платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования (п. 5.2.1), ответственность за реализацию положения о социальной норме потребления электроэнергии будет закреплена именно за Федеральной службой по тарифам.
Е.О. Крассов
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ДОГОВОРА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ СНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ
Виды договоров, заключаемых в электроэнергетике, и система договорных отношений в этой сфере недостаточно четко определены в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»1. Как указывает С.С. Занковский, данный Закон сформулирован таким образом, что труден для понимания. Его нельзя отнести к числу законов, которые «юристы пишут для юристов»; его текст доступен в лучшем случае для опытных специалистов - экономистов, технологов в области электроэнергетики2.
Закон «Об электроэнергетике» определяет особенности правового регулирования оборота электроэнергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии и виды договоров, которые должны применяться на соответствующих рынках. На розничном и оптовом рынках электрической энергии предусмотрено заключение ряда организационных договоров, обеспечивающих выполнение договорных обязательств контрагентов по договорам купли-продажи, поставки электрической энергии и энергоснабжения.
К числу основных имущественных договоров, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством об электроэнергетике, на основе которых осуществляется оборот электроэнергии, относятся договоры энергоснабжения, договоры купли-продажи электрической энергии и договоры поставки электрической энергии.
1 СЗ РФ. 2003. № 13. Далее - Закон об электроэнергетике.
2 См.: Занковский С.С. Энергетическая безопасность России: правовые вопросы // Энергетическое право. 2006. № 2.
К организационным договорам в сфере организации снабжения электрической энергией относятся договоры, которые должны заключать лица, занимающиеся деятельностью по производству электрической энергии, ее поставке (продаже), энергоснабжению потребителей, предоставлению услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыту электрической энергии, организации ее купли-продажи. К их числу относятся также договоры, которые обеспечивают функционирование Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Задача организационных договоров заключается в том, чтобы урегулировать отношения между лицами, оказывающими различные услуги в сфере электроэнергетики, а также между этими и третьими лицами в целях последующего заключения последними договоров купли-продажи, поставки электрической энергии, договоров энергоснабжения. Заключение и исполнение договоров, оформляющих оборот электрической энергии, является конечной и главной целью функционирования субъектов электроэнергетической отрасли.
Организационные договоры в сфере организации снабжения электрической энергией имеют характерные черты, которые присущи гражданско-правовым договорам. Одновременно они обладают специфическими признаками, отражающими особый характер отношений, складывающихся в области электроэнергетики, и отражают свойства такого объекта гражданских прав, как электрическая энергия.
Проанализируем договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (далее - ОДУ) в электроэнергетике, а также соглашения между системным оператором и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и организациями коммерческой инфраструктуры о порядке взаимодействия при осуществлении ими своих функций, с тем, чтобы определить возможность отнесения этих договоров к числу организационных.
Договор оказания услуг по ОДУ заключается в соответствии со ст. 16 Закона «Об электроэнергетике», Правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 8613, п. 60 Правил
3 СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5525.
оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 11724.
В связи с возмездным характером отношений по ОДУ между заказчиком и субъектом ОДУ5 данный договор имеет имущественный характер и, соответственно, является сделкой, приводящей к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей ее сторон.
Рассматриваемый договор носит сугубо организационный характер, поскольку в его рамках не регулируются отношения субъектов электроэнергетики по обороту электрической энергии. Договор оказания услуг по ОДУ заключается, прежде всего, в целях обеспечения баланса производства и потребления электроэнергии, а также позволяет производителям, продавцам, потребителям электрической энергии и электросетевым компаниям производить, передавать и потреблять ее. Задачей субъектов ОДУ, оказывающих услуги по ОДУ в электроэнергетике, является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (ст. 3 Закона «Об электроэнерге-
4 СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1916.
5 Согласно п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг системный оператор оказывает возмездные услуги по ОДУ лишь субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, которые относятся к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, определенных в соответствии с Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 114 (СЗ РФ. 2009. № 9. Ст. 1103). С иными лицами - субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, не относящимися к лицам, подлежащим обязательному обслуживанию, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, системный оператор заключает безвозмездные соглашения о порядке взаимодействии и т. п. Далее будет рассмотрен только возмездный договор оказания услуг по ОДУ.
160
тике»). В п. 1 ст. 14 указанного Закона определены основные функции системного оператора. К ним, в частности, относится обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления электрической энергии. В связи с этим данный договор лишь организует будущую деятельность по заключению и исполнению договоров купли-продажи и иных договоров в сфере электроэнергетики, на основании которых непосредственно осуществляется оборот товара особого свойства материи - электрической энергии.
