Научная статья на тему 'Понятие территории с особым статусом для целей налогово-правового регулирования'

Понятие территории с особым статусом для целей налогово-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территории с особым статусом / особый правовой режим / особые экономические зоны / закрытые административно-территориальные образования / наукограды / territories with special status / special legal regime / special economic zones / closed administrative-territorial formations / science cities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков Роман Александрович

Территории с особым статусом являются важной для Российской Федерации категорией территорий, на которых применяются особые правовые режимы с целью достижения развития стратегических направлений государства. В настоящее время отсутствуют как законодательно закреплённое общее понятие для этих территорий, так и теоретические разработки, раскрывающие данную тему через виды территорий с особым статусом, в том числе в отношении налогообложения, и позволяющие выработать универсальный подход правового регулирования в данной сфере. Цель настоящей статьи – определить содержание понятия и виды территорий с особым статусом, подходящих под это понятие для целей налогово-правового регулирования. Методологическую основу исследования составили методы: дедукции, индукции, сравнения, формально юридический. Автором сформулировано определение понятия территории с особым статусом посредством выявления признаков территорий, имеющих особый правовой режим функционирования и наиболее часто относимых учеными к исследуемому понятию, а также определены виды иных территорий, подходящих под указанное определение. Автор приходит к выводу, что территории с особым статусом весьма различны, созданы для разных направлений государственной политики. Однако у них также есть много общих признаков, позволяющих сформулировать универсальное определение понятия территорий с особым статусом, в том числе для целей налогово-правового регулирования, и по итогу выявить виды относящихся к ним территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Territories with Special Status for Tax and Legal Regulation Purposes

The article aims to explore the concept of territories with special status for tax and legal regulation purposes, focusing on their definition, types, and common features. It examines the methodologies used to identify and classify these territories and provides insights into their role in achieving strategic state objectives. Currently, there is no legislatively fixed general concept for these territories, nor are there theoretical developments elucidating this topic through various types of territories with special status, including their taxation aspects, which would allow for a universal approach to legal regulation in this sphere. The aim of this article is to define the content and types of territories with special status applicable for tax and legal regulation purposes. The research methodology includes deductive, inductive, comparative, and formal-legal methods. The author formulates the definition of territories with special status by identifying the characteristics of territories possessing a special legal regime of operation most commonly associated with the examined concept by scientists. Additionally, various types of other territories fitting this definition are determined. The author comes to the conclusion that territories with special status are diverse, created for different directions of state policy. However, they also share many common features, allowing for the formulation of a universal definition of territories with special status, including for tax and legal regulation purposes, and subsequently identifying types of territories falling under this definition.

Текст научной работы на тему «Понятие территории с особым статусом для целей налогово-правового регулирования»

Научная статья УДК 342.1+347.73

https://doi.org/10.24158/tipor.2024.5.35

Понятие территории с особым статусом для целей налогово-правового регулирования Роман Александрович Быков

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, [email protected]

Аннотация. Территории с особым статусом являются важной для Российской Федерации категорией территорий, на которых применяются особые правовые режимы с целью достижения развития стратегических направлений государства. В настоящее время отсутствуют как законодательно закреплённое общее понятие для этих территорий, так и теоретические разработки, раскрывающие данную тему через виды территорий с особым статусом, в том числе в отношении налогообложения, и позволяющие выработать универсальный подход правового регулирования в данной сфере. Цель настоящей статьи - определить содержание понятия и виды территорий с особым статусом, подходящих под это понятие для целей налогово-правового регулирования. Методологическую основу исследования составили методы: дедукции, индукции, сравнения, формально юридический. Автором сформулировано определение понятия территории с особым статусом посредством выявления признаков территорий, имеющих особый правовой режим функционирования и наиболее часто относимых учеными к исследуемому понятию, а также определены виды иных территорий, подходящих под указанное определение. Автор приходит к выводу, что территории с особым статусом весьма различны, созданы для разных направлений государственной политики. Однако у них также есть много общих признаков, позволяющих сформулировать универсальное определение понятия территорий с особым статусом, в том числе для целей налогово-правового регулирования, и по итогу выявить виды относящихся к ним территорий.

