УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПАССАЖИРСКОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
THE CONCEPT AND FORMS OF USING SPECIAL KNOWLEDGE IN THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED IN PASSENGER ROLLING STOCK OF RAILWAY TRANSPORT
Аннотация: институт специальных знаний является неотъемлемой частью противодействия любым преступным посягательствам. Ни одно преступление не может быть расследовано без использования знаний сведущих лиц. Принятие обоснованного решения о возбуждении уголовного дела нередко зависит именно от установления фактов, имеющих уголовно-правовое значение, сведущими лицами, привлекаемыми в ходе проверки сообщения о преступлении.
Предпосылки возникновения и становления института сведущих лиц в уголовном судопроизводстве обусловлены осознанием необходимости использования научных знаний в ходе раскрытия и расследования преступлений с целью их распознания.
В данной статье будут рассмотрены отдельные аспекты теоретической составляющей специальных знаний, а также форм их использования в деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта.
В настоящее время роль использования специальных знаний в расследовании рассматриваемой категории преступлений значительно возросла. Это связано с происходящей в настоящее время мощной модернизацией подвижного состава железнодорожного транспорта, появлением новых видов вагонов. Кроме того, преступники используют современные технологии, что влечет необходимость совершенствования криминалистического обеспечения, в том числе использования специальных знаний [4, 115 с.].
Ключевые слова: специальные знания; раскрытие и расследование преступлений; пассажирский подвижной состав железнодорожного транспорта.
Для цитирования: Петрухина Е.А. Понятие, содержание и формы использования специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 74-79.
Abstract: the institute of special knowledge is an integral part of countering any criminal encroachments. No crime can be investigated without using the knowledge of knowledgeable persons. The adoption of an informed decision on the initiation of a criminal case often depends precisely on the establishment of facts of criminal legal significance by knowledgeable persons involved in the verification of a crime report.
The prerequisites for the emergence and formation of the institution of knowledgeable persons in criminal proceedings are due to the awareness of the need to use scientific knowledge in the course of disclosure and investigation of crimes in order to recognize them.
This article will consider certain aspects of the theoretical component of special knowledge, as well as the forms of their use in the activities of internal affairs agencies to uncover and investigate crimes committed in passenger rolling stock of railway transport.
УДК 343
Е.А. ПЕТРУХИНА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
EKATERINA A. PETRUKHINA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
НАУКИ
Currently, the role of using specialized knowledge in the investigation of this category of crimes has increased significantly. This is due to the ongoing powerful modernization of the rolling stock of railway transport, the emergence of new types of wagons. In addition, criminals use modern technologies, which entails the need to improve forensic support, including the use of special knowledge [4, 115c.].
Keywords: special knowledge; detection and investigation of crimes; passenger rolling stock of railway transport.
For citation: Petrukhina E.A. The concept and forms of using special knowledge in the disclosure and investigation of crimes committed in passenger rolling stock of railway transport // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 74-79.
Понятие «специальные знания» появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания, исследования и оценки доказательств, общеизвестных знаний и профессиональной подготовки лиц, осуществляющих уголовное преследование, стало недостаточно [1]. Однако, несмотря на многолетнее существование данного института, в настоящее время действующее законодательство не дает ответов на вопросы:
- что подразумевается под «специальными научными знаниями»;
- каков их характер и объем;
- какие научные знания подпадают под эту категорию;
-каковы критерии отнесения данных знаний к категории «специальные».
Ответы на эти вопросы имеют важное значение, так как от правильной интерпретации понятия «специальные знания» зависит содержательная оценка деятельности специалиста и эксперта и возможность научно обоснованной дифференциации правового положения сведущих лиц, привлекаемых к расследованию и раскрытию преступлений, в том числе совершаемых в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что в последнее время роль специальных знаний в расследовании преступлений, в том числе совершаемых в подвижном составе железнодорожного транспорта, стремительно возрастает. Это обусловлено следующим:
- постоянным развитием и совершенствованием технологий;
- разнообразием технических средств железнодорожных подвижных составов;
- совершенствованием способов совершения преступлений.
