УДК 070
Л. М.Семенова
Санкт-Петербургский государственный экономическийуниеерситет,
Санкт-Петербург
ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ
Современные реалии требуют от специалистов в сфере коммуникации поиска новых коммуникационных каналов и видов корпоративных СМИ. Последнее десятилетие проблему концептуальных аспектов корпоративного издания исследовали и решали такие специалисты, как Л. С. Агафонов, А. Д. Кривоносое, Д. А. Мурзин, Ю. А. Петропавловская, Р. П. Резванов, Ю. В. Чемякин, М. А. Шишкина и др. Автор статьи сделал попытку описать алгоритм разработки корпоративного издания и его целостной концепции, использовав для этого материалы о возникновении и становлении корпоративной прессы, исследования ученых и опыт практиков. История корпоративных изданий начинается с информационных листков для рабочих. На сегодняшний день это многофункциональное издание, отвечающее целям создания позитивного имиджа и увеличения паблицитного капитала базисного субъекта. Корпоративное издание в современном понимании решает целый кластер задач и удовлетворяет интересы учредителя. Автор дает свое понимание целостной концепции корпоративного издания, основных ее компонентов и предлагает последовательные этапы его разработки и запуска. Акцентируется внимание на роли редактора издания и специфике его работы. Представлена типология и функции корпоративной прессы, виды печатных и электронных корпоративных СМИ, их тематика и структура.
Ключевые слова: корпоративное издание, целостная концепция, концептуальная модель корпоративного издания, алгоритм.
На современном этапе развития общества трансформируются формы коммуникации, появляются новые коммуникационные каналы, предлагаются новые виды и типы корпоративных изданий (КИ). Доминирующим трендом в последнее время становиться электронное корпоративное издание, однако печатное издание стойко удерживает свои позиции.
Концептуальные основы корпоративного издания в последние десять лет рассматривали многие авторы. Так А. Д. Кривоносов и М. А. Шишкина писали о структурных, содержательных аспектах КИ, типологии и особенностях в пиарологии [3; 10]. Д. А. Мурзин описал новые корпоративные стратегии коммуникаций и современные типологические концепции корпоративной прессы [4; 5]. Ю. В. Чемякин рассматривал факторы эффективности корпоративных СМИ, функции и технологический процесс издания [9]. Л. С. Агафонов писал об особенностях функционирования, типологических характеристиках и методике оценки эффективности корпоративной прессы [1]. Ю. А. Петропавловская изучала особенности создания концепции корпоративного издания [6; 7]. Р. И. Резванов классифицировал корпоративные издания и выделил типологии [8] идр.
Целью нашего исследования является описание алгоритма разработки корпоративного издания и его целостной концепции. Материалом для статьи послужили исследования генезиса и становления корпоративной прессы, отечественные и зарубежные корпоративные издания: Вестник РУСАЛа, Мир БиЛайна, Coca-Cola Journey, Pepsi Pulse, Furrow и др.
Под корпоративным изданием мы понимаем периодическое издание (печатное или электронное), выражающее спекторные интересы базисного субъекта PR и отвечающее целям создания его позитивного имиджа и увеличения паблицитного капитала. Корпоративным СМИ Ю. В. Чемякин называет «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, Интернет-сайт, интранет-портал или иную форму периодического распространения информации, служащую интересам определенной корпорации, созданную по ее инициативе и предназначенную, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации» [9].
