ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
© 2003 г. Е. В. Рогова
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Уголовный кодекс РФ предусматривает исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетнему, совершившему преступление. Они перечислены в ст. 88 УК РФ: а) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью, в) обязательные работы, г) исправительные работы, д) арест, е) лишение свободы на определенный срок. Перечисленные меры наказания одинаковы по наименованию и содержанию для несовершеннолетних и взрослых осужденных, различаются по срокам и характеру исполнения. Так, например, максимальный срок исправительных работ, применяемых к несовершеннолетним — 1 год, применяемых ко взрослым — 2 года. Среди наказаний , применяемых к несовершеннолетним, особое внимание хотелось бы обратить на такое наказание, не связанное с лишением свободы, как исправительные работы.
В последнее время в уголовной политике нашего государства наметились явные тенденции ее либерализации (от лат. ¡¡ЬегаНэ — относящийся к свободе, свободный) — освобождение от жестких ограничений государственного регулирования, контроля; политика идеологической свободы1. На современном этапе одним из приоритетных ее направлений является сокращение объема наказаний в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Одним из наказаний, которое в настоящее время применяется к несовершеннолетним как альтернатива лишению свободы, являются исправительные работы. Штраф назначается несовершеннолетнему только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложить взыскание. Возможность самостоятельно зарабатывать у подростка невелика либо ее вообще нет. В редких случаях подросток, совершивший преступление, может иметь какое-либо имущество. Обязательные работы в настоящее время еще не применяются, при этом законодательством РФ установлено, что наказание в виде обязательных работ вводится в действие по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2004 г.2.
Поэтому нам представляется необходимым остановиться на рассмотрении наказания в виде
исправительных работ, применяемого к несовершеннолетним, его понятии и сущности.
Действующее законодательство (УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г.) называют рассматриваемый вид наказания «исправительными работами».
Некоторые ученые еще до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. указывали на необходимость такого наименования3. Как нам кажется, законодатель пошел по правильному пути, исключив из названия наказания словосочетание «без лишения свободы», т. к. исправительных работ с лишением свободы не бывает. Данный вид наказания относится к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, действующее в настоящее время, предусматривает только один вид исправительных работ с отбыванием только по месту работы осужденного.
Не допускается и направление осужденного для отбывания исправительных работ не по месту прежней работы в качестве меры взыскания. УК РФ введены новые правила замены более жестким видом наказания исправительных работ в случае злостного уклонения от их отбывания.
Стабильность и «популярность» исправительных работ объясняется, прежде всего, эффективностью их применения в тех случаях, когда общественная опасность преступления и лица, его совершившего, не требует обязательной изоляции осужденного от общества, а цели наказания могут быть достигнуты и в процессе его материальных ограничений. Проведенный опрос судей и инспекторов уголовно-
исполнительных инспекций показал, что более половины опрошенных (64,4% судей и 53,5% инспекторов) отмечают, что исправительные работы, применяемые к несовершеннолетним являются эффективным видом наказания4.
Применение исправительных работ неоднократно менялось и совершенствовалось, однако сущность их оставалось все той же — наказание, которое заключается в ограничении некоторые трудовых и материальных прав и интересов осужденного. Исправительные работы по действующему уголовному законодательству — это привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка определенной части в пользу
1 Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 2000. С. 292.
2 О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон РФ №4-ФЗ от 10 января 2002 г.
3 Иванова А. Т., Пискарева Н. В. Совершенствование правовой регламентации наказания в виде исправительных работ// Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1988. С. 37.
4 Опрос проводился среди судей и инспекторов уголовноисполнительных инспекций Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятия за период 2002-2003 гг.
государства5.
Хотелось бы подробнее остановиться на сущности исправительных работ, так как этот вопрос неоднократно являлся предметом научного исследования. Целесообразно обратить внимание на сущность исправительных работ в целом, проводя соответствующую параллель с сущностью исправительных работ, применяемых к несовершеннолетним .
Некоторые авторы считают, что сущность исправительных работ заключается в перевоспитании и исправлении осужденного путем общественного воздействия6.
Представляется, что недостаток данной точки зрения относительно сущности исправительных работ проявляется, прежде всего, в отсутствии указания на наличие кары как необходимого атрибута наказания.
Другие учение считают основным признаком исправительных работ — воспитание осужденного в процессе труда, не отрицая при этом элементов кары7. Авторы данной точки зрения основным в сущности исправительных работ считают воспитание осужденного в процессе труда, при этом ставя кару на второй план. Поэтому, на наш взгляд, с ними полностью согласиться нельзя.
