своей совокупности содержание собирательного понятия результативности.

Проанализировав значительное количество научной литературы в области экономики, государственного и муниципального управления, в том числе и зарубежных авторов, выделим следующие универсальные для любой системы составляющие (критерии) результативности:

1. Экономическая эффективность - положительная динамика значимых для рассматриваемой системы показателей (как правило, финансовых), касающихся соотношения стоимости полученного результата и затрат, использованных для его достижения [8].

2. Желаемое качество - полное соответствие выданной продукции, выполненной работы и оказанных услуг установленным требованиям с учетом высокой степени удовлетворения ожиданий потребителя [5].

3. Высокая производительность - превышающее нормативные значения количество произведенной рассматриваемой системой продукции (оказанных услуг, выполненной работы) за определенный период времени, отнесенное к количеству ресурсов, потребленных данной системой за тот же период [9].

4. Действенная мотивация - высокий уровень проявления профессиональных качеств, способностей, инициативных усилий и морально-психологической готовности руководителей, сотрудников (работников) в процессе управления, достижения поставленных целей и обеспечения развития рассматриваемой системы.

5. Востребованность инноваций - наличие и степень значимости для деятельности рассматриваемой системы предложенных, апробированных и внедренных новых идей, технологий, методик, материальных объектов (изобретений), которые становятся новыми стимулами или катализаторами ее развития [5].

В первом приближении руководителям и сотрудникам, занятым организацией, управлением и непосредственно осуществлением ЭКД, может показаться, что требования бюджетного законодательства РФ и научно обоснованные критерии результативности несопоставимы с используемыми в настоящее время критериями оценки (показателями) деятельности ЭКП и не могут быть применены для измерения, оценки и дальнейшего стимулирования повышения ее результативности. Однако это далеко не так. Рассмотрим, как можно соотнести апробированные экономистами универсальные критерии результативности с деятельностью ЭКП.

Экономическая эффективность, применительно к деятельности ЭКП, достигается, например, путем снижения себестоимости экспертных исследований за счет внедрения и использования отечественного оборудования, расходных материалов, а также снижением бюджетных затрат на производство экспертных исследований в негосударственных учреждениях.

Желаемое качество, в большинстве своем, - это ничто иное, как результативные заключения эксперта, справки об исследовании и проверки по экспертно-криминалистическим учетам, а также результативные (с комплексным изъятием следов скрывшихся преступников) участия специалиста ЭКП в осмотрах места происшествия, отвечающие ожиданиям основных «потребителей» - должностных лиц оперативных и следственных подразделений, инициировавших их.

Высокая производительность деятельности ЭКП достигается, например, путем внедрения организационных и технических решений, направленных на повышение количества проводимых на имеющейся прибор-

ной базе экспертных исследований (без ущерба для их качества) и (или) сокращение сроков их проведения в условиях, исключающих возможности искусственного дробления назначаемых исследований по формальным основаниям.

Действенную мотивацию, в свою очередь, может обеспечивать постоянный ориентир на повышение квалификации и дальнейшее саморазвитие, в том числе и морально-психологическое, руководителей и сотрудников профильных отделов и лабораторий, а также консолидация усилий руководящего и личного состава по развитию наиболее востребованных специальных видов экспертиз, в том числе путем поддержания в коллективе высокого уровня деловой активности, направленной на инициативное создание новых экспертных методик для ранее не исследовавшихся в ЭКП объектов.

Востребованность инноваций традиционно в деятельности ЭКП обеспечивается своевременной адаптацией (апробацией и внедрением) современных достижений научно-технического прогресса и информационных технологий к потребностям судопроизводства в стремительно изменяющихся внешних условиях функционирования, обусловленных изменениями как структуры и динамики преступности, так и общественной жизни в целом.

Проиллюстрируем возможности повышения предложенных критериев результативности и их совокупное влияние на повышение результативности ЭКД на примере отдела биологических экспертиз и учетов ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве, где за последнее десятилетие был значительно усовершенствован подход к организации процесса ДНК-исследований.

С 2015 года в отделе началось инициативное тестирование отечественных реагентов для проработки возможности замены ими дорогостоящих иностранных (производства США и Германии), что к началу 2022 года позволило безболезненно перейти на использование полностью отечественной реагентики и обеспечить непрерывную бесперебойную работу в изменившихся условиях функционирования, обусловленных началом СВО и последовавшими западными санкциями. Как результат, за счет существенного снижения себестоимости ДНК-исследований (с примерно 5 000 рублей за одно исследование до 600-700 рублей) была существенно повышена экономическая эффективность, рассматриваемая и предлагаемая нами в качестве обязательной составляющей результативности деятельности любой системы, в том числе и деятельности ЭКП.