Ключевые слова: территории с особым статусом, особый правовой режим, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, наукограды

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Быков Р.А. Понятие территории с особым статусом для целей налогово-правового регулирования // Теория и практика общественного развития. 2024. № 5. С. 262-267. https://doi.org/10.24158/ti-por.2024.5.35.

Original article

The Concept of Territories with Special Status for Tax and Legal Regulation Purposes Roman A. Bykov

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, [email protected]

Abstract. The article aims to explore the concept of territories with special status for tax and legal regulation purposes, focusing on their definition, types, and common features. It examines the methodologies used to identify and classify these territories and provides insights into their role in achieving strategic state objectives. Currently, there is no legislatively fixed general concept for these territories, nor are there theoretical developments elucidating this topic through various types of territories with special status, including their taxation aspects, which would allow for a universal approach to legal regulation in this sphere. The aim of this article is to define the content and types of territories with special status applicable for tax and legal regulation purposes. The research methodology includes deductive, inductive, comparative, and formal-legal methods. The author formulates the definition of territories with special status by identifying the characteristics of territories possessing a special legal regime of operation most commonly associated with the examined concept by scientists. Additionally, various types of other territories fitting this definition are determined. The author comes to the conclusion that territories with special status are diverse, created for different directions of state policy. However, they also share many common features, allowing for the formulation of a universal definition of territories with special status, including for tax and legal regulation purposes, and subsequently identifying types of territories falling under this definition.

Keywords: territories with special status, special legal regime, special economic zones, closed administrative-territorial formations, science cities

Funding: Independent work.

For citation: Bykov, R.A. (2024) The Concept of Territories with Special Status for Tax and Legal Regulation Purposes. Theory and Practice of Social Development. (5), 262-267. Available from: doi:10.24158/tipor.2024.5.35 (In Russian).

В Российской Федерации большими темпами происходит формирование и развитие территорий с особым статусом, к которым относятся особые экономические зоны, наукограды, специальные

© Быков Р.А., 2024

ПРАВО \-A\N

административные районы и др. Данные территории играют важную роль в социально-экономической жизни страны, так как способствуют осуществлению государственной политики по многим направлениям. Территории с особым статусом обладают уникальными правами и привилегиями, а их функционирование осуществляется в соответствии со специальным законодательным и подзаконными нормативно-правовыми актами. В отношении резидентов данных территорий установлены также особенности налогово-правового регулирования, которое является важным элементом реализуемой государством внутренней и внешней политики, в том числе в обеспечении страны финансовыми ресурсами и регулировании социально-экономических процессов1. Такие особенности выражаются, например, в предоставлении налоговых льгот для предприятий и населения в целом, включая освобождение от некоторых налогов и снижение их размеров. Данные меры способствуют привлечению инвестиций для создания и развития предприятий, а также улучшению социально-экономической ситуации в различных регионах страны.

Действующая правовая система Российской Федерации предусматривает установление специальных правовых, в том числе налогово-правовых режимов для этих территорий с целью обеспечения экономического, социального и политического развития в соответствии с особыми интересами и потребностями. Каждая территория с особым статусом имеет свои особенности и задачи, которые направлены на достижение целей и задач более высокого уровня, включая цели национального развития, а также на создание благоприятного инвестиционного климата и условий для привлечения иностранных и российских инвестиций.

Большую популярность и развитие этих территорий в России можно наблюдать с начала 1990-х годов. Такое явление объясняется множеством задач, стоящих перед государством, а также усложнением национальной экономической системы. Однако при интенсивном и разнообразном функционировании данных территорий возникло определенное отставание в научных исследованиях и законодательном регулировании в части формирования единого понятийно-терминологического аппарата и общих принципов функционирования для всех территорий с особым статусом, в том числе для целей налогово-правового регулирования.

В частности, в российском законодательстве и юридической науке отсутствует обобщенное понятие «территория с особым статусом» и исчерпывающий перечень самих территорий, которые к нему относятся. Многие авторы в своих работах используют наименование обозначенного выше понятия, однако не раскрывают его сущности и не дают его конкретной формулировки (Михайлов, 2014: 195; Васильева, 2018: 1; Данилова, Петров, Тэйслина, 2018: 75-76).

