Научная статья на тему 'Понятие специальной надбавки и проблематика ее учета в ООО «ПетербургГаз»'

Понятие специальной надбавки и проблематика ее учета в ООО «ПетербургГаз» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММА ГАЗИФИКАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ НАДБАВКА К ТАРИФУ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ГАЗА / УЧЕТ ЗАТРАТ / NATIONAL PROJECTS / RUSSIA GASIFICATION PROGRAM / FINANCIAL SOURCES STRUCTURE / CERTAIN GAS TRANSPORTATION TARIFF ADDITION / COST ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базилевская Екатерина Владимировна

Статья посвящена программе газификации России, а также ее реализации в Санкт-Петербурге. Рассматривается структура источников финансирования данной программы, особое внимание уделяется средствам специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа ООО «ПетербургГаз». Помимо особенностей и законодательной основы регулирования специальной надбавки, затрагиваются проблемы, связанные с ее учетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special gas transportation tariff addition as a financial source for Russia gasification program and connected financial accounting matters

This article is dedicated to Russia gasification program and its implementing in Saint-Petersburg. The attention is payed to this program financial sources structure, and especially to the return gained from special gas transportation tariff addition, which is applied by LLC "PetersburgGas". Peculiarities of the above mentioned addition and the legislative basis of it's regulation are reviewed in this article along with the connected financial accounting matters.

Текст научной работы на тему «Понятие специальной надбавки и проблематика ее учета в ООО «ПетербургГаз»»

Е В. БАЗИЛЕВСКАЯ

Екатерина Владимировна Базилевская — аспирантка СПбГУЭФ. В 2007 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.

^ ^ ^

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАДБАВКИ И ПРОБЛЕМАТИКА ЕЕ УЧЕТА В ООО «ПЕТЕРБУРГГАЗ»*

В современной литературе существует большое количество определений и трактовок понятия «инвестиционный проект». Например, согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [3], инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Однако более обобщенным и общеупотребительным является следующее определение: инвестиционный проект — это деятельность, основывающаяся на инвестициях и предполагающая осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [1].

В настоящее время инвестиционные проекты осуществляются как на уровне организаций, так и в масштабах всей страны. На государственном уровне реализуются четыре национальных проекта. Идея национальных проектов, способных сконцентрировать усилия властей и финансовые средства на решении конкретных вопросов в наиболее проблемной — социальной — сфере, была выдвинута еще в сентябре 2005 г. Для этого были разработаны проекты в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения населения доступным жильем.

Под национальным проектом следует понимать проект, который осуществляется в общенациональных интересах, в интересах всего государственно-организованного социума (нации) и его плодами так или иначе воспользуются все граждане.

В 2006 г. Д. А. Медведев принял решение о присвоении программе газификации статуса так называемого «пятого национального проекта». По его словам, газификация регионов должна стать крупным корпоративным проектом, имеющим национальное значение.

На строительство межпоселковых газопроводов с 2005 по 2008 г. ОАО «Газпром» направило более 72 млрд руб.; на газификацию 69 регионов России в 2009 г. — 19,31 млрд руб. Было завершено строительство 189 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 3,2 тыс. км, которые позволили обеспечить газоснабжение 447 населенных пунктов в 45 регионах Российской Федерации [2]. На рис. 1 представлена динамика инвестиций ОАО «Газпром» и построенных газопроводов.

Средний уровень газификации России, имеющей богатейшие запасы природного газа, за последние годы повысился с 55 до 62 %. И если крупные города снабжены сетевым газом примерно на 67 %, то сельская местность — всего на 44 %.

Однако усредненные цифры не дают всей полноты картины, а эта картина совсем неоднородна. К примеру, регионы Сибири и Дальнего Востока практически лишены возможности использовать природный газ: по этим федеральным округам уровень газификации составляет всего 5,1 и 6,6 % соответственно. Самые высокие показатели — по Южному и Приволжскому округам (77,2 и 75,5 %), значительно ниже они по Уральскому (49,6 %),

ГРНТИ 06.71.25 I © Е.В. Базилевская, 2010 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, доц. Е.Н. Ветровой.

Северо-Западному (48,8 %) и Центральному (69,7 %) округам. Естественно, такое положение не отвечает интересам страны, обладающей мощным энергетическим потенциалом. Программа газификации регионов России, которая начала реализовываться с 2006 г. и успешно претворяется в жизнь, должна исправить этот недостаток.

30 25 20 15 10 5 0

2007

2008

2009

] Сумма инвестиций (млрд руб.) Количество построенных газопроводов (шт.) Протяженность построенных газопроводов (км)

2010 (прогноз)

250 200 150 100 50

0

Рис. 1. Динамика инвестиций ОАО «Газпром» и построенных газопроводов

В рамках данной программы Правительство РФ и ОАО «Газпром» будут следить за тем, чтобы газ дошел непосредственно до потребителей. Проект по газификации страны основывается на принципах софинансирова-ния. Так, ОАО «Газпром» осуществляет строительство межпоселковых газопроводов в субъектах Российской Федерации в соответствии с утвержденной Программой газификации регионов Российской Федерации, составленной на основании предложений администраций регионов, учитывающих готовность потребителей к приему газа.

При этом строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа обеспечиваются администрациями субъектов Российской Федерации за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования. Таким образом, обеспечивается синхронизация строительства распределительных сетей и подготовки потребителей к приему газа для загрузки построенных мощностей с момента ввода в эксплуатацию.

В рамках реализации национальной программы в Санкт-Петербурге Правительство города утвердило ряд постановлений о проектировании и строительстве газопроводов в поселках, расположенных в городской черте. В 2003 г. была утверждена адресная программа «Газификация объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2004-2010 гг.». В рамках этой программы были реализованы многие проекты, газифицированы пригородные поселки, построены газопроводы-отводы к жилым домам.

