АСПИРАНТСКИЙ ВЕСТНИК
А. В. Дербина*
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА
Ключевые слова: теория права, правотворчество, правопорядок, законность, правотворческий процесс, правоприменение, правообразование, правовое регулирование, правовые нормы, социоправовой феномен, правовая социализация, правовые отношения, правовое поведение, субъект правотворчества, гражданское общество, государство, социум. Аннотация: в данной статье раскрываются понятие, сущность, элементы, функции правотворческого процесса в современном российском обществе, кроме того, показана значимость социо-правового феномена в современном российском социуме.
Key words: theory of law, lawmaking, legal order, lawfulness, law, law-making process, law enforcement, law formation, legal regulation, legal norms, socio-legal phenomenon, legal socialization, the legal relations, legal behavior, subject of lawmaker, civil society, state, society.
Summary: This article reveals the concept, nature, elements, functions lawmaking process in contemporary Russian society, besides, shows the importance of socio-legal phenomenon in modern Russian society.
Изменения государственного строя, правовой и экономической системы России приводят к основам становления демократического федеративного правового государства, признающего общечеловеческие ценности. В условиях формирования гражданского общества в России со всей остротой встал вопрос о новой роли закона, о необходимости новых подходов к процессу его создания и совершенствования. Без его решения нельзя
* Заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
обеспечить проведение политических, социальных, экономических и других реформ, приостановить рост правонарушений, успешно формировать правовое государство. Поэтому правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену и дополнение. В любом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.1
Современное российское общество как цивилизованная система отношений между личностями передает право на осуществление регулирования своей организации и определение типов отношений внутри нее аппарату государства. Такое регулирование производиться российским государством в разных формах, среди которых по значимости выделяются три основные:
- регулирование посредством утверждения (принятия) определенных правил коллективного поведения (правотворчество);
- регулирование посредством своевременной и надлежащей реализации утвержденных (принятых) правил поведения (правоприменение);
- регулирование посредством организационно-материального обеспечения действия и охраны утвержденных (принятых) правил поведения (правоохрана).2
Исходя из этого, можно утверждать, что деятельность органов государственной власти Российской Федерации (и любого другого государства мира) по созданию необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого общества правил поведения (юридических норм), или правотворческая деятельность, по своему смыслу и значению предшествует как правоприменительной, так и правоохранительной деятельности. Это означает, что реальное регулирование государством взаимоотношений людей в обществе начинается именно и исключительно с начала процедур правотворчества, с момента создания в определенном порядке тех социальных «правил игры» каждой отдельной личности в общественном про-
1 Бошно С. В. Правотворчество: путь от источника к форме права. М., 2002. С. 41.
2 Каландаришвили З. Н. Правовая социализация и правовая культура. СПб., 2006. С. 23 - 24.
странстве, которые необходимы для рационального и безопасного существования и развития этой личности.3
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования. Нельзя не согласиться с точкой зрения Г. В. Назаренко, в соответствии с которой «правообразование - это естествен-ноисторичекий процесс формирования права, в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний».4
Аналогичной позиции придерживался В. С. Нерсесянц, который полагает, что: «социальный процесс формирования позитивного права -это объективно складывающиеся и субъективно выявляющиеся в жизни общества и государства взаимодействие, влияние разнообразных социальных факторов на формирование правовых норм; это процесс, несомненно, смыкается с завершающей стадией - юридически оформленным процессом правотворчества государства как организованной деятельностью его правотворческих органов по созданию либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме норм позитивного права».5 Сходное мнение у Ю. И. Гревцова: «противопоставлять правообразование и правотворчество не имеет смысла, т.к. правотворчество является частью правообразования, хотя их и следует различать».6 Ю. В. Монахова также считает, что «Правотворчество тесно связано с формированием права, но правообразование и правотворчество различаются между собой. Правооб-разование начинается с осознания передовыми членами общества необходимости правового регулирования тех или иных видов общественных отношений в соответствии с назревшими потребностями развития общества. Возникновение потребности в регулировании общественных отношений происходит объективно под воздействием ряда факторов: естественных, социальных, экономических, политических, идеологических и др., получивших в теории права название «правообразующие факторы». В своей совокупности такие факторы выступают в качестве предпосылок формирования права, право изначально формируется естественно-историческим
3 Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 21 - 22.
4 Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 1998. С. 107.
5 Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2001. С. 244.
6 Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 87.
