114
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 2(28)
УДК 34.342
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.В. Карпова
В статье анализируются понятие и составляющие конституционно-правовой политики с позиций ее влияния на обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам защиты гражданских прав и свобод.
Ключевые слова: конституционно-правовая политика; органы государственной власти; взаимодействие; конституционный контроль; права человека.
A.V. Karpova. THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
The article analyzes the concept and components of the constitutional legal policy from the standpoint of its impact on maintenance of interaction of bodies of state power of the Russian Federation on issues of civil rights and freedoms.
Keywords: constitutional and legal policy; public authorities; interaction; constitutional control; human rights.
В настоящее время рост экономики, социальная стабильность и повышение жизненного уровня населения прямо связаны с совершенствованием механизма управления и взаимодействия органов государственной власти и должностных лиц, с использованием новых способов государственного воздействия на развитие общества. В связи с этим изучение понятия и структурных элементов правовой политики трудно переоценить. Прежде всего следует сказать о том, что непродуманная правовая политика влечет за собой невозможность реализовать такие государственные функции, как социальная, экономическая, культурная, правоохранительная и др. Это связано с тем, что наше общество, физические и юридические лица очень активно используют право и его институты для урегулирования различного рода вопросов. Крайне важна также и сбалансированность централизованного и децентрализованного управления экономическими и социальными процессами. Для этого необходимы скоординированные усилия всех уровней публичной власти в рамках их полномочий и с учетом возможностей каждого уровня.
Сама по себе политика представляет собой деятельность органов государственной власти по выработке и осуществлению стратегических планов, а также разработке и реализации законодательства. Более всего, на наш взгляд, понятие «политика» связано с понятием «управление». Регулятивная деятельность государства по признанию, защите и соблюдению прав и свобод человека через реализуемую им правовую политику является весьма разносторонней. Вот почему для рассмотрения меха-
низма защиты прав и свобод человека, а также взаимодействия органов власти по вопросам такой защиты явилось необходимым выделить отдельно область именно конституционно-правовой политики, проводимой государством.
Юридическое мышление довольно формализовано, поэтому и зададимся следующими вопросами: что собой представляет конституционно-правовая политика, каким образом эта политика институализирована и как она влияет на взаимодействие органов государственной власти? Ответим по ходу исследования на поставленные вопросы с учетом факторов влияния конституционно-правовой политики на совершенствование механизма защиты прав человека и основных свобод.
По мнению С. А. Авакьяна, самой вовлеченной в политику отраслью права является именно конституционное право, что проявляется в двух аспектах: с одной стороны - это отражение соответствующих политических процессов в содержании конституционно-правового регулирования общественных отношений, т.е. влияние политики на конституционное правотворчество; с другой стороны - это политические особенности применения конституционно-правового законодательства, политическое реагирование на саму практику конституционного правоприменения [9].
Говоря о конституционно-правовой политике, Д.А. Керимов и Д.В. Шумков указывают, что такой вид правовой политики ближе всех «располагается» к политике вообще [8].
Давая определение конституционно-правовой политике, профессор А.В. Малько указывает, что данная категория в России практиче-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
115
ски не исследована, и не дано соотношение с иными значимыми категориями и понятиями [11]. Итак, по мнению А.В. Малько, конституционно-правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны [10].
Традиционное исследование комплекса проблем в сфере защиты прав и свобод человека с учетом триединой конституционной обязанности Российской Федерации по отношению к правам и свободам человека и гражданина («признание-соблюдение-защита») сталкивается с множеством проблем как теоретического, так и практического плана. На сегодняшний день по данным Федеральной службы государственной статистики можно судить о росте заявлений, жалоб, исков, обращенных к судебным и правоохранительным органам [12]. Значимость и роль конституционной политики в регулировании вопросов защиты прав человека трудно переоценить, поскольку само государство вменяет это себе в обязанность.
В связи с вышеобозначенным дадим собственное определение конституционно-правовой политике: конституционно-правовая политика - это программы и приоритеты органов власти, а также механизмы, технологии, тактика и стратегия их реализации, выработанные на основе и с учетом ожиданий социальных групп общества через их представителей.
Что касается институтов конституционно-правовой политики, то центральным, безусловно, является государство. Причем данный институт в рамках конституционной политики рассматривается и как организационная форма, и как результат политической деятельности людей. Выделим также и гражданское общество; под широким влиянием данного института формируются и политические партии, и другие некоммерческие объединения и структуры.