При этом многие исследователи (Годовникова, Михайлов, 2013: 126; Данилова, Петров, Тэйслина, 2018: 76) сходятся во мнении, что к территориям с особым статусом однозначно относятся:

- особые экономические зоны (далее - ОЭЗ);

- закрытые административно-территориальные образования (далее - ЗАТО);

- наукограды.

Кроме того, представляется целесообразным по ряду схожих признаков отнести к территориям с особым статусом, например:

- инновационный центр «Сколково»;

- территории опережающего социально-экономического развития;

- федеральную территорию «Сириус».

Если же обратиться к рассмотрению понятия «территория с особым статусом» с теоретических позиций, то многие ученые не дают точного определения его содержания. В основном отечественные и зарубежные исследователи (Каткова, 2017: 169-172; Меджидов, 2016: 55-56; Годовникова, Михайлов, 2013: 125-126; Данилова, Петров, Тэйслина, 2018: 75-76) останавливаются на значимости и причинах создания таких территорий.

В целях формулирования обобщённого понятия территории с особым статусом представляется необходимым обратиться к понятию каждого вышеуказанного вида территории, относимого к рассматриваемой группе.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»2, особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Исходя из данного определения, можно вывести следующие признаки особой экономической зоны:

1) является частью территории Российской Федерации;

1 Демин А.В. Налоговое право России : учебное пособие. Красноярск, 2006. С. 20.

2 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 4 августа 2023 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30, ст. 3127; 2023. № 32, ст. 6180.

2) создается Правительством Российской Федерации;

3) в ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности;

4) здесь может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (данный признак рассматривается как факультативный).

Кроме того, согласно содержанию рассматриваемого закона, общий порядок создания и функционирования особых экономических зон определяется федеральным законом. Если же обратиться к налоговому законодательству, то можно вывести еще один признак, а именно установление налогово-правовых мер поддержки для резидентов ОЭЗ. В частности, в Налоговом кодексе РФ1 для резидентов ОЭЗ предусматриваются возможности предоставления льгот по налогу на прибыль организаций (абз. 6, 7 п. 1 ст. 284), налогу на имущество организаций (п. 17 ст. 381), земельному налогу (подп. 9 п. 1 ст. 395).

В ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»2 определяется понятие ЗАТО. Принимая во внимание нормативную формулировку данного понятия, можно выделить его характерные признаки:

1) находится на территории Российской Федерации;

2) решение о создании ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации;

3) устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан;

4) создается для развития стратегически важных областей государства, в них входит осуществление разработки, изготовление, хранение и утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов.

Руководствуясь содержанием рассматриваемого закона, можно выделить еще два признака: общий порядок создания и функционирования ЗАТО определяется законом; установление финансово-правовых мер поддержки закрытому административно-территориальному образованию и его населению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»3 наукоград Российской Федерации - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Изучив правовой статус наукограда, можно отметить следующие признаки данной территории:

1) находится на территории Российской Федерации;

2) создается для развития стратегически важных областей государства в лице организаций, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, с градообразующим научно-производственным комплексом;

3) на ней действует особый правовой режим;

4) порядок создания и функционирования регулируется законом;

5) статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации;

6) устанавливаются финансово-правовые меры поддержки наукограда.

Для определения статуса инновационного центра «Сколково» следует обратиться к Федеральному закону от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»4. В статье 2 указанного закона содержится несколько признаков данной территории:

1. находится на территории Российской Федерации;

2. создается для поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности юридических и физических лиц;

3. установлен особый правовой режим;

4. создан специальный орган для управления данной территорией.

Еще один признак, касающийся установления финансово-правовых мер поддержки, в том числе налоговых льгот (Грибанов, 2011: 30) вытекает, главным образом, из актов отраслевого законодательства - налогового и бюджетного. Так, например, налоговые льготы выражаются в освобождении резидентов от уплаты налогов на прибыль организаций, их имущество и добавленную

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02 ноября 2023 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32, ст. 3340; 2023. № 32, ст. 6121.

