Научная статья на тему 'Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности'

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ЭКСПОНАТ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MUSEUM MEDIUM / EXPOSITION / MUSEUM OBJECT / EXHIBIT / PRACTICAL AESTHETICS / MUSEUM COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Домахина Надежда Михайловна

В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic-psychological perception of museum medium

Specificity perception of the museum medium, its aesthetics and content are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности»

УДК 18(091)

Домахина Надежда Михайловна

кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ЭСТЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание. Ключевые слова: музейное пространство, экспозиция, музейный предмет, экспонат, практическая эстетика, музейная коммуникация.

Вопрос эстетико-психологического восприятия музейного пространства относится к области практической эстетики - специфической области знания, в прикладной своей части представляющей комплекс методов и подходов, обеспечивающих целостность осмысления ценностей художественной культуры.

Современная культурная жизнь характеризуется активизацией процессов эстетизации всех ее форм: ландшафта, быта, праздников, дизайна интерьера, рекламы; вся сфера деятельности человека, в том числе и музейная, выстраивается и оценивается по художественно-эстетическим принципам. В настоящее время во всех видах искусства наблюдается, с одной стороны, появление множества произведений, язык которых рассчитан на легкое понимание максимально широкой аудиторией, с другой - наличие эстетских, усложненных, элитарных произведений постмодернизма. Нечто похожее происходит и в искусстве музейной экспозиции. Если основная экспозиция музея, как правило, не может не учитывать интересы массового зрителя, то в выставочной деятельности случаются шедевры, доступные для понимания немногим.

Эстетика музейного пространства в первую очередь формирует стиль музея, создает контекст, в который органично вписывается музейный предмет, и в этом контексте воспроизводится и воспринимается историческая эпоха. Именно эстетические формы организации музейного пространства создают имидж музея.

В нашем исследовании под музейным пространством (пространством музея) понимается экспозиция как важнейшее звено музейной коммуникации (передачи определенной информации), так как только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов. Музейное пространство - это специфическая форма сосуществования музейных материальных объектов и процессов, осуществляемых в границах этой формы: «В музее в гораздо большей степени оказывается важным физическое пространство, принципы его организации. Можно сказать, что музей - это замкнутая, герметичная система вещей» [1, с. 180]. Чаще всего музейной экспозицией является часть музейного собрания, выставленная для обозрения, представляющая

собой целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным, художественным, психолого-эстетическим) замыслом.

Знакомство с музейной экспозицией начинается с ощущений оказавшегося в музейном пространстве зрителя, которые как могут оставаться на уровне инстинктивных реакций, так и порождать лавинообразную цепочку впечатлений, чувств и образов в сознании реципиента, что зависит от объекта восприятия и готовности субъекта к ответу на вызов внешней реакции. Здесь следует различать ощущения (визуальные, тактильные, слуховые, вкусовые), эмоции - как непосредственную бессознательную реакцию на удовлетворение / неудовлетворение каких-либо потребностей, и собственно чувство как осознанное, устойчивое отношение человека к чему- или кому-либо. Эмоционально-чувственные переживания, которые всегда включаются в оценку происходящего, становятся базисом для построения интеллектуально-образного представления о мире, концептуализированного в экспозиции, которое может быть зафиксировано и реализовано любым способом -от словесного и художественного до абстрактно-теоретического.

При создании музейной экспозиции, способной вызвать сильные эмоционально-чувственные переживания, используется ценностный подход, очерчивающий круг предпочтений и интересов личности, а также раскрывающий иерархию смыслов музейного пространства, в которое она включается в музейном пространстве. Система значимых ориентиров, выявляющих эстетические приоритеты в восприятии и познании музейного пространства, включает в себя оценку меры упорядоченности и организованности музейных предметов экспозиции. Правильная расстановка акцентов обостряет способности человека, позволяющие ему воспринимать и анализировать экспозицию в качестве эстетического объекта - ориентационные эстетические чувства, чувство меры, чувство прекрасного, воображение и прочее.

