Реклама и интернет. Реклама ресторана в средствах массовой информации может быть эффективна при соблюдении определенных условий. Основное из них - четкое представление о том, чем ресторан отличается от многих других. Что именно может заставить ваших клиентов приехать именно к вам с другого конца города. После чего эти преимущества необходимо соответствующим образом отразить в рекламном объявлении.
Интернет - является мощным средством создания положительного имиджа ресторана и при грамотном управлении способен существенно повысить его посещаемость. Для ресторана планируется создать возможность заказа некоторых услуг - например, резервирование столиков. Однако интернет требует постоянного участия. Являясь самостоятельной отраслью бизнеса, он подчиняется своим законам, несоблюдение их ведёт к потере средств. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы персонал ресторана владел информацией о функционировании сайта.
Внутренний PR (средства PR, используемые для улучшения работы ресторана): когда речь идет о работе PR внутри ресторана, то, в первую очередь, это касается установления PR отношений между его сотрудниками. PR - это забота не только дирекции, но и каждого сотрудника в отдельности, особенно тех, кто вступает в непосредственный контакт с клиентами (кассиры, бармены, администратор зала, стюарды).
Внутренний PR ресторана может осуществляться следующими способами:
- опрос сотрудников, исследование и оценка их мнения о работе;
- персональные характеристики;
- ориентиры для новых сотрудников;
- семинары по повышению квалификации и справочная литература;
- приобщение сотрудников к планированию и проведению PR мероприятий;
- сообщения в прессе с упоминанием лучших работников предприятия;
- участие в кулинарных соревнованиях.
PR мероприятия внутри ресторана преследуют две цели:
- создание позитивных PR отношений среди сотрудников;
- установление доверительных отношений между менеджерами ресторана и его работниками.
Внешний PR. Общественная работа в ресторане подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, СМИ, партнерами, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями.
Эта работа обеспечивается в долгосрочной перспективе мероприятиями по установлению РR. Это означает формирование на долгосрочную перспективу положительного имиджа предприятия, включающего положительную оценку клиентами и общественностью его значимости, престижа, репутации и известности.
Работа с клиентами. В данном случае представляется целесообразным иметь сотрудников, формирующих тот самый «имидж» ресторана, работающих с гостями ресторана, причем не только в рамках РR программ, касающихся приема VIP-клиентов. Будучи инструментом коммуникативного маркетинга, РR деятельность не должна пренебрегать и простыми посетителями.
Работа с клиентами может проводиться также в письменной форме, путем обработки информации и ее публикации в соответствующих изданиях. В нем будут публиковаться сообщения о ресторанных программах, важнейших событиях, способных заинтересовать определенный круг потребителей услуг ресторана. В рамках программы РR по установлению контактов с клиентами хороший эффект дают системы скидок, предоставляемые постоянными клиентам. Кроме того, в качестве рекомендаций для повышения конкурентоспособности услуг ресторана можно предложить следующее:
- проработка общей стратегической концепции деятельности ресторана;
- организовать и вести маркетинговую информационную систему в ресторане;
- наладить и поддерживать систему внутрифирменных коммуникаций;
- создание новой и совершенствование выпускаемой продукции с учетом результатов маркетинговых исследований, оптимизация ассортимента в соответствии с запросами клиентов ресторанного комплекса (даже придерживаясь традиционных блюд, в связи с изношенным кухонным оборудованием, можно обновить меню, осовременив ингредиенты);
- выделение средств на постоянное повышение образовательного уровня персонала, непосредственно контактирующего с клиентами.
Для того чтобы стимулировать работников к еще большим достижениям можно разработать систему дополнительных вознаграждений, например:
- материальное стимулирование: установить увеличение процентов заработка по достижению работником определенной денежной суммы в общей прибыли. Если кассир заработал более определенной суммы для ресторана - его ждет премия или он получит лишний процент от общей прибыли лично для себя;
- моральное стимулирование (грамоты, поощрительные подарки, благодарности)
- организация соревнования между бригадами на лучшие показатели по продажам, по качеству готовой продукции.
Таким образом, ресторанный бизнес увлекателен и перспективен: правильный выбор места и кухни, атмосферы и правильно организованное обслуживание создают возможность для привлечения рынка и дают хорошую прибыль и инвестиции.
