YAK 37.012 ББК74в
М.С. АНАНЬЕВА, И.В. МАГДАНОВА
ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТА «МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ»
M.S. ANANYEVA, I.V. MAGDANOVA
THE CONCEPT OF REGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
IN THE METHODOLOGY OF THE PROJECT «MY PERMSKIY KRAI»
В научно-методической статье раскрывается суть понятия региональной культурно-образовательной среды на основе генетического анализа составляющих его терминов.
The scientific and methodological article reveals the essence of the concept of a regional cultural and educational environment on the basis of a genetic analysis of its constituent terms.
Ключевые слова: педагогическое образование, культурно-образовательная среда, региональная культурно-образовательная среда, профессиональные компетенции.
Key words: teacher education, mathematics education, regional cultural environment, regional educational environment, preparing math teachers, the professional competence of the teacher, monitoring.
Интерес к рассмотрению образовательных процессов в контексте культуры вызван многими причинами, среди которых возвращение к идее преемственности историко-культурных традиций между поколениями, стремление к гармонии между традициями и новациями в сфере образования, обращение к антропологической парадигме образования. В настоящей работе авторы продолжают представлять результаты исследования, начатого несколько лет назад [2, 3].
Вопросы создания и эффективного функционирования образовательной среды для развития личности человека как члена общества, взаимодействия этой среды с социальными и культурными процессами в обществе являются актуальными и для школы, и для вуза, в особенности педагогического, так как для него важна не только собственная образовательная среда. Важно научить студентов - будущих учителей и организаторов молодежи - активно взаимодействовать с этой средой, более того, быть ее активными участниками на основе созидательной деятельности.
Понятие образовательной среды активно используется педагогами в связи с гуманитаризацией образования, в том числе математического. Ее основной целью является овладение обучающимися основами современных математических знаний, умений и навыков посредством использования гуманитарного потенциала математики, естествознания, истории и краеведения на таком уровне, который позволит их дальнейшее самостоятельное приобретение и приложение в качестве аппарата исследования в любой области человеческой деятельности [1, 4]. Таким образом, для любой образовательной среды важна гуманитарная составляющая каждого учебного предмета. Для математики она предполагает:
- овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности;
- формирование и развитие морально-этических качеств личности; абстрактного мышления с его дедуктивной составляющей, характерной для
математики; эвристического (творческого) мышления, необходимого для полноценного функционирования образованного человека в современном обществе;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира;
- овладение математическим языком и математическим аппаратом как средством описания и исследования окружающего мира и его закономерностей;
- осознание роли математических знаний в развитии цивилизации и культуры.
Опыт показывает, что гуманитарная составляющая обучения математике, как и других предметов, эффективно реализуется с привлечением ресурсов региональной культурно-образовательной среды.
Однако, в ходе разработки методологического компонента исследования в рамках проекта «Мой Пермский край», осуществляемого на математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета [2; 3], возникла проблема определения этого понятия. В то же время анализ педагогической и методологической литературы позволяет утверждать, что в определении этого понятия имеются объективные трудности. Отчасти причины заключаются в неоднозначности толкования сопутствующих ему понятий (среда, культурная среда, образовательная среда) и неопределенности взаимосвязей между ними и многообразии сфер, в которых они используются. С целью придания единого понимания сущности понятия региональная культурно-образовательная среда проанализируем каждое из отмеченных понятий.
Понятие среда вошло в категориальный аппарат многих наук как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, культурное наследие, образование, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Средовой подход [5-10] в целом, опираясь на гуманистические философско-методологические воззрения, в педагогике составляет методологию педагогической деятельности, теорию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития личности учащегося. Влияние и проблемы взаимоотношений человека и среды изучают философия, история, социология, психология, педагогика, экология и другие научные дисциплины.
