понятие «речевое поведение»: теоретические аспекты
Л.С. ПОЛЯКОВА
the notion of «speech behavior»: theoretical aspects
L.S. POLYAKOVA
Статья посвящена рассмотрению важного термина «речевое поведение». Автором проводится последовательный анализ различия трактовок данного понятия в зависимости от направлений лингвистики.
Ключевые слова речевое поведение, характеристики речевого поведения, коммуникативные правила речевого поведения.
The article is devoted to the consideration of the important issue of speech behaviour. The author introduces a consistent analysis of various definitions of this notion depending on the branch of linguistics.
Keywords: speech behavior, characteristic features of speech behavior, communicative standards of speech behaviour.
В настоящее время речевое поведение, являясь сложным явлением, затрагивающим в большой степени социальную строну жизни общества, входит в сферу исследовательских интересов таких дисциплин, как функциональная стилистка, культура речи, риторика и др. Наиболее полное освещение данное понятие получило в работах Т.Г. Винокур, К.Ф. Седова, И.А. Стернина, Ю.Е. Прохорова и др. В поле зрения ученых оказываются вопросы выбора варианта построения речи в различных ситуациях, качества речевого взаимодействия с коммуникативным партнером. В настоящее время вопросы изучения речи и речевого поведения получают развитие с позиции лингвистической антропологии, и исследуются в рамках таких наук, как психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология и прагмалингви-стика. Общий подход, объединяющий данные направления, заключается в том, что речевое поведение - это специфическая разновидность человеческого поведения, которое складывается из речевых поступков и основывается на использовании языка, реализующегося в речи. Однако каждая наука выделяет в этом понятии стороны, релевантные и актуальные именно для ее задач.
Психолингвисты исходят из того, что речеобразование - это процесс творческий и лишь отчасти стандартизованный, и рассматривают речевое поведение как речевую деятельность индивида, когда речь человека включена в систему речевого поведения (А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, Г.М. Андреева, А.С. Золотнякова и др.). В речи порождаются все специфические человеческие психические функции и уровни психического отражения, в том числе и высший уровень - уровень личности. Любой выбор человека характеризуется как индивидуально-психологический аспект его деятельности и проявляется на личностном уровне, поэтому о личностных свойствах человека можно судить по его выбору. Выбор на подсознательном уровне свидетельствует о различных автоматизированных навыках и привычках субъекта, стереотипах поведения, а выбор языковых средств - об автоматизированных речевых привычках субъекта, стереотипах автоматизированного речевого поведения.
Социолингвисты понимают под речевым поведением процесс выбора оптимального варианта для построения социально-корректного высказывания (И.С. Кон,
Л.И. Баранникова, В.Д. Бондалетов, А.Д. Швейцер, Ю.Д. Дешериев, W. Schenker, U. Ammon, Ch. Elaine, H. Loeffler, W. Labov, G. Simon и др.). В речевом поведении говорящего непосредственным образом аккумулируется и реализуется накопленный социальной группой культурный и речевой опыт, который, в свою очередь, идентифицируется с универсальными характеристиками стереотипного речевого поведения группы, к которой принадлежит человек.
В лингвокультурологии понятие речевого поведения находит своё отражение в сфере изучения речи представителей нации или субкультуры. Тип речевого поведения нации характеризуется представлением об этнокультурном своеобразии речевого поведения соответствующего коммуникативного коллектива. Национальное своеобразие культуры накладывает отпечаток на речевую деятельность.
Лингвостилисты, основываясь на том, что язык неодинаково проявляет себя в разных сферах, видят в речевом поведении социостилистический феномен, «поступки индивидуумов в предлагаемых обстоятельствах, отражающих специфику языкового существования данного говорящего коллектива в данном общественном устройстве» [2: 5].
В прагмалингвистике понятие «речевое поведение» разрабатывается в связи с изучением речевого воздействия и его средств. Предметом прагмалингвисти-ки является «выбор языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» [7: 325]. В речи, как неотъемлемом качестве человека, проявляются личностные характеристики человека. Речевое поведение понимается как речевой опыт, свернувшийся в результате многократного повторения в типичных для отправителя текста ситуациях и ушедший вглубь сознания. Он актуализируется говорящим мгновенно, автоматически и машинально в виде речевого поступка. Неосозна-ваемость, машинальность речевого поступка объясняется наличием или, как отмечал З. Фрейд, доминантностью бессознательного в структуре человека [9: 841,852].
Как отмечают исследователи, речевое поведение отражает регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов и является визитной карточкой человека в обществе. Это не столько языковая часть поведения вообще, сколько образ человека, составляющийся из способов использования им языка применительно к реальным обстоятельствам его жизни [2: 16].
Речевое поведение вырабатывается в течение всей жизни человека, оно связано с особенностями воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со свойственными ему как личности и как представителю социальной группы особенностями [8: 28]. Отсюда следует, что речевое поведение представляет собой сложное явление: с одной стороны, оно столь же неповторимо и уникально, как каждая отдельно взятая личность, а с другой стороны, речевое поведение социально, значит, включает элемент стереотипности, присущий определенной социальной группе.
