ПОНЯТИЕ РИСКОВ и УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (на примере Ставропольского края)
А.А. КАЛАШНИКОВ,
кандидат экономических наук, доцент
Д.А. БАРАБАШ
Ставропольский государственный университет
Безопасность является глобальной проблемой нового века. На уровне субъектов Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Угрозы экономической безопасности обусловлены изменениями внешних и внутренних элементов среды функционирования региона, причем вероятность реализации угроз тем выше, чем больше интенсивность. Угрозы экономической безопасности в отраслях материального производства практически мгновенно трансформируются в социальную сферу региона.
Среди внутренних угроз для региона наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах. Ресурсный потенциал находится в лучшем положении. Ведь страна унаследовала от СССР мощный ресурсный потенциал. Вместе с тем и здесь не все просто: распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал.
Если «эрозия» научно-технического потенциала ограничивает возможность интенсивного, технически современного пути развития экономики, то сужение располагаемой и прогнозируемой природно-ресурсной базы создает ограничение не только экстенсивности роста производства, но и полного вытеснения региона с рынков (даже с рынков энерго-сырьевых ресурсов).
Резкое снижение геологоразведочных работ приводит к тому, что сократились объемы прирас-таемых запасов полезных ископаемых региона. Деградирует и производственный потенциал страны. Так, степень износа производственных основных
фондов приблизилось к 60 %, а в некоторых отраслях еще выше. И только развитие сферы услуг, малой и средней предпринимательской деятельности позволяет предприятиям достичь высокого уровня собственной загрузки. Существует, между тем, ряд актуальных направлений инвестирования в региональной экономике — улучшение производственной и социальной инфраструктуры региона, ускорение жилищного строительства.
Несмотря на спад производства, не меняется к лучшему экологическая ситуация. Крайне остро стоит вопрос снабжения населения чистой питьевой водой. В целом по краю остаются населенные пункты, в которых используется для питья вода, не соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям. Загрязнение атмосферного воздуха также остается важной проблемой экологического неблагополучия (к примеру, ОАО «Азот», ООО «Ставролен», г. Буденновск, Ставропольская и Невинномысская ГРЭС и т. д.).
Однако наиболее опасным, особенно в плане предпосылок долговременного социально-экономического развития, является разрушение «человеческого» фактора или «человеческого» капитала, причем именно как макроэкономического феномена. Процесс качественного ухудшения «человеческого» капитала носит многогранный характер.
Значительную угрозу социально-экономической стабильности представляет рост безработицы, особенно в условиях отсутствия у нас традиций и институтов экономической и социально-психологической адаптации и помощи населения в подобной ситуации.
Таким образом, проблемы региональной экономической безопасности открыты и не разрешены. Понятие рисков и угроз экономической безопасности в настоящее время очень широкое и
слабо изученное. Проведем анализ и расшифруем эти два сложных понятия.
Сформулируем основные факторы обеспечения экономической безопасности территории:
• укрепление межбюджетных отношений в субъекте Федерации;
• участие территории в формировании общероссийского рынка, выход градообразующих предприятий на мировые рынки;
• помощь со стороны вышестоящих территориальных образований в нейтрализации кризисных ситуаций;
• поддержание производственного аппарата на уровне, соответствующем современным требованиям.
Сегодня, как никогда раньше, решение проблемы предупреждений и нейтрализации угроз безопасности — сложный, многоплановый процесс, который требует не узких специалистов (экономистов, математиков, политиков, техников), а людей с комплексным, философским видением ситуации, способных ставить и решать сложные проблемы в области предупреждения и ликвидации угроз.
Система экономических отношений регионального уровня может рассматриваться как система микроуровня в общей иерархической схеме экономических отношений страны. Анализ показывает, что в современных научных исследованиях системы экономических отношений микроуровня недостаточно уделяется внимания разработкам в области социально-экономических проблем обеспечения безопасности и устойчивости.
Следует учитывать различия в терминах «риски» и «угрозы» в системе понятий экономической безопасности. Термин «риск» понимается как мера опасности ситуации. Объективной основой существования риска является вероятностная природа многих экономических процессов, многовариантность отношений между субъектами рынка. Функционирование и развитие сложных систем, в том числе экономических, описывается посредством статистических законов. Отсюда вытекает принципиальная трудность (невозможность) детерминированного предсказания наступления того или иного события, появления рисков и обострения угроз1.