путем, объективно, без действия со стороны законодателя. Корни правооб-разования заложены в самих общественных отношениях и в реальных потребностях воздействия на них правовыми способами. Осознание этих потребностей и их всеобщего характера, формирование на этой основе воли на регулирование соответствующих отношений, согласование интересов различных слоев населения, нахождение их баланса и т.д. - все это необходимые слагаемые правообразования, включая правотворчество. В современных условиях правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, общественного мнения, сформулированного средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д. В любом случае истинное правообразование всегда требует должной оперативности, глубоких знаний реальной жизни и возможностей права, уважения к общечеловеческим ценностям и морально-этническим нормам, умения пользоваться средствами, способами, приемами и формами правового регулирования, владения правотворческой техникой и т.д. Процесс же собственно правотворчества выступает как завершающая и конститутивная стадия правообразования как масштабного социального явления. Однако значимость правотворчества также не должна умаляться, поскольку без практической правотворческой деятельности правооб-разование не смогло бы выразиться в нормы права, посредством которых регулируются наиболее важные общественные отношения. Данные нормы обеспечиваются государством и являются обязательной мерой поведения людей. Только в этой части правообразование приобретает целенаправленную завершенность, что требует обратить особое внимание на собственно правотворче ство».7
Думается, что учитывая тесную взаимосвязь правообразования и правотворчества, а именно, то, что правообразование включает в себя правотворчество, следует выделять в современных условиях развития общества следующие главные этапы правообразования: обнаружение юридического мотива, вызванного назревшими естественными, социально-эконо-
7 Монахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе. М., 2005. С. 10 - 11.
мическими и иными потребностями (факторами) в правовом урегулировании тех или иных видов общественных отношений; формирование на этой основе различными общественными институтами гражданского общества согласованной роли, требующей возведения в нормативный, всеобщий ранг; юридическое оформление компетентными субъектами (народом, государственными органами, органами местного самоуправления) согласованной воли в форме правовых норм в официальных юридических источниках; официальное доведение принятого правотворческого решения до сведения адресатов.
Сфера правового регулирования выражает собой то социальное пространство, которое подвержено принципиальному действию права: это одновременно как сфера возможного (потенциального) регулирования, так и сфера необходимого регулирования; как сфера законодательного регулирования, так и сфера правореализующего регулирования. Границы нормативного правового воздействия на реально существующие общественные отношения могут быть рассмотрены с двух сторон: с точки зрения возможности такого воздействия и с точки зрения его необходимости и целесообразности. Верхний предел правового регулирования общественных отношений выступает пределом возможного, отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости средств правового воздействия, и регулируются иными, неправовыми по своему характеру формами (например, посредством влияния природных факторов, закономерностей общественного развития, уровня развития экономики, моральных императивов и др.). Нижняя граница (необходимость правового вмешательства) определяется степенью важности для общества и государства тех или иных социальных отношений, причем данный предел выражен наименее устойчивым образом.
Таким образом, правотворчество выступает как последний этап правообразования. Характеризуется в целом этот процесс, следует отметить, что, прежде всего, являет собой способ перевода объективных законов общественного развития на язык правовых предписаний, облеченный в соответствующую юридическую форму.8
Действительно, определяя правотворчество как социальное явление и одновременно как обладающее юридическими свойствами, нельзя
8 Ильин А. В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005. С. 10.
ограничить его понимание лишь в виде процесса издания нормативных правовых актов. Правотворческая деятельность выражается в гораздо более значительном по объему круге процессов: в подготовке концепции и проекта нормативного правового акта, в выявлении потребностей в правовом регулировании тех или иных групп общественных отношений, в определении направления и характера самого регулирования.
Как справедливо отмечает В. Н. Кудрявцев, «обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, что уже оправдало себя не практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».9
Следует иметь в виду, что существует целый ряд особых обстоятельств (факторов), оказывающих воздействие на процесс формирования права и находящихся вне рамок положений каждого отдельного закона. При изучении явления правотворчества можно выявить присутствие на каждой его стадии особого источника, лежащего вне объективного права, выражающегося в форме совокупности факторов, которые, будучи внешними по отношению к правовой деятельности, ориентируют процесс правового регулирования, при этом не ограничивая деятельность законодателя определенными идеологическими рамками, придают ей научно обоснованный характер.
На современном этапе развития общества понятие «правотворчество» призвано охватить более широкий круг явлений, включить в себя все сложные процессы, предшествующие принципиальному решению о подготовке проекта нормативного правового акта, выявить потребности в правовом регулировании тех или иных видов общественных отношений, направление и характер такого регулирования.
