УДК 11
Щербакова Надежда Викторовна Nadezhda Shcherbakova
ПОНЯТИЕ «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
RESEARCH OF «VOLUNTEERING» IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHIC KNOWLEDGE
Приведен анализ понятия волонтерская деятельность через призму философского знания. Волонтерская деятельность представлена как нематериальная сторона бытия индивида, основанная на идеях нравственности, безвозмездной и бескорыстной помощи во благо другого, духовного развития, моральных ценностей, присущих человеческому обществу того или иного исторического периода. Мыслители различных эпох говорили о бескорыстной любви к ближнему и о ее роли в развитии гуманного и справедливого общества, об отношении к человеку как высшей ценности и осуществлению по отношению к нему бескорыстных действий, обращаясь к таким категориям, как «благо», «добро», «добродетель», «милосердие», «альтруизм», «гуманизм», «благополучие». Социально-философский анализ позволяет понять природу, сущность и содержание понятия «волонтерство»
Ключевые слова: волонтерская деятельность, философское знание, благо, добро, добродетель, милосердие, альтруизм, гуманизм, благополучие
The article analyses the «volunteering» through the prism of philosophy. Volunteering is presented as nonmaterial side of being an individual. It is based on the ideas of morality, gratuitous and generous support for the benefit of another, spiritual development, moral values, inherent to human society of different historical periods. The scientists of different ages talked about disinterested love of neighbour and its role in the development of a humane and just society, the attitude human as the highest value and implementation to himself selfless actions. The author observes different categories such as «blessing», «good», «virtue», «char-ity», «altruism», «humanism», «wellbeing». This analysis helps to understand the nature, essence and concept of «volunteering»
Key words: volunteering, philosophical knowledge, blessing, goodness, virtue, compassion, altruism, humanitarianism, welfare
Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» по теме «Качество жизни как основа обеспечения социальной безопасности России в XXI веке»
Современный этап развития нашего общества отличается чрезвычайной сложностью и уникальностью происходящих событий и явлений. Все их многообразие представляет в своей сущности тот или
иной вид социальной деятельности людей и является фундаментальным отличием человека как социального существа от любого природного существа. Особое место во всей уникальности и многообразии видов социальной деятельности человека (экономической, политической, культурной и т.д.) занимает социальная волонтерская деятельность. Именно оказание индивидом безвозмездной помощи на добровольных началах представляет собой сущностный смысл, субстанцию всего социального и яв-
ляется одним из фундаментальных отличий человека как общественного существа от любого другого природного существа.
Понятие «волонтерская деятельность» вошло в научный лексикон в конце XX в. Однако вопросы, связанные с оказанием безвозмездной помощи на добровольных началах нуждающимся находились в центре внимания мыслителей и ученых разных эпох и разных областей социального знания. Обращение именно к гуманной, безвозмездной и нравственной форме деятельности обусловлено, во-первых, обострением в обществе кризисных ситуаций как глобального, так и локального масштабов, вызванных результатами человеческой деятельности в различных областях экономики, политики, религии, культуры, морали, права, науки и т.д. и требующих особого внимания со стороны добровольных помощников. Необходимость повышения ответственности социальных субъектов за собственную деятельность ставит вопросы формирования социально-ориентированного ценностно-нравственного отношения индивида к окружающему миру и обществу. Можно с полным правом заявлять, что сегодня — на фоне глобальных кризисов — от адекватного отражения окружающей реальности в формах общественного сознания (прежде всего в науке) зависит не просто будущее цивилизации, но и сам факт благополучного существования человечества в целом.
Во-вторых, актуальность рассмотрения понятия «социальная волонтерская деятельность» в рамках философского знания, обусловливается потребностями социальной философии в дальнейшем развитии и конкретизации понятийно-категориального аппарата, призванного отражать объективную реальность в ее статике и динамике. Очевидно, что стремительность социальных изменений в информационный и технологический век активизирует процесс научного переосмысления, диктует необходимость существенной корректировки исходных обществоведческих постулатов, что, естественно, ставит вопрос о трансформации понятийно-категориальной системы
в аспекте расширения ее дифференцирующих и интегрирующих возможностей.
