УДК 101
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ NOTION OF PERSONALITY
В ПАТРИСТИКЕ: IN PATRISTICS:
КОНЦЕПЦИЯ АВГУСТИНА ST. AUGUSTINE'S
БЛАЖЕННОГО CONCEPT
Еремеева Элеонора Иванова
Аспирант, Филиал Донского государственного технического университета в г. Шахты, e-mail: nora-eremeeva@mail.ru
Статья посвящена исследованию процесса формирования и изменения религиозной личности в патристике на основе взглядов Августина Блаженного. Проанализированы «Исповедь», «О граде Божием» - источники, повествующие о духовном поиске человека. Блаженный Августин является одним из самых глубоких христианских писателей. В произведениях показаны блуждания его души и обращения к Христу. Будучи одним из творцов европейской цивилизации, Блаженный Августин более известен в западном мире. В настоящее время создаётся необходимость обратиться к природе человека, созидающего объективные духовные, социальные и культурные формы.
Ключевые слова: личность, патристика, душа, духовность, христианская система ценностей, мораль, вера, любовь, свобода.
Eremeeva Eleonora I.
Postgraduate student, Branch of Don State Technical University in Shakhty, e-mail: nora-eremeeva@mail.ru
The article is devoted to the investigation of the formation process and change of religious personality in patristics on the basis of Saint Augustine's views. The sources «The Confessions», «The City of God» narrating about the spiritual search of a person are analyzed. Saint Augustine is one of the most profound Christian writers. In the works the wandering of his soul and his turn to Christ are shown. Being one of the creators of European civilization, St. Augustine is better known in the western world. At present the necessity to turn to the nature of human, creating objective spiritual, social and cultural forms is arising.
Keywords: personality, patristics, soul, spirituality, Christian value system, morality, faith, love, freedom.
Исследование философского творчества Августина Блаженного (354-430 гг.), епископа Гиппонского, становится все более востребованным в современных условиях, когда человечество сталкивается с
кризисными явлениями в духовной и общественно-политической сферах. Личность современного человека в результате утраты нравственных ориентиров и моральных ценностей, преобладания массовой псевдокультуры оказывается расколотой и дезориентированной.
Сегодня возникает необходимость в оптимизации общественных отношений, которые утверждают единое и определяющее измерение человеческой личности, формируется насущная потребность обратиться к тем сторонам природы человека, которые характеризуют его в качестве ключевого и творческого начала, созидающего объективные духовные, социальные и культурные формы. В этой связи особую роль играет концепция личности Августина Аврелия.
Как отмечает В.Л. Селиверстов, «практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации» [1, с. 101]. Он стал первым, кто последовательно изложил онтологию взаимодействия личного Бога и человека. Особый вклад, внесенный Августином в философскую мысль, состоит в открытии человеческой личности. «Эта личность берется в трех основных планах -отвлеченно-субстанциональном (как чистое "я"), моральном и эмпирически-психологическом; причем всюду она рассматривается в ее отношении к Абсолютной Личности Творца» [2, с. 65].
Целью данной статьи является анализ понятия личности в патристике на основе взглядов Августина Блаженного.
Философия патристики рассматривает систему ценностей человека, духовную и моральную области жизни человека, его место и роль в историческом процессе. Значимость учения Августина Блаженного о личности для эпохи патристики определяется тем, что оно выразило идеи, сформировавшие официальную доктрину христианской церкви и через церковь воздействовавшие на мировоззрение и на массовое сознание.
Для Августина личность с тонкой душевной организацией (homo spiritalis) - это человек, чувствующий глубокие душевные и духовные волнения, откровения и потрясения. Homo spirita у Августина - человек истинной религии, достигший духовного совершенства.
Христианская система ценностей человека, согласно Августину, включает три основных элемента: веру, надежду, любовь (fídes, spes, caritas). Данная система находится в новозаветном послании ап. Павла к коринфянам: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. XIII, 13). По мысли философа, без веры, надежды, любви невозможно спасение человека [3].
Вера - первый элемент этой системы, поскольку, только обретя по воле Бога христианскую веру, человек может получить надежду на спасение и истинную любовь. Надежда - духовная ценность, помогающая человеку преодолевать трудности и бедствия реальной жизни на пути к Богу. Любовь - главный элемент системы духовных ценностей личности. Объектами истинной любви у Августина являются Бог и ближний.
Выдающийся мыслитель А.Ф. Лосев, объясняя теорию Августина, выводит бытие любви из наличия личностного начала в человеке: «Раз есть личность, то есть и самосознание, есть воля и есть любовь» [4, c. 124].
