Философские науки
УДК 215
Булыко Иван Петрович Ivan Bulyko
ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТНОСТИ БОГУ В ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ И ФОМЫ АКВИНСКОГО
THE NOTION OF TRANSCENDENCE IN THE PNEUMATOLOGIC ANTHROPOLOGY OF SAINT GREGORY PALAMAS AND THOMAS OF AQUIN
Рассмотрено понятие о причастности Богу в пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского. Выявлены разногласия, которые касаются учения о Божественных Энергиях, об обожении, об образе присутствия Святого Духа в человеке, о Богопознании. Данные расхождения явились предметом споров, которые имели место в истории Христианской Церкви
Ключевые слова: паламизм, томизм, Богопоз-нание, Нетварные Божественные Энергии, благодать, миссии Божественных Лиц, обожение, пневматологическая антропология
The concept of the involvement of God in pneu-matological anthropology of St. Gregory Palamas and Aquinas. Identified differences that relate to the doctrine of the divine energies of the deification, of the image of the Holy Spirit in man, the divine knowledge. These differences were a matter of debate that took place in the history of the Christian Church
Key words: palamism, Thomism, knowledge of God, Uncreated Divine Energies, Grace, missions of the Divine Persons, deification, pneumatological anthropology
Святитель Григорий Палама известен как учитель Нетварных Божественных Энергий. Прояснение этого учения было его значительным вкладом в богословское развитие Восточной Православной Традиции. Тринитарные споры IV в. определили Три Лица в единой Божественной природе. Богословие же Святого Григория связано с непостижимой Божественной сущностью и постижимой существенной энергией. «Божественная Энергия неотделима от Божес-
о л л Л «
твенной Сущности, она есть Сам Бог действующий. Отличать Божественные энергии от сущности, не значит делить Бога, потому что одно и другое есть два образа одной и той же жизни Бога» [3; С. 56] .
Божественные Энергии не сотворены, не созданы «из ничего», но они превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. «Они — преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше своей сущности. Можно сказать, что энергии раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вне Ее неприступной сущности. Итак, мы узнаем: Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Её» [3; С. 122]. Единая энергия обща Трём Божественным Лицам, поэтому есть всегда единство и общность Божественных действий. Нет трёх различных и отдельных Божественных энергий, которые нужно было бы отнести
к каждому из Божественных Лиц, но есть только одна Божественная энергия, свойственная Трём Лицам Святой Троицы.
Различение сущности и энергии — отправная точка апофатического Богопозна-ния. «Нам неведома Сущность Божия, но нам доступно опытное знание Божественного способа бытия. Мы можем говорить об этом способе, так как мы познаём Божественные Энергии» [13; С. 89] . Божественная Энергия не может быть познаваема либо в самой себе, либо через Божественную сущность, но только посредством личности. Энергия, передаваемая от одной личности к другой, реальна. Но она не имеет своего собственного независимого бытия. Нетвар-ная энергия не может проявляться сама по себе, не может она проявляться посредством Божественной сущности, она может проявляться только посредством личности. Все энергии происходят от Отца, сообщаясь Сыном во Святом Духе. Действие Святого Духа состоит в том, чтобы даровать Божественную Энергию. Святой Дух есть тот, кто дарует, и Он же даруется. Он присутствует в своём даре и Он передаёт свою собственную жизнь.
Проблема, которую ставит святитель Григорий Палама, заключается в причастности посредством благодати самой Божественной природе, обитании в нас Трёх Божественных Лиц, в непосредственном видении Бога, как Он есть. Взгляд святителя Григория Паламы состоит не в том, что Святой Дух даёт Нетварную Энергию, вместо дарования Себя, но в том, что Он дарует Себя, даруя Нетварную Энергию. Согласно учению святого Григория Паламы, Божественной сущности в некоторой степени можно быть причастным, но в строгом смысле она абсолютно несообщима. Она может сообщаться только через Нетварные Божественные Энергии. «Только причастность Божественным энергиям, общим Трём ипостасям, позволяет точно выразить эту причастность» [5; С. 246].