Литература
1. Азбука ресторатора: все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. - М.: Изд-во Жигульского, 2009. - 223 с.
2. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг /В.П. Бугаков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №2 - С. 22-37.
3. Быков А.Т. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Карповой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2002. - 146 с.
Кожан М. М.
Магистрант, Международная Академия Бизнеса
ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье исследованы различные подходы к определению понятия операционного менеджмента в теории и практике системы управления предприятием. Период исследования подходов к определению - с древних времен по настоящее время. Ключевые слова: операционный менеджмент, система управления
Kozhan M М
Magistrate, International Academy of Business
CONCEPT OF OPERATIONAL MANAGEMENT THEORY AND PRACTICE MANAGEMENT
Abstract
The article examines the different approaches to the definition of operational management in theory and practice of enterprise management system. During the study period approaches to the definition - from ancient times to the present.
Keywords: operations management, management system
Как в зарубежной, так и в казахстанской литературе обычно принято различать две основные школы менеджмента, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа "научного
26
менеджмента", основоположником которой был Ф. У. Тейлор[1], и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера[2]. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовала возникновению и развитию новых течений.
Вообще история развития ключевых концепций операционного менеджмента берет начало еще в древнем Египте примерно в 4000 г. до н.э. В это время на территории современного Египта располагалось два сравнительно равных по своему могуществу государства Нижний Египет (столица Буто) и Верхний Египет (столица Иераконполь). В Верхнем Египте впервые была разработана и успешно применена концепция планирования и контроля. Идея о том, что для достижения успешного окончания предпринимаемых кампаний, необходимо сначала разработать, а затем отслеживать ход выполнения плана. Во многом благодаря этому, Верхнему Египту удалось подчинить своей власти соседний Нижний Египет и, таким образом, завершить процесс централизации земель в единую раннерабовладельческую монархию. В первую очередь, объединение Египта было обусловлено необходимостью создания единой ирригационной системы. Позднее в 1000 г. до н. э. концепция планирования и контроля была принята в древнем Китае. В 600 г. до н. э. в Халдейской империи была принята система контроля выпуска продукции и стимулирующая система оплаты труда. Это событие можно считать первой в мире концепцией, имеющей прямое отношение к производству и управлению им.
В древнем Китае примерно в 500 г. до н. э. были разработаны первые примитивные стандарты выполнения некоторых видов работ и первая система физических измерений, впервые на практике апробированы принципы специализации работ, о которых впоследствии напишет Адам Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов"[3]. Уже в 400 г. до н. э. на Кипре изучали трудовые и транспортные операции, что гораздо позднее (в девятнадцатом веке) станет основой школы научного менеджмента. В XV в. н. э. на территории современной Италии применяются шифрование компонент продукта и стандартизация комплектующих с целью достижения взаимозаменяемости таким образом, чтобы подходил любой компонент, независимо от того, кто его сделал. Еще одним важным достижением следует признать зарождение первичной формы серийного производства. Изготовленные вручную детали имели большие допуски, что обеспечивало взаимозаменяемость деталей. Особенно широкое распространение данная система получила на территории Венецианской республики при построении боевых галер. В XVIII в. А. Смит более детально рассмотрел проблемы специализации производства на примере изготовления булавок "рабочий... едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием"[3, c. 211].
В начале XX в. Ф. У. Тейлор основал новое направление развития менеджмента "школа научного менеджмента", где основой послужили исследования методов выполнения отдельных трудовых операций, расчет норм времени на выполнение отдельных операций, функциональная структура организации, кооперация рабочей силы. Можно сказать, что школа научного менеджмента вобрала в себя все открытия предыдущего времени. Практически в это же время Г. Форд на практике применил идеи школы научного менеджмента и создал крупномасштабную сборочную линию по производству автомобилей. Эти сборочные линии представляли собой крайнее проявление разделения труда между отдельными работниками. Г. Форд был первым, кто полностью реализовал потенциал поточной организации. Осенью 1913 г. ему удалось уменьшить затраты труда на сборку "Форда" модели "Т" на 90%, организовав непрерывный поток на стадии окончательной сборки. Впоследствии он совершил еще один прорыв в производительности, построив все станки, производящие детали для модели "Т", в правильной последовательности^, c. 59].