Сделаем небольшой экскурс в историю и вспомним, что одним из первых корпоративных изданий (corporate Publishing) можно считать «внутренние листки» или бюллетени для рабо-
чих (Германия, 1830 год), выпускаемые Ф. Листом; журнал для работников компании Hazell, Watsell and Viney «Hazell's Magazine» (Великобритания, 1860 год); первый корпоративный журнал «Furrow» (США, 1895 год). Корпоративное издание иногда называют ньюслеттер (от англ. news letter - письмо с новостями), обозначающее корпоративную газету или информационный листок. Истоки таких изданий в России кроются в заводской печати. «Многотиражные газеты (многотиражки) - советские предшественницы корпоративной прессы. «Опыт активного участия трудящихся в выпуске в трудовых коллективах тысяч стенных газет привел к появлению в 1922-1925 годах первых печатных фабрично-заводских газет, - читаем мы в Большой Советской энциклопедии. - Термин «многотиражная печать» отражал тот факт, что первые издания подобного типа создавались на основе стенных газет путем их тиражирования с помощью гектографа - печатного станка». Отсюда, очевидно, и появилось слово «многотиражная»: по сравнению с единственным экземпляром стенной газеты даже тираж в несколько десятков или сотен экземпляров - это, конечно, было много» [9]. К первым КИ России в современном понимании можно отнести журнал «Газпром», журнал Сбербанка РФ «Прямые инвестиции», «Аэрофлот» и др.
На сегодняшний день корпоративные издания в мировой практике являются ключевым каналом коммуникаций компании с внутренней общественностью, партнерами, клиентами и профессионалами. В Европе, например, суммарный разовый тираж КИ превышает тираж периодических СМИ. Все больше становится востребованными электронные СМИ. Так Coca-Cola в 2012 году реорганизовала свое корпоративное издание для сотрудников Coca-Cola Journey и превратило его в электронное СМИ для потребителей. Аналогично поступила компания Pepsi, переформатировав свой сайт в Pepsi Pulse. В России также активно развивается этот вид прессы и выходит на уровень внешних коммуникаций. По оценкам экспертов годовой оборот рынка КИ в современной России приближается к одному миллиарду долларов.
Корпоративное издание любого формата как универсальный инструмент управления компанией отвечает многосекторным интересам учредителя и решает множество задач:
1. Информирует целевую общественность о политике компании, мнении и позиции руководства.
2. Способствует увеличению паблицитного капитала компании. Служит инструментом имиджевой рекламы.
3. Формирует сплоченный коллектив, корпоративный дух, корпоративную культуру, философию и идеологию.
4. Управляет (создает и корректирует) корпоративным имиджем и репутацией.
5. Извещает общественность о достигнутых результатах, удачах коллектива и конкретных сотрудников, перспективах развития.
6. Позиционирует компанию, содействует продвижению компании и ее продуктов на рынке, укрепляет торговую марку или бренд.
7. Формирует общественное мнение, информирует потребителя о сферах и специфике деятельности.
8. Благоприятствует просветительской деятельности, обучению сотрудников, развитию компании и персонала, распространяя лучший опыт, внедряя и укрепляя корпоративные ценности.
9. Создает атмосферу доверия между сотрудниками, потребителями и партнерами.
10.Служит инструментом решения конфликтов и коммуникационных проблем внутри компании, мобилизации, консолидации сотрудников ит.д.
Для того чтобы успешно решить такое количество задач современное корпоративное издание должно обладать целостной концепцией, под которой мы понимаем целенаправленную, многогранную, динамическую систему ведущих идей, закономерностей, принципов, знаний, всесторонне раскрывающих ее сущность, структуру, функции, содержание, специфику, характеристики, а также технологию изготовления с учетом конкретных условий. Целостность в нашем понимании выражается через интегративность. Целостная концепция основана на многоплановых критериях. Нормативно-правовая база концепции КИ основывается на положениях законодательства РФ, кодексах этического поведения, внутреннего Положения о КИ. Концепция должна отражать базовые представления об идеологии организации, миссию, ценности, положения Устава, социальный паспорт, коллективный договор и комплекс документов, определяющих стратегию предприятия. Целостность и единство концепции КИ, представляющей вариативную, многофункциональную конструкцию, играющую конвергирующую роль и соединяющую взаимосвязанные
компоненты - целеполаганне, содержание, методы, формы, инструментарий и мониторинг - позволяет проектировать, контролировать и корректировать индивидуальную траекторию каждого издания за весь период его разработки, прогнозируя конечный продукт и все процедурные шаги, которые приведут к положительному результату.