Фаворский свет считается святым Григорием Паламой главным Божественным действием. Быть причастным Фаворскому свету — значит быть таинственным обра-
зом причастным источнику, нераздельным излучением которого она является, и который через своего посредника снисходит к нам. Таков дар и присутствие Святого Духа в нас. «Только те, кто причастен этому сверхъестественному и Требожественному свету, могут быть причастны обоживающей благодати и через этот свет быть соединёнными с Богом. Все другие вещи являются результатом творческих действий, они произведены благодатью, но они не просвещены благодатью, которая есть тайна Божественного просвещения» [15; С. 195] .
Концепция Фомы Аквинского о причастности человека Богу состоит в следующем. Бог присутствует во всякой вещи своим творческим действием, своей сущностью и своей силой. В человеке Бог присутствует таким же образом. Но это присутствие в разумной твари может принимать новый характер — присутствия обитания. Он присутствует как познаваемый в познающем и как любимый в любящем. Этот образ присутствия Бога предполагает изменение в творении, принцип нового отношения, в виду которого творение имеет отношения с Богом, как владелец и объект, который становится собственностью человека и предметом его наслаждения.
Фома Аквинский говорит о «хабитуль-ной» благодати, когда касается вопроса об обитании Бога в душе праведных. Эта благодать, согласно Фоме Аквинскому, носит тварный характер. Она делает человека способным к получению Божественного Лица. Через неё человек обитает в Боге, и Бог обитает в нём. Тварные дары должны придти прежде, чем это сделают Божественные Лица, поскольку они приготавливают нас к приятию Божественного Лица. Нетварная Благодать, под которой Фома подразумевает Личность Святого Духа, привлекает тварную освящающую благодать, которая и приготавливает душу к принятию Божественного Лица. Когда Святой Дух приходит для того, чтобы обитать в нас, через эти дары мы соединяемся с Ним.
Фома считает, что учение о том, что Святой Дух не даётся, а даётся только Его дар, ошибкой. По мнению Фомы, с лич-
ностью можно иметь отношения только посредством личности [8; С. 78]. Этот персонализм является в богословии Фомы Аквинского следствием отсутствия различия между Непостижимой Сущностью и Нетварной Божественной Энергией. Сущность и Энергия (действие) у него отождествляется. А поэтому о Святом Духе Фома вынужден говорить как о Нетварной Благодати, которую человек получает вместе с тварной Благодатью, которая является неким приготовлением к получению Личности Святого Духа [8; С. 177].
С точки зрения православного богословия, неправомерно говорить о том, что Святой Дух есть Нетварная Благодать. Нетвар-ная Благодать, согласно православному богословию, есть Нетварная Божественная Энергия, которая обща Трём Божественным Божественным Лицам. Она не может отождествляться не с одним из Лиц, так же как мы не можем отождествлять ни одно из Лиц Святой Троицы с Божественной сущностью, ибо это бы означало обезличивание, принижение Божественного Лица. Мы можем лишь сказать, что Божественные Лица обладают полнотой Божественной сущности и полнотой Божественных Энергий. Но ни в коем случае мы не можем отождествлять Божественные Лица с ними.
Фома Аквинский говорит о том, что не только Благодать, но и Сама Личность Святого Духа обитает в нас. Для Фомы это является логическим выводом из его учения о том, что Святой Дух, будучи даром, любовью, которой любят друг друга Отец и Сын и которого Они друг другу даруют, посылается Ими в душу человека и обитает в ней лично. Однако данное учение является чуждым православному учению, которое говорит о том, что Бог соединяется с человеком посредством Своих Нетварных Божественных Энергий. Согласно данному учению, человек не может соединиться с Божественной Ипостасью непосредственно по следующей причине.
Божественная Ипостась содержит в себе Божественную природу во всей полноте. Природа обретает своё реальное существование в ипостаси. Если допустить, что
Божественное Лицо может непосредственно соединиться с человеческой личность, то нужно также допустить и то, что через эту личность соединяется с Божественной природой, которая непознаваема и несообщи-ма, а это невозможно, поскольку, если бы человек мог соединиться с Божественной природой, тогда бы он стал самим Богом.