В советский период, до начала преобразований второй половины 1980-х годов под правотворчеством понималась «форма государственного руководства обществом, завершающая процесс формирования права и отражающая социальные факторы этого процесса в виде возведения воли классов, стоящих у власти, в общеобязательные правила - правовые нормы».10
Эта дефиниция доминировала в советской юридической науке, т.к.
9 Кудрявцев В. Н. Правомерное поведение: норма и патология. М., 1982. С. 287.
10 Марксистско-ленинская общая теория права и государства: основные институты и понятия. М., 1970. С. 576.
содержательные и формальные параметры правотворчества всегда определяются конкретными историческими условиями, сложившимися правовыми обычаями, характером тех или иных преобразований.
А. С. Пиголкин, исследуя правотворчество как форму государственной деятельности, считал, что правотворчество - это деятельность государственных органов по планированию, созданию, совершенствованию законодательства. Автор обосновал четыре признака правотворчества как формы государственной деятельности. Первый признак правотворчества - это деятельность государственных органов по созданию нормативных актов и совершенствованию законодательства. Второй признак правотворчества - деятельность государственных органов протекает в плановом режиме. Третий признак правотворчества - это создание нормативных актов, что является результатом правотворческой деятельности. Четвертый признак правотворчества - это совершенствование законодательства путем внесения изменений и дополнений.11 Из данного определения следует, что правотворчество направлено не только на создание правовой нормы, но и на создание права как системы.
А. В. Мацкевич под правотворчеством понимает особую форму или вид деятельности государства, который состоит в установлении, изменении и отмене правовых норм.12 Особая форма рассматривается автором как деятельность государственных органов по созданию нормы права и возведению воли государства в закон. Другие авторы считали, что правотворчество - это комплексный процесс, состоящий из операций, которые являются формами выражения абстрактной умственной деятельности человека и каждая из которых выполняется с использованием различных способов и методов13, либо понимали правотворчество как объективную обусловленную, завершающую процесс формирования права государственную деятельность, в которой воля государства возводиться в закон. Правотворчество - это «исходящие от государства или признаваемые в официальных документах способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения».14
Вместе с этим, например Р. Лукич определял правотворчество как
11 Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972. С. 16 - 17.
12 Мицкевич А. В. Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 29.
13 Лукич Р. Методология права. М., 1981. С. 215.
14 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 5 - 9.
комплексный процесс, состоящий из операций, которые являются формами выражения абстрактной умственной деятельности человека, и каждая из которых выполняется с использованием различных способов и мето-дов.15 В этом смысле правотворчество может быть истолковано в качестве юридически неформализованной деятельности человеческого разума, так как она определенным образом направлена на создание обладающих юридическим характером законов.
В юридической литературе имелась и иная точка зрения на правотворчество как форму государственной деятельности, в частности, С. В. Поленина и Е. В. Куманина рассматривают правотворчество с точки зрения социальных факторов и с точки зрения качества закона. Под социальными факторами правотворчества они понимают комплекс факторов, воздействующих на право в процессе его создания и реализации, образующих систему факторов правового развития, общую для всех стадий. К социальным факторам авторы отнесли следующие: экономические, политические, социальные, культурные, психологические, юридические и иные аспекты общественной жизни. Решающим фактором в формировании права является экономический аспект, который связан с политическим фактором. Качество закона понимается как создание на высоком профессиональном уровне норм права.16
С 90-х годов прошлого столетия стали появляться различные точки зрения на определение правотворчества. Часть исследователей под правотворчеством понимают «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур».17
В этом определении выделяется несколько составляющих правотворчества:18
- познание, изучение и оценка явлений и процессов, нуждающихся в правовом регулировании;
- определение органа или иного субъекта, наделенного правом
15 Лукич Р. Методология права. С. 215.
16 Поленина С. В., КуманинаЕ. В. Социальные аспекты правотворчества и реализации права // Советское государство и право. 1974. С. 12 - 19.
17 Тихомирова Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1999. С. 33.
18 Орехова Н. Л. Законотворчество: теоретико-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.
принимать нормативный правовой акт;
- выбор формы предлагаемого акта;
- принятие, изменение или отмена его в рамках соответствующих процедур.
