НОМАИ ДОНИШГО{
ХУК,УК,ШИНОСЙ ПРАВОВЕДЕНИЕ
З. Эсанова
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ ИХ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: охрана детства, споры, связанные с воспита нием детей, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности родителей
Основной целью больших изменений и масштабных реформ, проводимых в нашем государстве, является строительство демократического государства и гражданского общества, признание высшей ценностью прав, свобод и интересов личности. В этой благородной цели воплощены идеи мира, жизненного благополучия, семейного спокойствия, здорового и совершенного поколения.
С первых дней независимости идея воплощения в жизнь задач по подготовке развитого и совершенного поколения, обеспечению защиты прав матери, ребёнка и интересов семьи превратилась в государственную политику нашего государства. Под этими стараниями лежат слова Президента Республики Узбекистан о том, что наши дети должны быть сильнее, образованнее, мудрее и обязательно счастливее нас.(4, 410)
Можно отметить, что в целях формирования в обществе здорового образа жизни, укрепления здоровья населения,
воспитания физически здорового и нравственно окрепшего поколения, материальной и моральной поддержки молодых семей, обеспечения прав и интересов молодежи, усиления их социальной защиты и усовершенствования этой сферы, увеличения её практической действенности и результативности за последние годы был принят ряд законов, приняты специальные указы и постановления Президента Республики Узбекистан, разработаны и внедрены Государственные программы. В соответствии с требованием времени в действующие законы вносятся поправки и дополнения. Кроме того, на основе нормативно-правовых документов ведется работа по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Наряду с совершенствованием и разработкой законов в этой области на сегодняшний день, придерживаясь общепризнанных правил международного права, поставлены задачи и принимаются меры по приведению национального законодательства в соответствие с принципами Всеобщей декларации прав человека и международных документов по правам человека.
Возможность создания правовой основы семейных отношений, обеспечения гармонии интересов семьи и интересов государства и общества, впервые, учитывая национальные особенности Республики Узбекистан, показала Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, в статьях 63-66 главы 14 "Семья".
В честь объявления 1998 года в республике "Годом семьи" был принят Семейный кодекс Республики Узбекистан и заново разработаны некоторые правовые документы семейного законодательства, в действующие законы внесены поправки и дополнения. В том числе приняты: "Правила регистрации актов гражданского состояния", "Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан", "Положение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей, принятии детей в семью и на воспитание (патронат)", "Положение о детских домах семейного типа", принятый в виде приложения к Постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан № 158 от 31 июля 2007 года.
Как отмечается во многих юридических и литературных источниках, всесторонняя защита государством материнства,
НОМАИ ДОНИШГО{
отцовства, детства и их интересов является одним из принципов семейного права.
Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" под спорами, связанными с воспитанием детей, понимаются: споры, связанные с воспитанием детей: между раздельно проживающими родителями о том, при ком из них будут проживать дети; об устранении препятствий к участию в воспитании детей отдельно проживающего от них родителя; о передаче родителям детей, находящихся на воспитании у других лиц; о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах; об отобрании детей без лишения родительских прав; об ограничении родительских нрав; общении ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом; об отмене ограничения родительских прав; об отмене усыновления и признании его недействительным и другие. В результате сравнительного изучения правовой природы данных споров можно разделить их на споры, связанные с воспитанием детей, находящихся под опекой родителей и лишенных родительской опеки.
В Конвенции о правах ребёнка и Конституции Республики Узбекистан (ст.64) определены необходимость особой защиты прав детей, оставшихся без родительской опеки, и оказание им государственной помощи. Так в ст. 20 Конвенции сказано: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".
Поэтому в нашем государстве нуждающиеся в социальной защите дети-инвалиды, сироты, а также дети с ограниченными физическими и психическими способностями, лишенные родительской опеки, не имеющие постоянного места жительства, малообеспеченные, приговоренные к уголовной ответственности и находящиеся в местах отбывания наказания, потерпевшие в результате насилия и эксплуатации, военных действий и природных явлений, находятся под особой опекой.
По статистическим данным за 2005-2008 годы в республике 30552 ребёнка, лишенных родительской опеки, были устроены в соответствующие детские учреждения.(2,5). По закону ребенок считается оставшимся без родительской опеки, если родители погибли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, отклоняются долгое время от воспитания или защиты его прав и интересов, отказываются взять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты и др.(1,4). В таких случаях защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст.2 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях прав ребенка", ст.148 Семейного кодекса).
Причины возникновения споров, связанных с воспитанием детей:
- нарушение принципов Семейного кодекса Республики Узбекистан.