В этой связи возникает необходимость обеспечения методики расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, в частности преступлений, совершаемых в пассажирском подвижном составе.
Изучением вопросов использования специальных знаний при расследовании преступлений, в том числе и совершаемых на железнодорожном транспорте, в разное время занимались Т.В. Аверьянова, В.Д. Арсеньев, Р.С. Белкин, А.И. Винберг, А.Ф. Волынский, Г.Л. Грановский,
A.А. Джуманбетова, Е.В. Елагина, A.M. Зи-нин, Л.М. Исаева, Е.П. Ищенко, В.П. Колмаков, С.М. Колотушкин, Н.П. Майлис, Н.Т. Малаховская, Э.Б. Мельникова, Г.М. Надгорный,
B.А. Образцов, Е.Р. Россинская и другие ученые.
В научных трудах указанных выше авторов
встречаются такие понятия, как «специальные знания», «специальные познания», «научные знания» и «необходимые знания», что позволяет прийти к выводу о наличии проблемы единообразия трактовки понятийного аппарата.
Дискуссии ученых посвящены проблеме правильного употребления термина «специальные знания» или «специальные познания». Это связано с тем, что в настоящее время нет единого мнения относительно содержания данных понятий. В одних случаях авторы при разработке определений «специальные знания» и «специальные познания» понимают их как синонимы, в других - вкладывают в содержание этих понятий различный смысл [2, с.132-134].
Кроме того, анализируя уголовно-процессуальные нормы, нельзя не заметить, что законодатель использует два понятия «специальные знания» и «специальные познания», не придавая значения разнице этих двух понятий и смешивая их. Так ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее -УПК РФ определяет эксперта как лицо, обладающего специальными знаниями, а ст. 58 УПК РФ определяет специалиста как лицо, обладающего специальными знаниями. Использование обоих терминологических выражений в действующем УПК РФ и в настоящее время продолжает оставаться предметом дискуссии.
Между тем термины «знание» и «познание» далеко не равнозначны. Так, согласно словарю
НАУКИ
русского языка «знание» - это совокупность сведений, познаний в какой-либо области; проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека, а «познание» - обусловленный развитием об-щественноисторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются новые знания о мире [3].
Анализируя указанные определения, можно прийти к выводу о том, что знание существует объективно как «осведомленность в какой-либо области», как «проверенный практический результат», как идеи о сущности предмета, вне зависимости от того, изучено и освоено ли оно субъектом. Понятие же «познание» представляет собой процесс «отражения действительности в мышлении» субъекта, «форма отражения объективной действительности», «приобретение знания».
В этой связи согласимся с мнением А.В. Сердюкова, который считает, что в процессуальном аспекте правильнее применять термин «знания», так как понятие «познание» в отличие от понятия «знания» фиксирует в себе процессуальную сторону постижения исследуемого предмета, мира в целом. Поэтому в уголовно-процессуальном законодательстве, а вместе с тем и в соответствующих публикациях употребление термина «специальные знания» является более точным, чем термина «специальные познания» [4].
Поиск ответов в данной ситуации является необходимым как для теории, так и для судебной практики ввиду существующего в специальной литературе различия взглядов на характеристику понятия «специальные знания».
В связи с вышеизложенным видится необходимым совершенствование как теоретических подходов к вопросу о понятии специальных знаний, применяемых в уголовном судопроизводстве, так и регламентирования в уголовно-процессуальном законе отдельных вопросов использования специальных знаний.
Кроме того, в юридической литературе остается дискуссионным вопросом содержание понятия «специальные знания».
Так, по мнению Р.С. Белкина, специальные знания представляют собой систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки или техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или обретения профессионального опыта и используемых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного судопроизводства [5].
Одним из первых определение специальных знаний дал А.А. Эйсман. Он отмечал, что специальные знания - это знания не общепринятые, не общеизвестные, не имеющие массового распространения, но знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов [6, с. 40]. «Необщедоступность» и «необщеизвестность» в данном определении выделяется автором в качестве главных признаков специальных знаний. Мы разделяем позицию автора и считаем, что в целях повышения эффективности расследования необходимо привлечение именно тех лиц, чьи знания не являются общедоступными и общеизвестными.