В настоящее время в городе действует новая адресная программа «Газификация объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2009-2014 годы», принятая в 2008 г. и фактически пролонгирующая предыдущую программу.

До настоящего времени реализация совместных с ОАО «Газпром» программ по строительству газовой инфраструктуры осуществлялась за счет:

• средств бюджета Санкт-Петербурга (30 % от общего объема);

• средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа ООО «ПетербургГаз» (15 %);

• средств ОАО «Газпром» (55 %).

Нынешняя адресная программа со сроком реализации до 2014 г. несколько изменила схему финансирования в сторону увеличения бюджетной доли до 50 %. ОАО «Газпром», напротив, сократило свое участие в программах газификации Санкт-Петербурга до 20 %. Средства специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа ООО «ПетербургГаз» составят в общем объеме 30 %.

В программе газификации заложены строительство 1301,68 км газопроводов и газификация 17 683 домовладений, в том числе:

• за счет бюджета Санкт-Петербурга — 933,17 км;

• за счет средств ОАО «Газпром» — 134,5 км;

• за счет средств специальной надбавки — 234,01 км.

Основной объем работ планируется завершить к 2012 г. А в 2013-2014 гг. весь объем средств будет направлен на завершение строительства уже начатых уличных газопроводов и на проведение работ, связанных со строительством отводящих газопроводов до наружных стен жилых домов.

В дополнение к существующей адресной программе 24 ноября 2009 г. была разработана «Генеральная схема газоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года», целью которой стали корректное составление проектов планировки и проектов межевания территорий в части, касающейся развития и размещения объектов газоснабжения на территории Санкт-Петербурга, а также оценки перспективных нагрузок системы газоснабжения города.

Общий объем финансирования в 2010 г. на газификацию составляет около 1 515,3 млн руб., в том числе:

• бюджет Санкт-Петербурга — 757,65 млн руб.;

• специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа ООО «ПетербургГаз» — 464,89 млн руб.;

• инвестиции ОАО «Газпром» — 292,76 млн руб.

В качестве одного из источников финансирования специальная надбавка включается в тариф на транспортировку газа газораспределительными организациями. Основными законодательными и нормативными актами, обеспечивающими правовое регулирование порядка установления и использования специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, являются:

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 03.05.2001 г. № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям для финансирования программ газификации»;

Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации, утвержденная Постановлением ФСТ РФ от 15.08.2006 г. № 187-э/4 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 18.11.2008 г. № 264-э/5).

Данными нормативными документами определен порядок расчета суммы специальной надбавки, однако ее размер не может превышать 20 % от суммарного среднего тарифа на транспортировку газа по сетям газораспределительной организации.

Для ООО «ПетербургГаз» специальная надбавка впервые была установлена в 2005 г. Доходы, полученные от транспортировки газа, в части специальной надбавки используются на капитальное строительство и реконструкцию объектов газоснабжения в соответствии с разработанными адресными программами газификации. Таким образом, за 5 лет существования данных программ были построены километры газопроводов, а также составлены проекты на газификацию многих поселков. Динамика изменения суммы выделяемой специальной надбавки и протяженности газовых сетей представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика изменения суммы выделяемой специальной надбавки ООО «ПетербургГаз»

и протяженности газовых сетей

Как видно из рис. 2, сумма специальной надбавки ежегодно увеличивается, как и протяженность построенных линий газопроводов. Однако в связи с тем, что программа газификации носит социальный характер, для газораспределительной компании встает вопрос об экономической эффективности строительства. После окончания строительства линии газопровода в соответствии с нормами бухгалтерского учета на него начинает начисляться амортизация, и, как правило, срока начисления амортизации оказывается недостаточно для того, что-

бы затраты, потраченные на его строительство, окупились. Объясняется это тем, что в программу газификации за счет средств специальной надбавки включены в основном поселки пригородных районов Санкт-Петербурга, для которых применяются отдельные коэффициенты при расчете тарифа на транспортировку газа. Таким образом, срок окупаемости построенного в области газопровода будет выше, чем аналогичного газопровода, построенного в городе. Одним из выходов из данной ситуации может служить использование зарубежного опыта или привлечение частных инвесторов.

Немаловажной проблемой становится учет средств специальной надбавки. Несмотря на то, что ее учет регулируется на законодательном уровне, на практике возникают спорные моменты. Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 стоимость основного средства складывается из сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам. Аналогичная ситуация указана и в методике, по которой при расчете специальных надбавок учитывается весь комплекс расходов на строительство, реконструкцию и ввод оборудования, СМР, пуско-наладочные работы, ПИРы, приобретение материалов и пр. Однако в Налоговом кодексе РФ и в налоговом учете данный вопрос не имеет четкого отражения. Например, это относится к расходам, связанным с регистрацией объекта после его строительства. А поскольку средства специальной надбавки носят целевой характер, то при возникновении каких-либо спорных моментов принять однозначное решение становится затруднительным. Данный вопрос, конечно, не единственный, для решения его и многих других вопросов необходима тщательная и комплексная корректировка законодательных актов и нормативов.

ЛИТЕРАТУРА

1. БочаровВ.В. Инвестиционный менеджмент. СПб., 2000.

2. Газификация регионов России — одно из приоритетных направлений работы ОАО «Газпром» в 2009 году. URL: http://www.rosinvest.eom/news/484756/

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-Ф3.

Д.В. БАКАНОВ

Дмитрий Владимирович Баканов — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономическая безопасность.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ*

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

В настоящее время в России не существует целостной системы обеспечения экономической безопасности, в том числе в рамках обеспечения национальной безопасности и национальной конкурентоспособности, защиты

ГРНТИ 06.75.02 © Д.В. Баканов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.