Концептуальная модель корпоративного издания включает компоненты:
1) идеологический - архитектоника издания, тематическая модель, рубрики, общее построение, отражающее миссию, ценности, принципы, цели, задачи, особенности отношений с учредителями;
2) типологический - статус издания, характеристики, целевая аудитория, периодичность, ареал распространения, содержание и литературно-художественные формы КИ, жанровая структура;
3) организационно-управленческий - авторский состав: главный редактор, сотрудники редакции, ее структура, функциональное подчинение, стиль и принципы управления: планирование, организация, контроль, мотивация;
4) композиционно-графический - графическое оформление и структура, использование фирменного стиля, символики, принципы иллюстрирования, цветовое решение, издательско-поли-графическое оформление издания, объем, тираж, формат;
5) фасилитативный - методика сбора и обработки информации, источники информации, коллективный анализ информации, экспертиза текстов, в том числе правовая, и их эффективность для аудитории, лидирующая полоса, колонка редактора, содержание и место рекламы, иллюстрации, культура оформления выходных данных и др.;
6) экономический - финансирование, управление экономикой;
7) технологический - технология изготовления (ризография, офсетная печать, цифровая и др.), выбор бумаги, полиграфическое исполнение;
8) маркетинговый (для внешней среды) - место и роль издания на рынке СМИ.
Информационный и маркетинговый контроль - это одно из преимуществ корпоративного издания, т. к. позволяет всецело контролировать информацию о компании, ее стратегических планах, рынках сбыта, взаимодействия с потребителями и сотрудниками. КИ - это средство массовой информации, придающее компании надежность и открытость во всех отношениях.
Замысел нового КИ и разработка целостной концепции предусматривает алгоритм действий. Опираясь на исследования и практический опыт вышеназванных авторов [1; 2; 4; 8; 9], мы попытались обозначить основные этапы этого процесса.
1. Пропедевтический этап предполагает решение руководства о создании КИ, определение ответственного за реализацию проекта, разработку и утверждение «Положения о КИ» и другие подготовительные работы.
2. Организационный - утверждение бюджета, формирование редакции, подбор сотрудников и распределение обязанностей, оборудование помещений, приобретение техники и инвентаря.
3. Диагностический - ситуативный анализ в зависимости от типа КИ (В2Р, В2С, В2В, В2С и др.), определение целевой аудитории и ее демографического «портрета» (по полу, возрасту, уровню образования, семейному статусу, профессии, интересам, предпочтениям в отдыхе и т. п.), ее представлений и потребностей; сегментирование аудитории по профессиональной принадлежности (профессиональные интересы и потребности), по уровню благосостояния основных групп сотрудников.
4. Концептуально-прогностический - разработка концепции КИ, креативной идеи, конструирование модели, определение задач КИ в соответствии с целями компании, разработка технического задания по созданию стиля, фирменного стиля (логотип, слоган, цвет, шрифт и др.), создание стратегического и оперативного планов, нейминг, прогностика.
5. Процессуальный - непосредственная реализация концепции, сбор материала, редактирование, вычитка, согласование текстов с авторами, анализ психологических барьеров при сборе информации, дизайн и верстка, тиражирование, согласование с руководством, подпись в печать.
6. Технологический - полиграфический процесс, печать, работа с типографией, распределение.
7. Этап продвижения, распространения и паблисити КИ - РЯ-кампания по продвижению КИ, мониторинг, деятельность по его поддержанию и модернизации (при необходимости). Распространение и логистика: местное, региональное, национальное, транснациональное.
8. Контрольно-корректирующий - контроль над процессом создания КИ, промежуточный мониторинг, корректировка (при необходимости) стратегий и тактик по реализации модели, рестай-линг и ребрендинг (при необходимости).
