А.Ф. КОЛПАКОВ
Понятие «транспортное средство» в таможенном деле
В статье рассматривается определение понятия «транспортное средство» в различных законодательных актах, в том числе в таможенном законодательстве.
Ключевые слова: транспортное средство, товар, классификация товаров, товарные группы.
В таможенном законодательстве Таможенного союза, включающем в себя Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные договоры государств-членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, словосочетание «транспортные средства» применяется в двух случаях. В первом — когда говорят о транспортном средстве как категории товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза, и во втором случае — когда транспортное средство пересекает таможенную границу не как товар, а как средство для начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.
Определение понятия «транспортное средство» содержится во многих действующих на территории Российской Федерации законодательных актах и иных документах.
В ТК ТС дается следующее определение: транспортные средства — категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для
КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
В федеральном законе Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» читаем: «...транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами».
Налоговый кодекс Российской Федерации, рассматривающий транспортные средства прежде всего как объект для налогообложения, определяет в ч. 1 ст. 358, что «объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Определение транспортного средства можно также найти в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), где в примечании к ст. 12.1 говорится, что транспортным средством, при помощи которого может быть совершено правонарушение в области дорожного движения, является автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные машины, трамваи и троллейбусы.
В ст. 1.2 «Правил дорожного движения Российской Федерации» (ПДД РФ) транспортное средство определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В этом же акте закреплены определения велосипеда, мопеда, мотоцикла, прицепа, которые определяются как транспортные средства с той или иной спецификой движения.
«Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, определяет, что «транспортное средство» — это наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N О, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
При сравнении вышеприведенных определений термина «транспортное средство» видно, что в разных документах этот термин разъясняется по-разному в зависимости от области применения документа.
Определенный интерес представляет рассмотрение в историческом аспекте изменения толкования понятия «транспортное средство» в таможенном з аконодательстве.
Таможенный кодекс СССР (1991 г.) в числе используемых понятий рассматривал транспортные средства как прибывающие на таможенную территорию СССР или отправляющиеся с этой территории транспортные средства, используемые для международных перевозок грузов, багажа и пассажиров либо иной хозяйственной деятельности вне таможенной территории СССР, а транспортные средства индивидуального пользования, перемещаемые через таможенную границу СССР, относил к вещам, т. е. к предметам личного пользования. Данный кодекс не рассматривал отдельно транспортные средства как товар, к которому относил исключительно имущество предприятий, организаций.
Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый в 1993 г., в п. 1 ст. 18 определял, что транспортные средства являются товаром, за исключением транспортных средств, указанных в п. 4 настоящей статьи, к которым относятся любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, данный кодекс не конкретизирует, что включает в себя понятие «транспортные средства» и какие виды транспортных средств могут перемещаться через таможенную границу как товар, но, в тоже время, дает пояснение, что к транспортным средствам международных перевозок относятся также контейнеры и другое транспортное оборудование. Что включает в себя обобщающий термин «другое транспортное оборудование» законодатель не раскрывает.
Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.) относил к транспортным средствам любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной или бесплатной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Данное определение включало в себя перечисление видов транспортных средств, предназначенных только для международной перевозки.
Немаловажна и взаимосвязь понятий «товар» и «транспортное средство». Понятие «товар» является одним из основных в таможенном деле, поскольку практически вся деятельность таможенных органов направлена на организацию перемещения товара через таможенную границу и осуществление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок перемещения товара. В текстах всех вышеупомянутых таможенных кодексов при
раскрытии определения термина «товар» с точки зрения таможенного права всегда приводится отдельное упоминание о транспортных средствах. Так, ТК РФ (1993 г.) определял, что товары — это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств для международных перевозок). ТК РФ (2003 г.) относил к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства с оговоркой, что транспортные средства, используемые для международных перевозок, не относятся к товарам. И только ТК ТС, давая определение товара, включает в это понятие любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Таким образом, в данном определении товара не акцентируется внимание на транспортных средствах как товаре. Это связано с тем, что ТК ТС дает развернутые определения транспортного средства и транспортного средства международной перевозки.
