Научная статья на тему 'Понятие «Военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание'

Понятие «Военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2362
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MILITARY-VOCATIONAL TRAINING / A SYSTEM / A SYSTEM OF EDUCATION / A SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / A PEDAGOGICAL SYSTEM / A VOCATIONAL QUALIFYING CHARACTERISTIC OF THE MILITARY EXPERT / THE STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнов Константин Владимирович

В статье рассматривается сущность и содержание термина «военно-профессиональная подготовка» как педагогической категории. На основании исследования понятий «система образования», «система военного образования», «подготовка», «профессиональная подготовка», а также профессионально-квалификационной характеристики военного специалиста, целей военно-профессиональной подготовки в работе формулируется дефиниция «военно-профессиональная подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Notion «Military-Vocational Training», Its Essence and Maintenance«

In the article the essence and the notion maintenance «military-vocational training» as a pedagogical category is considered. On the basis of the research of the notions «a system of education», «a system of the military education», «training», «vocational training», and also vocational qualifying characteristics of the military expert, and purposes of the military-vocational training in this work a definition is formulated «military-vocational training».

Текст научной работы на тему «Понятие «Военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание»

УДК 37

К. В. Аксёнов

Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание

В статье рассматривается сущность и содержание термина «военно-профессиональная подготовка» как педагогической категории. На основании исследования понятий «система образования», «система военного образования», «подготовка», «профессиональная подготовка», а также профессионально-квалификационной характеристики военного специалиста, целей военно-профессиональной подготовки в работе формулируется дефиниция «военно-профессиональная подготовка».

Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, система, система образования, система военного образования, подготовка, профессиональная подготовка, педагогическая система, профессионально-квалификационная характеристика военного специалиста, государственный образовательный стандарт.

K. V. Aksionov

The Notion «Military-Vocational Training», Its Essence and Maintenance

In the article the essence and the notion maintenance «military-vocational training» as a pedagogical category is considered. On the basis of the research of the notions «a system of education», «a system of the military education», «training», «vocational training», and also vocational qualifying characteristics of the military expert, and purposes of the military-vocational training in this work a definition is formulated «military-vocational training».

Key words: military-vocational training, a system, a system of education, a system of military education, training, vocational training, a pedagogical system, a vocational qualifying characteristic of the military expert, the state educational standard.

Одним из признаков нынешнего этапа развития образования в Российской Федерации является использование государственных образовательных стандартов в качестве основного инструмента управления. В законе РФ «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, «определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, ... требования к уровню подготовки выпускников» [13, с. 696].

Уровень подготовки выпускников военных вузов также определяется государственными образовательными стандартами, как педагогическими нормами, совокупно фиксирующими три параметра учебного процесса: информативность, трудоемкость и результативность. Для педагогики как отрасли знания, отражающей объективно осуществляющийся в обществе образовательный процесс, проблема государственного образовательного стандарта выступает, с одной стороны, в виде требования обоснования общих процедур создания соответствующих норм, а с другой - в форме перевода ее собственного содержания в сферу профессиональной подготовки, поскольку сама она (педагогика) является ее составной частью.

© Аксёнов К. В., 2010

Особенностью подготовки выпускников военных вузов является то, что профессиональная подготовка, кроме обязательного минимума содержания основных образовательных программ, носит военно-профессиональную направленность. Иными словами, военные вузы осуществляют военно-профессиональную подготовку выпускников.

Для дальнейшего исследования понятия «военно-профессиональная подготовка» целесообразно сначала определить понятия: «система образования», «система военного образования», «подготовка», «профессиональная подготовка».

Определить понятие «система образования» как педагогической системы можно только уяснив, что такое «система» вообще.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводится несколько определений понятия «система». Адекватным проблеме нашего исследования является следующее определение: «3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [6, с. 719]. Энциклопедия профессионального образования дает определение системе как «совокупности элементов, находящихся в отношениях

и связях друг с другом, которая образует определенную целостность» [15, с. 98-99]. Наиболее популярным следует назвать определение Л. Берта-ланфи: «Система - это комплекс взаимодействующих компонентов» [2, с. 29]. Однако большинство исследователей критикуют данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системного объекта. Сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система».

Определения «педагогической системы» изложены в публикациях В. П. Кузьмина, С. А. Саркисяна и Л. В. Голованова и др. Так, С. А. Саркисян и Л. В. Голованов полагают, что «система - это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов» [12, с. 6].