Каждый родитель, имеющий детей, имеет равные права и обязанности на их воспитание. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Родители, в отличие от других лиц, имеют больше прав на воспитание детей, родительское право не может противоречить интересам детей, при осуществлении родительских прав родители не имеют права наносить вред здоровью, психике и нравственности ребенка и должны придерживаться этих принципов.
Вместе с этим определены права ребенка на проживание и воспитание в семье, право на свидание ребенка с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту, право ребенка на самовыражение, право ребенка на имя, фамилию, отчество и их смену, права несовершеннолетнего родителя, право на свидание ребенка с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другим родственниками, а также обеспечение защиты материальных прав ребенка. Нарушение этих прав оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения между родителями и детьми и как результат приводит к спору между ними.
- нарушение принципов Закона Республики Узбекистан "О гарантии прав ребенка".
НОМАИ ДОНИШГО{
Ребенок имеет право на жизнь, защиту, свободу и личную неприкосновенность, индивидуальность и ее сохранение, на семейное окружение, защиту от незаконного перемещения, выражение собственного мнения, получение информации, свободу мысли, слова, совести, частную собственность, труд, отдых и досуг, охрану здоровья, образование. Также определены дополнительные гарантий прав детей, нуждающихся в социальной защите. Нарушение этих прав или невыполнение данных обязательств в нужной степени оказывает серьезное воздействие на права и интересы детей.
- всесторонняя неустойчивость семьи:
Семейный развод, расторжение брака или признание его незаконным, в некоторых случаях проживание без официальной регистрации брака наносит вред семейным отношениям и отрицательно влияет на воспитание и дальнейшую судьбу детей. По статистическим данным, если в 2008 году судами вынесены решения по 17663 бракоразводным делам, то по 14156 из них иски удовлетворены. Также из 241 дела по определению отцовства 235 исков удовлетворены.( 3,3). Эти данные не могут не оказать влияния на жизнь сотен детей.
- не отвечающая требованиям обстановка в семье:
Если воспитание родителей находится на высшем уровне, то и нравственность их детей определяется этим. Если в семье нездоровая обстановка, если родители забывают о своих человеческих качествах, то и воспитание детей оставляет желать лучшего, они остаются без присмотра и надзора, у них могут появиться склонность к правонарушениям, в том числе и преступлениям. Такие отрицательные случаи можно наблюдать в семьях, считающихся в махалле неспокойными, где не выделяется время на воспитание детей, где родители отбывают наказание за неприличное или аморальное поведение и др.
- незащищенность малообеспеченных семей и семей, нуждающихся в социальной защите:
Незанятость родителей или их малообеспеченность не может удовлетворить возрастающих материальных и моральных потребностей подрастающего ребенка; не полностью осуществляются права семей, нуждающихся в социальной защите,
в том числе по получению детских пособий, разного вида помощи, оказываемой государством.
- политико-правовая и морально-нравственная безграмотность среди родителей:
Большинство родителей не понимают или не желают понимать сути проводимых государством реформ, издаваемых указов, принимаемых законов, содержания программ. Поэтому на местах работы, махаллях и при органах ЗАГСа необходимо организовывать курсы по повышению грамотности населения и читать лекции при непосредственном участии родителей. Иначе родители забывают, что дети являются будущим нашего государства, отражением лица нации, продолжателями рода, в результате они остаются безразличными к судьбе своих детей. На самом деле родители должны быть образцом для ребенка. Родители, ценящие семейные отношения, любящие свою страну и ее традиции, думающие о ее будущем, обязаны сделать все возможное для сохранения семьи, воспитания полноценно развитого ребенка.
- отсутствие участия семьи, школы, махалли в воспитании детей, оставшихся без присмотра и надзора, склонных к правонарушениям, состоящим в социально-опасных группах:
Если будет осуществляться контроль родителями и учителями над учебой, интересами, свободным временем детей, если в махалле и учебном заведении будет полная информация не только о ребенке, но и его родителях, если поведение ребенка, склонного к правонарушениям и преступлениям и его семьи будет поставлено на всеобщее обсуждение, то можно достичь больших успехов в области воспитания современной молодежи.
