Научная статья на тему 'Понятие и сущность цифровизации системы образования'

Понятие и сущность цифровизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4018
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕВОЛЮЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалюк Вера Сергеевна

В статье рассмотрены направления цифровизации образования в соответствии с требованиями современного социума. Проанализированы основные направления развития цифровых образовательных технологий. Выделены основные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность цифровизации системы образования»

6. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 30.09.2019).

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2018. 640 с.

8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about/ (дата обращения: 30.09.2019).

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ Москалюк В.С.

Москалюк Вера Сергеевна - магистрант, институт цифровой экономики Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассмотрены направления цифровизации образования в соответствии с требованиями современного социума. Проанализированы основные направления развития цифровых образовательных технологий. Выделены основные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров на современном рынке труда.

Ключевые слова: цифровизация, образование, революция, дистанционное образование.

Современная цифровая революция поражает своей скоростью: смена громоздких ЭВМ на ПК заняла десятки лет, сегодня же не менее серьезные смены технологических укладов могут исчисляться даже не годами, а месяцами. На начальном этапе цифровизация ограничивалась автоматизацией бизнес-процессов, ускорению и повышения удобства доступа к сети Интернет, развитием социальных сетей, внедрению таких новых устройств как планшеты и смартфоны. Но по мере ускорения цифровизации, технологии стали неотъемлемым элементом повседневной жизни человечества. Не стала исключением и сфера образования.

Термин «цифровизация» стал результатом стремительного прогресса информационных технологий. К. Шваб характеризовал первую цифровую революцию 60-80 годов прошлого века как «промышленную», основываясь на том, что ее драйвером стал прогресс ЭВМ, которые сменили персональные компьютеры (ПК) - вторая цифровая революция. Затем в 90-е годы стала активно развиваться сеть Интернет - третья цифровая революция по Швабу [8].

Далее Шваб предсказал наступление четвертой цифровой революции, которая базируется на Интернете вещей, миниатюризации девайсов для доступа к сети Интернет, а также достижениями в области нейронных сетей и искусственного интеллекта.

Викисловарь раскрывает содержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7].

А. Марей рассматривает цифровизацию «как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом» [4].

Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов уточняют содержание этого понятия -«это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [1, с. 17].

Таким образом, можно сделать вывод, что прогресс в развитии сети Интернета и мобильных технологиях выступают основными столпами цифровизации. Цифровизация образования вызывает трансформацию рынка труда за счет привития новых навыков и

компетенций посредством радикального преобразования образовательного процесса и трансформации роли учителя.

Цифровизация кардинально меняет устаревшую методологическую базу школы, а также дает доступ к информации не только в виде текста, но также в аудиовизуальной форме, что заставляет осуществлять ее перманентный поиск и отбор наиболее адекватного контента и его анализа.

Вот почему цифровизация образования приводит к его радикальному реинжинирингу, так как наставник должен уметь использовать новые технологии на практике. Например, виртуальная реальность (VR) помогает создавать цифровые миры и тренажеры, не зависящие от физических сущностей, что значительно раздвигает границы обучения, а дистанционное образование дает возможность получить его в любое время в любой точке земного шара.

Итак, сегодня информация - фундамент мирового прогресса, к которой неприемлемы классические подходы. Так, Л.В. Шмелькова говорит, что «важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что эта личность владеет цифровыми технологиями, применяет их в профессиональной деятельности» [2].

К цифровизации наиболее расположены дети, у которых еще вне образовательного процесса складываются первые навыки общения с цифровой окружающей средой.

Обучение конкретным навыкам осуществляется на разных уровнях образования, но цифровые компетенции закладываются и обновляются на протяжении всей жизни, поэтому цифровизация образования имеет прямую корреляцию с уровнем овладевания наставника современными технологиями с целью их реализации в образовательном процессе. Так, Н.Н. Битюцкая отмечает «необходимость формирования умения ориентироваться в потоке цифровой информации у педагогов, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию» [2].

Система цифрового образования состоит из таких элементов, как: информационные ресурсы, телекоммуникации и управляющая система [6, с. 86] (рисунок 1).