Фома рассматривает дары Святого Духа как тварные, тогда как святой Григорий Палама настаивает на том, что эти дары нетварны. Тварная благодать, согласно Фоме Аквинскому, есть необходимое следствие Нетварной благодати. Однако Фома говорит, что главные дары Святого Духа нетварны: Его собственная личность, к которой Он присоединяет нас, обитая в нас, и Нетварная природа Святой Троицы, к которой мы причастны, посредством обитания Святого Духа. Для Фомы Аквинско-го Личность Святого Духа есть Нетварный Дар, Нетварная Благодать.
Святитель Григорий Палама допускает, что дары Святого Духа включают твар-ные следствия дарований Святого Духа Не-тварных Энергий, а не самих Энергий. Для святителя Григория Паламы нет различия между тварной и Нетварной благодатью, как у Фомы Аквинского. Для святителя Григория существует только одна Благодать, и она нетварна.
Бог обитает в разумных творениях, согласно учению Фомы Аквинского, благодаря миссиям Сына и Святого Духа. Только освящающая благодать как источник веры и любви, объясняет миссию Божественного Лица. Божественная миссия подразумевает две вещи: происхождение внутри Святой Троицы и новый образ присутствия. Посланная Личность происходит от того, кто Её послал и присутствует новым образом в своей миссии. Поскольку Сын происходит от Отца, то и посылается только Им. Святой Дух, напротив, посылается от Отца и Сына, поскольку происходит от одного и другого. Что касается Отца, по причине своей несообщимости, Он никогда не посылается.
Обитание Святого Духа в разумной твари есть Его невидимая миссия. Если во
время Пятидесятницы Святой Дух приходит в виде огненных языков, видимым образом, что есть Его видимая миссия, то в человека Он приходит вместе с Отцом и Сыном невидимым образом. Святой Дух, согласно Фоме, дарует Себя нам ради причастности Божественной природе. Получая эту природу через присутствие в нас Лиц Святой Троицы, мы возрождаемся, становясь чадами Божиими.
Благодать реализует все условия истинного усыновления. Из рабов, каковыми мы были, мы становимся детьми Божии-ми. Бог сообщает нам новое бытие, новую жизнь, новую природу. Речь не идёт об усыновлении природном, подобно тому, как Второе Лицо является Сыном по природе. Мы не становимся «Богом», но мы становимся обожеными через благодать, потому что реально и мистически мы причастны природе Самого Бога.
Фома утверждает, что начиная с этой жизни, во святых есть некое несовершенное начало будущего блаженства. Благодать Божия, в состоянии которой мы пребываем в настоящей жизни, есть жизнь вечная в зачатке. В будущем веке она будет в свершенном состоянии. Благодать есть обитание в нас будущей славы. Божественная Слава, которую мы чаем увидеть в будущем веке, в действительности не будет состоянием существенно отличным от состояния благодати. Она будет только апогеем того, к чему была устремлена вся наша жизнь. Но уже с этой жизни начинается наше обожение, и мы владеем Святым Духом как залогом нашего блаженства. Обожение, согласно Фоме Аквинскому, состоит в получении нами Самих Божественных Лиц: в присутствии Сына и Святого Духа, которые посылаются нам, и в присутствии Отца, Который обитает в сердцах Его детей, наряду с Сыном и Святым Духом, которых Он посылает.
Блаженство состоит в причастности жизни тем, Кто владеет в Себе этой блаженной жизнью. Этой блаженной жизнью владеют Три Божественные Лица. Следовательно, нужно быть причастными этим Божественным Лицам. Причастными Бо-
жественным Лицам мы можем быть лишь тогда, когда в нас будет обитать Святой Дух, вместе с которым будут обитать и Два других Лица. В благодати, так как и в славе, мы обладаем Святым Духом, но в благодати обладание несовершенное, а в славе это обладание — совершенное.