- безответственное отношение к своим обязанностям должностных лиц, общественных организаций и государственных органов, уполномоченных защищать права и интересы детей:
В качестве органов, уполномоченных защищать права и интересы детей, можно назвать: комиссии по делам опекунства и попечительства, по делам несовершеннолетних, органы дошкольного воспитания, общеобразовательные органы, лечебные и воспитательные учреждения, органы социальной защиты
НОМАИ ДОНИШГО{
населения, органы самоуправления, ЗАГСы, органы народного образования, медицинского обслуживания, также органы юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуры, нотариата, женские комитеты и разные организации: ООН, ЮНИСЕФ, неправительственная благотворительная организация «Соглом авлод учун», общественная детская организация «Сен ёлгиз эмассан», республиканская благотворительная организация «Махалля», республиканская организация «Болалар», и некоторые центры: Республиканский детский центр социальной адаптации, центр по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним и другие государственные и негосударственные организации. Недоброкачественное исполнение своих непосредственных обязанностей или превышение своих полномочий со стороны некоторых должностных лиц вышеуказанных учреждений и организаций в деле защиты прав и интересов детей может нанести ущерб не только детям, но и интересам государства и общества.
Меры по предотвращению и решению споров, связанных с воспитанием детей:
Как было уже перечислено выше, причин возникновения споров, связанных с воспитанием детей, множество. Однако, для их решения и предотвращения также существует множество способов: таких, как меры по своевременному выявлению детей, оставшихся без присмотра родителей, и определению их в соответствующие детские учреждения, сохранив за ними право на имущество; введение в школах и махаллях постоянного учета детей из неспокойных семей, детей, занимающихся попрошайничеством и вымогательством, и принятие в отношении них мер, определенных законом; повышение правовой грамотности населения посредством целевых мероприятий, проводимых в махаллях, школах, лицеях и колледжах с обязательным участием родителей, пропаганда концепции «Здоровый образ жизни»; изучение деятельности местных органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, их материально-технической базы, пересмотр и увеличение рабочих мест, расширение и усиление деятельности центров по оказанию
социально-правовой помощи несовершеннолетним. При вынесении судебных решений по семейно-правовым отношениям, в частности, при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, должны учитываться, в первую очередь, интересы ребенка и многие другие.
В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 29 февраля 2008 года «О Государственной программе «Года молодежи» отмечено: «Нашей задачей является защита прав и интересов молодежи, развитие её творческого потенциала и овладение конкретной профессией, востребованной в отраслях реальной экономики, формирование здорового образа жизни, становление подрастающего поколения как полноправных граждан своей страны, способных занять достойное место в обществе, стать решающей силой развития республики»; «...совершенствование и укрепление правовой базы, внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на более полное обеспечение интересов и защиту прав молодежи»(5,1).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка». - ИПС Норма.-2008
2. Из статистических данных, взятых на основании письма Верховного Суда Республики Узбекистан от 27.07.2009.- № СТ-86-09
3. Из аналитических данных, основанных на письме Отдела надзора за исполнением законов о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан № 09/565 от 22.06.2009г.
4. Каримов И.А. Своё будущее мы строим своими руками. Т.7. -Тошкент.: Узбекистан,. -1999
5. Постановление Президента Республики Узбекистан "О государственной программе «Года молодёжи» / Газета "Народное слово" 29 февраля 2008г
homah fl0HHmr0{
The Notion and Types of Controversies in Regard to Upbringing of Children, Reasons of their Upspringing, Measures of Preventions and Ways of Settlement Z. Esanova
Key words: protection of childhood; controversies related to upbringing of children; forms of accommodations for children left without parents' tutelage; rights and obligations of parents.
The article dwells on the very grave problem of contemporary pedagogics -the fate of children who are the future of the country. It is no secret that not all babies coming to the world are eagerly desired by their parents. Of course, there are children whom all relatives wait for with joy and impatience. But still not all little ones are lucky in this respect. There are no few children who don't enjoy proper care and love on the part of their parents. J loomy atmosphere in afamily, divorces, dissolutions of marriages, non-provision with necessary resources for normal existence, abuse of power by adults, physical violence - all these factors make a child unhappy turning him or her into a wretched creature. Many parents suffer with pedagogical illiteracy, they display ignorance in treating their own children. A number of children are deprived of parents' tutelage. Among youngsters there are orphans (even when parents are alive), invalids, those with confined physical and mental abilities, there are children who don't attend school being made to work by relatives. In all these cases it should be the state together with the society that must come to succour and to assume all the troubles concerned with unlucky children who can't defend themselves.
It is worth mentioning that the society has been making progresses in so far as the rights of a child are concerned, in the Soviet times this issue was not so loudly expressed as it is now. Uzbekistan tries to keep pace with the civilized world which deals much with the problem of children, because this question is very complicated and it must be solved on a universal scale. We are responsible for the young generation.