Научная статья на тему 'Понятие и сущность принципа российского федерализма'

Понятие и сущность принципа российского федерализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5176
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
FORM OF GOVERNMENT / PRINCIPLE OF MODERN RUSSIAN FEDERALISM / STATE POWER / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кетова Екатерина Валерьевна

В статье раскрывается природа современного российского федерализма, существенным признаком которого является двухуровневая система государственной власти. Отмечается, что понимание государственной власти как совокупности полномочий, осуществляемых от имени государства его органами, позволяет изучать практику функционирования современной российской государственной власти по горизонтали и вертикали, а также реализацию принципа ее единства в условиях российского федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF RUSSIAN FEDERALISM

The modern Russian federalism is given in the article, essential feature of which is its two-level system of government. Author also supports the understanding of state power as a combination of powers exercised by the state organs and it is noted that this approach allows studying the practice of modern Russian state power functioning both horizontally and vertically, as well as the implementation of its unity principle in the conditions of Russian federalism.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность принципа российского федерализма»

УДК 342.24 (470) ББК 67.400

Кетова Екатерина Валерьевна Ketova Ekaterina Valerevna

аспирант Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Postgraduate Student, South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8 (918) 161-19-78.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА The concept and essence of the principle of Russian federalism

В статье раскрывается природа современного российского федерализма, существенным признаком которого является двухуровневая система государственной власти. Отмечается, что понимание государственной власти как совокупности полномочий, осуществляемых от имени государства его органами, позволяет изучать практику функционирования современной российской государственной власти по горизонтали и вертикали, а также реализацию принципа ее единства в условиях российского федерализма.

Ключевые слова: форма государственного устройства, принцип современного российского федерализма, государственная власть.

В науке конституционного права отмечается, что в мире отсутствуют «чистые», типичные формы государственного устройства, а их официальные признаки условны и размыты [1, с. 67]. Вместе с тем и общественно-политическая практика, и научная мысль часто используют термины «унитарное» либо «федеративное» государственное устройство. Более того, эти понятия составляют основу определения сущности регулирования различных явлений общественной жизни. В связи с этим предметом данного исследования является принцип современного российского федерализма.

Термин «принцип» (от лат. рппаршт -начало, основа) в объективном смысле означает исходный пункт, первооснову, самое первое [2]. В философии - тоже, что и основание, то есть то, что составляет фундамент некоторой совокупности фактов или знаний [3]. Исходя из этого понимания, представляется, что в принципе федерализма должна быть выражена его сущность. Вероятно, раскрыв содержательное значение данного принципа, мы сможем определить сущностные черты федерализма и ответить на вопрос о том, почему

The modern Russian federalism is given in the article, essential feature of which is its two-level system of government. Author also supports the understanding of state power as a combination ofpowers exercised by the state organs and it is noted that this approach allows studying the practice of modern Russian state power functioning both horizontally and vertically, as well as the implementation of its unity principle in the conditions of Russian federalism.

Keywords: form of government, principle of modern Russian federalism, state power.

следует отнести разные и непохожие государственные устройства именно к федерализму или, наоборот, почему их нельзя считать федерациями.

Термин «федерализм» происходит от латинского словаfoedus (соглашение). Исходя из значения термина, суть федерализма можно определить как:

- указание на согласительный порядок происхождения государственного устройства (соглашение центральной, федеральной власти и субъектов федерации о соподчинении и установлении определенной системы власти либо соглашение субъектов федерации между собой относительно передачи части своих полномочий избранным (или установленным иным образом) субъектами федерации центральным органам);

- постоянный императив (принцип, положенный в основу взаимоотношений) принимать все решения некого объединения (союза) субъектов путем соглашений без диктата центральной власти.

Термин «федерализм» основывается на возникшей на Западе идее определенного государственного устройства. При этом разные

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

государства, идентифицирующие себя как федеральные, разительно отличаются друг от друга элементами государственного устройства.