Так, Г.Г. Майоров считает, что, согласно Августину, сущность любви органично связана со свободой воли личности. «Понятие свободной воли он сливал с понятием любви (amor, caritas), а из понятия любви выводил свою теорию добродетели (virtus). Любовь в представлении Августина - это человеческое проявление космической силы, влекущей все вещи к их "естественным местам"» [5, c. 54].
Учение Августина предлагает не только систему духовных ценностей в качестве того нравственного ориентира, к которому следует стремиться, но и совокупность нравственных пороков (грехов), которых необходимо избегать. Он создал систему нравственных грехов. Триада тяжких грехов по Августину состоит из следующих элементов: гордыня, похоть и любопытство (superbia, concupiscentia caraalia (luxuria), curiositas). Моральный грех определяется им как любое стремление души к временным благам и телесным влечениям. Августин приводит и свою триаду тяжких грехов, соотнося ее с триадой Иоанна (I Ин. 16). По его словам, грешники служат троякой похоти -плоти, гордости и очей. Интерпретация главных грехов ярко выражена в «Исповеди» [6, c. 462].
Августин Блаженный видит сущность души человека в волевой деятельности. Признавая наличие свободы воли, он называет ее свободой выбора. Богу хотя и заранее известен выбор той или иной личности, но это не значит, что воля не выбирает, так как выбор определен мотивами [7, c. 141-144]. Свобода - возможность свободной воли выбирать. Поэтому она не противоречит благодати, ведущей к спасению, даже если это осуществляется помимо воли личности. Личность субъективно действует свободно, но все, что она делает, в реальности направляется Богом. Августин говорит о необходимости переноса центра внимания с внешнего мира на внутренний мир личности и реко-
мендует «отвлекаться от чувств и сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе» [8, ^ 180].
Отметим, что идея внутреннего человека - центральная в философии Августина. Душа человека, его внутреннее измерение, имеет ценность более высокую, чем его тело. Августин говорит о том, что душа человека, увлекаемая массой чувственных вещей, утрачивает изначально присущее ей единство с Богом и не может постичь истину [2, а 124]. Бог творит мир. Мир - это нечто иное в Боге. Вся действительность рассматривается через два измерения: Бог и мир. «Внутренний человек» устремлен к личностной связи с Богом, погружается в глубины своей души, ищет Бога как единственную точку опоры своего временного пребывания в мире: «Настоящая счастливая жизнь в том, чтобы радоваться Тобой, от Тебя, ради Тебя: настоящая счастливая жизнь, и другой нет. Те, кто полагает ее в другом, гонятся за другой радостью -ненастоящей» [10, а 69-71]. Августин говорит о волевом стремлении личности. Жизнь души, мышление, память, знание невозможны без напряжения воли.
История человечества включена Блаженным Августином в общий план мироздания, носит планомерный характер, представлена в качестве единого процесса, имеющего общее начало и цель. История у Августина имеет характер нравственной эволюции. В религиозно -нравственном смысле теория истории философа содержит идею прогресса. Он сравнивает историю человечества с жизнью отдельной личности.
У Августина история человечества - это история спасения рода человеческого. Историю мыслитель соотносит с человеческой жизнью; история складывается из человеческих действий. Священная история является главной определяющей и направляющей частью истории. Возникновение человека и человечества, согласно ветхозаветной традиции, произошло по воле Божией.
Рассматривая учение Августина о развитии личности, нельзя не упомянуть о становлении личности самого философа и проследить эволюцию его взглядов: от сомнения к вере, от критики к догматике. Философ-аскет и в то же время пастырь церкви Августин сплотил в мощный синтез руководящие идеи своей эпохи и возвел их в общечеловеческий идеал, этическое значение аскетизма, олицетворенного в монашестве, и спасительную роль христианской церкви в судьбах человечества.
В концепции Августина нас привлекает учение о познании, где сформулированы приоритеты средневековой философии, направлен-
ной на познание Бога. К решению философских вопросов Августин подходит с позиций теоцентризма, связывая постановку и решение проблем с основными принципами христианства. Очень ярко это проявляется в учении Августина о бытии и времени. Нельзя не согласиться с Августином, что существование физического мира зависит от Бога, что Бог является единственным источником всякого бытия. Будучи креационистом, Августин считал, что мир создан Богом из ничего в соответствии с созданными прежде идеями в уме Бога. Бог понимался как отделенная от мира (трансцендентная) сущность.
Свою теологическую концепцию Августин изложил в главной работе «О граде Божием». Вся история человечества есть борьба двух сообществ, «градов»:
1. «Земной град» составляют любящие себя и доходящие в этом эгоистическом себялюбии до презрения к Богу. В этот град входят Диавол, демоны, язычники и еретики. Высшим воплощением «земного града» Августин считал Римскую империю.
