Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ'

ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4454
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / JURISPRUDENCE / MUNICIPAL LAW / DEFINITION / CONSTITUTIONAL LAW / BRANCH OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова В. С.

В юридической науке всё ещё ведутся споры относительно роли муниципального права в правовой системе. В данной статье автор рассматривает актуальные проблемы определения муниципального права и его место в системе правовых отраслей. Затрагиваются исторические вопросы происхождения термина «муниципальное право». Отмечается сложность различных институтов муниципального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MUNICIPAL LAW: APPROACHES TO DEFINITION

In legal science, there are still disputes regarding the role of municipal law in the legal system. In this article, the author examines the topical problems of defining municipal law and its place in the system of legal branches. The historical questions of the origin of the term "municipal law" are touched upon. The complexity of various institutions of municipal law is noted.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ»

ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ В.С. Максимова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11470

Аннотация. В юридической науке всё ещё ведутся споры относительно роли муниципального права в правовой системе. В данной статье автор рассматривает актуальные проблемы определения муниципального права и его место в системе правовых отраслей. Затрагиваются исторические вопросы происхождения термина «муниципальное право». Отмечается сложность различных институтов муниципального права.

Ключевые слова: юриспруденция, муниципальное право, определение, конституционное право, отрасль права.

Почти невозможно рассмотреть вопрос «муниципального права» в отрасли права без рассмотрения лексического значения термина «муниципальный». Этот термин происходит от латинского «municipium», который состоит из двух частей:

1) «munis» - бремя, тягота, тяжесть;

2) «capio», «recipio» - принимаю, беру, которое выражает качество какого-либо феномена, состоящее в способности принимать на себя какую-то тяжесть, тяготу, бремя [4].

Таким образом, определение «муниципалитет» принято связывать с эпохой Древнего Рима, потому что именно таким способом было принято называть города, которые пользовались правами самоуправления, в которых решениями всех вопросов и проблем занимались самые знатные и почетные граждане города.

Муниципалитетом было решено называть городское управление, которое решает все задачи и проблемы в интересах граждан. В отечественной государствоведче-ской литературе прилагательное «муниципальное» стали применять только в 90-х годах 20 века, невзирая на тот аспект, что и ранее русские ученые-правоведы проводили анализ юридических вопросов, составляющих предмет муниципального права.

Если рассматривать лексическое толкование сущности слова «муниципальный», то в существенной мере оно производно от лексического значения немецкого слова

«munuzipalitat», которое означает город, имеющий право самоуправления [5].

Правовой смысл прилагательного «муниципальный», который принято использовать относительно муниципальной отрасли права, состоит в обозначении качеств различного рода субъектов, связанных с их наличием в правоотношениях людей, которые возникают в результате осуществления местного самоуправления.

Указанное толкование содержится в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная статья гласит, что в законах и других нормативных правовых актах РФ понятия «муниципальный» и «местный», а так же образованные на их основе словосочетания и слова, следует применять в одном значении касательно органов местного самоуправления, а так же касательно находящихся в муниципальной собственности объектов, организаций, в прочих случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Под ветвями права принято понимать основные разделы правовой системы, которые представляют собой совокупность юридических подсекторов, институтов и норм, регулирующих существенный круг однородных социальных отношений, которые объединены общим методом и общей темой. Распространено разделять отрасли права в теории права по разным причинам, в частности принято разделять

их на комплексные, специальные и базовые в зависимости от соотношения отраслей права, их взаимозависимости и взаимовлияния [2].

Муниципальное право большая часть ученых относит к категории комплексной отрасли права. К примеру, результаты исследований таких ученых как Авакь-ян А.С., Баранникова В.А., Бондарь Н.С., Выдрина И.В., Дмитриева Ю.А., Комарова В.В., Кокотова А.Н., Соловьева С.Г., Шугрина Е.С. и иных дают возможность говорить о концепции муниципального права как комплексной и самостоятельной отрасли права.

К примеру, согласно мнению Фадеева В.И. и Кутафина О.Е., муниципальное право РФ представляет собой комплексную отрасль права, которая представляет собой набор правовых норм, которые регулируют и закрепляют общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления, а также решения населения муниципалитетов непосредственно или через выборные органы и органы местного самоуправления по местным вопросам или в процессе реализации отдельных государственных полномочий, в которые могут быть наделены местные органы власти [8].