Приведенное определение наиболее точно и полно отражает именно юридическое содержание данного творческого процесса, который, однако, не сводиться исключительно к механическим, строго формализованным действиям со стороны субъекта правотворчества. Ведь факту принятия правотворческого решения часто предшествует большая и нередко длительная работа по выявлению и установлению действительной потребности в правовой регламентации соответствующей области общественных отношений на основе анализа тенденций и противоречий в их развитии, с учетом мнения всех носителей соответствующих интересов, характера и наиболее целесообразного направления этого регламентирования.
С. С. Алексеев развивая в дальнейшем свои изыскания в области правотворчества предлагает сделать различие между юридическими категориями, такими как «формирование права», «правообразование и правотворчество».19 А.Б. Венгеров, предлагает понимать «правотворчество как организационно оформленную, установленную процедурную деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признания сложившихся, действующих в обществе правил поведения».20
Наряду с этим, учитывая спектр особенностей создания правовых норм, их значение, сущность и цели, правотворчество характеризуют и как деятельность, заключающуюся в «создании (институировании, санкционировании) правовых норм, отражающих существующие тенденции развития личности, общества и государства; деятельность, представляющую собой нахождение компромисса, возникающего в результате учета общего и особенного в интересах социальных субъектов; деятельность, направленную на формирование общественного, группового и индивидуального правосознания с целью упорядочения и регламентации общественных отношений, объективно имеющих правовую природу».21
И. Н. Синякин пишет о том, что в понимании правотворчества се-
19 Алексеев С. С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.76.
20 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004. С. 476 - 477.
21 Дмитриевцев К. Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации. Нижний Новгород, 1994. С. 49.
годня обозначились два аспекта: «В узком смысле под правотворчеством сегодня подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых актов компетентными органами. В широком смысле данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридических норм (подготовка, принятие, опубликование и т.д.)».22
Еще шире к данной проблеме подошли Н. И. Матузов и А. В. Малько, рассматривающие правотворчество как «деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах».23 Примечательно, что правотворчество рассматривается им как составная часть и завершающий этап правообразования.
Существование точек зрения на правотворчество как форму государственной деятельности способствовало постановке вопроса об оптимизации правотворческой деятельности в современной России. А.И. Ильин под оптимизацией правотворческой деятельности понимает правотворческий процесс в его этапах и стадиях. Этап заключается в том, что в обществе выявляются общественные отношения, требующие урегулировать их нормами права. Автор выделил два этапа правотворчества. Первый этап - предпроектный; второй - проектный. Стадия - это процесс, который состоит из ряда процедур. Автор выделил девять стадий правотворческого процесса: 1) изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности правовой регламентации; 2) определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида нормативных правовых актов; 3) принятие решения о подготовке правового акта; 4) разработка концепции, идеи, анализа будущего акта; 5) подготовка проекта правового акта разработчиком, рабочей группой органов; 6) предварительное рассмотрение проекта акта; 7) общественное обсуждение проекта; 8) официальное рассмотрение проекта акта в соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур; 9) принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.24
22 Синякин И. Н. Правотворчество и его проблемы в юридической науке // Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 44 - 45.
23 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2002.
С. 412.
24 Ильин А. В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России
Анализируя варианты понятийных характеристик правотворчества, следует отметить, что в современный период обращается внимание на связанность правотворческой деятельности с формированием соответствующих источников права. Так, под правотворчеством понимают и вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.25
При анализе существующих в теории права воззрений на понятие правотворчества, следует также отметить противоречивость взглядов исследователей на проблему связанности правотворческой деятельности именно с деятельностью государства как публичной организации.
Так, например, в юридической литературе отмечается, что правотворчество (правотворческую деятельность публичной власти) можно определить как имеющую особое значение, отдельную форму осуществления генеральной функции государства, выражающуюся в составлении, принятии и введении в действие законов, других нормативных актов, а также в санкционировании либо установлении в качестве юридических норм правил поведения, содержащихся в иных формах выражения объективного права.26
Вместе с этим некоторые теоретики права указывают на то, что в отдельных случаях правотворчество не связано напрямую с государством и реализуется обществом в целом либо отдельными крупными социальными институтами. Так, например, выделяется правотворческая деятельность, осуществляемая непосредственно народом (населением определенной местности) путем принятия соответствующих актов на референдуме, правотворчество, реализуемое общественными объединениями и т.п.27
В этом отношении, на наш взгляд, следует считать, что эта точка зрения не совсем верна, поскольку, во-первых, акты, принятие на референдуме, разрабатываются и совершенствуются субъектами публичной власти до вынесения их на всенародное обсуждение, и сам референдум назначается и проводиться соответствующими органами государства и,
(вопросы теории и практики). СПб., 2005. С. 198 - 199.