Осмысление понятия «волонтерская деятельность» в контексте философского знания позволяет нам понять природу, сущность и содержание данного феномена посредством обращения к таким категориям, как «благо», «добро», «добродетель», «милосердие», «альтруизм», «гуманизм», «благополучие». При этом «благо» и «добро» понимаются нами как основной источник добровольческой деятельности, «добродетель» и «альтруизм» трактуются как совокупность положительных нравственных качеств личности, способствующих достижению «благополучия», как конечного результата данного вида деятельности. «Милосердие», «гуманизм» и «альтруизм», являясь составной частью идеологии волонтерской деятельности, выступают как философские и этико-социо-логические принципы отношения к человеку как к высшей ценности и осуществления бескорыстных действий, направленных на благо других людей.
Представления о помощи нуждающимся нашли свое отражение в учениях философов в период досократической философии. В сочинениях китайских мудрецов (Конфуций, Мэн-Цзы) центральное место отводится милосердию и гуманизму. Конфуций считал, что человеколюбивый человек это тот, кто, не только стремится укрепить себя на правильном пути и осуществить дела на более качественном уровне, но и помогает в этом другим. В его учениях заложены критерии правильного поведения человека, которые основывались на понятии человеколюбия. В сочинениях ученика Конфуция Мэн-Цзы выделены две важнейшие добродетели — «человеколюбие» (жэнь) и «справедливость» (и), которые раскрываются в учениях о распространении почтения и любви не только на близких людей, но и на чужих. Любой человек достоин уважения, вне зависимости от родства и положения в обществе. Китайские мудрецы внесли свой вклад в понимание взаимоотношения между людьми. Они считали, что любые взаимоотношения
должны осуществляться исходя из главнейшего принципа служения ближнему — принципа помощи другим и стремления к их процветанию без желания получить что-нибудь взамен.
Античные философы (Платон и Аристотель) с помощью таких понятий, как «добродетель» и «благо», пытались объяснить законы существования человека в обществе, законы его гармоничного приспособления к меняющимся условиям, развития и сосуществования с объективным миром. Так, Платон в своих философских трудах рассматривал такую категорию как «добродетель» и определял ее как способность души к деяниям, сообразным с ней. Он различал четыре основные добродетели, из которых вытекают все остальные (кардинальные): мудрость, мужество (волевая энергия), благоразумие (чувство меры, самообладание) и справедливость. Все эти добродетели должны быть ориентиром для человека в течение всего его жизнесуществования. Платон считал, что эгоизм человека является не просто моральной ошибкой. По его мнению, такие люди абсолютно не понимают, что значит быть человеком и что личные интересы и общественные интересы совпадают. Он возражал против противопоставления эгоизма и альтруизма, которое предполагает различия между индивидом и обществом. Человек существует в обществе и, соответственно, в процессе своей жизнедеятельности должен опираться на такие добродетели, которые гармонично сочетались бы с альтруистическими устоями, существующими в обществе (например, действовать во благо общества, помогая его членам).
Аристотель, в свою очередь, полагал, что естественным состоянием человека является общественная жизнь. Согласно его учениям, человек, обладая разумом, выстраивает дальнейший путь своего жизне-существования в обществе в соответствии с нравственными нормами (уважение ближнего, благородные поступки во имя него и ради его благополучия и т.д.) [1; С. 325]. Индивид должен помнить и о благополучии других людей, так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей
и сеют вражду между ними. Для каждого отдельного человека основной целью его жизнедеятельности является реализация способностей в обществе, где он живет, в нахождении его места, на котором он наилучшим образом реализует свои способности [2]. Оказание безвозмездной помощи может оказаться одним из способов достижениях этой цели.