Сегодня местное самоуправление является одной из необходимых и важных основ конституционного строя в России. Как орган государственной власти, ближайший к населению, местное самоуправление призвано защищать интересы людей, которые живут вместе на определенной территории и жители которых неизбежно взаимодействуют друг с другом [9].

В этом смысле местное самоуправление считается одной из фундаментальных основ российской демократической системы, которая занимает особое место в российской правовой системе и, соответственно, отличается от других отраслей права как с точки зрения регулирования, так и в широком смысле нормативная база, в которой проявляются его важность и роль [11].

Необходимо так же учитывать тот аспект, что отрасль муниципального права регулирует общественные отношения, которые сочетают в себе частноправовые и

публично-правовые начала. Непосредственно данное обстоятельство является основой подхода, согласно которому муниципальное право является производной, комплексной отраслью права, которое не обладает самостоятельностью. Данный аспект связан с тем, что многие нормы муниципального права, которые регулируют на муниципальном уровне земельные, финансовые, имущественные и иные отношения, являются одновременно нормами земельного, финансового, гражданского и иных отраслей права [8].

Все это позволяет сделать вывод о сложности местного законодательства, а именно как отрасли, характеризующейся сочетанием различных учреждений специальных и специальных отраслей. Он возник на стыке нескольких отраслей: экологического, земельного, экономического, административного, бюджетного, финансового, гражданского и конституционного права [12].

Например, конституционное право содержит правила, определяющие основы института права собственности, который, в свою очередь, является традиционным институтом гражданского права. В рамках административного права принято изучать отдельные правовые аспекты высших органов государственной власти, которые составляют институт, отдельный от конституционного права.

Подобные примеры взаимопроникновения различных отраслей права можно приводить до бесконечности. Этот аспект свидетельствует о том, что нельзя до бесконечности говорить о производности или первостепенности какой-либо отрасли права, так как полная самостоятельность характерна только для всей системы права, а не ее части в лице конкретной отрасли права.

Данное утверждение подтверждается Толстым Ю.К., который утверждает, что «чистых отраслей права существовать не может. Согласно тезису полимерности и многомерности система права следует вывод о том, что одни и те же отношения могут входить в предмет не одной, а нескольких отраслей права. Взаимодействие данных отношений с иными отношениями,

которые входят в предмет одной и той же отрасли права, не изменяя при этом ее существа, придает им специфическую окраску, которую, следовательно, необходимо учитывать [10].

Аналогичную точку зрения разделяет и Игнатенко Г.В., который считает, что в настоящее время не существует частного или публичного права, а есть только частные и публичные правила, частные и публичные веб-сайты любой отрасли права, в абсолютно любой области права.

Как отмечалось выше, понятие «муниципальное право» очень неоднозначно и используется в нескольких смысловых значениях.

Рассмотрим понятие «муниципальное право» с объективной и субъективной стороны. В объективном смысле муниципальный закон это:

1) система правовых норм;

2) область научных знаний;

3) учебная дисциплина.

В субъективном смысле муниципальное право представляет собой совокупность взаимосвязанных полномочий, которые принадлежат субъектам муниципальных правоотношений.

Муниципальное право также характеризуется набором методов и задач, используемых и решаемых в регулировании местного самоуправления.

Эти методы и задачи, как правило, взаимосвязаны с методами и задачами конституционного и частично административного права, но можно найти ряд их специфических характеристик.

В юридической науке, в зависимости от статуса конкретной правовой системы, принято квалифицировать эту систему как юридический институт, подсектор или отрасль права.

Большинство современных ученых придерживаются понимания муниципального права как отрасли сложного независимого права. В этом смысле все взаимосвязанные нормы муниципального права следует рассматривать как систему регулирования публично-правового характера, направленную на упрощение общественных отношений в сфере местного самоуправления.

Муниципальное право является областью исследований. Об этом свидетельствует не только официальное признание этой области юридической науки, но и множество научных публикаций, посвященных регулированию публичного права местного самоуправления.

Доктрина муниципального права представляет собой систему категорий, принципов, предложений и обобщений о муниципальных юридических явлениях, которые вместе образуют научные знания.

Понятие местного права в субъективном смысле принципиально отличается от упомянутых выше признаков. Легче всего распознать эту разницу, используя аналогию с языком.

В английском языке право характеризуется в объективном смысле термином право и в субъективном праве. Русский язык ограничен одним словом, что затрудняет понимание этой проблемы, особенно на ранних этапах образовательного процесса [6].

