Научно-теоретический раздел
УДК 331.45 ББК 65.24
© 2016 г. Р. П. Мешечкина, Н. М. Жолобов
ПОНЯТИЕ «ОХРАНА ТРУДА»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В статье раскрывается понятие «охрана труда» в редакции ведущих отечественных ученых, приводится собственное определение данной категории. Авторы анализируют вопросы охраны труда, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и вносят предложение о целесообразности повышения материальной заинтересованности руководителей бизнес-структур в создании безопасных условий трудовой деятельности.
Ключевые слова: охрана труда, производственный травматизм, безопасность трудовой деятельности, социальное страхование, социальная защита работников.
CONCEPT OF «PROTECTION OF LABOR»: THEORETICALAPPROACHES TO THE DEFINITION AND LEGAL REGULATION
In the article a concept is exposed «labour protection» in the release of leading home scientists, authorial determination over of this concept is brought. The authors reflection of questions of labour protection is analysed in the basic normatively-legal acts of Russian.
Key words: labour protection, productive traumatism, safety of labour activity, social security, social defence of workers.
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, являются одной из наиболее важных задач охраны труда. В соответствии с ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Термин «охрана» означает меры защиты, действие по безопасности, направленное на сохранение чего-либо, а понятие «труд» - полезную деятельность человека, требующую умственных и физических затрат в процессе трудовой деятельности. Исходя из этого охрану труда можно рассматривать как комплекс действий по созданию и поддержанию безопасных условий для трудовой деятельности человека, являющегося носителем рабочей силы, применяемой в процессе труда.
В «Википедии» приводится следующее определение: «Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия» [11].
Определение данного понятия также содержится в таких нормативных правовых актах, как Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (приняты в 1993 году), Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». До этого времени применялся термин «техника безопасности», что означает набор требований к поведению работников при выполнении трудовых обязанностей, направленных на предотвращение опасных ситуаций для жизни и здоровья как самих работников, так и их окружения.
Российские ученые (С. П. Какаулин, Н. К. Кульбовская, А. Г. Федорец и др.) раз-
деляют позицию в отношении толкования понятия «охрана труда», содержащегося в Трудовом кодексе РФ (ч. 1 ст. 209). Так, С. П. Ка-каулин отмечал: «Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальные, экономические, организационные, технические, гигиенические, лечебные и иные трудоохран-ные мероприятия, направленные на достижение целей охраны труда» [3, с. 15].
На наш взгляд, в данном определении относительно полно отражены различные аспекты охраны труда. Вместе с тем требуется уточнение категории «система обеспечения безопасности жизни». Используя при определении охраны труда данное понятие, автор не раскрывает его содержание. Исходя из данной трактовки правомерной представляется его конкретизация путем замены словосочетания «система обеспечения безопасности жизни» более точным выражением - «обеспечение безопасных условий труда», так как «система обеспечения безопасности жизни» предполагает, по нашему мнению, не только безопасные условия для осуществления трудовой деятельности, но и наличие на рабочем месте соответствующей психологической и экологической обстановки.
Анализируя определение, которое приводит в своих научных трудах С. П. Какаулин, А. Г. Федорец подчеркивает, что оно не отличается совершенством хотя бы потому, что в системе охраны труда крайне сложно отдельно выделить какие-нибудь правовые или санитарно-гигиенические мероприятия в чистом виде. Вместе с тем практически все реальные мероприятия охраны труда являются правовыми, социально-экономическими и организационно-техническими. Поэтому более правильным является следующее определение: «Охрана труда - часть системы трудовых отношений, направленная на установление правовых основ обеспечения безопасности наемного труда» [5, с. 32].
Н. К. Кульбовская в соответствии с терминологией, используемой Международной организацией труда (МОТ), содержание данного понятия раскрывает следующим образом: «Охрана труда - обеспечение безопасности и гигиены труда в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» [4, с. 48].