25 Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2001. С. 209.
26 Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 23.
27 Пиголкин А. С. Законотворчество в РФ: научно практическое и учебное пособие. М., 2000. С.17.
во-вторых, нормы, создаваемые общественными организациями (а также иными разновидностями общественных объединений), являются по своему характеру больше корпоративными, чем правовыми. Истинное правотворчество и многие производные от него компоненты получают возможность реально проявлять себя только при активном участии в этих процессах государства, его органов и должностных лиц.
Таким образом, согласно традиционной точке зрения на правотворческую деятельность, она представляет собой деятельность государства, направленную прежде всего, на создание предписаний юридических норм.
Некоторые исследователи формулируют понятие правотворчества исходя из концепции правового государства, например, Х.И. Кайтаева, которая считает, что «под правотворчеством следует понимать организацию деятельности и саму деятельность государственных и негосударственных субъектов по изданию нормативных правовых актов, соответствующих системообразующей идее демократического государства - обеспечению верховенства закона, выражающего волю народа и соответствующую стандартам и требованиям, представляющим собой механизм реализации принципов обеспечения правового содержания закона (нормативного правового акта)».28
Таким образом, понятие правотворчества так же многогранно, как и понятие права. Всякая попытка рассмотрения права с новых методологических позиций, выявление новых аспектов формирования, возникновения и действия права неизбежно ведет к поиску новой трактовки понятия правотворчества.
Итак, существует несколько ключевых подходов к понятию правотворчества.
Первый из них условно можно назвать техническим, а том смысле, что понятие правотворчества в данном случае определяется не для более точного отражения сущности и содержания данного явления, а для других, более широких целей, например, в учебных целях, не выходящих за рамки юридической догматики; в научных исследованиях, посвященных функциям государственных органов, формам осуществления государственной власти и т.д. Как правило, в этом случае правотворчество рассматривается в качестве процесса, деятельности, стадии правообразования, функции го-
28 Кайтаева Х.И. Правотворчество в правовом государстве. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2006. - С.17.
сударственной органа или его должностных лиц, а целью правотворчества (во многом справедливо) объявляется издание общеобязательных норм в форме официально принятых нормативных актов, содержащих обязательные правила. Перечисление других существенных признаков правотворчества варьируется в зависимости от поставленных задач.
Во втором случае наблюдается иной подход к определению правотворчества: он основан на понимании того, что правотворчество нельзя сводить к его деятельному аспекту. Сторонниками такой позиции избирается установка на выявление сущности правотворчества как объективно востребованного атрибута государственно-организационного общества. В рамках такого подхода определяющим признаком правотворчества становиться его социальная сущность.
Такие определения не ограничиваются описанием формальных внешних признаков правотворчества, а включают в себя и попытки определить содержательную сторону правотворчества, установить, что составляет главное в правотворчестве как социальном явлении, какова его природа. В этом случае мы имеем определения, построенные посредством указания на ближайший род понятий, к которому причисляется правотворчество, и определяются его природообразующие признаки. Оно определяется: как возведение в закон воли (государства, класса, общества), как форма осуществления государственной власти, как процесс поиска социального компромисса. Иногда сущность правотворчества отождествляется с деятельностью по изданию нормативных правовых актов.
Во всех определениях можно обнаружить единство по следующим моментам:
- правотворчество - это процесс;
- целью этого процесса является установление общеобязательных правил для регулирования общественных отношений;
- конечным результатом этого процесса являются нормативные правовые акты (формы), содержащие общеобязательные правила поведения.
Несмотря на то, что проблеме правотворческой деятельности было разработано и сформулировано достаточно много научных позиций, исследования по данному вопросу все еще продолжаются в юридической науке. На основе научных разработок и устоявшихся на практике подходов, мы считаем, что правотворчество представляет собой форму государствен-
ной профессиональной деятельности, направленную на формирование, принятие норм права (а также их изменение и отмену) уполномоченными субъектами с применением определенных метолов, средств и способов в рамках соответствующих процедур с елью удовлетворения потребностей в урегулировании общественных отношений.
Правотворчество - это процесс, в котором участвуют различные субъекты, действующие в соответствии с процедурой, установленной нормативно правовыми актами для каждого из них, или для каждого их вида. Разные исследователи предлагают различные основания и, что вполне в связи с этим естественно, предлагают дифференцировать правотворчество на различные виды.