Примерами субъективных прав являются право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и безопасность личности, активное и пассивное избирательное право, право на равный доступ к государственным и муниципальным услугам и т.д.

Например, в ст. 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление принимает самостоятельные решения населения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдума, выборов, других форм прямого выражения воли, через выборных должностных лиц и другие органы местного самоуправления. По сути, речь идет здесь о содержании права граждан на местное самоуправление [2].

Субъективное право на местное самоуправление содержит ряд правомочий, полный перечень которых дать сложно.

По сути, это сводится к следующему: это право на организацию системы муниципалитетов и органов местного самоуправления с достаточными полномочия-

ми, важными государственными функциями и необходимыми материальными ресурсами; право на прямое волеизъявление (местный референдум, собрание граждан, муниципальные выборы, отзыв представителей муниципального населения), включая право на демократическую избирательную систему и на надежные результаты местных выборов; право на муниципальное представительство населения, в том числе право реагировать на потребности и интересы граждан в деятельности местных представительных учреждений; право населения муниципалитетов на необязательное участие в муниципальной деятельности (законодательная инициатива, территориальная общественная автономия, общественные слушания, встречи, конференции, опросы, звонки, митинги, демонстрации, марши, пикеты, интерактивные телевизионные передачи, взаимодействие через интернет).

Субъективный закон о местном самоуправлении соответствует соответствующим обязательствам органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на реализацию этих полномочий.

В отличие от большинства прав и свобод человека и гражданина, которые имеют индивидуальный характер, право на местное самоуправление принадлежит народу в целом, а также его частям, распределенным по территориальному критерию. Отдельный гражданин не может иметь права на местное самоуправление: здесь коллективность, массовость, корпоративизм, принципы местного универсального

человеческого дома являются основополагающими.

Как и любой субъективный закон, право на местное самоуправление не является абсолютным и подлежит ограничениям в соответствии со статьей 3. 55 Конституции Российской Федерации. Эти ограничения вводятся исключительно федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной обороны и государственной безопасности. Проверка соответствия федеральных законов указанным целям осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации.

Таким образом, местное законодательство Российской Федерации является сложной отраслью правовой системы, которая представляет собой набор правовых норм, регулирующих и закрепляющих общественные отношения, возникающие в результате прямого или местного применения населением, его функционирования и Организация местного самоуправления в решении вопросов местного значения означает рассмотрение вопроса о реализации конкретных государственных полномочий в рамках конкретного сообщества.

В объективном смысле муниципальное право является:

1) системой правовых норм;

2) областью научных знаний;

3) учебной дисциплиной.

В субъективном смысле муниципальное право представляет собой совокупность взаимосвязанных полномочий, которые принадлежат субъектам муниципальных

правоотношении Библиографический список

1. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова; под общ. ред. В.В. Комаровой, Л.Т. Чихладзе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 319 с.

2. Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 368 с.

3. Бердникова Е.В. Муниципальное право в схемах. - М.: Проспект, 2017. - 152 с.

4. Велихов Л.А.Основы городского хозяйства. - М.-Л.,1928. - 218 с.

5. Васильчиков А.И. О самоуправлении: Сравнительный анализ русскихи иностранных земских и общественных учреждений. - СПб., 1869-1871. Т. 1-3.

6. Выдрин И.В. Муниципальное право России : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 256 с.

7. Градовский А.Д. Системы местного самоуправления на Западе и в России: собр. соч. Спб., 1904. Т. 9.

8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2016. - С. 12.

9. Латышев С.Н. Соотношение местного самоуправления с публичной и государственной властью // Проблемы и перспективы социально-экономического развития кооперативного сектора экономики: сборник научных статей по итогам Межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей, г. Волгоград, 24 апреля 2012 года. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. - С. 78.

10. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / В.А. Виноградов [и др.]; под общ. ред. В.А. Виноградова. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 406 с.

11. Муниципальное право: учебник / под ред. А.М. Никитина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо, 2017. - 439 с.

12. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2006. - С. 25.

CONCEPT OF MUNICIPAL LAW: APPROACHES TO DEFINITION

V.S. Maksimova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In legal science, there are still disputes regarding the role of municipal law in the legal system. In this article, the author examines the topical problems of defining municipal law and its place in the system of legal branches. The historical questions of the origin of the term "municipal law" are touched upon. The complexity of various institutions of municipal law is noted.

Keywords: jurisprudence, municipal law, definition, constitutional law, branch of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.