9. Форсайтинговый - получение обратной связи, совершенствование КИ относительно инновационных тенденций и современных технологий, видение будущего этого проекта.
Такой алгоритм создания КИ, на наш взгляд, приведет к согласованным действиям сотрудников редакции и обеспечит успех издания.
Особая роль в разработке концепции издания принадлежит главному редактору, т. к. он, транслируя корпоративные ценности, продвигает базисного субъекта на рынке. Особенность его работы в том, что он и сотрудники редакции КИ обязаны быть лояльными к своей компании в отличие от общественно-политических и специализированных изданий, позволяющих оппозиционную точку зрения. Специфика деятельности редактора заключается в том, что его работа тесно связана как с журналистской (подготовка информационных материалов, планирование выпуска, составление бюджета, подписание в печать, организация тиражирования, проверка верстки, управление художественно-графическими работами и распространение), так и с рекламной и РЯ-деятельностью (продвижение издания, ивент-мероприятия, обучение сотрудников редакции в области журналистики, рекламы и РЯ идр.).
Концепция КИ предусматривает определение его типа. Классификаций корпоративных СМИ много. Ссылаясь на исследования [1; 2; 3; 5; 8; 9], назовем способы типологизации корпоративных изданий.
По способам и каналам распространения КИ различаются на печатные и электронные. К первым относятся: газета, журнал, сборник, бюллетень, каталог, альманах, информационная доска, информационный лист и др. К электронным можно отнести: сайт компании, интранет-портал, электронные версии газет и журналов, радио, телевидение, блоги и др.
По типу целевой аудитории КИ делятся на виды: для сотрудников (В2Р, ЬштезвЧо-регеоппе!), для клиентов, потребителей (В2С, ЬштезвЧо-сПеп!;, ЬизтеззЧо-сопзитег), для деловых партнеров (В2В, ЬштезвЧо-Ьштезз), для профессионалов (В2Рг, Ьштез8-1;о-р1^е88юпа1), для государственных структур (В2С, ЬштеззЧо^оуегптеп!), как для сотрудников компании, так и для потребителей - смешанный вид («универсальные» издания»), Ю. В. Чемякин выделяет такой вид издания как «Бортовые журналы» («бортовые издания», «журналы для пассажиров») - это корпоративные издания, «предназначенные для клиентов транспортных компаний (пассажиров), распространяемые обычно в салонах самолетов или вагонах поездов» [9].
«По типу финансирования КИ могут быть разделены на следующие основные категории: полностью дотируемые (за счет учредителя), частично самоокупаемые, самоокупаемые и приносящие прибыль. Большинство современных корпоративных СМИ России относятся к первой категории. Некоторые издания (прежде всего, крупных корпораций) часть средств зарабатывают сами - в основном, за счет привлечения рекламы, а также (иногда) за счет реализации тиража. Полностью самоокупаемых корпоративных СМИ и изданий, приносящих прибыль, в нашей стране пока все же крайне мало» [9]. Финансирование зависит от объема издания, периодичности выхода, способа выпуска (самостоятельно или с использованием аутсорсинга).
«По степени самостоятельности при подготовке и выпуске корпоративные СМИ можно разделить на три основные категории: издающиеся собственными силами компании (сотрудниками данного предприятия), издающиеся с помощью дочерних фирм, издающиеся на аутсорсинге (использование внешнего источника)» [9].
Функции КИ зависят от множества факторов, одним из которых является целевая аудитория. Так функции внутрикорпоративных изданий будут значительно отличаться от функций корпоративных изданий для внешней целевой аудитории. Эти функции удачно описал Ю. В. Чемякин в практическом пособии [9]. Внутрикорпоративные СМИ нацелены следующими основными функциями:
Идеологическая функция направлена на формирование корпоративной культуры, на «внедрении» в сознание сотрудников определенных ценностей, стандартов, моделей поведения.
