ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
УДК 342.5 Н.В. КЕШИКОВА
ББК 67.400.6 кандидат юридических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА
Впервые в науке делается попытка раскрыть некоторые аспекты порядка формирования государственных органов как политико-правового института с точки зрения его понятия и сущности.
Ключевые слова: порядок формирования, государственные органы, политико-правовой институт, понятие, сущность.
N.V. KESHIKOVA
PhD of Law, associate professor of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
DEFINITION AND ESSENCE OF PROCEDURE FOR FORMING STATE BODIES AS A POLITICAL AND LEGAL INSTITUTION
The article analyses the definition and essence of procedure for forming state bodies as a political and legal institution.
Keywords: procedure for forming, state bodies, political and legal institution, definition, essence.
Пересмотр понятийного аппарата, эвристических принципов и методологических схем порядка формирования государственных органов — одна из неотложных задач современного конституционного права. Данная проблематика в первую очередь включает в качестве одного из ведущих вопрос о сущности и понятии порядка формирования государственных органов как политико-правового института.
Механизм организации государственных органов связан с такими юридическими понятиями, как: условия и предпосылки формирования, пути формирования, способы формирования государственных органов и др. На наш взгляд, данные понятия носят частный
характер и не раскрывают сути процесса институционализации и легитимации государственной власти в обществе. Изучение только данных аспектов процесса институционализации государственных органов не всегда правильно и зачастую не всегда полно позволяет определить характер политико-правового развития общества, политических трансформаций, оказывающих непосредственное влияние на формирование системы государственной власти и в целом политико-правовой системы общества. В результате процесс институционализации государственной системы предстает односторонним и ограниченным. В этой связи наиболее обоснованно, по нашему мнению, применение термина «порядок
© Н.В. Кешикова, 2009
формирования государственных органов» в первую очередь в значении политико-правового института, который является более широким понятием, связанным «формальными узами» с федеральным и региональным законодательством, и одновременно в этом качестве выступает неотъемлемой составляющей политической системы общества. Поэтому он по праву может анализироваться с разных сторон с применением различных политико-юридических концепций. Кроме того, на наш взгляд, понятие «порядок формирования государственных органов» более динамично, чем понятие «способ организации органа власти», т.е. может быть подвергнуто интемпоральному и интерлокальному анализу. И наконец, при описании сути органов государственной власти необходима характеристика прежде всего основных принципов, положенных в основу порядка их формирования.
В самом понятии «порядок формирования государственных органов» как политико-правовой институт заложена институциональная и политико-правовая — двойственная — природа. Поэтому перед нами встает задача раскрыть понятие «институт» применительно к порядку формирования государственных органов, а также выявить его политическую и правовую основу.
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского. Со временем он приобрел два значения: юридическое — совокупность норм права, предназначенная регулировать определенный вид общественных отношений по поводу порядка формирования государственных органов; политическое — определенное политическое явление, обусловливающее процесс институционализации и легитимации государства как ведущего элемента политической системы общества.
Вся современная политико-государственная анатомия конкретного общества закрепляется национальным правом, их органическая взаимосвязь проявляется в процессе создания и реорганизации государственной системы и институционализируется в определенном порядке формирования государственных органов. Не составляет исключения и российское государство, особенности эволюции институтов публичной власти которого напрямую детерминированы именно
природой и неотъемлемыми, сущностными свойствами порядка формирования государственных органов. В современных условиях поиска стратегии устойчивого развития социума порядок формирования государственных органов играет роль своего рода первоосновы системного единства российской государственной системы, да и в целом всего политико-правового пространства. Поскольку генетический уровень российской государственности как характеристику ее врожденных свойств невозможно проследить только по специфике осуществления власти институтами государства, постольку новая государственность оформляется и в процессе функционирования порядка формирования государственных органов. Данный процесс оформляется в виде совокупности социально-правовых и политико-государственных отношений, сложных изменений в ценностной ориентации, проявляется в эволюции юридических интересов и потребностей тех или иных слоев (страт, классов и т.д.) общества, социальных взаимодействиях всех субъектов и участников этого процесса: политических, правовых, экономических и духовно-нравственных. Здесь публичная политическая власть, реализуемая субъектами и участниками указанного порядка в той или иной ее форме, характеризует сущность переходного состояния государственности и институтов публичной власти.
