.....
I I I ■ M I I I I
^ Образование в сфере культуры 191
ПОНЯТИЕ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
А. В. Лапшина
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу понятия «коммуникативная компетентность». Особое внимание при этом уделяется сравнительному анализу коммуникации и общения как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, характеризующихся проявлением активности партнеров.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникация, общение, активность.
The article is dedicated to analysis of the concepts of communicative competence. The particular attention is paid to the comparative analysis of communication and association as two interrelated and interdependent processes, characterized by expression of active.
Key words: communicative competence, œmmunication, аssociation, а^гуку.
Формирование коммуникативной компетентности личности представляет собой сложный, многогранный и многоуровневый процесс в системе «субъект-субъектных» отношений не только и не столько между педагогом и студентом, сколько между студентом и окружающей его социокультурной средой, теми культурно-историческими условиями, в которых осуществляется процесс жизнедеятельности личности, ее развития и становления. Следует подчеркнуть, что процесс коммуникации мы понимаем шире и глубже общепринятого определения данного понятия. Безусловно, процесс коммуникации есть передача информации между участниками этого процесса, но это еще и акт творчества, самовыражения каждого участника, проявляющийся в его индивидуальной речевой деятельности. Рассмотрев и проанализировав более 20 определений понятия «коммуникация» разных авторов, на наш взгляд, интересным является определение, данное А.П. Панфиловой: «Коммуникация - это специфический обмен осмысленной информацией,
процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания» (5, с. 12). Можно согласиться, что специфика процесса коммуникации находит отражение в творческом характере взаимодействия партнеров, которое несет смысловую и эмоциональную нагрузку и наполнено интеллектуальным содержанием. Так, Г.М. Андреева полагает, что общение как категория трактуется более широко, чем коммуникация. В структуре общения она выделяет коммуникативную сторону, то есть непосредственный процесс передачи информации. А.В. Соколов высказывает противоположную точку зрения: общение - это одна из форм коммуникационной деятельности, причем в основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Нам представляется интересной точка зрения Б.Ф. Ломова, который считает, что «общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. Общение - это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 191-194
06_îâôàçîâàièà.p65 191 1 05.10.2011, 13:01
.....
I I I ■ М I I I
192 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
развивающихся ("симметричных") деятельнос-тей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры» (4, с. 545). Процесс взаимодействия, на наш взгляд, является ключевым в процессе общения. Только в таком случае можно говорить о состоятельности и оправданности этого акта.
Проведя сравнительный анализ понятий «коммуникация» и «общение», мы можем сделать следующие выводы. В классическом представлении коммуникация есть субъект-объектная связь: субъект передает информацию, является активным, а объект получает информацию, занимая пассивную позицию, но уже после получения информации объект занимает активную позицию, которая проявляется в осмыслении, усвоении информации и осуществлении ряда необходимых действий в связи с полученным сообщением. Общение же в классическом понимании, наоборот, субъект-субъектная связь, когда не существует отправителя и получателя информации, так как речь идет о собеседниках. Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер, так как оба партнера по общению активно обмениваются информацией. Мы полагаем, что процесс коммуникации тоже может иметь двусторонний характер, информация может передаваться непосредственно или опосредовано, в том числе и при помощи технических средств.
Хотелось бы подчеркнуть, что в процессе общения может возникнуть ситуация односторонности, когда один - активный участник общения, а другой лишь пассивный слушатель, и более того, он может быть лишь слушателем по определению, но не по сути и не усваивать информацию, передаваемую ему собеседником. Мы считаем, что правомерно общение и коммуникацию рассматривать как два взаимосвязанных и взаимообусловленных явления, причем хотелось бы подчеркнуть, что и коммуникация, и общение возможны лишь в том случае, если личность проявляет активность. Таким образом, эти два процесса характеризуются в первую очередь наличием активности сторон. По выражению К.С. Станиславского, в живом
непосредственном общении человека с другими людьми всегда необходим «встречный ток». Процесс этот и выступает как взаимное общение. «При общении, - отмечал К.С. Станиславский, - вы прежде всего ищите в человеке душу, его внутренний мир. Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли» (6, с. 271). Здесь речь идет уже не только о взаимодействии в процессе общения и передаче друг другу энергии, «эмоциональной волны», а о коммуникативных компетенциях, коммуникативных умениях и навыках, которые оказывают влияние на возникновение и результат данного процесса.
О.Ю. Голуб пишет, что «под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные; психологические и коммуникативные типы партнеров, специфику взаимодействия с ними; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы влияния на людей; методы генерирования идей и интеграции персонала для конструктивной коммуникации; самопрезентацию и стратегии успеха» (2, с. 39).