По мнению Е.В. Селиной, «специальные познания - это прежде всего те, которыми не все люди обладают, которые... требуют более или менее длительной и серьезной подготовки, опыта, возможно, способностей и талантов, даже врожденных навыков, а нередко их применение невозможно без особой экипировки, определенного оборудования и т.п.» [7, с. 5].
В.Д. Арсеньев и В.Г. Заблоцкий главным признаком специальных знаний считают приобретение их в ходе специального обучения и практической подготовки [8, с. 4]. Мы согласны с мнением авторов и считаем, что специалистом должно признаваться только то лицо, которое обладает систематизированными теоретическими знаниями, полученными в результате специального обучения, и практическим опытом их применения.
В.Н. Махов отмечал, что специальные знания могут быть присущи различным видам профессиональной деятельности. Исключением являются профессиональные знания следователя и судьи [9].
В соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности» специальные знания - это знания в области науки, техники, искусства и ремесла1. Данное определение кажется нам недостаточно полным, так как для решения отдельных задач могут потребоваться знания в области религии, обычаев, спорта и т.д.
По мнению Е.В. Елагиной, следует расширить данный список. Так, ученый отмечает, что «к специальным знаниям следует относить знания в области науки, техники производства и оказания услуг, искусства, религии, спорта, коллекционирования и других областей человеческой деятельности» [1, с. 5].
1 Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 8 марта 2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
НАУКИ
Л.В. Лазарева выделяет главным критерием специальных знаний опыт, приобретенный в процессе практической деятельности. Однако, как указывает автор, без теоретических знаний специалист не может быть признан таковым в полном смысле этого понятия [10, с. 29].
В настоящее время дискуссионным остается вопрос об отнесения юридических знаний к специальным.
Так, по мнению П.С. Яни, получение субъектом расследования юридического образования предполагает его компетентность во всех вопросах с применения правовых норм [11, с. 22-23].
Противоположного мнения придерживаются А.А. Эйсман и В.Н. Махов. Они считают, что «правовые знания возможно отнести к категории специальных за исключением профессиональных знаний следователя и суда» [12, с. 46].
Следует отметить, что в законодательстве не содержится запрета на использование юридических знаний в качестве специальных.
По нашему мнению, современные отрасли права настолько разнообразны, к тому же постоянно изменяются и развиваются, что найти специалиста, сведущего во всех без исключения областях, невозможно. Следователям приходится привлекать юристов, обладающих знаниями в отдельных областях права - таможенном, транспортном, семейном и др. Исключение должны составлять вопросы, относящиеся к компетенции следователя, дознавателя, суда.
В юридической литературе выделяют следующие формы использования специальных знаний при расследовании преступлении:
процессуальную - участие специалиста в следственных действиях и проведение судебной экспертизы;
непроцессуальную - проведение предварительных исследований, справочно-консультаци-онная деятельность специалиста.
Данные формы использования специальных знаний имеют место и при выявлении, распознании и расследовании преступлений, совершаемых в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта. Они могут включать в себя знания конструктивных особенностей подвижного состава, особенностей технологических процессов, происходящих при движении пассажирского подвижного состава, и иных специфических сведений, которые необходимо учитывать при организации расследования и раскрытия преступлений данной категории.
К такой консультации могут привлекаться не только сотрудники экспертных подразделений МВД России, но и специалисты из числа работников структурных подразделений железнодорожной отрасли. Это объясняется их знаниями
в области технического устройства подвижного состава, технологических процессов. Например, при проведении осмотра пассажирского подвижного состава в качестве специалиста могут быть привлечены сотрудники технических отделов по эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.