Договор оказания услуг по ОДУ является организационным в отношении не только договоров, оформляющих отношения по обороту электрической энергии, но и договора оказания услуг по ее передаче, заключаемого субъектами оптового рынка с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ОАО «ФСК ЕЭС»), который не может быть заключен ранее договора оказания услуг по ОДУ (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 16 Закона «Об электроэнергетике»). Данное обстоятельство подчеркивает особое положение и значение договора оказания услуг по ОДУ в системе договоров, заключаемых в сфере электроэнергетики. Невозможно заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии без предварительного согласования с соответствующим субъектом ОДУ технологической возможности осуществления ее передачи из одной точки поставки электроэнергии в какую-либо точку потребления. Это связано с пропускной способностью электрических сетей, системными ограничениями производства и потребления электрической энергии и многими иными факторами.
Наличие заключенного договора оказания услуг по ОДУ является также основанием для заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пп. «м» п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861), который, в свою очередь, является основанием для заключения субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи и иных договоров по ее обороту.
Следующим признаком договора оказания услуг по ОДУ как организационного договора является то, что отношения сторон по нему носят длящийся характер. Такой договор может быть применен к от-
ношениям заказчика по указанному договору, например, с разными производителями электрической энергии, связанными с ее куплей-продажей на протяжении всего срока его действия, а не только к отношениям по купле-продаже определенного ограниченного объема электроэнергии. При этом следует учитывать, что оперативно-диспетчерское управление субъектом ОДУ будет осуществляться в отношении заранее определенных объектов диспетчеризации и точек поставки (потребления) электрической энергии.
Особенность договора оказания услуг по ОДУ состоит также в том, что в случае, например, его заключения и заключения договора энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) в отношении определенных групп точек поставки электроэнергии (объектов диспетчеризации) и последующего прекращения обязательств, связанных с ее оборотом, договор оказания услуг по ОДУ не будет подлежать расторжению или прекращению до момента истечения срока его действия. Несмотря на несамостоятельный в экономическом плане характер данного договора, отличающий его от договоров, на основании которых осуществляется оборот электрической энергии, он имеет самостоятельное юридическое значение. В отличие от акцессорных обязательств, какими являются, например, обязательства, вытекающие из залоговых отношений и отношений поручительства, этот договор не прекращает своего действия в связи с недействительностью имущественного договора, например договора купли-продажи электрической энергии. Между тем с точки зрения экономической целесообразности данный договор будет бесполезным без заключенных договоров купли-продажи, поставки электрической энергии и энергоснабжения. Объясняется это тем, что его целью является обеспечение интересов заказчика по купле-продаже такого товара, как электрическая энергия, а сам договор по ОДУ выступает лишь в роли правового средства, обеспечивающего исполнение указанных обязательств.
Для субъекта электроэнергетики, заключившего договор оказания услуг по ОДУ, основная цель заключается в получении возможности заключения имущественных договоров, направленных на приобретение или продажу электрической энергии. Для субъекта ОДУ заключение данного договора и оказание услуг по ОДУ непосредственно связаны с организацией нормального функционирования не только отдельных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, но и соответствующей энергосистемы, а также самой системы ОДУ. Поэтому заключение данного договора для субъекта ОДУ
означает предоставление услуги не только для конкретного контрагента, но и для неограниченного круга лиц, состоящих с этим субъектом в договорных отношениях. Данное обстоятельство позволяет этим лицам решать свои задачи по заключению имущественных договоров, связанных с оборотом электрической энергии.
Соглашения о порядке взаимодействия между ОАО «ФСК ЕЭС» и системным оператором (ОАО «СО ЕЭС») и между системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка (совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка, иные организации в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка6) при выполнении данными субъектами электроэнергетики своих функций (п. 4, 5 ст. 34 Закона «Об электроэнергетике»), иные подобные соглашения также носят организационный характер.
Эти соглашения будут обеспечивать выполнение ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» и организациями коммерческой инфраструктуры своих функций в рамках оптового рынка электрической энергии, но в то же время не будут непосредственно связаны с осуществлением ОДУ, оказанием услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов, входящих в ЕНЭС, а также с присвоением статуса субъекта оптового рынка. Указанные действия и обязанности реализуются в соответствии с договорами с соответствующими лицами -субъектами электроэнергетики. Данными соглашениями предусматривается порядок взаимодействия указанных субъектов оптового рынка электрической энергии при выполнении ими своих функций. Это означает, что многие функции не могут быть реализованы ими самостоятельно, например, ОАО «СО ЕЭС» без участия организаций коммерческой инфраструктуры, без осуществления определенных совместных действий. Указанные соглашения о порядке взаимодействия носят длящийся характер и применяются к отношениям сторон не единожды, такие соглашения обслуживают исполнение обязательств ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» и организаций коммерческой инфраструктуры по заключенным ими договорам в рамках оптового рынка электрической энергии. Соглашения предусматривают регулирование отношений в сфере взаимодействия системного оператора и организаций коммерческой инфраструктуры. Эти соглашения имеют имущественный характер, так как в них предусмотрены меры ответ-
6 Далее - организации коммерческой инфраструктуры.