1 Проблема рисков анализируется в экономической литературе, в частности в работах: Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989; Голубкова Е. П. Основы маркетинга. — М.: Финпресс, 1999; Ойкина В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1995.
Очень важно, что понятие риска — системное. Использование как категории риска, так и категории угрозы возможно только применительно к какой-то системе. И величина риска и угроз будет зависеть не только от того, какую систему мы рассматриваем, но и какое функциональное значение они несут.
Угрозу можно представить как систему рисков в состоянии их взаимодействия в процессе нарастания опасностей разрушения объекта или его отдельных частей.
Обеспечение экономической безопасности предполагает следующие этапы: выявление угроз, их оценка и определение механизмов их устранения. Оценка угроз безопасности носит экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Нейтрализация угроз предполагает учет возможных критических, кризисных социально-экономических ситуаций с целью выработки практических мер по их ослаблению и смягчению их последствий.
Анализ и обобщение видов угроз экономической безопасности (кризисных ситуаций) и прогнозирование их последствий целесообразно осуществлять путем использования таких методов, как мониторинг показателей развития экономики, экспертная оценка; анализ и обработка сценариев, многомерный статистический анализ; метод оптимизации; ситуационный анализ и др.
Вслед за выявлением негативных явлений, возникающих в результате реформирования экономики, и их оценкой наступает стадия выработки стратегии противодействия этим явлениям. Поскольку кризисная ситуация, сложившаяся в экономике, во многом обусловлена дефектами теоретических концепций, лежащих в основе нынешней экономической политики2, особенно региональной, необходима разработка мер, позволяющих:
• контролировать финансовые потери, своевременно предупредить финансовые катаклизмы;
• обеспечить нейтрализацию их негативных последствий.
Серьезным шагом в реализации этой политики может стать разработка программ экономической безопасности округов, в первую очередь мониторинг факторов (угроз), подрывающих устойчивость социально-экономического развития региона.
2 Маевский В. Введение в эволюционную экономику. — М., 1997.
Изучение влияния этих угроз, в частности в социальной сфере регионов, может осуществляться с помощью таких социально-экономических параметров, как средняя заработная плата работников, величина прожиточного минимума, отношение средней заработной платы с учетом выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения, численность зарегистрированных безработных, потребность в работниках (вакансии), кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, число выявленных экономических преступлений.
Стратегия развития региональной безопасности — это политический и экономический курс угроз в деятельности региональных органов государственной власти, направленный на создание условий экономического роста и мобилизацию для этого всех ресурсов при сохранении и укреплении единства и целостности государства, его экономического пространства. Экономическая безопасность региона должна обеспечиваться всеми средствами и инструментами государственной политики, всеми хозяйствующими субъектами и финансовыми институтами, участвующими в выработке и реализации сформулированной стратегии безопасности.
При рассмотрении региональной безопасности следует выделить следующие важнейшие аспекты:
• цели и задачи обеспечения региональной безопасности в конкретных условиях социально-экономического развития региона в кратко- и долгосрочной перспективе;
• средства и инструменты выбранной стратегии;
• пути и направления создания необходимых условий и концентрация ресурсов для возобновления экономического роста;
• средства и способы противодействия угрозам региональной безопасности. Система мер по реализации стратегии национальной безопасности представлена в таблице.
Важнейшей стратегической задачей социально-экономической политики на региональном уровне является создание механизмов, с помощью которых должна быть обеспечена безопасность в экономике: во-первых, активизации региональных экономических активов и мобилизации внутрихозяйственных резервов; во-вторых, преодоления дезинтеграции социально-экономической системы, достижения согласованного действия всех основных звеньев региональной инфраструктуры — бюджетной, налоговой и кредитной систем, фондового рынка, системы страхования и других инструментов.
Практически можно выделить две основные сферы, где, применяя аналитические инструменты, целесообразно выявлять потенциальные угрозы национальным интересам на макро- и микроуровнях:
1) потенциальные угрозы, являющиеся следствием реализации определенных мер регулирования развития экономики страны, в результате недоработок властных органов на уровне субъектов Федерации;
2) угрозы, которые могут возникнуть в результате законотворческой деятельности представительных органов власти, когда принимаются законодательно-нормативные акты с негативными недоработками.