Установить современное значение термина либо принципа исходя из его дефиниции представляется неверным. Понятия, родившиеся в конкретной исторической ситуации, а также под влиянием или в рамках определенной теории (идеи), могут долго оставаться в истории человечества, при этом наполняясь новым содержанием [4, с. 8]. Например, общеизвестный термин «конституция» (от лат. сошйШю - установление, предписание) возник в Древнем Риме как императорский акт, но сегодня он имеет совсем другой смысл. Таким образом, содержание принципа федерализма не должно поясняться исходя лишь из этимологии термина. Кроме того, поскольку понимание федерализма в конституционном праве в различных государствах разное, а сама эта отрасль права носит всегда политический характер [5, с. 7-15], ограничимся выявлением сущности и содержания принципа российского федерализма.

т» __^ _______^ _

В отечественной исследовательской литературе имеются различные подходы к определению сущности федерализма: как принципа территориально-политического устройства; принципа взаимосвязи целого и его частей [6, с. 10; 7, с. 39, 46]; средство объединения и урегулирования противоречий [8, с. 12]; идея, то есть совокупность взглядов, представлений о гармоничном конституционном строе, базирующемся на собирательном и договорном началах союзного государства [9, с. 3; 10, с. 19-23]; принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющие обеспечивать единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях [11, с. 22]. По поводу первого подхода возникает сомнение в адекватности определения его сущности: может ли быть принцип сам по себе территориально-политическим устройством? Представляется, что нет. Принцип - это нечто идеальное.

Второй подход, на наш взгляд, является слишком узким для раскрытия сущности принципа федерализма: можно ли принцип сводить лишь к средству преодоления противоречий? В таком случае принцип подменяется механизмом преодоления противоречий для решения практических задач. Более близкими к истине представляются 3 и 4 подходы.

При этом третий подход видится исходящим из представлений зарубежной исторической школы федерализма, осмысливающей этот феномен с учетом опыта формирования западных федераций.

Четвертый подход, как представляется, более соответствует опыту развития российского федерализма. Таким образом, предлагается за основу дальнейших исследований взять понимание принципа федерализма в значении, предложенном М. В. Глигич-Золотаревой.

При рассмотрении вопроса о содержании принципа современного российского федерализма следует исходить из того, что оно может быть определено в широком и узком значениях.

В широком смысле - как взаимосвязь с другими общеправовыми принципами, действующими в Российской Федерации, например, принципом верховенства Конституции России.

В узком смысле содержание данного принципа закреплено в ст. 5 Основного закона России в качестве основ конституционного строя в области государственного устройства:

1. Российская Федерация состоит из равноправных субъектов.

2. Республики имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты - уставы и законодательство.

3. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. При этом федеративное устройство России позволяет в полной мере обеспечить четкое функционирование механизма обеспечения всех прав и свобод граждан в нашей многонациональной стране [12, с. 35-89].

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

В Российском государстве разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. В научной литературе дискуссионным является вопрос о том, что относить к вертикали, а что - к горизонтали. Так, в теории государства и права федерализм зачастую обозначается как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных).

Условимся, что по вертикали публичная власть разделяется на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную, а по горизонтали - на три уровня: федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти; региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ее иногда неправильно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной); местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень не является элементом структуры государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Таким образом, важнейшим отличительным признаком современного российского федерализма (прежде всего, в плане отграничения этого понятия от иной формы государственного устройства - унитаризма) является двухуровневая система государственной власти - власть федерации и власть субъекта федерации и, соответственно, наличие двухуровневой системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, - государственные органы федерации и государственные органы субъектов федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В отличие от исполнительных органов, федеральные законодательные органы и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации не образуют единую иерархическую систему, и на каждом уровне законодательной власти имеется свой круг полномочий. Так, в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничением государственной власти на федеральную государственную власть и государственную власть субъектов Федерации, в Российской Федерации существуют Федеральное Собрание - как представительный и законодательный орган Российской Федерации и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды - органы судебной власти - также делятся на федеральные и суды субъектов Федерации. В связи с тем, что основной характеристикой современного российского федерализма является двухуровневая система построения государственной власти, на наш взгляд, следует внести некоторые коррективы в формулировку принципа федерализма М. В. Глигич-Золотаревой:

- принцип современного российского федерализма - это концепция, парадигма (идея) государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на двух уровнях государственной власти - федеральном и субъектов Федерации;

- главными сущностными признаками современного российского федерализма являются установление, организация и взаимодействие федеральной власти и власти субъектов Федерации, которые представляют собой территориально-политические образования.