ственности контрагентов за ненадлежащее исполнение ими своих обязательств. Во многом исходя из содержания данных соглашений определяются условия договоров, которые субъекты электроэнергетики заключают с ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» и организациями коммерческой инфраструктуры. Наконец, данные соглашения во многом носят бланкетный характер, и ссылки на заключаемые договоры оказания услуг по ОДУ, технологическому присоединению, передаче электрической энергии и договоры присоединения к торговой системе оптового рынка не будут единичными.
В сфере электроэнергетики заключается ряд договоров, регулирующих непосредственно процесс передачи электрической энергии от одного лица другому, а также определяющих порядок использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС (далее - объекты ЕНЭС).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона «Об электроэнергетике» собственники или иные законные владельцы объектов ЕНЭС ограничиваются в осуществлении права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС и в определении условий этих договоров. Ограниченные права собственников и иных законных владельцев объектов ЕНЭС осуществляются ОАО «ФСК ЕЭС» на основе договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС (п. 1 и 3 ст. 8 Закона «Об электроэнергетике»).
Есть основания отнести указанный договор также к числу организационных. Его заключение позволяет ОАО «ФСК ЕЭС» оказывать услуги по передаче электрической энергии разным лицам как по электрическим сетям, которые принадлежат ОАО «ФСК ЕЭС», так и по тем сетям, которые находятся в управлении у ОАО «ФСК ЕЭС» и принадлежат третьим лицам. Отличительной чертой рассматриваемого договора является то, что на его основе обеспечивается нормальное функционирование и использования наиболее важных объектов электросетевого хозяйства - объектов ЕНЭС. Это обстоятельство в свою очередь позволяет субъектам электроэнергетики - производителям, продавцам и потребителям электрической энергии заключать договоры, направленные на ее получение в случае присоединения соответствующих энергопринимающих или энергопередающих устройств к сетям, относящимся к ЕНЭС.
Услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в
том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих ее передачу через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями (ст. 3 Закона «Об электроэнергетике»). Такие услуги предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, владеющим энергопринимающими устройствами и иными объектами электроэнергетики, которые технологически присоединены к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, которые экспортируют или импортируют ее, энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам (п. 2 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике», п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861).
Аргументом в пользу признания договора оказания услуг по передаче электрической энергии организационным является то, что такой договор заключается лишь в целях получения или продажи заинтересованным лицом электрической энергии, т.е. в целях осуществления ее передачи от продавца (производителя) к покупателю. Кроме того, сетевая организация вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по указанному договору в случае, если ей стало известно о неисполнении им своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии (п. 2 ст. 26 Закона «Об электроэнергетики»). Принимая во внимание физические особенности электрической энергии как объекта гражданских прав7, следует отметить, что невозможно исполнение договоров купли-продажи электрической энергии при отсутствии договора о технологическом присоединении к электрическим сетям и договора оказания услуг по передаче электрической энергии. Соответственно договор оказания услуг по передаче электрической энергии является своего рода предпосылкой для исполнения договоров купли-продажи и поставки электрической энергии.
Наличие договора оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, между ОАО «ФСК ЕЭС» и лицом, которое владеет энергопринимающими или энергопередающими устройствами, технологически присоединенными к ЕНЭС, заключенного в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «Об электроэнергетике», позволяет этому лицу полу-
7 См.: Суханов Е.А. Объекты права собственности // Закон. 1995. № 4.
чить возможность продать или приобрести электрическую энергию на основании договоров купли-продажи или поставки электрической энергии.
Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, не отнесенным к ЕНЭС, заключаются территориальными сетевыми организациями, для которых заключение этих договоров является обязательным, с лицами, являющимися участниками оптового рынка, или при наличии у них заключенного с производителем или иным поставщиком электроэнергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом (п. 2 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике»).
Основанием для заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии как с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящегося к ЕНЭС, так и без их использования, является наличие у заинтересованного лица договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям (п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок), принадлежащих юридическим и физическим лицам, к электрическим сетям осуществляется на основе договора об осуществлении технологического присоединения энергоприни-мающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 1 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике»).
Данный договор и договор оказания услуг по передаче электрической энергии преследуют разные цели: соответственно технологическое присоединение и оказание услуг по передаче электрической энергии. Они призваны решать задачи организации обслуживания как интересов субъектов электроэнергетики, которые осуществляют производство, продажу или потребление электрической энергии, так и иных лиц, которые ее потребляют.