Основоположник институционализма Морис Ориу рассматривает, кроме прочего, в качестве институтов также идеалы, идеи, принципы [7]. В связи с этим следует отметить, что конституционно-правовая политика явно преуспела, объединив в себе и правовые, и политические позиции.
Говоря о конституционно-правовой политике, невозможно обойти вниманием роль и участие в ней высшего судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Консти-
туционный Суд), а также вопросы значимости его постановлений и практики в целом.
Полномочия Конституционного Суда четко определены в Конституции РФ (ст. 125, 128) [1] и Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2].
Анализируя учебную и периодическую литературу, а также современную судебную практику, можно сделать вывод о том, что Конституционный Суд довольно редко выходит за пределы своих полномочий, а если такие ситуации и возникают, то, как говорится, суд «знает на что идет». Яркими примерами политизированных постановлений Конституционного Суда служат акты середины 1990-х гг., когда российская политическая и правовая системы переживали довольно острый этап своего развития: это постановление от 12.04.1995 г., постановление от 23.03.1995 г., постановление от 30.04.1995 г. Приведенные акты посвящены рассмотрению различного круга вопросов, но их объединяет одно: все они являются примерами расширительного толкования норм действующей Конституции.
Согласимся с мнением Т.Г. Морщаковой о том, что Конституционный Суд - это суд правовой. Но его решения могут стать, даже, скорее всего, обязательно становятся, фактами политики. Принятие закона - политический факт. А его признание противоречащим Конституции - тем более [5].
Обобщив все вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.
Как справедливо указывает Л.Н. Захарова, конституционно-правовая политика не должна представлять собой лишь юридическую форму, в которую «укладывается» политическое содержание [6]. Далеко не каждое политическое решение может являться составной частью правовой политики, а тем более политики конституционной.
Н.С. Бондарь, выделяя конституционную политику как часть универсального понятия «конституционализм», обращает внимание на стратегическую взаимосвязь конституционного права и политики, а Конституцию наделяет политико-идеологическими характеристиками и свойствами [4].
Существенно влияя на деятельностное взаимодействие властных структур, конституционно-правовая политика способствует единению и согласованности их актов, что прямо сказано в тексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации [3]. Что же касается стратегических мер конституционно-правовой политики, а именно:
116
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2(28)
целеполагания, прогнозирования, программирования и др., то они должны быть направлены, в первую очередь, на формирование уважительного отношения к праву, стимулирование властного аппарата добросовестно выполнять возложенные на него функции, доверительное отношение российских граждан к действующей власти.
Также, логически анализируя рассматриваемую в настоящей статье информацию, автор относит конституционно-правовую политику к базовому виду политики правовой. Такой вывод объясняется тем, что само конституционное право является ведущей отраслью правовой науки, поскольку носит комплексный характер в силу своего предмета. При этом значимая роль и авторитет прочих видов такой политики, к примеру уголовно-, гражданско-, административно-правовой, ни в коем случае не умаляется.
Наконец, эти два слагаемых - политика и право - суммируют собой всю полноту рассматриваемого в научной статье понятия.
Таким образом, конституционная политика представляет собой эклектизм политики и права с качественным превалированием последнего. Ведущая роль Конституции РФ и действующих на ее основе законов усматривается в аксиоме полного соответствия им всех актов и решений политических субъектов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.
4. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. № 11 (227). С. 5-17.
5. Влияние решений Конституционного Суда Российской Федерации на политические процессы в России. URL: http://territoriaprava.ru/ topics/33641 (дата обращения: 02.02.2017).
6. Захарова Л.Н. Конституционно-правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства // Юридические записки. 2013. № 2. С. 16-21.
7. История политиче ских и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юр. Норма; ИНФРА-М, 2016. 800 с.
8. Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: учебник. М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2011.
9. Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия в современном мире // Конституционное право и политика: сб. материалов Междунар. науч. конф. (г. Москва, 28-30 марта 2012 г.) / отв. ред. А.С. Авакьян. М.: Изд-во ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 2012. 800 с.
10. Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 2-5.
11. Малько А.В. Конституция и конституционно-правовая политика современной России // Вестник Югорского гос. ун-та. 2014. № 3 (34). С.53-59.
12. Основные показатели обращений граждан за защитой своих прав в судебные органы и органы прокуратуры. URL: http://www.gks.ru/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/stati stic s/population/infraction (дата обращения: 02.02.2017).
КАРПОВА Александра Владимировна - аспирант. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: alesya-me477@ yandex.ru.
KARPOVA, Alexandra Vladimirovna - Graduate Student. Volga region Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected].