Научная статья на тему 'Понятие и значение ведомственного нормотворчества'

Понятие и значение ведомственного нормотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1126
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ / LAW / REGULATIONS / BYLAWS / DEPARTMENTAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимошкин Александр Витальевич

В статье анализируются понятие и значение ведомственных правовых актов. Отмечается, что существование правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, так как нельзя представить подробные инструкции и распоряжения, регулирующие отдельные детали в каждом законе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND MEANING DEPARTMENTAL STANDARDS

The article analyzes the concept and meaning of departmental legal acts. It is noted that the existence of a legal system without departmental rule-making is impossible, since it is impossible to provide detailed instructions and instructions governing the individual details in each law.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение ведомственного нормотворчества»

УДК 340.01

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

Тимошкин Александр Витальевич

Магистрант юридического факультета Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

E-mail: Timoshkin @mailru

CONCEPT AND MEANING DEPARTMENTAL STANDARDS

Alexander Timoshkin

National Research Mordovia State University, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются понятие и значение ведомственных правовых актов. Отмечается, что существование правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, так как нельзя представить подробные инструкции и распоряжения, регулирующие отдельные детали в каждом законе.

ABSTRACT

The article analyzes the concept and meaning of departmental legal acts. It is noted that the existence of a legal system without departmental rule-making is impossible, since it is impossible to provide detailed instructions and instructions governing the individual details in each law.

Ключевые слова: закон, нормативные акты, подзаконные акты, ведомственные акты

Keywords: law, regulations, bylaws, departmental acts.

Правотворческая деятельность — достаточно сложное материально-процессуальное образование, также имеющее правовую природу: материально-правовое содержание, основной смысл которого заключается в действиях по принятию компетентным органом решения об установлении, изменении или отмене правовых норм и которые относятся к сущностной стороне механизма правового регулирования, и процедурно-процессуальную форму, которая является лишь средством осуществления ее материально-правового содержания.

Подзаконные нормативные правовые акты являются самостоятельным большим пластом (подсистемой) системы нормативных правовых актов РФ, представляющим собой совокупность, объединяющую качественно неоднородные нормативные акты данного вида и уровня. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, множеством органов, издающих (принимающих) данную группу актов, различием их правового статуса, функционального назначения; во-вторых, разнообразием актов, принимаемых каждым из этих органов.

Действующая система нормативных правовых актов построена на основе их соотношения между собой по юридической силе (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФОИВ и т.д.), а также с учетом административно-правового статуса уполномоченного органа власти (Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства и др.). Для устранения возможных противоречий между различными законами и подзаконными актами широкое применение получают методы упорядочения нормативных актов, приведение их в систему. [2, с. 33] Нормы права, исходящие от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, оформляются, как правило, в виде ведомственных нормативных актов, таких как приказы и инструкции. Тем не менее, на практике они могут быть оформлены и в виде специальных актов, таких как: уставы, положения, наставления, правила.

Ведомственное нормотворчество - это объективно обусловленный процессом формирования права и организационно оформленный вид правовой деятельности компетентных лиц министерств и ведомств, осуществляемый на законодательно регламентированной либо делегированной основе, содержанием которого является разработка норм права, в целях принятия, а также изменения и отмены министрами и другими руководителями федеральных органов исполнительной власти ведомственных нормативных документов, направленных на

организационное обеспечение действия актов высших органов власти. Ведомственные нормативные акты издаются на основе и во исполнение федеральных законов, а также по собственной инициативе органами исполнительной власти в пределах их компетенции. [1]

Анализ ведомственного нормотворчества показывает, что в практике принятия федеральных органов исполнительной власти правовых актов управления до сих пор встречаются правовые акты управления смешанного типа, содержащие как нормы права, так и предписания индивидуального характера. Разработчики издание актов смешанного типа объясняют нецелесообразностью применения нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Кроме того, нередко в одном нормативном правовом акте содержатся постоянные и временные предписания, что может вводить в заблуждение относительно их действия во времени. Прекращение норм временного характера требует их исключения из акта, нормативная часть которого продолжает действовать, что практически весьма затруднительно.

Тем не менее, несмотря на отдельные негативные факты, которые связаны с ведомственными нормативными актами, большинство юристов правильно понимают важное значение данных юридических актов в работе механизма правового регулирования. Возникновение новой общеправовой российской парадигмы и модернизация правовой системы на ее основе и, в целом, всего механизма правового регулирования социальных отношений в Российской Федерации невозможно без ведомственного нормотворчества, так как чрезмерное расширение законов, которые устанавливают процессуальные нормы, не приведут ни к чему хорошему, в силу того, что невозможно составить подробные инструкции и распоряжения, регулирующие отдельные детали в каждом законе.

Механизм правового регулирования без ведомственного нормотворчества результативно действовать не может. Сохранение ведомственного нормотворчества является в современных условиях объективным фактором правового

воздействия исполнительных органов власти не только на государственные органы, но и на юридических и физических лиц и их различные объединения.

Поэтому приоритетным направлением государственной политики должно быть совершенствование нормотворческой деятельности, которое должно осуществляется по двум направлениям: повышение качества законов; повышение качества подзаконных актов, в том числе и ведомственных.

Список литературы:

1. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография, 2016. // Доступ из СПС ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57280637/#ixzz5WLzfoxsN

2. Усманова Е.Ф. Система правовых актов как важнейший параметр оценки правовой культуры // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 32-34.

3. Усманова Е.Ф. Совершенствование законодательной техники как способ повышения эффективности льготно-правовой политики государства // Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности 2014. С. 120-123.

4. Усманова Е.Ф. Роль правовой культуры в процессе развития гражданского общества // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 7 (60). С. 47-50.

References:

1. Arzamasov YU.G. Teoriya i praktika vedomstvennogo normotvorchestva v Rossii: monografiya, 2016. // Dostup iz SPS GARANT: http: //base. garant. ru/57280637/#ixzz5WLzfoxsN

2. Usmanova Ye.F. Sistema pravovykh aktov kak vazhneyshiy parametr otsenki pravovoy kul'tury // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. 2016. № 1-1 (6). S. 32-34.

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 3(15)

3.Usmanova Ye.F. Sovershenstvovaniye zakonodatel'noy tekhniki kak sposob povysheniya effektivnosti l'gotno-pravovoy politiki gosudarstva // Aktual'nyye problemy yuridicheskoy tekhniki v pravotvorcheskoy i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti 2014. S. 120-123.

4. Usmanova Ye.F. Rol' pravovoy kul'tury v protsesse razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2018. № 7 (60). S. 47-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.