Эволюция порядка формирования государственных органов и других политико-правовых институтов происходит буквально на наших глазах. В науке для объяснения этих процессов используются различные теоретические схемы (концепция азиатского способа производства, теории модернизации, демократического транзита и т.д.), каждая из которых по-своему оригинальна и раскрывает различные пути и аспекты институциональных трансформаций1. В доктрине анализ политико-правовых институтов обусловливается зачастую временем и местом в реальном мире2. В связи с этим представляется возможным изучение порядка формирования государственных органов с точки зрения его политико-правового развития во времени. Порядок формирования государственных органов, будучи процессом, протекающим в условиях определенного «политико-правового времени», характеризуется много-
мерностью и складывается на нескольких уровнях: «на уровне повседневной жизни»; на «уровне смыслозначимой, выражаемой в различных доктринах, концепциях и пр. жизни» и, наконец, на «уровне существования правовых и политических институтов. Каждому уровню соответствуют свои ин-тервалы»3. На институциональном уровне единицей выступают периоды в развитии политико-правовой системы в целом и порядка формирования государственных органов как политико-правового института в частности, где интервалы — своеобразные конструкты, используемые для структурирования данного периода развития. Выделение такого рода уровней и соответствующих им периодов политико-правового времени развития порядка формирования государственных органов поможет создать целостное представление о нем и о всей системе институтов публичной власти, опосредованных правом, связанных с правовой и политической культурой конкретного социума системой способов организации государственной власти, государственным устройством и замыкающихся на личности — высшей ценности демократического общества.
В условиях того или иного периода политико-правового времени развития в самом процессе формирования государственных органов ярко проявляется и актуализируется связь правовых и политических институтов, на основе которой происходит соединение политических и правовых их элементов в единый специфический политико-правовой институт — порядок формирования государственных органов и одновременно складывается гармоничное сочетание политических и правовых начал в его сущности. Право здесь создает общую нормативную систему, играющую значимую роль в организации самой системы управления, властной институциональной сферы, направленную в том числе на создание и функционирование в дальнейшем необходимого порядка формирования государственных органов. А ориентация в национальной правовой системе на резкую смену способов организации государственной власти и порядка формирования государственных органов будет значимым фактором, достаточным условием для серьезнейших потрясений во всей институционально-публичной властной сфере. И наоборот,
обретение стабильности и устойчивости в нормативно-правовой сфере, выражающееся, в частности, в закреплении такого порядка формирования государственных органов, который адекватен национальным интересам развития общества и законным интересам личности, создаст основу для восстановления и нормальной работы институтов государственной власти.
На институциональном уровне политикоправового времени развития порядка формирования государственных органов специфика его сущности и структуры направлена на выявление ее элементов и свойств, взятых в их взаимозависимости. Поэтому методологические подходы к исследованию современного порядка формирования государственных органов требуют синтеза знаний и объединяющей методологической основы, в качестве которой может по праву выступать системный подход. Необходимость в этом обусловлена различием «концептуальных построений в юридической науке, базирующимся на поливариантности методологических оснований»4.
Сущность любого явления сама по себе системна, поэтому ее анализ предполагает вычленение основополагающего «структурно организованного начала, без которого при всех условиях явление существовать не мо-жет»5. Оно выражает качественную природу порядка формирования государственных органов, его отличие от порядка общества в целом и других субпорядков в его структурной организации.
Структура порядка формирования государственных органов обусловлена политико-правовым характером самого явления и оформляется как взаимодействие и взаимовлияние общественно-политической и государственно-правовой составляющих, в которых абстрактно превалирует политикоправовой аспект глобального значения.
Системный подход поможет выделить некоторые сущностные признаки порядка формирования государственных органов. Ведущим элементом, компонентом, свойством данного порядка является политическая (государственная) деятельность, которая по своему содержанию, как элемент порядка формирования государственных органов, осуществляется в определенных направлениях, основные из которых государственно-
политическое; общественно-политическое; социально-государственное; государственно-правовое. Причем объединяет все эти направления, выступая в качестве приоритетной составляющей и основополагающего элемента порядка формирования государственных органов, государственно-правовая деятельность. Вторым общим неотъемлемым признаком, компонентом сущности порядка формирования государственных органов можно по праву считать политико-правовые ценности и опыт.
Политико-правовая концепция порядка формирования государственных органов, с одной стороны, отражает исторически изменяющуюся организацию государственной системы, ее объективное основание. В этом случае порядок формирования государственных органов проявляется в двух аспектах — политико-организационном и социально-юридическом. В соответствии с оными, порядок формирования государственных органов предстает в двух ипостасях одновременно: как согласованная нормативно-правовая мини-система, где логически упорядоченные и непротивостоящие друг другу правовые предписания в виде правового института закрепляют данный порядок; как совокупность общественных отношений, упорядоченных на основании признанных гражданами в процессе легитимации государственных органов социальных норм, образующих порядок формирования государственных органов и являющихся общеобязательными предписаниями, а также правовых привычек, правового опыта, стереотипов правового поведения, наконец, юридической практики. В этом контексте порядок формирования государственных органов представляется как некая объективная реальность, являющаяся результатом взаимодействия юридических предписаний с реальными общественными отношениями, сложившимися в результате функционирования этих норм.
С другой стороны, политико-правовая концепция порядка формирования государственных органов имеет и субъективные основания. В современных политико-правовых реалиях наблюдается постепенное смещение исследования проблемы субъекта порядка формирования государственных органов из философско-онтологической и сугубо политологической плоскостей в юридико-
догматическую и конституционно-правовую, где она обретает новое содержание в политико-правовых институтах. В этом ракурсе концепция порядка формирования государственных органов раскрывает направленность действий субъектов на институционализацию государства посредством разнообразных форм реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Здесь научное познание субъективного основания порядка формирования государственных органов
требует рассмотрения субъектов порядка формирования государственных органов
с точки зрения института правосубъектности, поскольку правосубъектность, как известно, выступает одним из факторов, обусловливающих возникновение политикоправовых отношений, и в этом амплуа является важнейшей составляющей указанного порядка. Субъективные основания порядка формирования государственных органов
выражают ценностные отношения личности к складывающейся государственно-правовой упорядоченности, готовность поддерживать установившееся равновесие в политико-правовом пространстве государства и общества. Результатом функционирования порядка формирования государственных органов является сложившийся политико-правовой порядок государства и общества, где индивиды приобретают гражданские качества и реализуют их в зависимости от отношения к власти и праву. Такого рода политико-правовой порядок государства и общества предстает как единый национальный порядок. Он вобрал в себя все то ценное и полезное, что было накоплено в духовно-нравственном и политико-нормативном опыте российского общества и государства, и в том числе опыт в сфере формирования государственных органов, являющийся единственным способом обеспечения стабильности и легитимности порядка общества в целом в многоукладном многонациональном федеративном государстве.
Анализ концепта порядка формирования государственных органов показывает, что он основывается на государственно-правовых началах. Государственно-правовая сфера — это среда становления порядка формирования государственных органов как самостоятельного явления, политико-правового института. Если из понятия «порядок формирования го-
сударственных органов» исключить государственно-правовой признак, то обозначаемое им явление теряет качественное отличие от других, сходных с ним институтов, например от порядка формирования органов местного самоуправления. Порядок формирования государственных органов как правовой институт воздействует на другие конституционные институты и институты иной отраслевой принадлежности, что существенным образом способствует их сближению. Поэтому представляется возможным говорить о наличии между политической и правовой системами российского общества структурных взаимосвязей, большая часть которых приходится на политико-правовой институт порядка формирования государственных органов, что в самом общем виде выражается в универсализации современного конституционализма, с одной стороны, и юридизации политической социальной действительности — с другой. Раскрытие содержания и уяснение сути этих связей и зависимостей являются залогом ясного видения перспектив совершенствования порядка формирования государственных органов, трансформации политико-правовой системы, установления единого устойчивого национального правопорядка.
Следовательно, в своей основополагающей сущности порядок формирования государственных органов — это детерминированный деятельностью субъектов политики, характеризующийся государственно-правовыми началами формирования и функционирования институт, который направлен на институционализацию, воспроизводство и легитимацию государственной системы, установление, сохранение и развитие единого
надежного порядка в обществе на основе современных политико-правовых ценностей и опыта человеческой цивилизации. Поэтому с позиции науки познание должно быть ориентировано на разработку концепции порядка формирования государственных органов, базирующейся на взаимодействии политической и правовой систем России, учитывающей современное состояние его международно-правового и внутригосударственного регулирования, в рамках которой порядок формирования государственных органов как неотъемлемая составляющая политико-правовой системы общества должен обеспечивать закономерную институционализацию и функционирование государственной системы и устойчивую преемственность и целостность прогрессивного поступательного развития общества.
Примечания
’ Елисеев С.М. Выйти из «бермудского треугольника»: о методологии исследования посткоммунисти-ческих трансформаций // Полис. 2002. № 6. С. 73; Маркина O.A. Трансформация региональных институтов политической власти в современной России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 16.
2 Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб., 2002. С. 15; Бернев А.Э. Институты публичной власти в правовом пространстве современной российской государственности переходного типа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 10—11.
3 Бернев А.Э. Институты публичной власти в правовом пространстве современной российской государственности переходного типа: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 119—120.
4 Костенко В.И. Общетеоретические государственно-правовые проблемы становления и развития российской политической культуры: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 18.
5 Там же. С. 19.
Bibliography
Bernev A.E. Public authority institutions in the legal sphere of modern Russian transition statehood: PhD thesis in Law. Rostov-on-Don, 2005.
Bernev A.E. Public authority institutions in the legal sphere of modern Russian transition statehood: synopsis of PhD thesis in Law. Rostov-on-Don, 2005.
Kostenko V.I. General theoretical state legal issues of Russian political culture formation and development: synopsis of thesis for Doctor's degree in Law. Yekaterinburg, 2008.
Markina O.A. The transformation of regional political authority institutions in modern Russia: PhD thesis in Political Science. M., 2005.
Sergeychik E.M. History philosophy. St.Pb., 2002.
Yeliseev S.M. To go out of «the Bermuda Triangule»: on the methodology of post communist transformations research // Polis (Policy). 2002. № 6.