В эпоху средневековья представители патристики и средневековой схоластики (Августин, М. Аврелий, Ф. Аквинский, Бонавентура, Дунс-Скот, А. Миланский, Томазин де Цирклариа) утверждали, что высшее благо — это Бог. Именно он является источником всех благ и конечной целью человеческих устремлений [4; С. 620]. Вера, смирение, надежда в спасение, служение Богу и ближним, главным мотивом которого является любовь, — основные христианские добродетели, которые становились идеологическим стержнем и ориентиром в жизни верующего человека. Так, Августин Блаженный говорил о том, что хороший человек (добрый христианин) должен испытывать любовь и сострадание, стыд и раскаяние и строить свою жизнь в соответствии с замыслом Создателя и его законами, так как вселенная сотворена для человека, для его жизни и деяний [3]. Согласно учениям философов средневековья, люди должны в своей жизни руководствоваться общепризнанными духовными канонами — «просящему дай» практически означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть малое дитя и старика, оказать помощь в беде. Добрый человек, прежде всего, должен быть преисполнен горячей и искренней любви к Богу и людям.
В эпоху Возрождения получают свое развитие идеи гуманизма (Дж. Бруно, Л. Вала, А. Данте, Манетти, Ф. Пет-рарко, Э. Ротердамский, Салютати и др.). Ученые эпохи гуманизма понимали под благом все то, что служит удовлетворению потребностей человека и его разностороннему развитию, а добродетель являлась универсальной категорией, которая определяла важнейшие свойства челове-
ческой личности, характер и образ жизни [10]. Так, представители средневекового ренессансного гуманизма — А. Данте, Ф. Петрарка провозглашали в своих учениях определенную систему взглядов, которая выступает условием достижения блага и признает ценность человека как личности, ее права, провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми — гуманизм. Гуманизм выступал как норма взаимоотношений между людьми и являлся основополагающим в процессе жизнедеятельности индивида. Гуманность — это особое отношение к другому; система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям и оказания им необходимой помощи [6; С. 121-122]. Так, взаимодействуя в обществе, человек соблюдал главную идею этой эпохи — не причинения страданий другому. Гуманизм является одним из основополагающих принципов волонтерской деятельности.
Эпоха научной революции (Ф Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Локк, Б. Спиноза) характеризуется активным развитием идей антропоцентризма. Так, Ф. Бэкон считал, что людей объединяет справедливость, которая заключается в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе, а это есть ни что иное как гуманизм. Он писал, что стремление любить заложено в человеческой природе, оно порождает гуманность и милосердие. Интересен взгляд Б. Спинозы, который под добродетелью понимал любовь к Богу ( природе). Добродетель для него была идентична пользе. Действовать абсолютно по добродетели, согласно Спинозе, для человека не что иное, как действовать, жить и сохранять свое существование (эти три выражения для философа обозначают одно и то же) по руководству разума и на основании стремления к собственной пользе. Такое действие нацеливает дальнейшее поведение индивида на осознанное принятие ценности другого человека и уважительного отношения к нему. Человек ставился во главу угла, так как само его существование
признается уже само по себе ценным и требует соответствующего отношения. Особенно важным такое осознание становится, когда человек слаб и нуждается в помощи.
Философия Эпохи Просвещения (И. Кант, И. Г. Фихте, Г.Ф.Б. Гегель, Д. Дидро). И. Кант считал, что добрые помыслы и дела должны стать фундаментом всемирных общественных отношений. Он полагал, что и доброе, и злое начало, в равном соотношении между собой, каждому человеку дается от рождения, и конечный выбор при взаимодействии с окружающим миром всегда осуществляет человек. В качестве первоначальных задатков добра он выделяет три его составляющие элемента — это животность, гуманность и личность. Причем, первое свидетельствует о том, что человек является живым организмом, второе определяет его как разумное существо, а третье свидетельствует о наличии у него чувства ответственности за свои поступки. По мнению Канта, нравственное поведение должно быть присуще как можно большему количеству людей, так как добродетельное поведение, наполненное мужеством, должно быть долгом каждого разумного существа. При соблюдении принципа нравственности человек думает не только о своем благополучии, но и о благополучии ближнего, оказывая ему помощь и поддержку. Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие. Д. Дидро, в свою очередь, говорил о том, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге и о том, что каждый индивид ждет помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от индивида. При осознании этой истины, человек взаимодействуя, выбирает путь гармоничного вхождения в общественную жизнь, помогая другому [7].