Таким образом, формирование музейной экспозиции следует доверять профессионалам, способным грамотно и квалифицированно созидать и трансформировать предметный мир музея в соответствии с новейшими представлениями о его

© Домахина Н.М., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

229

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

эстетике. К таким специалистам можно отнести свободно и конструктивно мыслящих архитекторов, дизайнеров интерьера, ландшафта, виртуального пространства, имиджмейкеров, стилистов, кураторов выставок, художественных руководителей арт-проектов и прочих специалистов, чья деятельность связана с областью практической эстетики. В идеальном варианте необходимой в музейном штате является должность дизайнера.

На рубеже XXI века в музейном проектировании существуют два полярных направления, определяющих представление о путях и методах создания музейной экспозиции. Первое заключается в научном подходе к экспозиции, вторым следует признать художественное моделирование исторических процессов, предполагающее создание эмоционально-интеллектуального художественного текста, некоего пространственного художественного образа, провоцирующего множество ассоциаций у посетителя музея и активизирующего последнего на собственный поиск исторической истины.

В качестве исторического источника в музейной экспозиции выступает музейный предмет, приобретающий в музейном пространстве качество художественного многозначного символа, хранящего информацию в свернутом виде. Дизайнер, создающий из музейных предметов и вспомогательных художественно-пластических конструкций некие символические натюрморты, включает зрителя в общение с иной реальностью, иным временем, иным мировоззрением. Таким образом, автор экспозиции строит свою историческую модель, дающую возможность зрителю за счет множества значений музейных артефактов стать соавтором музейного пространства.

В музейном пространстве сознание посетителя переключается с обыденного восприятия пространства и времени в регистр другой реальности: «Музеи провоцируют этот акт переключения, поскольку они ориентированы на "эффект погружения" в иные культуры или "эффект присутствия" в культурном пространстве. В подавляющем большинстве музеи стремятся создать в своей экспозиции максимальную приближенность к определенной исторической эпохе, отдаленной от настоящего времени, делая доминирующим "эффект приобщения". Предполагается, что человек, погруженный в музейную среду, получает возможность "выключиться" из сегодняшней жизни, приобщаясь к реалиям жизни прошедшей и отыскивая в ней опору для жизни будущей» [3, с. 20]. В пространстве музея остановлены процессы времени, однако уникальность музейного пространства заключается в его способности активизировать мыслительный процесс, вызывать посетителя к сотворчеству, что в равной степени можно отнести и к самим профессионалам в сфере создания музейного пространства.

Создание экспозиции предполагает наличие художественной идеи, которая является духовной сутью экспозиционно-художественного образа, создаваемого из музейных предметов (экспонатов). Смысловая и символическая нагрузка музейного натюрморта может быть разной: от декоративной композиции, с помощью которой посетитель по-новому может увидеть эстетическую сторону привычных вещей, до сложных полисемантических построений.

Экспозиционные комплексы могут состоять из однородных материалов (вещевой комплекс, комплекс документов и другое) или включать разные типы музейных источников: вещевые, письменные, изобразительные, составляющие тематическое и визуальное единство. Их можно классифицировать по видам: этнографический комплекс, мемориальный комплекс и прочее. Ансамблевая экспозиция в виде отдельного комплекса также часто входит в состав тематической экспозиции. Сегодня в экспозициях музеев практикуется такое «смешение жанров». Часто экспозиция, построенная как ансамблевая, на самом деле является «скрытой» тематической, что позволяет говорить «о музее как о едином целом, где ряды предметов объединены в серии, и только вся серия в целом может порождать смыслы, соотносимые, в свою очередь, с некой внешней парадигмой» [2, с. 12].

Основой натюрмортов, формирующих музейное пространство, являются предметы, в экспозиции имеющие статус экспоната, обладающего свойствами информативности, экспрессивности, аттрактивности, репрезентативности и ассоциативности. Свойства предмета в экспозиции способны влиять друг на друга, каждое их названных свойств способствует формированию музейного пространства и специфике его восприятия. Так, картина М.А. Врубеля «Демон поверженный» (1901-1902, Государственная Третьяковская галерея) сама по себе обладает очень высокой степенью аттрактив-ности и экспрессивности, но информация от том, что это полотно написано близким к безумию художником, повышает силу ее эмоционального воздействия на зрителя и приобретает в его глазах особую смысловую ценность.

