Научная статья на тему 'Понятие национального характера'

Понятие национального характера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14095
1687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИЯ / ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / NATIONAL CHARACTER / WAY OF THINKING / NATION / ETHNOS / TEMPERAMENT / TRADITIONS / SPIRITUALITY OF THE NATION / ТЕМПЕРАМЕНТ / ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ НАРОДА / NATIONAL SPECIFICS / SELF-IDENTIFICATION / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мункуева Р. Б., Серебрякова Ю. А.

В статье рассматриваются способы, теории и критерии изучения понятия «национальный характер», которые использовались на рубеже XIX и XX вв. Авторы отслеживают историю изучения национального характера, способов, определяющих различия между этническими группами. Раскрывается определение понятия «национальный характер» с точки зрения политологии, психологии, философии и социологии. Описаны элементы, которые составляют комплексную систему изучения национального характера и дают возможность выявить отличительные черты определенной этнической группы в процессе взаимодействия с индивидуальными особенностями базовой личности. Показано значение понятий «душа» и «духовность народа» в изучении национального характера. Проанализирована важность отражения духовности, культурных форм и традиций народа в бытии национального характера. Отмечается актуальность исследования национального характера и возможность использования понятия «национальный характер» применительно к современному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of National Character

The article deals with the methods, theories and criteria for studying the concept of national character, which were used at the turn of 19th and 20th centuries. We trace the history of studying the national character, the ways that determine differences between ethnic groups. The concept of national character is defined in political, psychological, philosophical and sociological terms. We describe the elements that form a complex system of studying national character and provide an opportunity to identify the distinctive features of a certain ethnic group in the process of interaction with the basic individual characteristics of the personality; reveal the significance of the concepts "soul" and "spirituality of the nation" in the study of national character. It has been emphasized the importance of reflecting spirituality, cultural forms and national traditions in the existence of national character. We highlight the relevance of studying national character and use of this category in relation to modern society.

Текст научной работы на тему «Понятие национального характера»

УДК 39

DOI: 10.18101/1994-0866-2018-3-3-32-37

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

© Мункуева Рада Баторовна аспирант,

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова Россия, 670034, г.Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 E-mail: [email protected]

© Серебрякова Юлия Александровна доктор философских наук, профессор,

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова Россия, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются способы, теории и критерии изучения понятия «национальный характер», которые использовались на рубеже XIX и XX вв. Авторы отслеживают историю изучения национального характера, способов, определяющих различия между этническими группами. Раскрывается определение понятия «национальный характер» с точки зрения политологии, психологии, философии и социологии. Описаны элементы, которые составляют комплексную систему изучения национального характера и дают возможность выявить отличительные черты определенной этнической группы в процессе взаимодействия с индивидуальными особенностями базовой личности. Показано значение понятий «душа» и «духовность народа» в изучении национального характера. Проанализирована важность отражения духовности, культурных форм и традиций народа в бытии национального характера. Отмечается актуальность исследования национального характера и возможность использования понятия «национальный характер» применительно к современному обществу. Ключевые слова: национальный характер; менталитет; нация; этнос; национальная специфика; самоидентификация; национальная самобытность; темперамент, традиции, духовность народа.

В условиях политических разногласий, образовательных и социальных реформ остро встал вопрос о пространственном развитии общества. Традиционные человеческие ориентиры и ценности старших поколений устарели, а новые еще не сформировались. Молодое поколение вынуждено создавать новые идеалы и ориентиры. В такой нестабильной и непредсказуемой ситуации развития современного общества все большее внимание стало уделяться понятию «национальный характер». Определяя «национальный характер», мы подразумеваем в основном менталитет, культурные особенности, поведенческие шаблоны, отличающие одни народы от других. Наделив народ национальной самобытностью, особым складом характера и нормами поведения, необходимо учитывать, что изучение подобной индивидуальности проблематично. Если рассматривать характер как сочетание каких-либо

черт, то перечислять их можно бесконечно. Существуют разные мнения не только о том, что такое национальный характер, но возникает сомнение о его существовании вообще. И. Л. Солоневич подчеркивал, что компоненты, «образующие нацию и ее особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никакому... сомнению» [1, с. 20].

Априори каждый знает, что представители разных народов и этнических групп отличаются темпераментом, нравами, традицией и культурой. Мы можем с легкостью перечислить черты, характерные, по нашему мнению, для нашего собственного и для чужих народов, и чаще всего они совпадают и не требуют доказательств. Но практически все подобные рассуждения субъективны и произвольны.