Представляется, что двухуровневая организация государственной власти и есть та лакмусовая бумажка, которая позволяет отграничить различные варианты федеративных государств от унитарных. Отсюда наличие двух сфер предметов ведения (или трех с промежуточным -совместным - как в России), двухуровневого законодательства, двухуровневой системы госорганов, двухуровневой судебной системы и так далее. Таким образом, главное отличие федеративного государства от унитарного состоит в том, что определенные территории - субъекты федерации - обладают государственной властью.

Понятию государственной власти и выявлению ее сущностных характеристик посвящены многие труды дореволюционных российских ученых (Л. И. Петражицкого, Н. М. Коркунова, П. А. Сорокина, В. М. Хвостова). На советскую научную элиту, занимавшуюся вопросами государственной власти, сильное влияние оказывали исследования К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Эти проблемы также разрабатывались основателем советской саратовской школы конституционного права И. Е. Фарбером, свой вклад в его развитие внесли Г. Н. Манов, В. Е. Чиркин и другие. Анализ исследовательской литературы позволяет выделить четыре понимания сущности государственной власти: волевое отношение, орган государства, функ-

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА -

ция и совокупность полномочий. Каждый из под- осуществляемых от имени государства его ор-ходов дает возможность выявить социальное ганами, позволяет изучать практику функцио-назначение государственной власти и ее роль в нирования российской государственности упорядочивании общественных отношений. [13, с. 23-26] как по горизонтали, так и верти-Таким образом, понимание государствен- кали, а также реализации принципа ее един-ной власти как совокупности полномочий, ства в современных условиях.

Литература

1. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2014.

2. Философский энциклопедический словарь / ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин и другие. М., 2010.

3. Философская энциклопедия. М., 19601970.

4. Баранов П. П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы // Философия права. 2000. № 1.

5. Баранов П. П., Шпак В. Ю. Политическое право в многообразии своих определен-ностей: философский анализ // Философия права. 2007. № 1.

6. Титова Т. П. Становление федеративной государственности в современной России: ав-тореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 1999.

7. Баранов П. П., Соколов А. Н. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов н/Д, 2007.

8. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

9. Ким Ю. В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития (теоретико-методологические основы): авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2009.

10. Семитко А. П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее // Российский юридический журнал. 2013. № 1.

11. Глигич-Золотарева М. В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

12. Баранов П. П., Рыбак С. В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан России. Ростов н/Д, 2001.

1 3. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).

Bibliography

1. Lexin V. N., Shvetsov A. N. The state and the regions: theory and practice of state regulation of territorial development. Moscow, 2014.

2. Philosophical encyclopedic dictionary / ed. tip: V. S. Stepin, A. A. Guseinov, G. Yu. Semigin, ect. Moscow, 2010.

3. Philosophical encyclopedia. Moscow, 1960-1970.

4. Baranov P. P. Development of the philosophy of law in Russia: traditions and modern problems // Philosophy of law. 2000. № 1.

5. Baranov P. P., Shpak V. Yu. The political right in the variety of its definition: philosophical analysis // Philosophy of law. 2007. № 1.

6. Titova T. P. The formation of a federal state in modern Russia: abstract dis. ... PhD in policy. Moscow, 1999.

7. Baranov P. P., Sokolov A. N. Theory of government and rights: tutorial. Rostov-on-Don, 2007.

8. Umnova I. A. The constitutional foundations of modern Russian federalism. Moscow, 1998.

9. Kim Yu. V. Federal state: the essence, the genesis, development problems (theoretical and methodological foundations): abstract dis. ... doctor of law. Tyumen, 2009.

10. Semitko A. P. The idea of federalism in Russia: past and present // The Russian legal magazine. 2013. № 1.

11. Gligich-Zolotareva M. V. On the fate of federalism in Russia // Constitutional and municipal law. 2006. № 2.

12. Baranov P. P., Rybak S. V. Activities of law-enforcement bodies to ensure the rights and freedoms of Russian citizens. Rostov-on-Don, 2001.

13. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in a context of methodology of system research // Philosophy of law. 2011. № 4 (47).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.