Блаженство праведники будут получать от блаженного видения. Согласно учению Фомы Аквинского, блаженное видение есть видение Бога лицом к лицу, когда душа знает Бога непрекровенно, но таковым, каков Он есть, таким, как Он Сам Себя знает по природе. Божественная сущность непосредственно соединяется с тварным разумом блаженных на небе, чтобы быть вместе с ним совместным принципом блаженного видения. Наш разум соединяется с Божественной сущностью, просвещается Ей, и таким образом душа получает полное знание о Боге.
Учение о блаженном видении является логическим завершением учения о том, что Святой Дух как Личность обитает в душе человека. Святой Дух является залогом этого блаженного видения. Когда Святой Дух лично обитает в человеке, человек уже знает сущность Бога при его единстве со Святым Духом, так как Личность Святого Духа содержит эту сущность в полноте. Но пока человек пребывает в теле, эта сущность для него постижима лишь отчасти. Он видит её лишь через тусклое стекло, гадательно. Когда же он перейдёт за пределы этой жизни. Его разум будет созерцать сущность Бо-жию.
Данное учение Фомы Аквинского совершенно противоречит православному учению о Богопознании. Фома Аквинский утверждает, что в будущем веке мы сможем увидеть Сущность Бога. Сущность Бога совершенно непознаваема для человека и для ангелов. Мы её не можем познать ни в настоящем, ни в будущем веке. Познание сущности означало бы для человека равенство с Богом. Священное Писание говорит нам то, что мы увидим Бога Лицом к Лицу, но это вовсе не означает то, что мы постигнем Божественную Сущность. Мы увидим Бога, пребывающего в славе. Для нас бо-
лее ясно откроется слава Божия, в которой пребывает Бог. Однако сущность Бога останется всё же для нас сокрытой.
Кроме того, противоречащим православному учению является та мысль, что душа, отделённая от тела, будет видеть Бога. Из этого следует, что тело совершенно не будет участвовать в будущем блаженстве. Православное учение подчёркивает ту мысль, что изначально человек был создан как единое целое, но через грехопадение вошла в мир смерть, которая и стала причиной того, что душа отделяется от тела. Обожение касается не только души, но и тела. Во второе и страшное пришествие
Христово мы обретём эту целостность, когда мёртвые воскреснут в новом теле, а живые изменятся, также получив новое тело. В данном учении можно усмотреть влияние платонизма, который рассматривает тело и душу в отдельности.
Данное учение Фомы Аквинского является следствием неразличения Фомой Нетварной Божественной Энергии и Божественной Сущности. Такой вывод мог быть сделан вследствие рационализирова-ния тайны соединения человека с Богом. Данное учение делает акцент не столько на мистическом единстве человека и Бога, но скорее на разумном постижении Бога.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997.
2. Св. Василий Великий Слово 3 о Святом Духе // Творения. СПб., 1917.
3. Св. Григорий Палама Триады. М., 1996.
4. Евдокимов П. Православие. М., 2004.
5. Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. М., 1997
6. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия. М., 1997.
7. Яннарас Х. Избранное: личность и Эрос. М., 2005.
8. Saint Thomas d'Aquin Somme de la tMologie. Paris, 1999.
9. Hussy E.M. The structure of the Person-Energy in the theology of Gregory Palama // Saint Vladimir's quarterly. NewYork. 1997. № 7. P. 78-91.
10. Journet C. La grace divine. Freibourg, 1998.
11. Journet Ch. Tomisme et Palamisme // Revue Tomiste, 1961. № 4. P. 67.
12. Jugie M. Gregoire Palamas // Dictionaire de la Ttheologie Catholique. t. XI, col. 1735-1776.
13. Lison J. La pneumatologie de Gregoire Palamas. Louvaine, 2006.
14. Phillips G. De L^habitation de Saint Trinite dans Tames des just. Paris, 1998.
15. Poprotsky H. Le promesse du Pfre. Paris, 2006.
Коротко об авторе_Briefly about the author
Булыко И.П., канд. богословских наук, преподаватель, Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств IvanBuIyko@yandex.ru
I. Bulyko, PhD (theologe), Lecturer, Saint-Petersbourg Orthodox Institute of the Religiology and Church Arts
Научные интересы: пневматологическая антро- Scientific interests: pneumatological anthropology пология