В предложенной редакции внимание акцентировано на требовании обеспечения безопасности и гигиены труда, однако при этом вне поля зрения автора остаются средства, необходимые для его реализации.
Действующее законодательство, научные суждения и законы логики позволяют нам сформулировать собственное определение исследуемого понятия: «Охрана труда - система мероприятий, обеспечивающая безопасные условия трудовой деятельности, гигиены труда и управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте для сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников при исполнении ими своих должностных обязанностей». В данном контексте охрана труда представлена как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на защиту работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Она не может рассматриваться без взаимосвязи с социально-экономическим положением хозяйствующего субъекта и вида экономической деятельности.
Основной принцип охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, приверженность защите пострадавших. Это следует из невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Указанный принцип играет важную роль в обеспечении безопасного труда. Государство и ведущие отечественные ученые признавали большое значение охраны труда для предотвращения несчастных случаев различной степени тяжести при исполнении должностных обязанностей работающих на производстве. Существует многообразие определений данного понятия, которые приводятся в экономической литературе, научных изданиях, нормативных правовых актах Российской Федерации и раскрывают с различной степенью полноты его содержание.
В выполнении этих мероприятий важную роль играют правовые нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Они содержатся в нормативных правовых актах и являются своеобразным продолжением Конституции Российской Федерации, развивают и конкретизируют отдельные ее положения (Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, кодексы, комментарии, нормативные документы Минтруда России, приказы, распоряжения Правительства Рос-
сийской Федерации). Правовые нормы дают работникам право и гарантии на охрану труда, а также возлагают на работодателя конкретные обязанности по обеспечению безопасных условий труда, регулируют другие отношения в сфере безопасности труда.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривает обеспечение социальной защиты работников от несчастных случаев в процессе трудовой деятельности и профессиональных заболеваний при исполнении трудовых обязанностей на производстве, а также определение порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, возникшего у него при выполнении им обязанностей, содержащихся в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем.
К расходам, которые возмещаются работодателем за счет средств обязательного страхования организации, следует отнести:
- «санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами;
- проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведение плановых работ по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и установление нормальных условий в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- расходы, связанные с оплатой услуг медицинских учреждений за проведение периодических и предварительных медицинских обследований работников» [2, ст. 1].
Однако в данном федеральном законе не нашли отражения положения, предусматривающие возмещение работодателем наряду с органами соцстрахования расходов, понесенных работниками, пострадавшими на произ-
водстве в процессе трудовой деятельности, на восстановление здоровья и трудоспособности.
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, целесообразно помимо выплат из средств социального страхования на компенсацию вреда здоровью работника предусмотреть возмещение работодателем расходов, понесенных работником вследствие травмы или несчастного случая, произошедших с работником на производстве. Это позволит повысить материальную заинтересованность руководителей предприятий (работодателей) в создании безопасных условий трудовой деятельности и будет способствовать дополнительной социальной защите работников.
В настоящее время одним из методов использования системы оценки рисков и создания безопасных условий трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах остается проведение аттестации рабочих мест, результаты которой служат основой для разработки рекомендаций по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями. Аттестация рабочих мест выступает базисом для построения системы управления рисками, используется в целях проведения мониторинга выявленных опасностей и обоснования необходимости реализации мероприятий, способствующих ликвидации причин, обусловливающих причинение вреда здоровью работника. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2012 № 590н призван усовершенствовать систему проведения обязательной аттестации рабочих мест [6].
Если ранее аттестации подвергались все рабочие места, то с введением в действие указанного приказа аттестации подлежат только те рабочие места, которые замещаются работниками, чья трудовая деятельность непосредственно связана с работой машин, оборудования и прочей техники, с инструментами, материалами и сырьем, а также с источниками, оказывающими негативное влияние на организм человека в процессе его трудовой деятельности. Отсутствие у работников возможности участия в аттестации рабочих мест лишает их преимуществ, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами (см. рис.).