Таким образом, он попытался создать поток на всем пути от добычи сырья до доставки готового автомобиля потребителю. Однако такой метод производства работал только при производстве достаточно больших объемов продукции, чтобы оправдать высокоскоростные сборочные линии для изделий, собиравшихся из абсолютно одинаковых деталей, модели которых выпускались без изменений годами. Отметим, что модель "Т" выпускалась в течение девятнадцати лет. В 1910 г. Н. Леффингвелл впервые применил теорию научного менеджмента в непроизводственной сфере, а именно в офисе конторы.
Некоторые ученые развили теорию Г. Форда и Ф.У. Тейлора, особенно в направлении научной организации труда. Здесь необходимо вспомнить таких видных ученых как П.М. Керженцев[5], С.А. Хейнман[6], А.С. Гастев[7] и др.
Примерно с 70-х гг. XX в. повышенное внимание в общественном производстве стало уделяться услугам. Ранее, наука о производстве продуктов именовалась производственный менеджмент и изучала только производство материальных продуктов. Резкий рост влияния услуг заставил научную общественность обратить свое внимание на управление сферой услуг. Совмещение положений теории научного менеджмента и теории человеческих отношений, а также ускоряющееся влияние сферы услуг позволило разработать новую концепцию управления организацией - операционный менеджмент. После второй мировой войны Тайити Оно и Сигео Синго из компании Тойота поняли, что если надо сделать не миллион изделий, а всего десять или сто, то надо создавать непрерывный поток. Вместо использования принципа конвейерной сборки, они предложили быстро переналаживать оборудование с производства одного продукта на выпуск другого, а также использовать малогабаритное оборудование так, что разные виды работ (например, штамповка, покраска и сборка) могли выполняться сразу, друг за другом.
Новый взгляд на весь производственный процесс вне зависимости от различий производства продукта или оказания услуги, при совмещении теоретических аспектов двух основных школ менеджмента привел к разработке более конкурентоспособной концепции управления организацией, что в конечном итоге должно было привести к достижению основной цели предпринимателей - максимизации прибыли. Данные взгляды выразились в центральном положении процесс- ориентированности организаций, принявших концепцию операционного менеджмента в качестве новой системы управления.
Концепция операционного менеджмента зародилась в США. В Казахстане и других странах постсоветского пространства, на наш взгляд, авторы не верно отражают самую суть операционного менеджмента. Вместо ориентации предприятия на процессы без различения направления деятельности - производства продукции или оказания услуг, авторы называют операционным менеджментом "...производственную деятельность организаций, занимающихся оказанием сервисных услуг". Таким образом, производственный менеджмент, по мнению авторов, изучает производство материальных продуктов, а операционный менеджмент - управление процессом оказания услуг, что в корне не верно. В изданной на русском языке книге зарубежных ученых по проблемам операционного менеджмента дается такое определение операционного менеджмента одним из современных специалистов Л. Гэлловэй: "Операционный менеджмент - это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием материалов, информации и покупателей"[8, c. 78].
В то же время в книге Л. Гэлловэй не верно выполнен перевод с английского языка, который искажает смысл определения, так как "преобразование покупателя" не точно отражает смысл предоставления услуги покупателю при его непосредственном участии в самом процессе оказания услуги. Существуют и другие определения операционного менеджмента. Так, американские ученые Э. Адам и Р. Дж. Эберт дают такое определение операционному менеджменту. Это управление процессом, который трансформирует землю, труд, капитал и приводит к выпуску желаемых товаров и услуг[9, c. 49]. Здесь наиболее важным моментом является указание на управление трансформационным процессом от факторов производства к готовому продукту или услуге. Авторитетные английские ученые, Н. Слэк, С. Чамберс и Р. Джонстон из Уорвикской школы бизнеса, определили операционный менеджмент довольно широко. По их мнению, операционный менеджмент - это все, что связано со способами, которыми организации производят товары и оказывают услуги[10, c. 154]. При этом они делают оговорку, что речь идет лишь только о практической направленности этих способов. Одно из последних изданий по проблемам операционного менеджмента дает такое определение.
27
Операционный менеджмент - это вид деятельности, который создает ценность в форме товаров и услуг посредством трансформации факторов производства в готовый продукт. Здесь следует отметить, что авторы акцентируют внимание на ценности, то есть удовлетворении потребности потребителя. Понятию ценности автор уделит особое внимание ниже.