Глубокий анализ различных определений понятия «педагогическая система» произведен В. Н. Садовским [11]. Общим для них является то, что педагогическая система представляется как «множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями» [5, с. 10]. Это же подтверждено в работах профессора В. П. Кузьмина. Таким образом, можно остановиться дефиниции, предложенной В. Н. Садовским и в дальнейшем придерживаться этого понятия.

Исходя из принятого определения «педагогической системы» формулировку понятия «система образования» представляется возможным принять в редакции, изложенной в Российской педагогической энциклопедии. Система образования -«один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей» [10, с. 330-331].

Теперь для того, чтобы определить дефиницию «система военного образования», приведем сначала известное положение, что военное образование - это процесс и результат усвоения система-

тизированных военных знаний, умений и навыков, необходимых различным категориям военнослужащих для выполнения обязанностей воинской службы [3, с. 499]. Основываясь на вышеизложенных дефинициях, можно сформулировать следующее определение: система военного образования - это один из основных институтов, исторически сложившаяся государственная система военных образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах усвоения гражданами систематизированных военных знаний, умений и навыков, необходимых различным категориям военнослужащих.

Система военного образования является, с одной стороны, взаимосвязанным элементом национальной системы образования, с другой стороны, элементом систем более высокого порядка - системы «Вооруженные Силы». Систему военного образования как педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных (основные базовые характеристики системы) и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения различных категорий военнослужащих.

Система военного образования представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: преемственные военно-образовательные программы; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования различного уровня и направленности; сеть военно-учебных заведений и учреждений; органы управления военным профессиональным образованием и подведомственных им учреждений и организаций; обучаемые, профессорско-преподавательский состав и другой педагогический персонал.

Педагогические системы в целом, с одной стороны, сами испытывают влияние среды, с другой, оказывают влияние на нее, организуя ее в соответствии с собственными целями. В процессе достижения целей носителями структурных компонентов системы становятся люди, в деятельности которых структурные компоненты вступают в сложное взаимодействие, образуя тем самым функциональные компоненты педагогической системы.

Функциональные компоненты системы - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестой-

кость, выживаемость. Известно, что в педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский функциональные компоненты.

Подготовка военных и гражданских специалистов осуществляется на одних и тех же правовых, научных, методологических и образовательных основах. Главные отличия заключаются в органах управления, структуре и содержании профессионального образования, сетях образовательных учреждений. Имеются также существенные отличия в материально-техническом обеспечении и финансировании.

Анализ мировой практики военного образования в ведущих иностранных государствах блока НАТО (США, Великобритании, Франции, Испании, Германии и др.) показывает, что подготовка офицерских кадров осуществляется не в параллельных, а в смешанных системах гражданского и военного образования. Однако в мире нет ни одного крупного государства, которое не имело бы собственных систем военного образования. Они создаются с учетом национальных интересов, традиций, социальных, экономических возможностей и ряда других факторов. Костяк кадрового офицерского корпуса формируется только в системе собственных военных образовательных учреждений. Массовая подготовка офицеров с учетом мобилизационных планов в большинстве иностранных государствах осуществляется при активном сотрудничестве гражданской и военной школ и только для замещения первичных должностей.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

а) очевидна необходимость принципиально нового подхода к военному образованию как к сверхсложной самоорганизующейся системе, взаимодействующей с другими социальными системами и составляющей с ними в рамках государства единый организм;

б) в интересах профессионального военного и гражданского образования необходимо создание единой законодательной базы, которая позволяла бы эффективно решать как общие, так и специфические задачи военного образования;

в) профессиональная подготовка будущего офицера как категория социальная, историческая время от времени требует объективного пересмотра найденных прежде решений, но уже не удовлетворяющих общество на определенном этапе и нахождения новых способов, подходов, технологий и пр.

Сформулированное выше определение системы военного образования и сделанные выводы позволяют нам непосредственно подойти к исследованию современного содержания понятия «военно-профессиональная подготовка».

Анализ научных работ, диссертационных исследований, монографий показывает, что общий термин «подготовка» употребляется применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения разных специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности. Термин «подготовка» включает два основных значения: а) научение, отражающее формирование готовности личности к выполнению предстоящих задач (процесс); б) готовность - характеризует наличие у человека компетентности, знаний и умений, требуемых для выполнения поставленных задач (результат). Само значение «научение» сложное, отражает реалию, интегрирующую 2 вида деятельности - обучение и учение. В более узком смысле подготовкой занимается специализированное обучение [14, с. 272, 274], то есть профессиональное.

Ученые А. В. Барабанщиков и В. Г. Звягинцев рассматривают понятие «подготовка» в 3-х аспектах. Кроме указанных выше, процессуального и результативного, они приводят в исследовании системный аспект.