Рис. Преимущества проведения аттестации рабочих мест для участников трудового процесса
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» слова «аттестация рабочих мест» заменены словами «специальная оценка условий труда» (СОУТ). Если на основании этого закона эксперт, проводящий СОУТ, в ходе экспертного анализа определит, что на данном рабочем месте отсутствуют вредные и опасные факторы, сделает заключение о соответствии рабочего места государственным нормативам в области охраны труда, то все рабочие места, включенные в список безопасных, проверку проходить не бу-
дут в отличие от мест с вредными и опасными условиями труда.
Новый закон направлен на стимулирование работодателя к переходу для работы в новых условиях, при которых он платит дополнительные взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, чтобы обеспечить гарантии для своих сотрудников, или вкладывает деньги в модернизацию своего производства. В силу действия этого положения закона существенно изменяется система компенсационных выплат и система пенсионного обеспечения работающих в условиях воздействия вредных производственных факторов.
Литература
1. Трудовой кодекс РФот 12.12.2001. URL: http://consultant.ru
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». URL: http://consultant.ru
Bibliography
1. Labour code of Russian Federation of 12.12.2001. URL: http://consultant.ru
2. Federal law of 24.07.1998 № 125-FZ «About obligatory social security of industrial accidents and professional diseases». URL: http://consultant.ru
3. Kakaulin S. P. Economy of safe labour. Moscow, 2007.
3. Какаулин С. П. Экономика безопасного труда. М., 2007.
4. Кульбовская Н. К. Экономика охраны труда: моногр. М., 2011.
5. Федорец А. Г. Организационно-правовые проблемы современного этапа реформирования национальной системы управления охраной труда // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2011. № 3.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». URL: http://consultant.ru
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». URL: http://consultant.ru
8. Жолобов Н. М. Теоретические подходы к содержанию понятия «охрана труда» и ее социально-экономическое значение // Вестн. Белгород. ун-та потребительской кооперации. 2009. № 4. Ч. 1.
9. Мешечкина Р. П., Жолобов Н. М., Ле-довской Е. Е. Влияние охраны труда на эффективность использования трудового потенциала организаций потребительской кооперации // Вестн. Белгород. ун-та кооперации, экономики и права. 2013. № 1.
10. Мешечкина Р. П., Жолобов Н. М. Мониторинг условий труда и количественной оценки рисков на рабочих местах в организациях потребительской кооперации // Вестн. Белгород. ун-та кооперации, экономики и права. 2013. № 4.
11. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ охр_труда
4. Kulbovskaya N. K. Economy of labour protection: monograph. Moscow, 2011.
5. Fedoretc A. G. Organizational and legal problems of the present stage of reforming the national OSH management system // Occupational Health and Safety in the industry. 2011. № 3.
6. Ministry of Labor and Social Security of 12.12.2012 № 590n «On Amendments to the Procedure for certification of workplaces on working conditions». URL: http://consultant.ru
7. Federal Law «On special assessment of working conditions» of 28.12.2013 № 426-FZ. URL: http://consultant.ru
8. Zholobov N. M. Theoretical approaches to the concept of «labor protection» and its socio-economic importance // Bulletin of Belgorod University of Consumer Cooperatives. 2009. № 4. P. 1.
9. Meshechkina R. P., Zholobov N. M., Ledovskoy E. E. The impact of occupational safety and health on the efficient use of labor potential of consumer cooperatives // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2013. № 1.
10. Meshechkina R. P., Zholobov N. M. Health monitoring and quantification of risks in the workplace in the consumers' cooperatives // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2013. № 4.
11. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ocher labor
УДК 342 ББК 67.401
© 2016 г. А. Г. Кравченко, В. А. Хажироков
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ» В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
Статья посвящена проблеме концептуального противоречия между российской административной реформой по западноевропейской модели «сервисного государства» в области правоохранительной деятельности и природой правоохранительных институтов. Авторы критически оценивают инновации в действующем законодательстве и складывающейся практике по дифференциации правоохранительной деятельности государственных орга-