Речевое поведение человека, автоматический выбор им языковых средств обусловливают целый ряд социальных признаков как самого отправителя сообщения, так и его получателя, среди них: место рождения, места длительного пребывания, образование, возраст, пол, ролевые функции коммуникантов. Особенно следует подчеркнуть влияние на речевое поведение, оказываемое адресатом. Нельзя не согласиться с высказыванием Е.А. Земской о том, что люди не говорят в пространство, в пустоту, но говорят, применяясь к личности адресата, желая быть ему понятны-
ми, близкими или, наоборот, желая показать свое отличие от него, превосходство, образованность, начитанность [4: 18]. Помимо названных, на речевое поведение влияют различные признаки ситуации, в которых протекает общение, а именно: характер коммуникации (неофициальная/официальная), вид общения (публичное/ личное/опосредованное), наличие обратной связи между отправителем и получателем сообщения.
Говорящий имеет множество осознанных и неосознанных мотивировок, оказывающих влияние на его речевое поведение, которое является одним из важнейших аспектов поведения любого человека [10:4]. Слушающий/читающий способен определить речевое поведение говорящего/пишущего. Речевое поведение индивида определяется не только совокупностью его постоянных социальных характеристик, его местом в социальной структуре общества, но и социальной ситуацией. Поскольку речевое поведение привычно, стереотипно, оно выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях - с другой.
Коммуникативными правилами речевого поведения для достижения взаимопонимания в процессе общения являются максимы П. Грайса. К данным максимам (или постулатам) относятся: постулат количества (не говори больше, чем надо), постулат качества (твое высказывание должно быть истинным), постулат релевантности (не отклоняйся от темы), постулат способа передачи (выражайся ясно, избегай непонятных слов, будь краток) [3: 217-237], Г. Лич добавил к постулатам П. Грайса еще два: постулат вежливости (такта) и иронии [11: 79-117]. В применении к речевой коммуникации принцип вежливости определяется как особая стратегия речевого поведения, направленная на предотвращение возможных конфликтных ситуаций, реализуемая в процессе речи с помощью различных правил и тактических приемов [1: 43].
Регулятором речевого поведения является цель высказывания, которую называют коммуникативное намерение, или интенция. Традиционно эти понятия отождествляются, рассматриваются как желание, для реализации которого будут предприняты определенные шаги [6: 74]. Однако мы, вслед за Г.Г. Матвеевой, различаем намерения и скрытые интенции, так как намерения характеризуются открытым воздействием, а интенции - скрытым [5: URL].
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое поведение представляет собой уникальный, сложившийся в течение жизни и ушедший вглубь сознания речевой опыт отправителя сообщения, индивидуальный набор речевых предпочтений (привычек), из которого адресант в процессе коммуникации автоматически извлекает языковые средства для выражения своих мыслей, намерений.
От индивидуального речевого опыта адресанта зависит неосознанный выбор им грамматических форм и словоформ из набора равнозначных единиц, существующих в языке. Частота автоматических выборов свидетельствует об индивидуальных личностных свойствах коммуникатора.
В настоящее время определены следующие характеристики речевого поведения: интенциональность, интерактивность, дискретность и ситуативность.
Интенциональность речевого поведения связана с механизмом вербального воплощения замысла говорящего. Действуя как пусковой механизм, направляющий сознание коммуниканта на достижение определенной прагматической цели, интенция заставляет ответственно организовывать речь, обусловливает набор языковых средств.
Интерактивность подразумевает адресованность акта речи и определяет диалогическую природу коммуникативной деятельности.
Дискретность означает возможность членения речевого поведения на отдельные единицы. На микроуровне такими единицами являются речевые поступки -адресованные партнеру речевые действия, имеющие форму языкового выражения и несущие межличностно значимый смысл; на макроуровне - коммуникативные фрагменты, характеризуемые смысловой (тематической), коммуникативно-синтаксической и жанрово-композиционной целостностью.
Ситуативность определяет зависимость речевого поведения от внешнего контекста общения и описывается через понятие коммуникативная ситуация.
Различные аспекты речевого поведения как сложного явления нашли отражение в работах многих исследователей: функциональные варианты речевого поведения как коммуникативные роли его участников - говорящего и слушающего (Т.Г. Винокур); проблема диагностирования личностных свойств автора по его речевому поведению (Г.Г. Матвеева); речевое поведение языковых личностей в коммуникативном конфликте (К.Ф.Седов); гендерные аспекты речевого поведения (С.К. Табурова); речевое поведение представителей различных профессий - военных (Л.А. Моисе-енко), учителей (А.В. Ленец), программистов (Е.Е. Нужнова), политиков (А.К. Ми-хальская, Е.В. Осетрова); национально-культурная специфика речевого поведения (Е.В. Фирсова 2003). Таким образом, являясь сложным многомерным понятием, «речевое поведение» выступает связующим звеном ряда коммуникативных направлений лингвистики, что позволяет выявить и определить отличительные черты этого понятия для данных дисциплин.
Литература
1. Беляева Е.И. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах // ИЯШ. - 1990. №1. - М.: Просвещение/- С.43-47.
2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
3. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс, 1985. - С. 217-237.
4. Земская Е.А. Московская школа функциональной лингвистики. Итоги и перспективы исследования. - М.: Русские словари, 1998. - 30 с.
5. Матвеева Г.Г. Идентификация индивидуальных качеств говорящего по его прагмалинг-вистическому речевому портрету. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/rus/gorn/ arso/matveev.htm
6. Почепцов Г.Г. Основы прагматического описания предложения. - Киев.: Высшая школа, 1986. - 116 с.
7. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения: Семиологическая грамматика. - М.: Наука, 1981. - 376 с.
8. ФормановскаяН.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
9. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2006.
10. Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение [Текст] / Р.М. Фрум-кина. - М.: Наука, 1971. - 168 с.
11. Leech G. Explorations in semantics and pragmatics. - Amsterdam: 1980. - P. 99-117.