Наличие технологического присоединения к электрическим сетям является технологической предпосылкой для заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (пп. «з», «и» п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания
этих услуг). Юридической предпосылкой служит наличие исполненного договорного обязательства по технологическому присоединению энергопринимающего (энергопередающего) устройства заявителя к электрическим сетям сетевой организации. Являясь участником оптового рынка электрической энергии, субъекты электроэнергетики, заключившие договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, заключают договоры купли-продажи электрической энергии при наличии ранее заключенного договора об осуществлении технологического присоединения, а также договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Характерным признаком договора об осуществлении технологического присоединения как организационного является то, что в его рамках непосредственно не осуществляется купля-продажа электрической энергии. Этот договор не может регулировать отношения по передаче электрической энергии, равно как и договор оказания услуг по передаче электрической энергии не может устанавливать права и обязанности сторон по осуществлению технологического присоединения. В этой связи рассматриваемый договор представляет собой самостоятельный юридический инструмент.
Особенность договора об осуществлении технологического присоединения состоит в том, что полезный эффект, полученный заявителем от технологического присоединения к электрическим сетям, длится на протяжении большого промежутка времени. Несмотря на факт исполнения обязательств по непосредственному присоединению к электрическим сетям и прекращению договорного обязательства по осуществлению технологического присоединения, заявитель и сетевая организация остаются связанными между собой новым обязательством. Таковым является обязанность сетевой организации предоставлять лицу, чьи энергопринимающие и иные устройства технологически присоединены к ее сетям, право на использование данных объектов при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и иных аналогичных договоров (п. 1 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике»). Порядок заключения таких договоров регулируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Фе-
дерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 2298.
Особое место в системе организационных договоров занимает договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии. Он является одним из главных правовых оснований деятельности в сфере обращения электрической энергии (мощности) в рамках оптового рынка электроэнергии, т. е. действий субъектов электроэнергетики, являющихся участниками данного рынка, направленных на производство, передачу (продажу), потребление электроэнергии (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 35 Закона «Об электроэнергетике»).
Лицо, которое заключило указанный договор, получает возможность на его основе заключать договоры, направленные на куплю-продажу электрической энергии. Заключая данный договор, субъект электроэнергетики определяет для себя, что он соглашается на заключение в будущем ряда договоров купли-продажи электрической энергии в соответствии с правилами оптового рынка. Кроме того, в договоре устанавливаются правила заключения договоров купли-продажи электрической энергии и ряда иных договоров.
Принципиальный момент состоит в том, что при отсутствии заключенного договора о присоединении к оптовому рынку электрической энергии заинтересованное лицо не имеет возможности участвовать в ее обороте на оптовом рынке и продавать или покупать ее в соответствии с правилами этого рынка. Указанные особенности свидетельствуют об организационном характере данного договора.
Резюмируя изложенное, можно следующим образом охарактеризовать организационный договор в сфере организации снабжения электрической энергией. Такой договор является консенсуальным и имущественным по своей правовой природе, он заключается субъектами электроэнергетики; его предметом не является непосредственное осуществление сторонами действий, связанных с оборотом электрической энергии. Данный договор является предпосылкой для заключения в будущем договоров, направленных на заключение других организационных договоров либо договоров по обороту электрической энергии; в нем определяются права и обязанности заключившего его лица, по заключению организационных либо имущественных договоров по
8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 43, 44.
обороту электрической энергии, и порядок их заключения и исполнения.
Ю.Е. Будникова*
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
«Экология и инновации - вещи абсолютно взаимосвязанные в современном мире. Заниматься ими должны и государство, и наука, и бизнес, и гражданское общество, конечно. От этого зависят условия развития нашей страны, благополучие будущих поколений и решение вполне утилитарных народно-хозяйственных задач», - заявил Дмитрий Медведев на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященном экологическим проблемам, которое состоялось в мае 2013 г. В этом смысле, по его мнению, экология может стать системным драйвером модернизации и обеспечить так называемый двойной выигрыш: и укрепить конкурентоспособность экономики, и улучшить качество
жизни людей. Необходимы такие требования, которые реально моти-
1
вируют предприятия инвестировать в инновации .
Принципиальное значение здесь имеет разумное государственное регулирование и ответственное ведение бизнеса.
Действительно, в отличие от мировой экономики в России после кризиса сохраняются антиустойчивые тенденции, наша страна попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. По мнению экономистов, кризис наглядно показал колоссальную зависимость российской экономики от эксплуатации и продажи природного сырья2. Пожалуй, никто в Рос-
* Старший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.
1 URL: http://www.i-russia.ru/all/weekthemes/18589/ (дата обращения: 15.08.2013).
2 См.: Второй научный семинар «Россия в глобальном мире: модернизация или стратегия опережающего развития?», состоявшийся 17 ноября 2010 г. на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова // Там же.
Труды Института государства и права 169
Российской академии наук № 1/2014