В качестве рабочего определения среды примем следующее. Среда -пространство, совокупность информационных ресурсов, технологий и условий, благоприятных для порождения, существования и развития социальной системы, в том числе качество проходящих в ней процессов, эмоциональный климат в сообществе, личностное благополучие его субъектов (педагогов, обучающихся, родителей, деятелей культуры и др.). Этот термин употребляется в педагогике как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом - педагогическая среда [4, 12]. Одна из функций среды - раскрывать те или иные возможности для развития личности ребенка, его умений и его соучастия (содружества с другими людьми, сотрудничества, соперничества и т.д.).
Деление на уровни по территориальному признаку, предложенное для образовательной и культурной сред [8, 14], можно обобщить и распространить на любую:
- глобальный уровень (общемировые сообщества, экономика, политика, образование, культура, глобальные информационные сети);
- региональный уровень (сообщества, население определенной исто-рико-географической среды - страны или региона, ее экономика, политика, образование, культура, средства массовой информации);
- локальный уровень (образовательное учреждение, его сообщества, ближайшее окружение, семья).
В педагогике чаще всего употребляются понятия социальная среда, культурная среда, социокультурная среда, кроме того, рассматриваются окружающая, педагогическая, культурная, культуросообразная, культурно-информационная, национально-культурная, культуротворческая и т.п. Очевидно, что все они представляют совокупность организованных педагогических условий. Отметим, что наиболее изученными являются культурная и образовательная среда.
Понятия, образованные от понятий среда и культура, имеют ряд общих признаков с содержанием понятия культурная среда; в том числе условия развития личности и вступления в общекультурное пространство, творческой активности учащихся, направленной на культурное, эстетическое освоение мира [8].
Социальная среда - совокупность общественных отношений и институтов, культура общества (макросреда), окружение человека (семья, коллектив - микросреда) как единицы социальной среды, влияющее на формирование и развитие его личности.
Социокультурная среда - сфера общения, сложная система общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. В ее состав входят среды [8, 11, 13]:
- личностного общения в образовательных организациях;
- внеличностного общения (с книгами, искусством, средствами массовой информации, природой и т.д.);
- профессиональная;
- непрофессиональная, по интересам и увлечениям;
- досуга и общения (семья, родственники, друзья);
- внешкольная, внеучебная и внесемейная.
Социокультурная среда в зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело, рассматривается в разных контекстах, например, художественный, социально-психологический, духовно-нравственный, политический, экологический или в рамках культурно-исторического наследия.
Культурная среда - подсистема социокультурной среды, опирающаяся на совокупность условий (в т.ч. культурных ценностей), в которых формируется отношение людей к обществу, природе, мирозданию. Она включает:
- социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, организации искусства, культурно-досуговые, социально-культурные учреждения, художественные промыслы и т.д.);
- материальные и культурно-бытовые условия повседневной жизни
людей;
- отношения людей и духовно-нравственную атмосферу.
В системе культуры культурная среда выступает в качестве компонента, являясь необходимым условием для формирования и совершенствования профессионально-педагогической компетентности учителей. Для историков, краеведов и педагогов важно понятие региональной культуры как совокупности форм деятельности людей, проживавших или проживающих в одном регионе [13].
Образовательная среда - это подсистема социокультурной среды; совокупность педагогических условий, организованных для воспитательного и образовательного процессов; компонент воспитательной и обучающей системы, обеспечивающий успешное развитие и саморазвитие личности обучающегося; условия развития педагогической культуры учителей. Она понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [14].
Отметим, что границы понятия образовательная среда определяются неоднозначно: от тождественного представления образовательного процесса в широком смысле до рассмотрения среды личности в узком. Как сказано
выше, в литературе различают три уровня образовательной среды: глобальный (общемировые тенденции развития культуры, образования, глобально-информационные сети и др.), региональный (система образования и образовательная политика региона, локальный (образовательное учреждение, ближайшее окружение, семья). В таком контексте региональная образовательная среда представляет соответствующий уровень образовательной среды. В то же время локальную среду педагогического университета можно рассматривать как систему условий, созданных в образовательном учреждении, где происходит профессиональная деятельность преподавателей и обучающихся, и способствующих профессионально-личностному становлению будущих педагогов.