Информационно-коммуникативная функция направлена на сбор информации для руководства о развитии производства, о реальных проблемах производственного, социального характера и т. д., а также информирования сотрудников о положении дел на предприятии, о действиях и планах руководства, о ситуации на рынке.
Интеграционная функция направлена на обмен информацией, мнениями с помощью корпоративных СМИ, способствует созданию атмосферы единства и сплоченности в коллективе. Особенно это важно для крупных компаний, имеющих представительства, дочерние предприятия и для транснациональных корпораций.
Образовательная, или просветительская, функция может быть важным инструментом повышения уровня профессиональных компетенций сотрудников компании.
Развлекательная функция позволяет отдохнуть, расслабиться, для этого на последней страничке публикуются кроссворды, сканворды и анекдоты, забавные истории из жизни работников ит. д.
Функции корпоративных СМИдля внешней целевой аудитории:
Коммерческая функция способствует привлечению новых и сохранению имеющихся клиентов и бизнес-партнеров компании.
Имиджевая функция помогает формировать позитивный образ компании в глазах читателей, вызывать доверие и уверенный выбор.
Интеграционная функция содействует объединению вокруг себя клиентов, деловых партнеров своих компаний, аналитиков фондового рынка, инвесторов ит.д.
Информационно-коммуникативная функция является средством передачи своим читателям информации о продуктах и услугах компании, о ее успехах, тенденциях развития отрасли.
Такая многофункциональность современных корпоративных изданий обусловлена экономическими, социальными, технологическими и другими факторами, а также информатизацией общества.
Говоря о целостной концепции КИ, назовем основные виды печатных и электронных корпоративных СМИ и их особенности.
Информационный бюллетень (newsletter) небольшое по объему и часто встречающееся издание, целью которого является информирование общественности в специальном контексте и в нужное время.
Газета как традиционный тип издания выпускается регулярно и имеет четкую структуру, тематику и содержание. Решает многие задачи по сплочению коллектива и информированию внешней аудитории.
Журнал так же отличается периодичностью издания, содержит новостной элемент о компании и ее продуктах, о партнерах, имиджевые статьи, аналитические обзоры, мнения экспертов, развлекательный элемент и др.
Комиксы - редкое, необычное, но интересное и признанное целевой аудиторией корпоративное издание, целью которого является не только развлечение, но и реклама, продвижение продукта. Большой успех такое издание имеет в США, Европе, Японии, поэтому их часто переводят на русский язык, но в последнее время комикс-культура развивается и в России. Они не издаются регулярно, размещаются на печатных и электронных носителях.
Рекламные издания (каталог, листовка, буклет, альманах, проспект, календарь) - презентационные издания, имиджевого характера, представляющие продукт или услугу компании.
Бортовые издания - для пассажиров (самолетов, поездов, морских судов), содержащие материалы о компании и продукте, общепознавательные и развлекательные.
Отчетные издания - отчет о деятельности компании за год для держателей акций, потребителей товаров и услуг, инвесторов, периодических СМИ и органов государственной власти.
Информационная доска - для объявлений и информации внутри компании.
Электронные корпоративные издания: интернет-сайт, интранет-портал, электронная версия газеты, журнала, корпоративное радио, видео, а также Web-TV, блоги и др. Доля рынка таких изданий стремительно возрастает и это тоже диктуется социальными и темпоральными факторами.
Рассмотрим тематику, структуру, объем и формат КИ. Как правило, тематика издания отражает деятельность компании, отвечает ее целям, миссии и затрагивает в основном следующие темы:
- новости компании и рынка;
- вывод на рынок новых продуктов, достижения, заслуги, награды;
- интервью с топ-менеджерами и ведущими сотрудниками;
- корпоративная социальная ответственность;
- стратегические планы и перспективы компании;
- обсуждение актуальных вопросов, ответ руководителей на вопросы персонала;
- обмен профессиональным опытом;
- корпоративная политика и идеология, корпоративная культура.