Применение справочно-консультативной формы использования специальных знаний возможно при назначении экспертиз. Отмечая значение взаимодействия следователя с экспертом при исследовании вещественных доказательств, следует подчеркнуть, что взаимодействие начинается еще на этапе осмотра места происшествия, где эксперт, выступая в роли специалиста-криминалиста, должен оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь следователю не только в выявлении, фиксации, изъятии доказательств, но и в определении направлений дальнейшего их использования в раскрытии и расследовании преступлений путем решения вопросов диагностического, ситуационного, идентификационного характера.
Это связано с тем, что именно специалист (эксперт) способен в силу своих специальных знаний осуществить глубокий анализ информационного содержания следов, обнаруженных на месте происшествия, и дать характеристику следообразующих объектов - искомых предметов, имеющих связь с событием преступления.
Эксперт, оценивая представленные на экспертизу объекты, осуществляет взаимосвязь со следователем и может предложить изменить формулировку вопросов или дополнить объекты исследования [13, с. 85], а также сориентировать следователя на перспективу исследования тех или иных следов и вещественных доказательств.
Важное значение имеет консультативная помощь эксперта при назначении повторных и комплексных экспертиз.
Кроме консультативной помощи специалист может оказать помощь в получении образцов для сравнительного исследования. Следует отметить, что при проведении экспертиз идентификационного характера образцы для сравнительного исследования необходимы в каждом случае. В этой связи важное значение имеет помощь специалиста при определении их вида и технологии получения. В соответствии с уголовно-процессуальном законодательством образцы для сравнительного исследования вправе получить следователь. В отдельных случаях, когда получение образцов связано с экспериментальной деятельностью и текущим оценочным анализом, необходимость практического участия специалиста в их получении не вызывает сомнения.
НАУКИ
К примеру, получение образцов биологического происхождения осуществляется в медицинском учреждении с привлечением в качестве специалиста медицинского работника.
В некоторых случаях получение образцов для сравнительного исследования может производиться в рамках судебной экспертизы. Так, получение экспериментальных образцов гильз, стреляных из огнестрельного оружия, осуществляет эксперт.
Отдельно следует отметить предварительное исследование, осуществляемое специалистом на стадии возбуждения уголовного дела. Результаты такого исследования не имеют доказательственного значения, однако бесспорным является тот факт, что они играют важную роль в распознании преступного деяния и решении процессуального вопроса о возбуждении уголовного дела.
Потребность в незамедлительном исследовании материальных следов на данной стадии уголовного судопроизводства обусловлена оперативностью получения и использования ориентирующей информации. Она дает возможность следователю влиять на исходную ситуацию и на уровень информационной определенности в сложившейся обстановке.
В настоящее время необходима разработка методических рекомендаций по организации работы специалиста в следственных действий в условиях пассажирского подвижного состава,
с учетом специфики функционирования данных объектов.
Следует отметить, что в настоящее время происходит резкая модернизация подвижных составов, появление новых типов вагонов, это порождает сложности в фиксации элементов обстановки в условиях проведения осмотра места происшествия в подвижном составе. Необходимо обратить внимание на отсутствие справочников, которые могли бы помочь следователю четко фиксировать следы и вещественные доказательства относительно всех особенностей устройства подвижного состава. Мы считаем, что требуется в кратчайшие сроки разработать справочные материалы, а также составить электронно-справочную базу по обустройству таких видов подвижных составов. Это поможет следователю на месте преступления в подвижном составе железнодорожного транспорта правильно отразить в протоколе следственного действия все элементы обстановки.
Организация расследования преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, обусловлена технологическими особенностями указанной отрасли, линейностью построения правоохранительных органов [13]. В этих условиях использование специальных знаний при расследовании и раскрытии преступлений обеспечивает как решение важнейших задач расследования, так и раскрываемость указанных преступлений в целом.
Литература
1. ЕлагинаЕ.В. Институт специальных знаний в уголовном судопроизводстве: учебное пособие - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019. - 115 с.
2. Поздняков М.А. Понятие «специальные знания» и его значение для уголовно-процессуальной деятельности / Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 132-134.
3. Словарь русского языка. Т. 1. - Москва. - 1981 с.
4. Сердюков А.В. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании умышленного причинения вреда здоровью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2006. - 22 с.
5. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - Москва: БЕК, 1997. - 217 с.
