ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА И ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алисов А.С.
Алисов Алексей Сергеевич — магистрант, кафедра гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья рассматривает понятие объекта авторского права, музыкального произведения, а также признаки музыкального произведения, позволяющие отнести его к результатам творческой деятельности.
Ключевые слова: музыкальное произведение, автор, композитор, объект авторского права, результат творческой деятельности, интеллектуальная собственность.
Говоря о результатах творческой деятельности, мы обычно подразумеваем произведения, созданные автором в процессе интеллектуальной деятельности - картина, нарисованная художником или книга, написанная автором. Что касается музыкальных произведений - над ними длительное время работают талантливые люди, такие как композитор, писатель или музыкант. Следовательно, созданную в студии музыкальную композицию или написанную песню, так же можно отнести к результату интеллектуальной (творческой) деятельности. Однако, в то время как над книгой или чертежами работает, чаще всего, один автор, над музыкальными произведениями работает коллектив творческих людей (композитор и поэт, музыканты в группе и т.д.). Все творения, так или иначе связанные с музыкой, являются сложными объектами творческой деятельности, а потому вызывают наибольший интерес.
В первую очередь, дадим определение объекту авторского права. Согласно Гражданскому кодексу, объект авторского права - произведение искусства, литературы и науки, независимо от назначения и достоинств произведения, а так же способа его выражения. Кроме того, оно должно быть выражено в какой-либо объективной форме, чтобы находится под законной охраной, независимо от того, было ли оно обнародовано [1, ст. 1259].
Ну и наконец, проанализировав ряд норм, в частности статьи 1228 и 1259 ГК РФ, можно заключить, что произведение должно быть результатом творческой работы над ним. Музыкальное произведение попадает под все пункты определения, а значит, его, несомненно, можно считать объектом авторского права. Это умозаключение законодательно закреплено в п. 1 ст. 7 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», в котором, тем не менее, не даётся определения музыкальному произведению.
Музыкальное произведение представляет собой результат композиторской деятельности, звуковую композицию, которая состоит из трёх частей - начало, развитие, окончание или, как заведено в настоящее время, из куплета, припева и проигрыша. Разновидностей такого объекта интеллектуальной деятельности очень много, например, народная песня, инструментальная импровизация, ария, музыкальная пьеса и так далее. Предметом гражданско-правового договора музыкальное произведение может быть только в том случае, если оно материально, то есть, его можно передавать. Это возможно только в том случае, если композиция зафиксирована на материальном носителе (кассета, ноты, диск), в таком случае материальная форма выражения будет юридически значимой - запись можно передать как товар или назначить его денежный эквивалент.
Само собой, в момент исполнения, музыкальная композиция выступает как духовно-эмоциональная категория, а не как товар, материальный предмет. То, что музыка может выступать в качестве товара и приносить прибыль своему владельцу (исполнителю), является ещё одним значимым элементом при причислении её к объектам гражданского права.
В.И. Серебровский считал, что произведением искусства можно считать только результат творческого труда, который представляет собой совокупность мыслей, идей и образов, а М.В. Гордон дополнил это определение. В его представлении это «комплекс идей и образов, получивший своё объективное выражение в готовом труде» [4, с. 32].
С такими формулировками специалистов в области права невозможно не согласиться. Любой достойный внимания предмет искусства (песня, картина) не должны представлять собой сложный для восприятия набор звуков или бессмысленный набор нот, ведь это - творческое достижение, уникальное в своём роде, а значит, оно должно обладать формой, содержанием,
внутренней структурой и смыслом, признаваться таковым в соответствующих областях художественного творчества. Нормами авторского права охраняются не все произведения -результаты мыслительной деятельности человека. Объект авторского права должен обладать следующими признаками: произведение должно носить творческий характер и выражаться в объективной форме.
В законе не раскрывается определение признака творчества как критерия охраноспособности произведения. В юридической литературе предпринято большое количество попыток определить понятие «творчество», но, правоведы остановились на том, что творчество необходимо рассматривать как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое, интересное, уникальное и отличающееся оригинальностью и неповторимостью [6, с. 120].
А поскольку кроме ссылок на оригинальность и новизну, чётких критериев для выделения из общей массы творческих произведений не существует, напрашивается вывод, что авторское право презюмирует наличие творчества в любом произведении.
Что касается выражения результата творческой деятельности в объективной форме - до тех пор, пока мысли и образы автора существуют только в его воображении, они не могут быть замечены и восприняты другими людьми и, следовательно, отсутствует практическая надобность в их правовой охране. Чтобы музыкальная композиция приобрела характер объекта авторского права и общественную значимость, она должна быть воплощена в объективной форме: устной (публичное выступление), звукозаписи или видеозаписи (магнитной, оптической, механической и т.д.).
Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. В Отечественной юридической литературе относительно данной связи традиционно существует две позиции.
По мнению одной группы учёных, авторов известных учебников, воспроизводимость произведения и объективная форма составляют единый признак охраноспособного произведения. Они считают, что нет необходимости говорить особо о воспроизводимости произведения, так как о его возможности свидетельствует наличие у произведения объективной формы [2, с. 80 - 81].
Другие авторы полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения, а закон охраняет только произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора [5, с. 76].
При этом они признают, что исполненные на сцене музыкальные произведения, так же как и устные доклады, несмотря на то, что они нигде не зафиксированы, всё-таки существовали в объективной форме, поскольку были услышаны другими людьми [3, с. 10].
Но вторая группа учёных считает (и мы с их мнением полностью солидарны), что такая форма исполнения, не связанная с каким-либо материальным носителем, является неустойчивой - её легко можно утратить, потерять, всячески исказить. Действительно, ни один гениальный артист не сможет в точности повторить своё произведение.
Также признаком того, что музыкальная композиция является результатом творческой деятельности, интеллектуального труда и объектом авторского права, можно считать наличие определённых прав автора на конкретное произведение. В результате создания музыкального произведения, его автор приобретает ряд субъективных авторских прав имущественного и неимущественного характера. Можно провести аналогию со сделкой купли-продажи: при покупке какой-либо вещи, покупатель так же приобретает имущественные права на неё. В доктрине авторского права такие права именуются исключительными.
К личным неимущественным правам автора относят:
1. право авторства (ст. 1265 ГК) - юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и требовать признания этого факта у других лиц;
2. право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК) - без согласия автора не допускается изменение, дополнение и сокращение его произведения;
3. право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК) - юридически обеспеченная автору возможность публичной огласки собственного произведения;
4. право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК) - право отказаться от ранее принятого решения обнародовать произведение;
5. право на авторское имя (ст. 1265 ГК РФ) и право на опубликование произведения.
Имущественных прав автора намного больше и все они связаны с возможностями автора по
использованию произведения.
К имущественным правам относятся, например, право на воспроизведение музыкальной композиции или песни, право доступа, право на распространение, права на публичный показ и публичное исполнение, право на сообщение в эфир и по кабелю, право на перевод или другую переработку произведения, право на доведение до всеобщего сведения, право на практическую реализацию соответствующих проектов и многие другие, регулируемые Гражданским кодексом РФ.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что музыкальное произведение является результатом интеллектуальной (творческой) деятельности и объектом авторского права, поскольку отвечает всем необходимым для этого требованиям (подпадает под все признаки объекта авторского права).
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. М.: Проспект, 2016.
2. АнтимоновБ.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 2013.
3. Кириллова М.Я. Развитие авторского права. Свердловск, 2011.
4. Серебровский В.И. Вопросы авторского права. М., 2011.
5. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 2012.
6. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения и тенденции развития. М.,1990. С. 83 // Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части четвёртой / Гаврилов Э.П., Городов О.А, Гришаев С.П. М., 2007.
АВТОРЫ И ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО АВТОРСКОГО
ПРАВА Алисов А.С.
Алисов Алексей Сергеевич — магистрант, кафедра гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие субъекта авторского права, рассматриваются субъекты авторского права, которые обладают исключительными правами на произведение, в частности авторы произведения.
Ключевые слова: автор, авторство, авторское право, субъект авторского права, исключительные права, произведение, физическое лицо, имущественные права, личные права, соавторство.
В юридической литературе дано множество вариаций определения термина «субъект авторского права». По мнению профессора А.П. Сергеева субъектами авторского права являются лица, которым принадлежат субъективные авторские права в отношении произведения [3, с. 168].
Согласно Юридической энциклопедии, субъект авторского права - создатель произведения науки, литературы или искусства, его правопреемники (например, наследники) или лица, по закону или договору приобретающие исключительные авторские права. На наш взгляд, оба термина являются верными и если совместить их, получится практически идеальное определение субъекта авторского права. К обладателям авторских прав относятся только физические лица - российские граждане, лица без гражданства, иностранцы, их правопреемники. Для каждой категории субъектов право на произведение возникает в связи с юридическими фактами, такими как: переход авторских прав по авторскому договору, по наследству, создание произведения и т.д.
Авторы произведений - важнейшие субъекты авторского права, поскольку именно они создают в процессе кропотливой работы какое-либо уникальное творение, будь то художественное или музыкальное произведение. Именно они обладают изначально всеми правами на созданное ими произведение. Это можно сопоставить с единоличным обладанием вещью - никто не вправе изъять её без согласия владельца. Лица, творческим трудом которых создано то или иное произведение являются его автором. Создателем произведения может быть любое физическое лицо, независимо от того, обладает ли оно дееспособностью, имеет ли