2 Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 15 апреля 2022 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33, ст. 1915; СЗ РФ. 2022. № 16, ст. 2593.

3 Федеральный закон от 07 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1999. № 15, ст. 1750; 2015. № 17, ст. 2475.

4 Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Там же. 2010. № 40, ст. 4970; 2023. № 1, ст. 16.

стоимость на определенных условиях1. Что касается бюджетных стимулов, то они включают в себя возможность получения субсидий в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, осуществленных лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), которые участвуют в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»)2.

Исходя из ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего развития в Российской Федерации»3, территория опережающего развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Из содержания данного определения можно вывести следующие признаки:

1. является частью территории субъекта Российской Федерации;

2. установлен особый правовой режим;

3. инициируется Правительством Российской Федерации;

4. создается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Также следует выделить еще один признак, а именно предоставление мер поддержки в виде разнообразных налоговых стимулов (Проводина, 2019: 149), в том числе по земельному налогу и налогу на имущество организаций4.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 437-Ф3 «О федеральной территории "Сириус"»5 федеральной территорией «Сириус» признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором, согласно данному федеральному закону, в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности. Изучив статус федеральной территории «Сириус», можно отметить следующие ее признаки:

1. находится на территории Российской Федерации;

2. цель создания такой территории заключается в обеспечении ее комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия и т. д.;

3. формируются компетентные органы власти для управления территорией.

Для лиц, осуществляющих деятельность на такой территории, государством предоставлены финансовые меры поддержки, что говорит о еще одном признаке. Примером таких мер являются льготы по налогам на прибыль организаций и имущество организаций в рамках налогового законодательства6, а также предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным в целях создания и функционирования инфраструктуры федеральной территории «Сириус» и инновационного научно-технологического центра «Сириус»7.

1 См.: п. 1 ст. 246.1, п. 20 ст. 381, п. 1 ст. 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02 ноября 2023 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32, ст. 3340; 2023. № 32, ст. 6121.

2 См.: п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Там же. 1998. № 31, ст. 3823; 2023. № 16, ст. 2765.

3 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Там же. 2015. № 1, ст. 26; 2023. № 29, ст. 5323.

4 См.: п. 5.1 ст. 3. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Там же. 2015. № 1, ст. 26; 2023. № 29, ст. 5323.

5 Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» (в ред. от 31 июля 2023 г.) // Там же. 2020. № 52, ст. 8583; 2023. № 32, ст. 6129.

6 См.: п. 1 ст. 284, п. 2, 4 ст. 372.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02 ноября 2023 г.) // Там же. 2000. № 32, ст. 3340; 2023. № 32, ст. 6121

7 См.: п. 1 ст. 45 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» (в ред. от 31 июля 2023 г.) // Там же. 2020. № 52, ст. 8583; 2023. № 32, ст. 6129.

Рассмотрев характерные черты вышеуказанных территорий, представляется возможным определить их общие признаки, а именно:

1) располагаются на территории Российской Федерации;

2) создаются уполномоченным органом государства;

3) устанавливается особый правовой режим в пределах выделенной территории;

4) предоставляются финансово-правовые (например, налоговые или бюджетные) и иные меры государственной поддержки определённым субъектам;

5) находятся на особо важных или значимых для государства территориях;

6) порядок их создания и функционирования устанавливается законом.

Таким образом, на основе выделения общих признаков, характерных для особых экономических зон, ЗАТО, наукоградов, инновационного центра «Сколково», территории опережающего социально-экономического развития и федеральной территории «Сириус», можно сформулировать понятие территории с особым статусом.

Территория с особым статусом - это определённая на основании федерального закона и создаваемая уполномоченным органом в пределах Российской Федерации территория, на которой устанавливается особый правовой режим ее функционирования или осуществления общественно значимого вида деятельности, в том числе посредством применения финансово-правовых и иных мер государственной поддержки.