6. Эйсман А.А. Критерии и формы использования специальных познаний при криминалистическом исследовании в целях получения судебных доказательств // Вопросы криминалистики. - 1962. - № 6-7. - С. 33-45.
7. Селина Е.В. Применение специальных познаний в уголовном процессе. - Москва, 2002. - 138 с.
8. Арсеньев В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. - Красноярск, 1986. - 152 с.
9. Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. - Москва: изд-во Российского университета дружбы народов, 2000. - 295 с.
10. Лазарева Л.В. Специальные знания и их применение в доказывании по уголовному делу. - Москва: Юрлитинформ, 2009. - 219 с.
11. Яни П.С. «Правовая» экспертиза в уголовном деле // Законность. - 2001. - № 9. - С. 22-23.
12. Эйсман А.А. Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. - Москва: Юридическая литература, 1967. - 152 с.
13. Чернышев С.А. Проведение судебных экспертиз в экспертных подразделениях и учреждениях: учебное пособие / С.А. Чернышев, О.Н. Скоморохов, Е.И. Симоненко [и др.]. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2018. - 109 с.
14.Усова Г.М., Лавров В.П. Факторы, определяющие специфику расследования преступлений на железнодорожном транспорте / Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Москва, 2020. С. 188-192.
НАУКИ
References
1. Elagina E.V. Institut special'nyh znanij v ugolovnom sudoproizvodstve: uchebnoe posobie - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij yuridicheskij institut (filial) Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii, 2019. - 115 s.
2. Pozdnyakov M.A. Ponyatie «special'nye znaniya» i ego znachenie dlya ugolovno-processual'noj deyatel'nosti / Aktual'nye voprosy yuridicheskih nauk: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.). - Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015. S. 132-134.
3. Slovar' russkogo yazyka. T. 1. - Moskva. - 1981 s.
4. SerdyukovA.V. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri raskrytii i rassledovanii umyshlennogo prichineniya vreda zdorov'yu: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2006. - 22 s.
5. Belkin R.S. Kriminalisticheskaya enciklopediya. - Moskva: BEK, 1997. - 217 s.
6. EjsmanA.A. Kriterii i formy ispol'zovaniya special'nyh poznanij pri kriminalisticheskom issledovanii v celyah polucheniya sudebnyh dokazatel'stv // Voprosy kriminalistiki. - 1962. - № 6-7. - S. 33-45.
7. Selina E.V. Primenenie special'nyh poznanij v ugolovnom processe. - Moskva, 2002. - 138 s.
8. Arsen'ev V.D., Zablockij V.G. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri ustanovlenii fakticheskih obstoyatel'stv ugolovnogo dela. - Krasnoyarsk, 1986. - 152 s.
9. Mahov V.N. Ispol'zovanie znanij svedushchih lic pri rassledovanii prestuplenij. - Moskva: izd-vo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2000. - 295 s.
10. Lazareva L.V. Special'nye znaniya i ih primenenie v dokazyvanii po ugolovnomu delu. - Moskva: Yurlitinform, 2009. - 219 s.
11. Yani P.S. «Pravovaya» ekspertiza v ugolovnom dele // Zakonnost'. - 2001. - № 9. - S. 22-23.
12. Ejsman A.A. Zaklyuchenie eksperta. Struktura i nauchnoe obosnovanie. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1967. - 152 s.
13. Chernyshev S.A. Provedenie sudebnyh ekspertiz v ekspertnyh podrazdeleniyah i uchrezhdeniyah: uchebnoe posobie / S.A. Chernyshev, O.N. Skomorohov, E.I. Simonenko [i dr.]. - Belgorod: Bel YuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2018. - 109 s.
14. Usova G.M., Lavrov V.P. Faktory, opredelyayushchie specifiku rassledovaniya prestuplenij na zheleznodorozhnom transporte / Voprosy sovershenstvovaniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti: vzaimodejstvie nauki, normotvorchestva i praktiki: sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. - Moskva, 2020. S. 188-192.
(статья сдана в редакцию 25.01.2024)