Первые представления о различии характеров разных наций сложились еще в античности. Подобного рода описательные понятия встречаются в записках путешественников, обозначающих специфические особенности поведения и условий жизни того или иного народа в один и тот же период времени. Например, Геродот в своих работах подчеркивал, что каждый народ убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие [2, с. 31-202]. Платон писал, что «где большинство говорит таким же образом и об одном и том же: "это — мое!" или "это — не мое!", там, значит, наилучший государственный строй» [3, с. 238].

Национальный характер есть не что иное, как некая совокупность, эмоционально-чувственных проявлений, выражаемая в ментальности, культуре и психологии определенного народа или этноса. Проявление национального характера также наблюдается в скорости и интенсивности реакции на происходящие в обществе события. С точки зрения социогуманитарных наук национальный характер представляет собой социально-психологические явления, которые отражают поведение и мышление человека, соблюдение национальных традиций и обычаев, жизненные цели группы людей, и гораздо сложнее отслеживается на уровне индивида. Более точно и полно отражение национального характера происходит через темперамент отдельных этносов.

История изучения национального характера и его проявлений, его влияния на развитие социума началась с определения термина «национальный характер». В науке устоялось представление, что национальный характер — это система проявления устойчивых особенностей, присущих членам определенного национального (этнического) сообщества, с учетом специфики их психологических и социальных качеств.

В свободной электронной энциклопедии сети Интернет определение национального характера раскрывается так: национальный характер — устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества, особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии). Исследователи включают в структуру национального характера особенности темперамента, выражения эмоций, чувств; национальные предрассудки; распространенные привычки, тради-

ции, стереотипы; особенности и специфику поведения; ценностные ориентации; потребности и вкусы; ритуалы. Национальный характер проявляется, прежде всего, как система социокультурных (моральных) норм.

Чаще всего изучение национального характера связывается с менталитетом или культурой определенной этнической группы, которая является ячейкой социализации. Само изучение национального характера и становление понятия началось с изучения знаков, отпечатков и признаков, принадлежащих человеку, что обозначалось понятием «характер». Изначально греческое слово «характер» подразумевало знак или символ, выражающий специфику какого-нибудь явления; термин «характерный» значит специфический. Позже оно стало обозначать определенную черту или совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Позднее общие отличительные черты людей одной этнической группы стали сравнивать, выявляя сходство и различия с другими этногруппами. Теоретическую базу научного изучения вопроса национального характера заложил английский философ Дэвид Юм. В статье «Национальные характеры» (опубликована в Лондоне в 1770 г.) он четко определяет, что каждый народ характеризуется специфической манерой поведения и конкретными качествами, встречающимися чаще, чем у их соседей. Однако философ предупреждал о негативных последствиях абсолютизации данной теории. Одним из первых исследовал национальный характер в XI в. Илларион, митрополит Киевский, в своей книге «Слово о законе и благодати». Он описал поведение и образ жизни киевлян.

В настоящее время изучением национального характера занимаются многие ученые, при этом трудно выявить какой-то доминирующий подход. Его анализ осуществляется с разных позиций. Одни отдают предпочтение географическим факторам, другие — социальным. В некоторых теориях внимание фокусируется на анализе социокультурной среды. Часть исследователей пытается наиболее подробно и полно раскрыть сходства и различия свойств представителей разных этногрупп. Иногда сопоставляются системы воспитания, образования и пути социализации. Порой особенности характера пытаются определить, анализируя фольклор. Ученые также обращаются к поведению народов в разные исторические периоды.

В изучении национального характера используются различные формы и методы: наблюдение, описание, сравнение, психологические тесты и т. д. Опираясь на работы Д. Мак-Клелланда и его коллег, можно сделать вывод о том, что изучение национального характера может зависеть от целого ряда составляющих, это и культурные ценности, и передача народного опыта, и почитание истории, и чувство патриотизма в определенных границах времени. Сходства или различия национальных характеров этнических групп проявляются как тренды или тенденции времени, что не исключает стерео-типизации национальных черт.

При изучении национального характера определенной группы людей следует обратить внимание на тот факт, что это массовое явление и не должно базироваться на личностных характеристиках отдельных индивидов. Поэтому можно предположить, что «национальный характер» — это

выражение национальной идентичности [4, с. 105].

Черты народа, определяющие его характер, проявляются и закрепляются в наследии материальной и духовной культуры, которое отражает условия существования, особенности истории и преемственность поколений. Эти черты как бы конденсируются в стереотипах. Наиболее плодотворно изучение национального характера в тесной связи с условиями и определяющими факторами развития этноса. При этом нация сохраняет ту базовую основу определенных свойств, качеств и признаков, которые остаются инвариантом при изменении условий жизни народа.