По нашему мнению, не следует компетентность сводить лишь к набору компетенций, она не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы в 1975 году Т. Гордоном. Проблема формирования коммуникативной компетентности личности профессионала отражена во многих социальных, психологических, лингвистических исследованиях с разных точек зрения.
Фундаментальный вклад в развитие теории и практики формирования коммуникативной компетентности внесла социальная психология, в рамках которой представители различных школ и направлений единодушно включают коммуникативную компетентность в
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 193
структуру эффективного общения (А.А. Бода-лев, К. Данцигер, Д. Джонсон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Н.В. Клюева, Ю.А. Конев,
B.Н. Куницына, Л.А. Петровская и др.).
Рассматривая вопросы профессионального становления личности, многие исследователи определяют коммуникативную компетентность как составляющую общей профессиональной компетентности специалиста, имея в виду тот факт, что общение, взаимодействие с людьми является частью, а для некоторых профессий - основой всей профессиональной деятельности (В.К. Байденко, В.Н. Введенский,
C.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Я. Ромашина, В.В. Соколова и др.). При этом они отмечают, что коммуникативная компетентность может выступать в научных концепциях либо как самостоятельный вид в структуре общей профессиональной компетентности специалиста, либо как подструктура других видов компетентности, которые, в свою очередь, составляют общую компетентность специалиста.
Мы полностью согласны с утверждением Л.А. Петровской о том, что «основным в развитии компетентного общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения (самоподаче) партнеров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Умение вовлекать, использовать всю палитру возможностей, как бы играя на всех психологических инструментах, - один из возможных показателей психологической зрелости» (1, с. 153). Несмотря на то, что коммуникативную компетентность принято считать одной из наиболее изученной, она не является предметом специальных исследований в области профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Специалисту социально-культурной дея-
тельности, который постоянно пересекается с другими людьми, навыки коммуникации позволяют организовать общественную деятельность и обогащать ее новыми связями и отношениями. Однако порой специалисты социально-культурной деятельности имеют и высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, и обладают необходимой эрудицией, но при этом не владеют навыками взаимодействия с другими людьми, вследствие чего оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку «любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации» (3, с. 3).
Согласно ГОСу третьего поколения, коммуникативная компетентность входит в состав как общекультурной, так и профессиональной компетентности. Так, специалист социально-культурной деятельности должен: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе; владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного и др., иными словами - бакалавр социально-культурной деятельности должен в полной мере владеть компетенциями социального взаимодействия.
По мнению Н.А. Селезневой, к компетенциям социального взаимодействия относятся: письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка; навыки межличностных отношений; лидерство (способность и готовность к лидерству); социальная коммуникативность; умение слушать; умение работать в команде; умение «видеть» реципиента; способность к кооперации в рамках междисциплинарных команд (способность общаться со специалистами из других областей); способность устной презентации; умение вести переговоры; способность учитывать точки зрения других; искусство риторики; организационные способности.
.....
I I I ■ M I I I
194 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
По нашему глубокому убеждению, фор- гогического тренинга, с использованием кейс-мирование коммуникативной компетентности метода, который позволяет создать реальную должно происходить с помощью активных ме- проблемную ситуацию, решая которую, сту-тодов обучения, погружения в деятельность, с денты используют накопленные знания и уме-помощью социально-психологического и педа- ния по данному вопросу. Примечания
1. Введение в практическую и социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 3-е, исправленное изд. - М.: Смысл, 1999. - 377 с.
2. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации: учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 388 с.
3. Жуков, Ю. М. Введение в практическую и социальную психологию / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. - М.: Смысл, 1996.
4. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности/ Б.Ф. Ломов // Избранные труды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624 с. - (Выдающиеся ученые института РАН).
5. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / А.П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
6. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М., 1951.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНААЬНО-АИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. А. Абрамян
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
В статье автор исследует проблему развития профессионально-личностного потенциала руководителя образовательного учреждения на его дошкольной ступени. Выделен алгоритм профессионально-личностного потенциала руководителя образовательного учреждения как структурное интегративное личностное образование, указан синтез взаимосвязанных его структурных компонентов, раскрыто их содержание. Описаны этапы развивающей программы, их содержание и результативность ее реализации.
Ключевые слова: преобразование, профессиональные качества руководителя, дошкольное образование, стратегия образования.
In article the author investigates a problem of development of is professional-personal potential of the head of educational institution at its preschool step. The algorithm of is professional-personal potential of the head of educational institution as structural integrative personal formation is allocated, synthesis of its interconnected structural components is specified, their maintenance is opened. Stages of the developing program, their maintenance and productivity of its realization are described.
Key words: reform, professional skills of manager, preschool foundation strategy of foundation/ education general directions of investigations.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 194-197
06_îâôàçîâàièà.p65 194 1 05.10.2011, 13:01