Другой способ переживания ценности музейного экспоната связан с интенцией произведения искусства или иного экспоната в музейном пространстве как формы самораскрытия идеи: «Переживание такого рода связывает идею с ее вещным воплощением. Произведение воспринимается, с одной стороны, как Вещь, в хайдеггеровском смысле слова, с другой стороны, как знак, имеющий своим референтом некие глубинные онтологические основания. Поскольку в повседневной жизни человек окружен серийными вещами, ... способ переживания подлинности сегодня может осуществляться только в специально отведенных

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

для этого пространствах, например в музеях» [1, с. 181].

Для адекватного эмоционального восприятия экспоната в музейном пространстве необходимо представление о его подлинности, как гаранте эстетической и исторической ценности: «Эмоциональное напряжение переносится с музейного объекта на само музейное пространство. Благодаря чему музей предстает уже не как место хранения ценностей, а как место их производства, задавая направление развитию искусства, даже если авангардные течения декларируют отказ от признанных ценностей. Объект, "освященный" пребыванием в музее, автоматически рассматривается как ценность» [1, с. 182].

Очевидна определяющая роль подлинных предметов в создании образа музейного пространства. В разных экспозициях степень присутствия подлинных музейных предметов различна. Наиболее высока она в художественных музеях, а также при экспонировании реликвий, уникумов, раритетов, мемориальных предметов. Замена этих предметов без ущерба восприятию музейного пространства копиями невозможна, так как «музеефикация объекта всегда связана с изъятием его из повседневного контекста и инкорпорированием его в новую, искусственно созданную смыслопорождающую систему» [2, с. 12].

Музейное пространство как смыслопорождаю-щая система создается при помощи определенных экспозиционных приемов - способов группировки экспозиционных материалов, призванных с максимальной полнотой воплотить, раскрыть идейно-эстетические смыслы экспозиции.

Таким образом, музейное пространство - это неоднозначное отражение культуры общества, которое его порождает, в границах музейного пространства воспроизводятся исторические эпохи, воплощается программа восприятия истории и культуры обществом. В связи с этим к определяющим свойствам музейного пространства следует отнести синтез в его рамках общественного и культурного компонентов, единство субъективного и объективного, экспозиционное воплощение времени прошлого, настоящего и будущего.

Другими словами, музейное пространство многослойно, включено в структуры социального

и культурного пространства общества, что определяет особенности формирования музейных экспозиций, благодаря чему музейное пространство является отражением культуры общества, в котором функционирует.

Эстетико-психологическое восприятие музейного пространства представляет собой трехчаст-ную структуру, в которой восприятие и осознание последовательно проходит три уровня - перцептивный, эстетический и концептуальный (художественный). Итогом восприятия экспозиции является третий уровень - уровень концептуального осмысления музейного пространства, который, в зависимости от наполненности этого пространства, работы экспозиционера и собственно подготовки реципиента, может носить абстрактный или образный характер. Восприятие музейного пространства делает акцент на выразительности образов, созданных в процессе экспозиционной деятельности и зафиксированных в музейном пространстве.

Все вышеизложенные свойства музейного пространства, его специфика и наполненность содержанием не могут не влиять на эстетико-психологи-ческое восприятие музейного пространства, в свою очередь являющееся отражением отношения социума к музею как общественному институту.

Библиографический список

1. Беззубова О.В. Музей как объект фило-софско-антропологического исследования // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конференции (18 мая 2001 г., Санкт-Петербург). Сер. «Symposium». Вып. №12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. -C. 179-183.

2. Беззубова О.В. Пространство музея и проблема аксиологической переориентации // Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. К 70-летию Государственного музея истории религии: материалы IX Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. - СПб., 2002. - С. 12-14.

3. Мастеница Е.Н. Феномен музея: опыт музе-ологической рефлексии // Вопросы музеологии. -2011. - № 1(3). - С. 20-30.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.