О постоянном повышении критерия желаемое качество свидетельствует востребованность ДНК-лаборатории ЭКЦ Главка не только у органов предварительного следствия системы МВД России Московского региона, но и за ее пределами: большое количество экспертиз назначается сотрудниками Следственного комитета, органами Федеральной службы безопасности и судами. Тем не менее, при значительной нагрузке сроки

производства экспертных исследований в полной мере отвечают ожиданиям инициаторов, как и качество получаемых результатов в части установления (идентификации) по изъятым следам и биологическим объектам любой сложности лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе и прошлых лет.

Внедрение конвейерного метода производства экспертных исследований при разбиении последних на отдельные (выполняемые изолированно) стадии позволило сократить затрачиваемое на них время, существенно повысить пропускную способность ДНК-лаборатории, реализовать таким образом возможность исследования большего количества поступающих биологических объектов в сжатые сроки. Разобщение в пространстве и времени этапов производства объектов и образцов дополнительно обеспечило многоэтапную проверку получаемых результатов и оптимизировало затраты реагентов и мощностей имеющегося оборудования. В отдельные годы (2015-2016) в расчете на одного эксперта-биолога приходилось до 500-600 экспертиз и исследований в год при нормативной нагрузке (производительности) всего в 80, а в последующие годы данный показатель результативности составил около 400 экспертных исследований в год. Таким образом, была достигнута высокая производительность ДНК-лаборатории, которая стала существенно превышать нормативную (установленную приказом МВД России от 30 мая 2003 г. № 366), а внедренный конвейерный метод в 2015 году был признан положительным опытом (утверждено заседанием расширенного состава научно-практической секции ЭКЦ МВД России 26 ноября 2015 года).

Более того, руководители и сотрудники ДНК-лаборатории, обладая высоким уровнем профессионализма, обусловленным действенной мотивацией, проявив морально-психологическую готовность оказать крайне востребованную в период начала пандемии (СОУГО-19) помощь ведомственной медицине, изучили детально механизм работы с ДНК вируса, возможности использования имеющегося в распоряжении ЭКЦ Главка оборудования и внесли востребованное инновационное предложение, позволившее создать на базе Клинического госпиталя МСЧ Главка с использованием оборудования отдела биологических экспертиз и учетов ЭКЦ Главка диагностическую ПЦР-лабораторию и оперативно запустить ее работу после проведенного силами экспертов-биологов ЭКЦ ГУ обучения персонала, имевшегося в штате лаборатории МСЧ Главка. Внедрение в практическую деятельность данного инновационного для органов внутренних дел решения существенно повысило в глазах руководства Главка авторитет не только отдела, но и ЭКЦ ГУ в целом, что в свою очередь способствовало положительному решению много лет прорабатывавшегося до этого вопроса возможности строительства для ЭКЦ ГУ с использованием средств Правительства города Москвы дополнительного современного

административного здания (оснащенного необходимым аналитическим оборудованием) сметной стоимостью более 500 миллионов рублей.

Приведенный пример очередной раз проиллюстрировал выводы ученых-экономистов о том, что при одновременном повышении (улучшении) всех универсальных для любой системы критериев результативности появляются возможности синергетического эффекта максимальной результативности, при котором суммирующий эффект улучшения существенно превосходит эффект повышения каждого отдельно взятого критерия в виде их простой суммы [6]. Как закономерное следствие, не заставило себя долго ждать и назначение начальника отдела биологических экспертиз и учетов ЭКЦ ГУ, грамотного организатора и инженера-технолога, на должность начальника соответствующего управления ЭКЦ МВД России.

Повышение критериев (показателей) результативности требует непрерывной их оценки, а также точного и понятного их определения (закрепления) нормативно (приказом или распоряжением) либо инициативно заинтересованным руководителем. Оценка результативности - это процесс, с помощью которого заранее оговоренный (плановый, нормативный и т. д.) результат сопоставляется с фактически полученным. Оценка каждого критерия результативности ЭКД состоит в определении его вида, приоритета и возможностей путем используемой системы измерения повлиять на его повышение (улучшение). Научно доказано, что для любого вида практической деятельности внедрение процесса измерения критериев результативности почти неизбежно сопровождается их повышением [9].

Очевидно, что требует совершенствования существующий подход к оценке экспертно-криминалисти-ческой деятельности [3], во многом основанный на результатах работы по следоемким составам, которых с каждым годом в структуре регистрируемой преступности становится все меньше, а дистанционных хищений при этом - все больше. В последние годы существенно изменилась структура регистрируемой преступности в городе Москве. Эти тенденции, обусловленные изменениями в жизни нашего общества, распространяются на всю территорию РФ. Соответственно, нормативные акты и концептуальные подходы к ведомственной оценке ЭКД, актуальные ранее, по объективным причинам неизбежно устаревают.