Культурно-образовательная среда - составной элемент образовательной среды (в широком смысле) и часть культурного наследия, используемая как информационный ресурс и организованная как педагогические условия для обеспечения образовательного процесса (в узком) [7, 11]. Е.П. Белозерцев считал, что это особым образом организованная часть культурно-образовательного наследия, которая при определенных обстоятельствах воспринимается человеком и усваивается им в процессе становления его личности [5].
Исходя из сказанного выше, региональная культурно-образовательная среда может определяться как культурная образовательная среда регионального уровня и организованная педагогами часть историко-культурного наследия региона (в нашем случае Прикамья, Пермского края, Перми и т.п.), используемая как информационный ресурс для обеспечения воспитательного и учебного процессов. Это наследие включает существующие на территории региона общечеловеческие нравственные и духовные ценности, а также имеющиеся на его территории объекты: постоянные (театры, музеи, достопримечательности, достижения собственного народа и народов других регионов) и переменные (привозные выставки, концерты, гастроли и т.д.), характерные в конкретное время и в конкретном месте.
Средствами региональной культурно-образовательной среды формируется историко-культурное мышление обучающихся, понимание преемственности в истории России, содержащей героические и трагические страницы, отношение к нашей истории как истории великого героизма нашего народа; понимание роли и вклада России, региона в развитие мировой истории и культуры, воспитывается патриотическое отношение и к стране, и к родному краю через урочную и внеурочную деятельность в рамках учебной дисциплины, в том числе математики.
Таким образом, была решена одна из первых задач коллективного проекта математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее ПГГПУ) «По Пермскому краю с царицей наук», название которого совершенствовалось вместе с ним (руководители - доценты кафедры высшей математики ПГГПУ канд. физ.-мат. наук, М.С. Ананьева и канд. пед. наук, доцент И.В. Магданова) - определение понятия региональной культурно-образовательной среды и изучение опыта образовательных учреждений по ее использованию. Кроме того, анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько общеметодологических и общенаучных подходов к изучению понятия и распространить на проект: системный, культурологический, средовый, социальный, личностно-ориентированный и деятельностный (табл.).
Основные понятия теории и технологии средового подхода были разработаны Е.П. Белозерцевым и Ю.С. Мануйловым. Культурно-образовательная среда рассматривалась ими как условие воспитания [5] и как средство воспитания, управления процессами развития и формирования личности обучающегося [10]. Введенные ими понятия характеризуют среду любого из перечисленных выше уровней, в том числе исследуемую нами региональную культурно-образовательную среду.
Таблица
Различные подходы к изучению региональной культурно-образовательной среды
Подход Объект изучения
Системный Совокупность компонентов среды и субъектов проекта в их взаимосвязях и отношениях, например, организатор проекта и участники (преподаватель университета и студенты, учитель школы и учащийся школы) или преподаватель - организатор педпрактики - студенты-практиканты - школьники-участники.
Культурологический Элементы региональной культурной среды и творческий потенциал субъектов проекта.
Средовый Культурно-образовательная среда, характеристики и взаимосвязи среды глобального, регионального и локального уровней
Система действий субъектов в рамках среды, обеспечивающая управление и мониторинг проекта от диагностики до проектирования воспитательного и образовательного результата участников.
Личностно-ориентированный Субъекты проекта - личности обучающихся (учащихся школ и студентов), их преподавателей и родителей.
Деятельностный Деятельность субъектов среды, в которой реализуется проект, формируется и развивается личность обучающихся.