В западной и русской философии XIX в. (А. Шопенгауэр, В.С. Соловьев, Н.К. Рерих, Л.Н. Толстой и др.) содействие благу другого рассматривается как основа
морали — высшего блага. В русской философии высшее благо понимается как единство добродетели и благонравия. Благо есть, безусловно желаемое, добродетель, безусловно, должное. Философы XIX в. в своих работах рассматривали такую категорию как «альтруизм», который является основополагающим принципом волонтерской деятельности.
Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита А. Шопенгауэром. В учениях благожелательности А. Шопенгауэра и B.C. Соловьева как принципа человеческих взаимоотношений, в которых благо другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное значение [10]. Так, русский философ В. Соловьев в работе «Оправдание добра» обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Соблюдение принципа альтруизма — это естественное проявление человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Соловьев трактовал альтруизм в духе заповеди любви, распространяя ее на отношение как к другим людям, так и к другим народам [9]. Общее правило альтруизма: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.
Человек, исходя из идеи любви к окружающим, действует в соответствии с нравственными принципами, чувством любви к индивиду и обществу, стараясь не причинять страдания другому и оказывать при необходимости деятельную помощь. Человеколюбие и сострадание — есть глав-
ный ориентир в процессе жизнедеятельности индивида, объединяющий все целеустремления и действия в одну гармоничную систему.
Согласно взглядам современных философов ХХ в. (Н.В. Борковская, И.А. Гун-даров, Ф. А. Селиванов, В. Татаркевич, В. Франкл., Э Фромм и др.), одним из условий жизнедеятельности индивида может стать оказание безвозмездной помощи, основанной на идеях любви к ближнему, как основы достижения духовной гармонии. Главным условием гармоничного бытия, по их мнению, являются альтруистические установки, соответствие жизни нравственным идеалам, духовность, «чистая совесть» и т.д. [8; С. 472-473]. Волонтерская деятельность выступает условием формирования у человека таких качеств личности, ценностных ориентаций и установок, которые способствуют поддержанию гармоничного сосуществования с окружающим миром и собой, уважения к окружающим людям, культуре, традициям и ценностям.
Таким образом, в контексте философского знания осмысление сущности и содержания волонтерской деятельности связывалось в одних концепциях с благом, добром, добродетелью, в других — с милосердием и альтруизмом, в третьих — с гуманизмом, в четвертых — с благополучием индивида. Волонтерская деятельность рассматривалась философами как нематериальная сторона бытия индивида, основанная на идеях нравственности, духовного развития, моральных ценностей, присущих человеческому обществу того или иного исторического периода, особое внимание при этом уделялось проблемам субъективного восприятия жизни и духовной гармонии.
Литература
1. Аристотель и античная литература. М., 1978. 325 с.
2. Аристотель Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt (дата обращения 1.03.2012).
3. Августин А. Исповедь. М. 1997. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ше:///С:/^^ DOWS/TEMP/Rar$EX98.688/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0% B4%D1%8C.html (дата обращения 1.03.2012).
4. Амвросий Миланский // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М., 1992. Т. 2. С. 620. - (репр.изд. 1902 г.)
5. Антология мировой философии. Минск; М., 2001. 928 с.
6. Гуманизм // Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. М., 2004. С. 121122.
7. Кропоткин П. Современная потребность в выработке основ нравственности / Электронная библиотека «Avtonom.org». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avtonom.org/old/ lib/theory/kropotkin/ethics.html. (дата обращения 1.03.2012).
8. Томазин де Циклариа // Энцеклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М., 1992. Т. 65. С. 472-473. - (реп. Изд. 1902 г.).
9. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/49/(дата обращения 1.03.2012).
10. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М. Республика. 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koncheev.narod.rU/shop_2pr.htm#pr1 (дата обращения 12.06.2012).
Коротко об авторе
Briefly about the author
Щербакова Н.В., аспирант, ассистент, Забай- N. Shcherbakova, post graduate student, assistant,
кальский государственный университет Zabaikalsky State University Раб. тел.: 35-22-20
Научные интересы: волонтерская деятельность Scientific interests: volunteering activity of students:
студентов: социально-управленческий аспект socially administrative aspect