2. «Град Божий» (небесный) составляют все возлюбившие Бога вплоть до презрения к самим себе. В него входят все верующие христиане. Формой организации «града Божьего» является церковь. Августин полагал, что государство должно быть подчинено церкви, а светская власть - духовной. По Августину своей целью история имеет спасение человечества.
Августин Аврелий определяет государство как гармоничное сообщество людей, объединенных совместными законами, именуя сутью такого устройства властно-принудительное, политическое управление социумом. Необходимость этого управления обосновывается заповедью о любви к ближнему. По утверждению Августина Блаженного, лишь та общность может являться государством, где возвышаются (подобно души над телом) над другими те люди, кто осуществляет политическую власть [11, а 236]. Назначением государства выступает не только реализация деятельности, которая направлена на обеспечение материальных благ подчиненных, но и гарантия духовно-нравственного благополучия общества. Назначением церкви в таком государстве выступает забота о морально-нравственном воспитании личности, когда государство является как регулятором земного порядка, так и стражем исполнения обществом христианского учения.
Таким образом, в своей исторической концепции Августин употребил принцип синтеза библейской и мирской традиций, обосновал место и значение отдельной личности в исторической судьбе общества. С нашей точки, является интересным его восприятие историче-
ских реалий в контексте существования отдельного человека, организации бытия личности через общество. Мораль, изложенная в учении философа, не только ограничивает эгоистические интересы отдельной личности, но и подчеркивает значение интересов других людей, выступая существенным составным компонентом обширной теоретической модели, центром которой является Бог.
Взгляды Августина Блаженного на личность в обществе непосредственно связаны с пониманием им института семьи. Воззрениям Августина на сущность брака посвящен целый комплекс его работ: «О супружеском благе», «О супружестве и похоти», «О свободном решении», «О святом девстве», «О граде Божием» и др. Автор «непротиворечиво соединил доброту Творца с фактической развращенностью творения, священную легальность брака с высшей ценностью девства, греховность полового вожделения с естественной необходимостью продолжения рода» [11, ^ 76].
Условно существует два подхода Августина к браку:
- морально-нравственный;
- утилитарный (прагматический).
Позиция епископа выразила себя в морально-нравственной оценке брака. Морально-нравственная оценка брака у Августина заключена в нетерпимом отношении к прелюбодейному поведению супругов. Августин Блаженный настаивал, что в браке партнеры имеют абсолютно равные права, и убеждал христианские пары идти рука об руку. При этом необходимость подчинения жены мужу не отрицается.
Брак у Августина - дело персональное, он не является проявлением социальной природы человека или следствием его биологического влечения. Августин делит брак на два вида: благой и прелюбодейный. Следовательно, оценка конкретного брачного союза у него зависит от поведения супругов в браке и от решения ими вопроса о верности друг другу. Августин считал целесообразным выделить в супружестве четыре блага: единение полов; рождение детей; правильное употребление похоти; супружескую верность.
Для Августина важно то, что оба супруга хранят верность друг другу, - это входит в систему духовных ценностей. Он отрицает и возможность повторного брака, говорит о ценности первого и единственного брака. По мнению Августина, брачный союз был создан Богом. Для Августина брак является полезным и необходимым творением, поскольку обуздывает недозволенные вожделения и допускает их единственно для расширения и пополнения рода человеческого.
Главная заповедь христианства «Да любите друг друга» была воспринята Августином как основание отношений между супругами. «В толковании Августина не аскеты объявлялись святыми в рассказе о рае, но обычный брак и обычная семья» [11, ^ 101]. Один из смыслов брака, по мысли Августина, состоит не в половой жизни, а в красоте человеческих отношений: «Иосиф и Мария, по мнению Августина, были супругами, хотя и не имели половых отношений» [11, ^ 103].
В своем труде «О граде Божьем», рассуждая о супружеских отношениях, философ затрагивает вопрос об отношении красоты и порядка: «...дом человека должен быть началом или частичкою града, а всякое начало имеет известное отношение к своему концу и всякая часть - к целому, которого она составляет часть, то отсюда очевидно следствие, что домашний мир имеет отношение к миру гражданскому, то есть что упорядоченное согласие относительно приказаний и повиновения между сожительствующими служит к установлению упорядоченного согласия относительно повеления и повиновения между гражданами» [8, ^ 371].