Если при дальнейшем совершенствовании существующих подходов к оценке деятельности ЭКП не учитывать (либо делать это крайне медленно, «по чайной ложке в день») динамичные изменения в условиях функционирования, структуре регистрируемой преступности, а также достижения в смежных отраслях научного знания (на стыке разных наук), в том числе и применительно к наработанным и уже много раз апробированным подходам повышения результативности деятельности различных систем, возрастут риски со временем оказаться на обочине истории. Представляет-

ся, что даже в рамках существующей государственной статистической отчетности дальнейшему повышению результативности ЭКД больше бы способствовала ее оценка, основанная на результативности учетов в части установления лиц, совершивших преступления в условиях неочевидности, либо на основе идентификационных экспертных исследований, в том числе и специальных видов, а также более полного учета комплексности изъятия следов, определяющих во многом понятное всем (желаемое) качество деятельности ЭКП, достигаемое во взаимодействии с другими заинтересованными подразделениями полиции и следствия территориального органа внутренних дел. Актуальность и востребованность соответствующих изменений по указанным выше причинам со временем будет только возрастать.

Основным вектором дальнейшего развития ЭКД (путем доработки системы ее оценки) предлагается определить поступательное движение от количества к качеству, а от качества - к системному повышению результативности по всем ее предложенным составляющим (критериям). Подготовка итоговой редакции любых показателей и критериев оценки (в том числе и предложенных) - сложный и трудоемкий процесс. Представляется очевидным, что чем больше заинтересованных сотрудников и руководителей ЭКП будет вовлечено в этот процесс, тем охотнее показатели и критерии оценки будут считать «справедливыми». Это также позволит выявить новые точки зрения, учесть сомнения и привлечь энтузиастов, не только понимающих важность перемен для дальнейшего развития ЭКД, но и способных их успешно реализовать.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» // http://docs.cntd.ru/document/49 9078939?ysclid=lr7jkur0t118310564 (дата обращения: 10.01.2024).

3. Распоряжение МВД России от 23 ноября 2017 г. № 1/14251 «Об оценке оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России по экспер-тно-криминалистическому направлению».

4. Данилкин И. А. Соотношение результативности и эффективности деятельности предприятий стройин-дустрии // «Недвижимость. Экономика. Управление» : международный научно-технический журнал. № 3 (2017). С. 22-26.

5. Данилкин И. А. Идентификация основных критериев результативности предприятий стройиндустрии

и установление их взаимосвязи // «Экономика и менеджмент недвижимости» : научно-технический журнал. № 1 (2017). С. 24-29.

6. Приоритетные направления повышения результативности предприятий стройиндустрии : монография / И. А. Данилкин ; Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск, 2017. 251 с.

7. Долан Э. Дж., Домненко Б. И. Экономикс : англо-русский словарь-справочник / пер. с англ. М. : Лазурь, 1994. 544 с.

8. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент : теория и практика : 2-е изд., перераб. и доп. / Ковалев В. В. М. : ТК Велби, Проспект, 2007. 1024 с.

9. Скотт Синк Д. Управление производительностью : планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. / Скотт Синк Д. М. : Прогресс, 1989. 528 с.

10. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М. : Инфра, 2000. 208 с.

References

1. The Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 № 145-FZ (current version) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 31. Art. 3823.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 31.12.2013 № 1040 «Issues of assessment of the regional authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // http://docs. cntd.ru/document/499078939?ysclid=lr7jkur0t118310564 (accessed: 10.01.2024).

3. Decree of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 23.11.2017 № 1/14251 «On the assessment of the operational and official tasks of the regional authorities of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in forenciscs».

4. Danilkin I. A. Ratio of effectiveness and efficiency of activity of the enterprises of building industry // «Real estate. Economy. Managment» : international scientific and technical journal. № 3 (2017). P. 22-26.

5. Danilkin I. A. Identifying the main efficiency criteria for construction enterprises and estimating their relationships // «Economics and management of real estate» : international scientific and technical journal. № 1 (2017). P. 24-29.

6. Priority areas of improving the performance construction industry enterprises : monograph / Danilkin I. A. ; Southwest State University, Kursk. 2017.

7. Dolan E. J., Domnenko B. I. Economics : English-Russian reference dictionary. M. : Lazur, 1994.

8. Kovalev V. V Financial management : theory and practice. 2nd ed. M. : TK Velbi, Prospekt, 2007.

9. D. Scott Sink. Productivity management: planning, measurement and evaluation, control and improvement. M. : Progress, 1989.

10. Sheremet A. D., Saifulin R. S. Financial analysis methodology. M. : Infra, 2000.

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

И. А. Данилкин - заместитель начальника полиции Главного управления МВД России по городу Москве, кандидат юридических наук;

В. М. Данилкина - доцент кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

I. A. Danilkin - Deputy Chief of Police of the General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow city, Candidate of Legal Sciences;

V. M. Danilkina - Associate Professor of the Department of Criminalistics of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 02.04.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 02.04.2024.

Предупреждение

преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Учебник Третье издание

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты основные теоретические и практические положения ор-га-низации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.

Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.

Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.