Темы и рубрики издания зависят и от его вида. Приведем пример тематики информационно-публицистической газеты «Волго-Невский проспект» и корпоративного буклета АО «Морской порт Санкт-Петербург». Тематика газеты: общие новости компании, новости судоремонта, судостроения, судоходства, портовая деятельность, освоение океана и шельфа, туристическая деятельность, кадры, кают-компания, реклама, объявления. Рубрики буклета: информация о компании, грузопотоки компании, статистика, карта порта, инфраструктура.
Объем печатного КИ чаще всего от 4 до 32 страниц, но возможны и другие варианты. Периодичность издания - ежемесячно или ежеквартально. Деловые корпоративные издания выбирают формат A4 (210^297 мм). Для внешней целевой аудитории целесообразно печатать карманный формат А5 (145x210 мм). Для газет традиционно выбирается формат A3 (297x420 мм).
Таким образом, мы попытались представить целостную концепцию КИ как динамичную систему с множеством компонентов, как общий замысел издания, единый неделимый организм, обладающий свойством эмерджентности. В последнее десятилетие печатные и электронные корпоративные СМИ активно развиваются и трансформируются. Перспективы роста и совершенствования корпоративных изданий свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем этот тренд усилиться, и мы увидим инновационные корпоративные медийные проекты, форсайт медиа. Внушает оптимизм ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Лучшее корпоративное медиа», целями которого является развитие и повышение профессионализма корпоративных медиа.
Наше дальнейшее исследование по проблеме остается открытым и может быть направлено на выявление новых векторов развития КИ, факторов, условий, инструментов, форматов в создании и продвижении печатных и сетевых корпоративных СМИ.
Список литературы
1. Агафонов, Л. С. Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности: дис...канд. филол. наук [Текст] / Л. С. Агафонов. - Москва. 2008. - 187 с.
2. Играев, Б. А. Корпоративные издания: типологические и профильные особенности [Текст] / Б. А. Играев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2011.-№3.-С. 52-58.
3. Кривоносов, А. Д. Корпоративное издание в свете науки о связях с общественностью [Текст] / А. Д. Кривоносов // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 2: Сб. статей.
- СПб., 2004.
4. Мурзин, Д. А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции: дис...канд. филол. наук [Текст] / Д. А. Мурзин. - М., 2007. - 168 с.
5. Мурзин, Д. А. Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России [Текст] / Д. А. Мурзин // Вестник Московского государственного университета, серия 10: Журналистика. - 2005. №1.-С.55-59.
6. Петропавловская, Ю. А. Корпоративные издания как разновидность мадиа: выход на массовую аудиторию [Текст] / Ю. А. Петропавловская // Вестник Московского государственного университета, серия 10: Журналистика. - 2015. -№5,- С. 43-48.
7. Петропавловская, Ю. А. Особенности создания концепции корпоративного издания [Текст] / Ю. А. Петропавловская // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№ 2-4 (62). - С. 68-72.
8. Резванов Р. И. Время играет на корпоративные медиа [Текст] / Р. И. Резванов // Государственная служба. - 2016. -№4 (102). - С. 34-39.
9. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности [Электронный ресурс] / Ю. В. Чемякин. - Екатеринбург: ИД «Дискурс Пи». - 2006. - URL: http://samzan.ru/230612.
10. Шишкина, М. А. Медиарилейшнз: структура и содержание [Текст] / М. А. Шишкина II Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 3: сб. статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов.
- СПб.: Розамира. 2005. - 112 с.