Правительство РФ приняло паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», который нацелен на создание экосистемы в целях радикального роста качества и доступа к перманентному образованию [5]. Он осуществляется на базе создания «цифрового образовательного пространства» и дистанционного обучения. Проект предусматривает такие опции как:

Рис. 1. Составляющие системы цифрового образования

1) смешанное обучение,

2) личные «дорожные карты» образовательного процесса,

3) самостоятельное образование,

4) семейное и прочие виды образования.

Цифровизация коренным образом изменяет жизнь общества, предоставляет ресурсы для овладения ранее недоступными знаниями, поэтому технологии цифровизации - это не только механизм, но и новая реальность, которая дает ранее немыслимые возможности:

1) обучение в удобное время в любой точки планеты,

2) перманентное образование,

3) собственные образовательные графики.

Динамика рынка дистанционного образования подтверждается ростом объема и доступности удаленного обучения. Так, по прогнозам рынок дистанционного образования в нашей стране к 2021 году увеличится до 53,3 млрд. руб., то есть более чем в два раза относительно с 2016 года [2].

Новые пути применения цифровизации в образовательном процессе - оцифровка библиотек и последующее их применение в дистанционном обучении при помощи программного обеспечения, которое сможет собирать удаленный курс путем анализа уже имеющихся массивов цифровых данных.

Образовательный процесс с использованием новых технологий, механизмов и алгоритмов подразумевает их эффективное использование. Возможности удаленного и смешанного обучения дают огромные возможности для получения качественного образования любым индивидом вне зависимости от места жительства и навыков, однако, с учетом его требований и способностей.

Подобные перемены требуют от учителя полного ориентирования в цифровом пространстве. Так, В. Астапкович предложил «определить единые требования к существующим и появляющимся платформам онлайн курсов, которые объединятся в систему, подобную единому окну» [3, с. 70].

Ученики смогут выбирать курсы исходя из необходимости, уровня подготовки наставника или по рейтингу. В. Астапкович поставил основную задачу в виде принятия единой нормативной базы для обеспечения симбиоза дистанционных курсов с программами любого учебного заведения.

Таким образом, можно подытожить нижеследующие условия цифровизации:

- любое физическое или юридическое лицо в любой точке России в любое время должны иметь возможность доступа возмездно или безвозмездно в автоматическом режиме любые информационные ресурсы и компетенции, которые им требуются в процессе ежедневной деятельности для реализации личных или корпоративных начинаний;

- в социуме имеется свободный доступ любому физическому или юридическому лицу к актуальным цифровым технологиям, которые гарантируют реализуемость предшествующего пункта;

- гарантируется наличие соответствующей инфраструктуры, которая обеспечивает национальные информационные ресурсы в объеме, которые необходимы для соответствия перманентно ускоряющегося общественного развития. Общество должно продуцировать и сохранять всю требуемую для его функционирования информацию, в первую очередь, научную;

- в социуме идет процесс непрерывной автоматизации всех секторов экономики и общественной жизни;

- глобальные преобразования социальных структур непосредственно влияют на расширение границ цифровой деятельности и информационно-коммуникационных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что цифровизация сферы экономики и, более узко, сферы образования, а также любых прочих сфер жизнедеятельности подразумевает синтезирование у индивида цифровой культуры и компетенций, которые дадут ему возможность в полной мере использовать новые возможности и свободно функционировать в рамках нового цифрового общества.

Список литературы

1. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.

2. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 30.09.2019).

3. Кешелава А.В. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. ВНИИ Геосистем, 2017. 28 с.

4. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы / А. Марей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcg.com/m-m/about/bcg-review/digitalizatioaaspx/ (дата обращения: 30.09.2019).

5. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about/ (дата обращения: 30.09.2019).

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. М., 2016. 287 с.

7. Цифровизация. [Электронный ресурс] // Викисловарь. Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация/ (дата обращения: 30.09.2019).

8. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция. [Электронный ресурс] / Д.К. Шваб. Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/ (дата обращения: 30.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.