Исследование проблем безопасности должно опираться на четкое осознание современных угроз, весьма многообразных и имеющих разную степень остроты. Определение их полного перечня требует
Система мер по обеспечению региональной безопасности
Концептуально-методические Финансово-экономические Организационно-технологические
Системный подход к снижению уровня угроз безопасности региона Законодательные гарантии надежности экономической системы региона Повышение надежности технологических процессов и операций
Использование зарубежного опыта Контроль за выполнением финансовых обязательств экономических субъектов Обеспечение готовности системы к ликвидации организационных просчетов
Реализация современных методов и инструментов прогнозирования и планирования Страхование рисков Организация контроля за выполнением решений госорганами
Научно-исследовательская поддержка выявления угроз Перераспределение внутрирегиональных финансовых потоков Реструктуризация инфраструктурной системы региона
Проведение многовариантных расчетов по антикризисным проектировкам Снижение рисков Встраивание в систему управления антикризисными элементами
Использование системы параметров Определение пределов государственных заимствований региона Государственные гарантии безопасности социально-экономических процессов
специального изучения применительно к региону. Однако в общем виде наиболее серьезные из них представлены на рисунке.
Многообразие угроз финансовой безопасности обусловливает целесообразность их группировки. Уже имеющуюся в литературе классификацию угроз можно дополнить такими признаками, как реальность угроз, уровень угроз, характер воздействия.
В структуре обеспечения социально-экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока.
1. Способность к саморазвитию, а именно наличие при-родно-ресурсного потенциала, позволяющего создать благоприятный климат для инвестиций и инноваций, модернизация финансовой системы, повышение уровня финансовых отношений, формирование современных финансовых структур.
2. Финансово-экономическая самостоятельность, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра. В этих условиях региональная независимость означает возможность контроля региональной власти за своими ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
3. Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие создание условий и надежных гарантий для деловой активности, факторов, способных дестабилизировать ситуацию.
Основные направления нейтрализации тенденций снижения уровня безопасности и устойчивости экономики региона сводятся к следующим четырем:
• оздоровление финансов и восстановление условий роста реального сектора экономики;
• организация сбалансированных и прозрачных финансовых взаимоотношений по вертикали государственного управления: федеральный центр — субъект Федерации;
• регламентация денежно-суррогатного оборота и ослабление его давления на кредитно-финан-
Общая структура угроз экономической безопасности региона
совые и денежные отношения в экономике; • устранение криминализации денежно-финансовой сферы.
Практика показывает целесообразность использования блоковой схемы реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого развития и безопасности экономики регионов. Рассмотрим основные из них.
1. Государственный контроль за соблюдением на территории.
2. Изменение отношений собственности через проведение переаттестации предприятий промышленного, сельскохозяйственного производства и торговли с целью повышения социально-экономической и экологической эффективности производства и ужесточения налоговой системы, сохранения государственных казенных предприятий, если они обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности, отвечают современным требованиям по технологии и экологии и обеспечивают своевременную выплату заработной платы.
3. Структурная перестройка региональной экономики для прекращения спада и постепенного роста промышленного производства с приоритетным формированием наукоемких, ресурсосберегающих производств, восстановлением и созданием научно-производственных и научно-образовательно-производственных региональных комплексов, для решения следующих задач:
• выпуска конкурентоспособной продукции;
• снижения безработицы путем расширенного вовлечения трудового потенциала в строительство и реконструкцию инфраструктуры региона;
• модернизации и диверсификации региональных производств при увеличении связанности регионального производственного комплекса и т. д.
4. Введение протекционистских тарифов и налогов для активной поддержки отечественных производителей и продавцов товаров.
5. Совершенствование налоговой системы:
• введение природно-ресурсных рентных налогов с целью изъятия у корпораций, компаний сверхприбыли, получаемой от эксплуатации природных ресурсов, в доход государства и регионов и использования их на обновление и создание модернизированных ресурсосберегающих основных фондов и повышение реальных доходов граждан как собственников этих ресурсов:
• изменение системы налогообложения путем смещения налогового бремени с производства на сферу торговли, денежного обращения и накопления;
6. Распределение бюджетных и внебюджетных ресурсов:
• на конкурсной основе при обязательном социально-эколого-экономическом обосновании эффективности и конкурентоспособности проектов;
• проведение объективной социально-экологической экспертизы проектов вне зависимости от форм собственности.