Термин «территория с особым статусом» в определенном выше контексте может быть применен, как представляется, и к другим территориям, имеющим особый правовой режим функционирования и иные сходные признаки. В частности, к таким территориям следует отнести особо охраняемые природные территории1, зоны территориального развития2, специальные административные районы3.

Таким образом, обозначенные выше признаки и понятие территории с особым статусом, очевидно, будут способствовать, формированию более взвешенной налогово-правовой политики, комплексного налогово-правового регулирования и исследованию налогово-правовых режимов на рассматриваемых территориях. Выработанная теоретическая база позволит реализовывать потенциал рассмотренных территорий более эффективно.

Список источников:

Васильева И.А. Территории с особым статусом в экономической системе страны // Электронный журнал «Экономика и право». 2018. № 1. С. 1-6.

Годовникова А.М., Михайлов Р.Б. Правовое положение территорий с особым правовым статусом // Территория науки. 2013. № 6. С. 125-132.

Грибанов Д.В. Научный анализ Федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"» и предложения по его совершенствованию // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 5 (116). С. 20-30.

Данилова С.Н., Петров А.М., Тэйслина О.Г. Государственное регулирование развития территорий с особым статусом // Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73). С. 75-79.

Каткова Н.А. Зарубежный опыт создания территорий с особым режимом развития // Экономика и социум. 2017. № 9 (40). С. 169-172.

Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1 (24). С. 55-56. https://doi.org/10.18323/2221-5689-2016-1-55-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михайлов Р.Б. Правовое положение территорий с особым правовым статусом: тезисы и выводы // Территория науки. 2014. № 1. С. 195-201.

Проводина О.А. Особенности льготного режима налогообложения на территориях опережающего социально-экономического развития // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 147-151.

References:

Danilova, S.N., Petrov, A.M. & Teislina, O.G. (2018) State regulation of the development of territories with special economic status. Vestnik Saratov State Socio-Economic University. (4 (73)), 75-79. (In Russian).

Godovnikova, A.M. & Mikhailov, R.B. (2013) Pravovoe polozhenie territoriy s osobym pravovym statusom [The legal status of territories with a special legal status]. Territoriya nauki. (6), 125-132. (In Russian).

1 См.: п. 2, 4, 6, 8 ст. 2, п. 3 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12, ст. 1024; 2023. № 29, ст. 5328.

2 См.: п.п. 1, 3 ст. 2, ст. 13 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Там же. 2011. № 49, ст. 7070; 2023. № 29, ст. 5323.

3 См.: п.п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Там же. 2018. № 32, ст. 5084; 2023. № 32, ст. 6184 ; ст. 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02 ноября 2023 г.) // Там же. 2000. № 32, ст. 3340; 2023. № 32, ст. 6121.

Gribanov, D.V. (2011) Nauchnyy analiz Federal'nogo zakona "Ob innovatsionnom tsentre «Skolkovo»" i predlozheniya po ego sovershenstvovaniyu» [Scientific analysis of the Federal Law "On the Skolkovo Innovation Center" and proposals for its improvement]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii. (5 (116)), 20-30. (In Russian).

Katkova, N.A. (2017) Foreign experience of the creation of territories with a special development regime. Ekonomika i sotsium. (9 (40)), 169-172. (In Russian).

Medzhidov, Z.U. (2016) Foreign experience of functioning of special economic zones. Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. (1 (24)), 55-56. Available from: doi:10.18323/2221-5689-2016-1-55-61. (In Russian).

Mikhailov, R.B. (2014) Pravovoe polozhenie territoriy s osobym pravovym statusom: tezisy i vyvody [Legal status of territories with a special legal status: theses and conclusions]. Territoriya nauki. (1), 195-201. (In Russian).

Provodina, O.A. (2019) Features of preferential tax treatment on territories of advanced socio-economic development. Humanities and Law Research. (2), 147-151. (In Russian).

Vasilyeva, I.A. (2018) Territories having a special status in national economic system. Oeconomia et Jus. (1), 1-6. (In Russian).

Информация об авторе Р.А. Быков - аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author R.A. Bykov - PhD student, Department of Financial, Banking and Customs Law named after Prof. Nina Ivanovna Khimicheva, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.03.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.04.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 28.05.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.