Перемещение любого товара, в том числе и транспортных средств, через таможенную границу сопровождается их классификацией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), раздел 17 которой включает «средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование». Следует отметить, что в данный раздел также включены товары, которые не относятся к транспортным средствам, исходя из понимания основного назначения транспортного средства — перемещение грузов и пассажиров. К числу этих товаров следует отнести, например, танки, боевые самолеты и вертолеты, военные надводные и подводные корабли, парашюты, различные воздушные шары, плавучие конструкции (маяки, бакены, буи), детские коляски и ряд других товаров. Это является одной из особенностей таможенного подхода к отнесению тех или иных товаров к транспортным средствам, другие примеры будут представлены ниже.
К средствам наземного транспорта в ТН ВЭД ТС отнесены товары группы 86 «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов» и группы 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».
В группе 86 классифицируются подвижной железнодорожный состав (локомотивы и вагоны) общего и специального назначения, а также контейнеры. Отнесение контейнеров к транспортным средствам заслуживает отдельного
рассмотрения. Такой подход из всех вышерассмотренных нормативных актов наблюдается только в таможенном законодательстве, да и то не всегда. Так, ТК РФ (1993 г.) относил контейнеры к транспортным средствам международной перевозки. ТК РФ (2003 г.) уже не включает контейнеры в даваемое им определение транспортного средства. Новое таможенное законодательство (ТК ТС) опять приравняло контейнеры к транспортному средству. В то же время следует учитывать, что контейнер все-таки является универсальной многооборотной упаковкой (тарой) для товара, позволяющей осуществлять его транспортировку различными видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным. Контейнер не обладает основным признаком транспортного средства — не имеет движетеля (например, колес, гусениц и др.), т. е. устройства, преобразующего энергию двигателя, либо внешнего источника в полезную работу по перемещению транспортного средства. Отнесение контейнеров в таможенном законодательстве к транспортным средствам связано, прежде всего, с тем, что контейнеры в большом количестве используются в международных транспортных перевозках. В этом случае в отношении них могут применяться положения гл. 48 ТК ТС «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» и, прежде всего, дающие право на освобождение их от мер нетарифного и технического регулирования.
Группа 87 объединяет в себе большое разнообразие колесных и гусеничных транспортных средств, среди которых основное место занимают тракторы, легковые и грузовые автомобили, в том числе специального назначения, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, прицепы.
Воздушные и водные транспортные средства отнесены, соответственно, к товарным группам 88 и 89 ТН ВЭД ТС.
Кроме рассмотренных выше примеров, когда, с точки зрения таможенного дела и с целью урегулирования и применения требований при декларировании товаров, определенные товары, не являющиеся таковыми, отнесены к транспортным средствам, можно привести пример, когда транспортное средство с точки зрения его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС и с точки зрения его регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) или органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации относится к различным категориям.
Рассмотрим с этой целью такое транспортное средство, как седельный тягач, который предназначен для буксировки полуприцепов (рисунки 1-3).
Седельный тягач — это вид тягача, предназначенный для буксировки полуприцепа, присоединяемого к тягачу с помощью специального опорно-сцепного механизма — седла, расположенного в задней части его рамы (рис. 4). Как правило, седельные тягачи изготавливаются на базе укороченной рамы грузового автомобиля, т. е. являются колесными транспортными средствами.
Седельные тягачи следует отличать от обычных колесных тягачей, имеющих грузовую платформу (кузов) и тягово-сцепное устройство — «форкоп», предназначенное для крепления прицепов. Автомобильный тягач с кузовом, соединенный с прицепом, представляет собой автопоезд.
Рис. 3. Седельный тягач с полуприцепом Рис. 4. Седло
Полуприцепы (рис. 2) — это транспортные средства, рама которых опирается спереди на опорно-сцепное устройство тягача, а сзади — на одну, две и большее количество осей с колёсами. Таким образом, главным отличительным признаком полуприцепа является отсутствие передней оси. В передней части полуприцепа установлены убирающиеся упоры, при помощи которых полуприцеп поддерживается в горизонтальном положении, когда он отцеплен от седельного тягача. Полуприцеп имеет специальное устройство — шкворень, находящийся в центре опорной площадки в передней части полуприцепа, с помощью которого происходит соединение с седлом. Полуприцепы могут иметь различное назначение. Различают следующие виды полуприцепов: бортовые, самосвальные, низкорамные, платформы, контейнеровозы, цистерны, рефрижераторы, автовозы, лесовозы, и т. д.