Таким образом, операционный менеджмент в производственной компании преследует цель удовлетворение потребностей потребителя путем трансформации факторов производства в готовый продукт и доставки этого продукта конечному потребителю.
Литература
1. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 2012. - 432 с.
2. Боумэн К. История менеджмента: школа человеческих отношений. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 322 с.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики Т.1. - М.: Эконов, 2011. - 521 с.
4. Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: БИНОМ, 2012. - 343 с.
5. Керженцев П.М. Принципы организации. Избранные произведения. - М.: Экономика, 2010. - 493 с.
6. Хейнман С. А. Тенденции и факторы развития материально- технической базы. - М.: ИЭ РАН, 2008. - 323 c.
7. Гастев А. С. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Вильяме, 2011. - 499 с.
8. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. СПб.: Питер, 2012. - 393 с.
9. Adam Е.Е., Ebert R.J. Production and Operations management: concepts, models and behavior. - New-Jersey, 2010. - C. 49
10. Грейсон, О'Дейл. Американский менеджмент на пороге XX века. М.: Дело, 2011. - 221 с.
Кузнецова Ю.А.3
Кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного
центра Российской академии наук
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА»
Аннотация
В статье анализируются существующие подходы к раскрытию сущности понятия «инновационный потенциал региона». Изучение существующих определений позволило классифицировать их в 5 групп: ресурсный, ресурсно-процессный, компетентностный, результативный, соционаправленный.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал региона
Kuznetsova Y.A.
PhD in Economics, Researcher, Institute of Social and Economic Research, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences STUDY APPROACHES TO THE DEFINITION «INNOVATION POTENTIAL OF REGION»
Abstract
The article analyzes the existing approaches to disclosure, the concept of «innovation potential of region». The study of existing definitions allowed classifying them in five groups: resource, resource-a process, competence, effectiveness, sociological.
Keywords: innovation, innovation potential of the region
Инновационный потенциал региона с позиции подавляющего большинства ученых и специалистов, рассматривается как важнейшая (а, зачастую, и ключевая) характеристика эффективности их функционирования. Инновационное развитие определяется как путь к экономическому развитию, к более «...совершенным формам организации общества и государства, так как инновации затрагивают все стороны современной жизни» [8, c. 141]. Именно повсеместное внедрение инноваций как результата инновационного процесса, позволит повысить конкурентоспособность регионов на этапе современного развития. Принимая во внимание тот факт, что хотя инновации и реализуются на микроуровне, регионы (муниципалитеты) должны стать тем звеном, которое будет инициировать, претворять в жизнь и поддерживать обеспечивающие инновационный процесс системы. В частности, определять вектор развития инноваций региональных систем, совершенствовать в ответ на изменения внешней среды механизм управления инновациями, создавая тем самым благоприятные условия для ведения инновационной деятельности.
Несмотря на то, что на сегодняшний день теоретические и методические вопросы, связанные с инновационным потенциалом региона, получили большое развитие, главной проблемой остается значительный разрыв между практическим воплощением теоретических идей и научным обеспечением реального инновационного развития региона.
Совершенствование механизма управления инновационным потенциалом региона требует первоочередного изучения его сущности, видов, элементного состава, а также факторов, определяющих влияющих на его развитие.
Изучение существующих определений понятия «инновационный потенциал региона» позволило классифицировать их в 5 групп (табл. 1). Однако следует признать, что четкое отнесение того или иного определения в одну из представленных групп достаточно сложно.
Таблица 1 - Классификация определений понятия «инновационный потенциал региона» (ИПР)
Название подхода Особенность подхода Представители
Ресурсный ИПР - это совокупность различных ресурсов для достижения цели инновационного развития Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Н.Н. Нестерова, Б.В. Буркинский, Е. Лазарева, Л. Мартюшева, В. Калышенко, И.Т. Балабанов
Ресурсно-процессный ИПР - это не только совокупность ресурсов, но и условий для их использования Н.И. Грицаенко, А. Масалов,
Компетентностный ИПР - это способность региона самореализоваться в инновационной деятельности А.Х.Евстафьева, М.И. Сычев, С.И. Кравченко, И.С. Кладченко Л.Л. Антонюк, А.М. Поручник,
3 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-12-02013-р-_Урал_а «Устойчивое развитие территорий в условиях постиндустриальной экономики: оценка и управление»)
28