Есть и другие определения понятия «подготовка». Так, с. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова дают такое определение: подготовка - это «запас знаний, полученный кем-нибудь» [6, с. 534]. В этом определении также прослеживаются 2 взаимосвязанных компонента понятия «подготовка»: подготовка как процесс и подготовка как результат.

Профессиональная же подготовка представляет собой процесс обучения в системе учебных занятий по дисциплинам обучения и результат, характеризующийся определенным уровнем развития обучающихся, сформированности у них профессиональных знаний, умений и навыков. Первоначально возникшая в связи с профессиональным разделением труда, профессиональная подготовка в настоящее время, в зависимости от уровня квалификации и сложности осваиваемой профессии, включает высшее, среднее специальное образование. В высшей школе профессиональная подготовка осуществляется на базе средней общеоб-

разовательной школы или среднего специального учебного заведения.

В нормативных актах высшего профессионального образования, научных педагогических исследованиях понятие «профессиональная подготовка» трактуется неоднозначно. Имеют отличия взгляды ученых и исследователей на это понятие. Так, в педагогической энциклопедии [7, с. 549] дается следующее определение: «профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений». Известный специалист в области профессионального образования академик А. М. Новиков также предлагает эту формулировку [14, с. 390]. Поэтому, не останавливаясь на других формулировках, будем придерживаться вышеизложенной трактовки понятия «профессиональная подготовка».

В законе «Об образовании» [13, Ст. 21] указывается, что «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося». Но, согласно Концепции развития системы военного образования Вооруженных Сил РФ, которая тоже имеет государственный статус, высшее военное профессиональное образование должно обеспечивать получение военными специалистами соответствующее в общенаучном, общетехническом и общекультурном отношении образование наравне с гражданскими специалистами. Реализация данного подхода позволила бы, по нашему мнению, осуществить цели военного образования:

- обеспечение развития личности офицера;

- формирование готовности офицера к беззаветному служению своему народу, вооруженной защите Отечества;

- подготовку офицеров к самостоятельной деятельности в качестве военных представителей России за пределами ее государственных границ при отстаивании национальных интересов, а также к сотрудничеству с государственными, общественными, религиозными, другими организациями и средствами массовой информации в области обороны и военной безопасности страны;

- укрепление авторитета армии и флота.

Важным основанием для формирования понятия «военно-профессиональная подготовка»

(ВПП), определения ее целей и содержания является профессионально-квалификационная характеристика (ПКХ) военного специалиста, которая применительно к проблеме военно-профессиональной подготовки отражает результаты исследований военных специалистов, социологов, психологов и физиологов по отбору информации о характере и содержании деятельности военного специалиста. Другим основным инструментом, который определяет цели и содержание профессиональной подготовки в настоящее время, на наш взгляд, являются государственные образовательные стандарты.

Структурно государственный образовательный стандарт (ГОС) или требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста включают в себя общую характеристику специальности, объекты и виды профессиональной деятельности, общие требования к образованности специалиста, требования к знаниям и умениям по дисциплинам обучения. Таким образом, на наш взгляд, ГОС ВПО - это стандартизированная ПКХ с указанием инвариантных целей и содержания обучения по данной специальности. Основываясь на этом положении, можно утверждать, что профессионально-квалификационная характеристика является описательной моделью военной профессии и определяет ее место в системе защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности России, а также определяет содержание будущей служебной деятельности, требования к ВПП и контингенту обучаемых и на этой основе - конечные цели военно-профессиональной подготовки.

Профессионально-квалификационная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по военной профессии или специальности и предназначена для научно обоснованного отбора содержания обучения. ПКХ деятельности военного специалиста выступает основополагающим фактором, который определяет направление его военно-профессиональной подготовки.

Проделанный нами анализ позволяет определить, что содержание «военно-профессиональной подготовки» специалистов в военном вузе формирует военно-профессиональный блок дисциплин:

а) военно-специальных;

б) военно-технических;

в) тактических;

г) общевоенных;

д) часть общепрофессиональных (приказы МО РФ № 272 - 1999 г.; № 80 - 2003 г.; директива за-

местителя МО РФ Д-207/3/1688 - 2001 г. и др.), то есть дисциплины, дающие военно-профессиональную подготовку выпускникам высшего военного учебного заведения. Эти дисциплины мы свели в таблице 1. Мы не претендуем на законченный вариант содержания этой таблицы, так как состав дисциплин военно-профессионального блока вуза зависит от его профиля и присущ определенному военно-учебному заведению.