В ТН ВЭД ТС седельные тягачи классифицируются в товарной позиции 8701 «Тракторы». Согласно примечанию 2, к группе 87 относятся все транспортные средства, предназначенные для буксировки или толкания других транспортных средств или грузов.
Таким образом, исходя из вышесказанного видно, что седельный тягач, конструктивно являющийся грузовым автомобилем, при его перемещении через таможенную границу в качестве товара рассматривается как трактор.
Чем же седельный тягач отличается от других представителей грузовых автомобилей и почему таможенные органы классифицируют его в товарной позиции «Тракторы»? Главное отличие заключается в том, что седельный тягач
не имеет кузова, расположенного на его раме и предназначенного для перемещения груза. Данное транспортное средство перемешает грузы не на собственной раме, как грузовой автомобиль, а с помощью тяглового усилия на полуприцепе, т. е. фактически перевозка грузов осуществляется полуприцепом, который тянется седельным тягачом. Тянуть или толкать что-либо как раз и является одной из основных функций трактора. Трактор также не имеет платформы для перемещения груза. Кроме того, термин «седельный тягач» переводится на английский язык как «truck — tractor», что также подчеркивает принадлежность данного транспортного средства к трактору.
После завершения процедуры перемещения седельного тягача через границу таможенные органы, которые классифицировали данный тягач как трактор, оформляют и выдают на него паспорт транспортного средства как на грузовой автомобиль [1], в котором указывают категорию «С» транспортного средства. К данной категории относятся грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг и которые классифицируются в следующих товарных позициях ТН ВЭД ТС:
— седельные тягачи, имеющие седло и предназначенные для буксировки полуприцепов (из товарной субпозиции 8701 20);
— автомобили грузовые, максимальная масса которых превышает 3500 кг (из товарной позиции 8704);
— автомобили специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (товарная позиция 8705).
Для дальнейшей эксплуатации седельные тягачи подлежат регистрации на территории Российской Федерации органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации как автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования [2]. Тогда как регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, производят органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
То, что седельный тягач классифицируется таможенными органами как трактор только в целях применения тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования, а во всех остальных случаях рассматривается как автомобиль, подтверждается в настоящее время также документами Таможенного союза. Государствами-членами Таможенного союза заключено соглашение от 22.06.2011 «Об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза», определяющее единые подходы к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля транспортных средств, въезжающих (выезжающих, следующих транзитом) на территорию
государства любой из сторон Таможенного союза. В соответствии с этим соглашением под транспортным средством, предназначенным для перевозки грузов, понимается в том числе и «автомобильный (седельный) тягач или автомобильный (седельный) тягач с полуприцепом».
В качестве еще одного примера можно рассмотреть классификацию транспортных средств типа «форфардер», оборудованных погрузочно-разгрузоч-ным устройством и предназначенных для перемещения лесоматериалов от места валки деревьев до лесопогрузочного пункта или лесной дороги. Данные транспортные средства классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС «Моторные транспортные средства для перевозки грузов» и представляют собой самоходную двухмодульную машину, состоящую из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Передняя часть форвардера оснащена кабиной водителя с органами управления, задняя часть оборудована погрузочно-раз-грузочным устройством и грузовой платформой со стойками для транспортировки лесоматериалов (рис. 5). Изготавливаются форфардеры в шести- и вось-миколесном исполнении, как правило, на базе тракторов. Управление данным транспортным средством осуществляет оператор, имеющий удостоверение с открытыми категориями «С», «В» и «Е» и записью в разделе удостоверения для особых отметок — «Тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса 6-го разряда». Но данное транспортное средство не классифицируется в товарной позиции 8701 «Тракторы», потому что имеет грузовую платформу, предназначенную для перевозки лесоматериалов.
Рис. 5. Форвардеры
Список литературы
1. Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: приказ Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 [Электронный ресурс]. URL: http://law.kodeks.ru/egov/index?tid=08nd
2. О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru