УДК 331.5:316.4
С.И. КАПИЦА
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ
Ключевые слова: социальная адаптация, социальная мобильность, социальные нормы, функции адаптации, структура адаптации, классификация социальной адаптации.
Дан анализ понятия социальной адаптации в трудах отечественных и зарубежных социологов. Описаны место и роль социальной адаптации в рамках социологических теорий. Определены виды, структура и функции социальной адаптации. Приводится авторское определение социальной адаптации.
S.I. KAPITSA
CONCEPT OF SOCIAL ADAPTATION IN SOCIOLOGY
Key words: social adaptation, social mobility, social norms, functions of adaptation, structure of adaptation, classification of social adaptation.
The article is devoted to the analysis of concept of social adaptation in works of russian and foreign sociologists. The place and a role of social adaptation are described within the framework of sociological theories. Kinds, structure and functions of social adaptation are determined. Author's definition of social adaptation is resulted.
Непрерывное внутреннее стремление человека к развитию и кардинально изменяющаяся социальная среда являются постоянными источниками адаптации. В рамках важнейших социологических теорий многие ученые пытались анализировать содержание социальной адаптации. Примечательно, что в контексте рассматриваемого понятия не противостоят, а дополняют друг друга такие противоположные системы взглядов, как позитивизм и понимающая социология, концепция социального равновесия и теория аномии. Так, Э. Дюркгейм раскрывает социальную детерминацию человека через ось «норма - патология», где каждый человек занимает, определенное место. Носители нормы поддерживаются обществом, носители патологии отвергаются. Любой человек «нормативен» лишь в определенной степени. Показатель «нормативности» применяется, прежде всего, для характеристики самого общества. «Нормальность» общества, с точки зрения Э. Дюркгейма, обеспечивается жестким регулированием поведения человека на основе существующих норм. Для того чтобы общество было здоровым, сильным и устойчивым, оно должно быть нетерпимым к любым попыткам отдельных индивидов игнорировать нормы. Пагубно даже успешное интенсивное социальное развитие, если оно сопровождается разрушением нормативной организации - общество лишается самого действенного способа контроля над людьми. Патологию общества (отсутствие достаточного количества или качества норм) Э. Дюркгейм называл аномией.
Если за точку отсчета взять интересы (или потребности) общества (в нашей интерпретации это называется социоцентрический подход), то человек, соответствующий нормам, будет иметь высокий уровень адаптации, а общество - высокой адаптирующей способностью по отношению к этому человеку, и наоборот. Проиллюстрируем это на примере трудовой деятельности. Занятие трудовой деятельностью - социальная норма, отказ от труда - социальная патология. Норма, по Дюрк-гейму, является не формальным, а реально существующим понятием. Но норма является нормой (действующей, «живой») только в том случае, если она включена в мораль, проявляющуюся на уровне отдельного индивида в виде долга, внутренней обязанности вести себя определенным образом [7].
Социальная адаптация в терминологии Э. Дюркгейма - это усвоение индивидом социальных норм, их интериоризация. Адаптация индивида и адаптация общества качественно и количественно единый процесс, а термины «адаптация» и «социализация» - синонимы. Однако нормативная модель общества далеко не иде-
альна. Позитивистская концепция представляется необходимым, но не достаточным методологическим основанием для раскрытия теории социальной адаптации.
Ограниченность позитивизма была успешно преодолена М. Вебером. Он не возражал против социальной детерминации поведения человека, а просто обосновал ее в рамках своей концепции рациональности [4]. В основе деятельности человека лежит субъективное побуждение, а назначением его конкретных действий является достижение цели. Количество возможных способов этого велико. В подавляющем большинстве случаев действия выполняются «социально ориентированным способом», т.е. в рамках вскрытых Э. Дюркгеймом социальных норм. Нормативное поведение человека М. Вебер объяснял его высоким уровнем рациональности, когда достижение цели гарантируется существованием тех же самых социальных норм при известном заранее уровне затрат. Однако так происходит не всегда. Человек старается «рационализировать» свою деятельность, снизить собственные затраты в сравнении с общественно принятыми и получить таким образом определенные преимущества. Если это удается, «патологический» образ действий может привлечь и других людей и со временем стать нормой. Вместе с тем М. Вебер указывал на возможность одновременного существования нескольких взаимопротиворечивых норм [4]. Подобный подход показывает роль индивида в формировании норм на основе значимости норм в формировании индивида. Таким образом, наиболее адаптирован человек «рациональный», а не «нормативный», хотя «нормативный» человек достаточно «рационален». М. Вебер указывает на первичность человека (хотя и относительную) и вто-ричность социума, что очень важно для понимания социальной адаптации.
Представляет интерес взгляд на социальную адаптацию Т. Парсона. Его концепция «равновесного общества» заключается в балансе между потребностями индивида и социальной средой, осуществляющемся в процессе усвоения индивидом важнейших социальных норм, доминирующих в данной среде. Есть равновесие - общество стабильно, нет равновесия - социальный конфликт. Отсюда важнейшая задача общества - стремление к этому равновесию, хотя, по мнению Т. Парсонса, достичь абсолютного равновесия невозможно. И потребности индивида, и социальные нормы - величины динамические, их совпадение может произойти только случайно и на короткий промежуток времени. Т. Парсонс использовал термины «адаптация» и «социальная среда», отмечая, что человек всякий раз взаимодействует не с обществом в целом, а с небольшой его частью. Т. Парсонс разработал функциональную систему измерения взаимодействия индивидов и социальной среды в русле социоцентрического подхода [13]. При этом адаптация интерпретировалась как баланс взаимных ожиданий индивида и социальной среды.
Однако в обществе нет единства и покоя. Социальная структура внутренне противоречива и динамична, она подвергается постоянным трансформациям даже в периоды относительной социальной стабильности. Изучению общества в условиях противоречий и конфликтов посвятил свою теорию аномии Р. Мертон. Если у Э. Дюркгейма под аномией понималось отсутствие норм, то, по Р. Мертону, - это дисбаланс в структуре самой нормативной системы общества. Это и отсутствие норм, и множественность их форм, и неясность существа самой нормы. Типична ситуация, когда общекультурные нормы не совпадают и даже вступают в противоречие с институциональными нормами. Человек попадает в условия неопределенности, непредсказуемости; устоявшиеся способы поведения уже не обуславливают достижения цели. В результате порождаются социально-ролевые, статусные, ценностные конфликты. Все это, естественно, отражается на социальной адаптации. Р. Мертон не только говорил о социальной и индивидуальной адаптации, классифицировал ее, но самое главное - отмечал важнейшее обстоятельство: социальная адаптация не обязательно предполагает усвоение человеком социальных норм.
Следовательно, социальная адаптация человека, безусловно связанная с социальными нормами и зависящая от них, не является отражением и порождением этих норм и направлена не от социума к индивиду, а от индивида к социуму.
М. Вебер в этом вопросе допускал возможность одновременного существования «нескольких систем установлений» [4]. Р. Мертон же ограничился рассмотрением конфликтного общества с нарушенной, дезорганизованной социальной структурой. Расширяя область приложения своих взглядов, Р. Мертон отмечал, с одной стороны, наличие определенного уровня дезорганизации в любом социуме, с другой - нормативность самой дезорганизации.
Еще дальше пошли творцы конструирования социальной реальности П. Бергер и Т. Лукман. По их представлениям, начиная с некоторого периода личностного развития, человек сам создает для себя нечто, заменяющее ему социальные нормы, и руководствуется ими в своей деятельности [3]. При этом возникает ситуация неэквивалентности объективно существующего мира и мира, сотворенного самим человеком. Адаптация предназначена для согласования, сбалансирования этих сущностей [4].
Анализ содержания социальной адаптации должен быть дополнен определением ее роли в жизнедеятельности человека и социальной среды. Социальное назначение адаптации реализуется через ее функции. Функциональное назначение социальной адаптации, как полагает О.А. Власова, заключается в отражении, прежде всего, межличностных связей и отношений в процессе жизнедеятельности людей с позиции сохранения как личности, так и среды. Подчеркивая мобилизующую функцию социальной адаптации, Л.А. Гордон пишет, что адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в освоении меняющегося типа целостной системы общественных отношений, а также в способности пережить чрезвычайные ситуации.
Функция адаптации, с точки зрения М.А. Шабановой, заключается в том, что индивид получает возможность не только выживания, но и процветания, а макросреда - воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Аналогичную точку зрения выражает П.С. Кузнецов: «Цель адаптации - развитие личности, что онтогенетически означает рост и возвышение потребностей, филогенетически - повышение уровня организации, культуры» [10, с. 11].
В условиях общественной неопределенности и отсутствия продуктивных моделей социального действия раскрывается стимулирующая функция адаптации, на что обращают внимание И.С. Дискин и Е.М. Авраамова [6, с. 24]. По их мнению, это выражается в способности людей не только осмысленно ориентироваться в существующей ситуации, но, что более важно, вырабатывать адекватные модели социального поведения и рационально использовать различные ресурсы с целью реализации своих потребностей и интересов.
Суммируя вышеизложенное относительно функций социальной адаптации, можно констатировать, что большинство авторов отмечают ее прогрессивную роль. При этом важно подчеркнуть не просто функцию развития вообще, а функцию формирования механизмов социальной мобильности. Под этой функцией, на наш взгляд, следует понимать, во-первых, освоение новых стратегий поведения, во-вторых, усвоение новых норм и ценностей, которые делают эти стратегии нормативно и нравственно приемлемыми для личности, в-третьих, согласование самооценок и притязаний индивида не только с его возможностями, но и с социально-экономической реальностью.
Отмечая особенности адаптационных процессов в периоды революционных потрясений и переходных кризисов, Л.А. Гордон выделяет первичную социальную адаптацию. По его мнению, она выражается в принятии общей направленности
перемен и в приспособлении к такому минимуму меняющихся условий, при которых освоение совокупности сдвигов, «врастание» в новую жизнь все-таки предпочтительнее тотального неприятия новых порядков и непримиримой борьбы с ними. Логично предположить наличие вторичной социальной адаптации, под которой, вероятно, следует понимать преодоление инерции сознания, психологического дискомфорта, непривычности новых форм жизни.
Л.В. Корель [9] в качестве критериев завершенности адаптации предлагает считать социальное самочувствие (внутреннее состояние адаптанта) и наличие набора решений для различных проблем (внешние поведенческие реакции).
Ряд авторов в качестве результата социальной адаптации рассматривают согласование требований и ожиданий обеих сторон. О конечности адаптации говорит также Т.Л. Кончанин [8], хотя и несколько в ином ее понимании. Рассматривая адаптацию как целостный процесс становления личности, автор связывает ее завершение с периодом, когда человек активно включается в общественную, трудовую, политическую и культурную жизнь. При этом даже самый высокий уровень не означает конечность адаптации. Вопрос о конечности социальной адаптации является неправомерным, поскольку уже сам термин «конечность» (результат) предполагает полное завершение чего-либо. В ходе же социальной адаптации мы анализируем взаимодействие двух систем, которые не являются статичными ни на мгновение, а находятся в постоянном развитии/динамике. Поэтому целесообразнее говорить не об адаптированости, а об уровне адаптации. Можно заключить, что адаптация - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс, характеризующийся динамичностью и относительной устойчивостью.
Огромное количество выделенных видов адаптации - производственная, профессиональная, социально-психологическая, культурная, материальная, политико-правовая, трудовая, учебная и т.д. - не позволяет исследователю сконцентрировать внимание сразу на всех видах, поэтому он изучает какой-то отдельно взятый тип, что препятствует составлению полной картины адаптации человека. В связи с этим группа исследователей под руководством В.Э. Тамарина обращает внимание на то, что «с позиции системного подхода важно при анализе того или иного типа адаптации брать его не изолированно, а в контексте других адаптационных процессов» [14]. Специальному изучению данного вопроса посвящены и работы И.А. Милославовой. Она считает, что структура социальной адаптации состоит из двух взаимообусловленных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Адаптивная ситуация характеризуется изменением в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую. Под адаптивной потребностью подразумевается стремление личности привести в соответствие с изменившимися условиями социальной среды свои шаблоны поведения, привычки, представления.
В структуре адаптации Л.Л. Шпак выделяет следующие компоненты: адаптивные потребности, цель, установку, ожидания, притязания, мотивы, адаптивные способности, ролевые позиции и практические действия. При этом «адаптивная установка связывает все структурные элементы социокультурной адаптации в органическое целое» [15, с. 119]. Установка на достижение цели, отражающая потребности, помогает человеку занять активную позицию в адаптивной ситуации и затем реализовать ее (ролевую позицию). Существует и другая точка зрения относительно структуры адаптации.
Однако, на наш взгляд, существенным и главным основанием для структурирования адаптации является соотношение двух ее составляющих: адаптивной и адаптирующей деятельности.
Похожим, но более упрощенным, подходом является деление всей совокупности факторов на две группы - внешние и внутренние [1]. В первую группу входят параметры окружающей человека среды - социальной и предметной, во вторую - индивидуальные характеристики личности. Придерживаясь данного деления факторов адаптации, И.А. Георгиева выделяет следующие личностные (внутренние) факторы: социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение), ценностные ориентации и ряд психологических свойств личности. Внешние факторы представлены, по ее мнению, комплексом параметров, связанных с видом деятельности группы, членом которой является индивид [5].
Для более глубокого изучения факторов адаптации ряд авторов считает необходимым выявление связи адаптации с частными параметрами индивидуальности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что субъект деятельности может вполне понимать объективное значение ситуации, но в его отношение к ней как бы вклиниваются личностные смыслы, которые и управляют его поведением [12]. В подтверждение сказанного можно привести выводы, к которым пришла М.А. Шабанова в своем исследовании. Она показала, что свободолюбивые, т.е. те, у кого свобода выбора входит в число важнейших жизненных ценностей, адаптируются легче, чем те, для кого свобода не представляет особой значимости.
Другим важным условием, влияющим на процесс адаптации, является прошлый опыт человека. Фактор, отражающий роль социального опыта, в научной литературе получил название «условие предшествующей адаптации». На это обстоятельство обращает внимание Ю.А. Левада: «Результатом советского эксперимента стал не столько тотально новый человеческий тип, сколько человек, тотально приспособившийся к советской реальности, готовый принять ее как безальтернативную данность... Безальтернативность придавала всеобщей приспособленности значение привычки, т.е. не расчлененной и не подлежащей анализу массово-поведенческой структуры» [11]. Но даже самая устойчивая адаптация не означает полной ассимиляции человека с системой социальных требований.
Социальная адаптация имеет богатое содержание, которое существует и находит выражение на уровне сознания и на уровне поведения. На уровне сознания происходит отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов, при этом проявляется избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности. В контексте социальной адаптации в самом общем виде это связано в оценке собственных способностей, динамики ожиданий и возможностей их удовлетворения. На поведенческом уровне социальная адаптация проявляет себя как регуляция поведения заранее поставленной целью и самостоятельное принятие решения индивидом. Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов.
Социальная адаптация представляет собой феномен, отражающий закономерности взаимоотношений двух высокоорганизованных, постоянно развивающихся систем: социальной среды и личности. Ее сущностью является такое взаимодействие, в ходе которого согласовываются и удовлетворяются потребности и ожидания всех субъектов адаптационного процесса.
Социальная адаптация - это система признаков, сообразных целям, мотивам и особенностям, как отдельной личности, так и социальной среды, а также сформированных человеком для реализации своих интересов в этой среде.
Движущая сила социальной адаптации - человек, который осознанно или неосознанно, рационально или эмоционально моделируя свое поведение, способствует развитию и личности и среды. Прогрессивную роль социальная адап-
тация выполняет, реализуя свои функции. Главная из них, на наш взгляд, -функция формирования механизмов социальной мобильности.
Таким образом, содержание социальной адаптации может быть сведено к тому, что это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс взаимодействия личности либо группы и социальной среды, в ходе которого формируются способности людей осмысленно ориентироваться в меняющейся ситуации, вырабатывать адекватные модели поведения, рационально использовать различные ресурсы для согласования самооценок и возможностей и наиболее полной реализации своих потребностей и притязаний.
Литература
1. Алиева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве / И.К. Алиева // Прикл. пробл. социальной психол. М., 1983. С. 203 -213.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Избр. произведения. М., 1990.
4. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избр. произведения. М., 1990.
5. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе / И.А. Георгиева. Л., 1985.
6. Дискин И.С. Адаптация населения и элит (институциональные предпосылки) / И.С. Дискин, Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
7. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. 1991. № 2.
8. Кончанин Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов / Т.Л. Кончанин // Актуальные проблемы науки. Ростов на/ Д., 1970.
9. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель. Новосибирск: Наука, 2005.
10. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. Саратов, 1991.
11. Левада Ю.И. Homo Post-Soveticus / Ю.И. Левада // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 5.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975.
13. Парсонс Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. М.,1994.
14. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул,
1977.
15. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации / Л.Л. Шпак. Кемерово, 1992.
КАПИЦА СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - кандидат медицинских наук, доцент кафедры социологии, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
KAPITSA SERGEY IVANOVICH - candidate of medical sciences, docent of Sociology Department, St. Petersburg State University of engineering and economics, Russia, St. Petersburg.