COMPREHENSION OF CORPORATE PERIODICAL'S INTEGRAL CONCEPT
SemenovaL.M., Saint-PetersburgState UniversityofEconomics, Saint-Petersburg,
Modern realties demand from specialists in communication to research new communication channels and 'varieties of corporate media. The problem of conceptual aspects of corporate periodical for last decade have been researching and resolving by such specialists as L. S. Agaphonov, A. D. Krivo-nosov, D. A. Murzin, Y. A. Petropavlovskaya, R. I. Rezvanov, Y. V Chemyakin, M. A. Shishkina, etc. The author of the article attempted to describe creation algorithm of corporate publication and its integral concept by using materials about developing and establishing of corporate press, scientists 'researches and experts' experiences. The history of corporate media has a beginning in information listsfor workers. Nowadays it is multifunctional publication, which is responding goals of making positive image and increasing the publicity of PR's basic subject. Corporate media in modern understanding solves a whole cluster of tasks and satisfiesfounder's interests. The author gives her understanding of corporate periodical's integral concept, its main components and offers consecutive stages of creating and launching corporate media. Attention isfocused on the role of an editor of the publication and the specifics of his 'work. The typology and functions of the corporate press, types ofprinted and electronic corporate media, their subjects and structure arepresented.
Keywords: corporate media, integral concept, conceptual model of corporate periodical, algorithm.
References
1. Agaphonov, L. S. (2008) Korporativnayapressa: osobennostifunktsionirovaniya, tipilogicheskie kharakteristika i metodika otsenki effektivnosti [=Corporate press: functional specific, typological characteristics and evaluation of the effectiveness' methods], Moscow, 187 p. (In Russ.).
2. Igraev, B. A. (2011) Korporativnye izdaniya: tipologicheskie iprofil'nye osobennosti [=Corporate media: tipologiacal and profile specific], in: Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [=News of Tula State University. Humanitarian sciences.], No. 3, pp. 52-58. (In Russ).
3. Krivonosov, A. D. (2004) Korporativnoe izdanie v svete nauki o svyazyah s obshchestvennost'yu [=Corporate periodical in context of public relations' science], in: Peterburgskaya shkola PR: ot teorii kpraktike. Vyp. 2: Sb. statey [=Petersburg school of PR: from theory to practice. Edition 2: digest of articles.], SPb. (In Russ.).
4. Murzin, D. A. (2007) Corporativnayapressa: sovremennye tipologicheskie kontseptsii [=Corporate press: moderntypological consepts], Moscow, 168 p. (In Russ.).
5. Murzin, D. A. (2005) Novye korporativnye strategii communikatsiy v sovremennoy Rossii [=New corporate strategies in modern Russia], in: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya 10: Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow State University, series 10: Journalism.], No. 1, pp. 55-59. (In Russ.).
6. Petropavlovskaya, Y. A. (2015) Korporativnye izdaniya kak raznovidnost' media: vykhod na massovuyu auditoriyu [=Corporative periodicals as a part of media: access to mass audience], in: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya 10: Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow State University, series 10: Journalism.], No. 5, pp. 43-48. (In Russ.).
7. Petropavlovskaya, Y. A. (2015) Osobennosti sozdaniya kontseptsii korporativnogo izdaniya [=Specifics of creating the corporate periodical's concept], in: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Kemerovo State University, series 10: Journalism.], No. 2-4 (62), pp. 68-72. (In Russ.).
8. Rezvanov, R. I. (2016) Vremya igraet na korporativnye media [=Time works for corporate media], in: Gosudarstvennaya sluzhba [=Public Servies.], No. 4 (102), pp. 34-39. (In Russ.).
9. Chemyakin, Y. V. (2006) Korporativnye SMI: secrety effectivnosti [=Corporate mass media: secrets of efficiency.], in: ID "Discurs Pi" [=Publishing house «Discourse P»], Ekaterinburg, 184 p. (In Russ).
10. Shishkina, M. A. (2005) Mediarilayshnz: structurai soderzhanie [=Mediarelations: structure and content], in: Peterburgskaya shkola PR: ot teorii кpraktike. Vyp. 3: sb. statey [=Petersburg school of PR: from theory to practice. Edition 3: digest of articles], SPb., 112 p. (In Russ.).
Семенова Лидия Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург. [email protected]