Необходимо отметить, что одним из элементов, определяющих боевую готовность Вооруженных Сил РФ, является уровень подготовки его офицерских кадров, поэтому подготовка в воен-

Блок военно-пр<

ных вузах Министерства обороны РФ преследует 2 взаимосвязанные цели. Первой является профессиональная подготовка курсантов к военной службе на офицерских должностях в войсках, второй - подготовка высококвалифицированных военных специалистов, способных эффективно выполнять свои функциональные профессиональные обязанности. Таким образом, проведенный анализ понятий «система», «система образования», «система военного образования», «подготовка», «профессиональная подготовка», сущности и содержания военно-профессиональной подготовки позволяет сделать вывод, что понятие

Таблица1

;ссиональных дисциплин

Военно-специальные Военно-технические Тактические (тактико-специальные) Общевоенные Общепро-фессиональ-ные

Военное право; Устройство вооружения и его Тактическая подготовка; Общевоинские Безопасность

Военное зако- боевое применение; Общая тактика; уставы ВС РФ; жизнедея-

нодательство и Боевые машины и автомобили; Разведка и иностранные армии, Общевоинские тельности;

организация Танки, БМП, БТР и военная Радиационная, химическая и уставы ВС РФ и Медицинское

войскового автомобильная техника; биологическая защита; организация обеспечение;

хозяйства; Эксплуатация и восстановление Военно-инженерная подготовка; службы войск; Иностранный

Военная исто- вооружения и военной техники, Инженерное обеспечение боя; Строевая под- язык;

рия; Эксплуатация машин; Военная топография; готовка; Физическая

Основы воен- Ремонт и эвакуация; Связь; Огневая подго- подготовка

ной психологии Электрооборудование и автома- Радиоэлектронная борьба; товка из стрел-

и педагогики; тика; Боевое применение артиллерии; кового оружия

История войн и Применение автоматизирован- Противовоздушная оборона

военного ис- ных систем и военной техники в войск (подразделений);

кусства управлении войсками; Техническое и тыловое обеспе-

Двигатели; чение войск;

Детали машин и подъемное Управление подразделениями в

оборудование; мирное время;

Автомобильная подготовка; Мобилизационная подготовка

Вождение боевых машин;

Огневая подготовка

«военно-профессиональная подготовка» означает, с одной стороны, совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств офицера, служебного опыта и норм профессионального поведения, обеспечивающих возможность успешного выполнения обязанностей военной службы по определенной профессии и должностям, с другой стороны, процесс сообщения будущим офицерам соответствующих знаний, развития интегрированных умений, навыков и перехода обучаемых из учебной к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности по должностному предназначению.

Библиографический список:

1. Барабанщиков, А. В., Звягинцев, В. Г. Педагогика высшей военной школы [Текст] : учебное пособие / А. В. Барабанщиков, В. Г. Звягинцев. -М., 1985. - 368 с.

2. Берталанфи, Л. Общая теория систем - критический обзор [Текст] / Л. Берталанфи ; под общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина // Исследования по общей теории систем. - М., 1969. - С. 2382.

3. Военный энциклопедический словарь. - М., 1984. - 863 с.

4. Директива заместителя МО РФ Д -207/3/1688 от 16 июля 2001 г.

5. Кузьмина, Н. В., Григорьева, Е. А., Якунин, В. А. Методы системного педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин. -Л., 1980. - 172 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - М., 1999. - 943 с.

7. Педагогическая энциклопедия [Текст]. - В 4 т. Т. 3. - 1966. - 880 с.

8. Приказ министра обороны РФ № 272 1999 г. «О совершенствовании подготовки слушателей и курсантов в военных заведениях Министерства обороны РФ».

9. Приказ министра обороны РФ № 80 от 12 марта 2003 г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного

заведения Министерства обороны Российской Федерации».

10. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. - В 2 т. Т. 2. - М., 1999. - 670 с.

11. Садовский, В. Н. Основание общей теории систем [Текст] / В. Н. Садовский - М., 1974. -279 с.

12. Саркисян, с. А., Голованов, Л. В. Прогнозирование развития больших систем [Текст] / С. А. Саркисян, Л. В. Голованов. - М., 1975. -192 с.

13. Федеральный закон РФ № 12 от 13 января 1996 г. «Об образовании» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - М., 1996. - № 3. - С. 693735.

14. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. - В 3 т. Т. 2. - М., 1999. - 440 с.

15. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. - В 3 т. Т. 3. - М., 1999. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.