7. Создание регионального банка с контрольным пакетом акций у администрации региона с правом льготного кредитования местных производителей, науки, образования и здравоохранения; мобилизация определенного процента частных и коммерческих банков для общественно необходимых инвестиций; переориентация кредитной политики с торго-во-посреднических операций на приоритетную поддержку производителей товаров и услуг. Обеспечение условий для повышения устойчивости и безопасности корпоративного бизнеса является в настоящее время одним из главных приоритетов. На микроэкономическом уровне должны решаться задачи поддержки и стимулирования развития экономически эффективных биз-
нес-организаций, ликвидации или реорганизации неэффективных экономических бизнес-структур.
К важнейшим требованиям при оформлении условий для устойчивого и безопасного развития бизнеса относятся:
• сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, нарушающих национальные интересы;
• обеспечение способности экономики функционировать в условиях расширенного воспроизводства;
• повышение конкурентоспособности продукции и снижение ее материало- и энергоемкости;
• ликвидация отставания обеспеченности разведанными запасами полезных ископаемых от их добычи;
• восстановление технологического единства крупных промышленных комплексов;
• поддержание на необходимом уровне инвестиционного и инновационного потенциала экономики;
• сохранение и наращивание производственного потенциала экономики и жизнеобеспечивающих корпоративных структур. Учитывая, что в настоящее время большое
внимание уделяется развитию внешней торговли и вступлению России в ВТО, целесообразно проводить анализ как по отдельным видам продукции, так и по всей номенклатурной группе, обеспечивающей максимальную корпоративную прибыль от внешнеторговой деятельности.
Защите региональных интересов на внешних и внутренних рынках, способствующей проведению экономической политики, ориентированной на поддержку производства и создание очагов экономического роста, способствуют меры по: нормализации системы расчетов между предприятиями; содействию росту внутреннего спроса; ориентации валютной политики на защиту внутреннего рынка и стимулирование экспорта.
Вступление в ВТО ограничивает возможности ужесточения интегрального уровня защиты региональных рынков (особенно, учитывая, что средневзвешенный уровень импортных пошлин у нас уже на уровне 5 — 8 % при 13 % по ЕС). Обеспечение интегрального уровня защиты связано с рядом условий:
• активизацией системы поддержки экспорта;
• проведением структурных реформ при ориентации на конкурентоспособные отрасли;
• повышением уровня защиты собственности;
• ликвидацией произвола монополий.
Необходима реализация комплекса организационно-правовых мер, ориентированных на эффективную подготовку к вступлению в ВТО экономики региона, к важнейшим из которых относятся следующие:
1) проведение объективного анализа научно-технологического и производственного потенциалов отдельных отраслей промышленности, а также состояния внутреннего и внешних рынков товаров и услуг, условий производства и сбыта продукции; оценка последствий от вступления в ВТО для региона и отрасли, а также разработка государственных отраслевых и межотраслевых целевых проектов модернизации на основе прогрессивных технологий и техники с определением объемов инвестиций и источников их финансирования;
2) определение сфер отечественных услуг, в которых роль иностранных компаний должна быть ограничена;
3) обеспечение дифференцированной поддержки отечественных производителей, выпускающих продукцию и товары, имеющие стратегически важное значение и определяющие основные параметры экономической безопасности страны и устойчивость ее экономики. Естественно, что данные меры не исчерпывают
перечня задач, которые необходимо решать для
обеспечения экономической безопасности региона, но они относятся к числу ключевых.
Анализ позволяет сделать вывод о том, что в регионе имеются предпосылки для нейтрализации угроз безопасности: свободные производственные мощности, эластичное предложение основной массы ресурсов текущего производственного потребления и ищущий приложения ресурсно-природный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
2. Голубкова Е. П. Основы маркетинга. — М.: Финпресс, 1999.
3. Ойкина В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1995.
4. Маевский В. Введение в эволюционную экономику. - М, 1997.
5. Экономическая безопасность: производство — финансы — банки/Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Финанстатинформ, 1999.
6. Сизов Ю. И. Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М., 2005.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]