Можно также распространить качественные, количественные и динамические характеристики [14] образовательной среды (модальность, интенсивность, обобщенность, доминантность и др.), принципы [2], структурные компоненты [9] и т.д. Выделим только педагогические компоненты, на наш взгляд, наиболее целесообразно представляющие структуру и функции среды:
- базовый (ценностный: педагогические инновации, возможности и традиции факультетов ПГГПУ, сотрудничество «Школа-вуз»);
- функционально-образующий (мировоззренческий, коммуникативный, информационный и деятельностный);
- предметно-практический (организационно-управленческий, материально-предметный, знаково-символический).
Между региональной культурно-образовательной средой и названным выше проектом «Мой Пермский край» (который учителя математики в последнее время называют по сборнику задач - «По Пермскому краю с царицей наук») существует взаимосвязь. С одной стороны, в ходе его реализации используются ресурсы среды - сведения о культурно-историческом наследии, географии, экономике Прикамья; с другой - происходит обогащение образовательной среды региона для возможного применения на локальном уровне, в первую очередь, в школах края (накопленная база учебных математических задач и дидактических разработок, школьные проекты «По ... району с царицей наук»). Функционирование проекта - это самостоятельный педагогический процесс по созданию качественных условий в рамках региональной культурно-образовательной среды для повышения педагогической культуры обучающих субъектов образования и формирования личности обучающихся.
Итак, региональная культурно-образовательная среда Пермского края рассматривается нами в качестве:
- совокупности организованных на региональном уровне психолого-педагогических, социальных, культурных, исторических условий воспитания патриота и гуманиста, знающего историю, традиции народов Прикамья, в том числе для организации и реализации проекта «Мой Пермский край», объединяющего сообщества университета и школ региона;
- средства когнитивного управления процессом воспитания обучающихся на основе национальных ценностей народа всей России и историко-культурных традиций родного края.
Литература
1. Алешкова, Т.Н. Гуманитаризация общего математического образования [Текст] / Г.Н. Алешкова // Математические структуры и моделирование. -2000. - Вып. 5. - С. 155-161.
2. Ананьева, М.С. Формирование общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования с использованием региональной культурной среды [Текст] / М.С. Ананьева, И.В. Магданова // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2013. -№ 3. - С. 165-170
3. Ананьева, М.С. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» в области культурно-просветительской деятельности [Текст] / М.С. Ананьева, И.В. Магданова, И.В. Мусихина // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2014. - Вып. 2. - С. 5-10.
4. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
5. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда как философско-педа-гогический феномен [Текст] / Е.П. Белозерцев, И.Б. Стояновская // Средо-вой подход в образовании : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (9-11 января 2003 г., г. Н. Новгород, НФ УРАО). - Н. Новгород, 2003. - Ч. II. - С. 8-16.
6. Боровская, Е.В. Средовой подход в воспитании как инструмент педагогического познания и использования среды в педагогическом процессе / Е.В. Боровская [Электронный ресурс] // Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании: Сайт Е.В. Боровской. - Режим доступа: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-24 (дата обращения 10.12.2016).
7. Войко, Р.А. Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды [Текст] / Р.А. Войко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2 (13). -С. 14-20.
8. Иванов, А.В. Культурная среда общеобразовательной школы [Текст] : учеб. пособие / А.В. Иванов. - М. : АПКиППРО, 2006. - 172 с.
9. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов. - Режим доступа: www/znanie. org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения 15.12.2017).
10. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. -Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской Академии гос. службы, 2002. - 157 с.
11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.
12. Савельев, Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) [Электронный ресурс] / Д.С. Савельев // Инновации в образовании: Специальный образовательный портал. - Режим доступа: http://sinncom.ru/ content/publ/info/saveliev/index.htm (дата обращения 10.12.2017).
13. Яковлев, Е.Н. К определению понятия культура [Электронный ресурс] / Е.Н. Яковлев. - 2013. - Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/033-041.pdf (дата обращения 17.12.2016).
14. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/6/0471/6_0471-1.shtml (дата обращения 15.09.2017).