Подводя итоги исследованию понимания личности в концепции Августина Блаженного, можно заключить, что представил свое видение смысла и цели человеческой жизни, которые открываются им при изучении системы духовных ценностей, нравственных пороков, места и роли человека в историческом процессе. Как мы выяснили, понимание личности Августином, прежде всего, основывается на Библии. Человек - творение Бога, имеющее разные уровни духовного формирования. Личность, имеющая высокий уровень духовного развития, определяется автором как духовная. Такая личность обладает системой духовных ценностей, выраженной у философа формулой, взятой из Нового Завета: вера, надежда, любовь.
Систему нравственных ориентиров вступает в логическую связь с системой морального зла, разработанную мыслителем. Она является следствием неправильных духовных направленностей. В целом Августин обосновал вариант системы духовных ценностей, к которым человек должен стремиться, и триаду нравственных пороков, которых он должен избегать. Идея внутреннего человека - центральная в философии Августина. Душа, внутреннее измерение человека, имеет ценность более высокую, чем его тело. Августин говорит о волевом стремлении личности. Жизнь души, мышление, память, знание невозможны без напряжения воли.
У Августина история - последовательный процесс возникновения, развития и расширения человеческого рода, его спасения Богом.
Взгляды Августина Блаженного на личность в обществе непосредственно связаны с пониманием им института семьи. Брак понимается как изначально сотворенное Богом благо, хотя и испорченное грехопадением первых людей, однако являющееся необходимым как для существования и распространения человеческого рода на земле, так и для упорядочивания смертного греха похоти. Августин рассматривает семью как один из типов человеческого общества, видит в семье частицу государства и церкви.
С нашей точки зрения, идеи Августина Блаженного сегодня как никогда актуальны, так как демонстрируют, что путь нравственного роста отдельно человека и человеческого общества в целом содержится во внутренних резервах личности. Человек должен иметь веру и следовать ее постулатам, соблюдая законы нравственности и морали. Именно в этом случае общество обновится и приобретет новый вектор социально-культурного развития.
Литература
1. Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин. Pro et Contra. Антология. М., 2002. 964 с.
2. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Августин Аврелий. Исповедь. М., 1997. 417 с.
3. Воденко К.В. Холистические версии соотношения веры и знания в религиозно-философском патристическом синтезе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 48-51.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/ library/losef/iae8/txt07.htm (дата обращения: 28.04.2015).
5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. 423 с.
6. Аврелий Августин. Исповедь. М., 2012. 464 с.
7. Гончарова А.В. Ценностная модель человека в философии Августина Блаженного // Вюник СевНТУ. 2013. № 141.
8. Августин Блаженный. О граде Бо-жием. Минск, 2000. 799с.
References
1. Seliverstov V.L. Avgustin v russkoy intellektual'noy tradicii // Avgustin. Pro et Contra. Antologiya. M., 2002. 964 s.
2. Stolyarov A.A. Avreliy Avgustin. Zhizn', uchenie i ego sud'by // Avgustin Avreliy. Ispoved'. M., 1997. 417 s.
3. Vodenko K.V. Holisticheskie versii sootnosheniya very i znaniya v religiozno-filosofskom patristicheskom sinteze // Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2010. № 1. S. 48-51.
4. Losev A.F. Istoriya antichnoy esteti-ki: Itogi tysyacheletnego razvitiya [El-ektronniy resurs]. URL: http:// philoso-phy.ru/library/losef/iae8/txt07.htm (data obrashheniya: 28.04.2015).
5. Mayorov G.G. Formirovanie sred-nevekovoy filosofii: Latinskaya patristika. M., 1979. 423 s.
6. Avreliy Avgustin. Ispoved'. M., 2012. 464 s.
7. Goncharova A.V. Cennostnaya model' cheloveka v filosofii Avgustina Blazhen-nogo // Visnik SevNTU. 2013. № 141.
8. Avgustin Blazhennyy. O grade Bozhiem. Minsk, 2000. 799 s.
9. Белогорцев В.Н. Христианство как фактор социокультурных трансформаций в Западной Европе и России. Ростов н/Д., 2009. 147 с.
10. Тарасов П.Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Философия. Социология. Право. 2007. Т. 2, № 9. С. 31-38.
11. Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003. 375 с.
9. Вв^огеву У.Ы. Hristianstvo kak faktor sociokul'tumyh transformaciy v Za-padnoy Evrope i Rossii. Rostov п/О., 2009. 147 s.
10. Татазоу Р.О. Ideya formirovaniya vnutrennego cheloveka V antichnoy filosofii i hristianskom verouchenii // Nauchnye ve-domosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Бепуа : Filosofiya. Sociologi-уа. Pravo. 2007. Т. 2, № 9. S. 31-38.
11. Eгiksвn Т.В. Avgustin. Bespokoynoe serdce. М., 2003. 375 s.