Однако следует учитывать тот факт, что многие существенные черты характера одной нации имеются в той или иной форме и у других. Трудно найти какую-либо особенную черту, которую можно было бы считать исключительно принадлежностью только одной нации.

На фоне процессов глобализации, в том числе унификации разных сообществ, ослабления связи между поколениями и частичной утратой наследия прошлого особую ценность приобретают характерные признаки той или иной нации. В XXI веке актуальны проблемы теоретического изучения специфики различных культур, ментальности и менталитета, самобытности и неповторимости этнических групп. В современных условиях национальный характер может рассматриваться как система определенных характерологических качеств, степень и форма проявления которых и составляют национальное своеобразие. Таким образом, можно убедиться, что национальный характер определяет особый образ жизни народа, специфику норм поведения и ценностных ориентаций [5, с. 108-111].

Особое внимание уделяется группе духовно-религиозных факторов, которые сегодня помогают идентифицировать некоторые этнические группы.

Этнические стереотипы отчетливо проявляются в бытии многих сообществ при сравнении их характеров с аналогичными феноменами других этнических групп. В обыденном сознании представление о национальном характере и ныне сводится к элементам народного творчества, которые отражаются в произведениях фольклора, сказках, пословицах и поговорках, анекдотах и т. п. [Там же].

В воззрениях ряда мыслителей Х1Х-ХХ вв. при интерпретации национального характера акцент делается на таких понятиях, как «дух народа», «душа народа» и т. д. О. Шпенглер считал, что у каждого народа существует непостижимая с помощью рассудка душа, а культура является ее телом, оболочкой. По мнению Н. А. Бердяева, душа — это духовность народа, его верования, стремления и жизненные установки, притом для каждой этнической группы или народности духовность имеет первоначальное значение в построении человеческой судьбы и судьбы страны, в которой эта группа проживает [6, с. 37]. Говоря о духовности, большинство единомышленников Н. А. Бердяева и последователей ассоциируют это понятие с силой и духом русского народа или с Россией. Душа России, по их мнению, непостижима. Так, одна из главных черт духовности русского народа — в сочетании крайностей, противоположных свойств и т. д. В размышлениях о духовности

российского народа оригинальную концепцию «космо-психо-логоса», сопряженную с изучением национальных образов мира, создал Г. Д. Гачев. По мнению Г. Д. Гачева, человек — это единство души и тела, содержащего в себе нематериальную основу соединения, которая именуется как дух или духовность человека. В то время как нация представляет собой единство природы и Космоса.

Итак, понятие «национальный характер» активно используется в современном социогуманитарном дискурсе. Комплексное исследование национального характера может быть основой процессов сохранения идентичности современных этносов как одной из форм воссоздания культурных кодов и их актуализации в современных условиях.

Литература

1. Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 1991. С. 20.

2. Геродот. История // Историки античности. Т. 1. Древняя Греция. М., 1989. С. 35.

3. Платон. Собрание сочинений. М., 1987. Т. 3. С. 238.

4. Смирнов П. И. Социология личности. СПб., 2001. С. 105.

5. Мухамед Т. В. Национальный характер как культурная универсалия // Вестник МГУКИ. 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 108-111.

6. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Мыслители русского зарубежья. СПб., 1992. С. 37.

7. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. СПб., 2003. С. 199.

8. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998. 306 с.

CONCEPT OF NATIONAL CHARACTER

Rada B. Munkueva Research Assistant,

Philippov Buryat State Agricultural Academy 8 Pushkina St., Ulan-Ude 670034, Russia E-mail: [email protected]

Yuliya A. Serebryakova Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Philippov Buryat State Agricultural Academy 8 Pushkina St., Ulan-Ude 670034, Russia

The article deals with the methods, theories and criteria for studying the concept of national character, which were used at the turn of 19th and 20th centuries. We trace the history of studying the national character, the ways that determine differences between ethnic groups. The concept of national character is defined in political, psychological, philosophical and sociological terms. We describe the elements that form a complex system of studying national character and provide an opportunity to identify the distinctive features of a certain ethnic group in the process of interaction with the basic individual characteristics of the personality; reveal the significance of the concepts "soul" and "spirituality of the nation" in the study of national character. It has been emphasized the importance of reflecting spirituality, cultural forms and national traditions in the existence of national character. We highlight the relevance of studying national character and use of this category in relation to modern society. Keywords: national character; way of thinking; nation; ethnos; national specifics, self-identification, national identity; temperament; traditions; spirituality of the nation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.