Ряд авторов, при определении сущности исправительных работ, в первую очередь указывают на карательную сторону, не отрицая при этом и воспитательного воздействия8. Они определяют исправительные работы как наказание, представляющее собой совокупность карательных и воспитательных элементов, раскрывая при этом карательную сторону наказания как удержание части заработка осужденного, и некоторые иные ограничения его имущественных прав и трудовых прав. Воспитательное же воздействие заключается в контроле за осужденным и проведении с ним воспитательной работы.
Нельзя, по нашему мнению, согласиться с авторами, которые определяют сущность исправительных работ только через удержания из заработной платы осужденного9.
Ряд авторов, определяя сущность исправительных работ, указывают на обязательный характер труда осужденного, продолжительность наказания и удержание части заработка осужденного в доход государства, не указывая при этом иные ограничения прав осужденных, относящихся к условиям труда 0
5 Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов/ Отв. ред. проф. И. Я Козаченко и проф. З. А. Незамова. М., 1997. С. 335.
6 См., например: Уголовное право. Общая часть. М., 1993. С. 255; Симушков Г. Н. Эффективность исправления и перевоспитания осужденных за хулиганство к лишению свободы и исправительным работам: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Л., 1974. С. 10.
7 См., например: Бушуев И. А. Исправительные работы. М., 1968. С.48-57; Ефимов М., Шагалов А. Исправительные работы без лишения свободы// Сов. юстиция. 1962. № 18. С. 14.
8 См., например: Михлин А. С., Гуськов В. И., Кириллова И. А. и др. Исправительные работы и их эффективность. М., 1967. С. 29.
9 См, например: Васильев А. И., Маслихин А. В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия: Учеб. пособие. Рязань, 1989. С. 51.
10 См, например: Уголовное право Российской Федерации.
Общая часть: Учебник/ Под ред. Б. В. Здравомыслова. 2-е
изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 346; Маликов Б. З. Исправи-
Наиболее правильное определение сущности исправительных работ, как нам кажется, дали А. Т. Иванова и Н. В. Пискарева, отметив, что исправительные работы — это наказание, карательная сущность которого заключается в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осу-жденного11.
Определяя сущность исправительных работ, необходимо исходить, прежде всего, как нам представляется, из сущности наказания, т. е. кары. Сущность любого наказания заключается в том, что за совершенное преступление осужденный подвергается каре, т. е. определенным лишениям и страданиям. Кара — необходимый признак наказания. Несмотря на то что, применяя его, суд ставит перед наказанием и воспитательные задачи, это не исключает, а, напротив, предполагает, что наказание должно содержать в себе и элементы кары и тем самым устрашать преступника. Если преступник не боится наказания, оно теряет свою силу. Наказание — это и есть кара. Кара как сущность наказания в каждом виде уголовного наказания проявляется в конкретных элементах (в одном карательном элементе или их сочетании). Данное утверждение убедительно аргументируется на страницах юридический литературы12. Свойством кары, образующим сущность наказания, уголовное наказание отличается от других мер государственного принуждения. Как и всякое наказание, исправительные работы содержат в себе ряд карательных правоограничений, которые по своей тяжести ставят эту меру на пятое место в системе наказаний по российскому уголовному праву.
В философском словаре дается следующее определение сущности. «Сущность — то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего»13. Следовательно, сущность исправительных работ, на наш взгляд, составляет совокупность материальных, трудовых и иных ограничений прав, свобод и интерес осужденных, реализуемых в процессе участия их в общественно полезном труде без изоляции от общества.
Что же касается сущности исправительных работ, применяемых к несовершеннолетним, то она так же заключается в карательных правоог-раничениях. За совершенное преступление не-
тельные работы в системе исполнения уголовного наказания// Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов и повышения профессионального мастерства в борьбе с преступностью: Тезисы республик. науч.-практ. конф. Уфа, 1990. С. 99.
11 Иванова А. Т. Пискарева Н. В. Совершенствование правовой регламентации наказания в виде исправительных работ// Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1988. С. 36.
12 См., например, Наташев А. Е. Основные вопросы кодификации исправительно-трудового законодательства// Учен. зап. ВИЮН. 1962. № 14. С. 189; Ременсон А. Л. Некоторые вопросы теории советского исправительно-трудового права// Сов. государство и право. 1964. № 1. С. 93; Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. С. 17; Дуюнов В. К. Наказание в уголовном праве России — принуждение или кара? // Государство и право. 1997. № 11. С. 62.
13 Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 444.
совершеннолетний так же, как и взрослый преступник подвергается наказанию, виновному несовершеннолетнему причиняются страдания и лишения, специально рассчитанные на то, что он будет претерпевать наказание как лишение, страдание за причиненное обществу зло. Несовершеннолетний преступник, осужденный к исправительным работам, ограничивается в материальных, трудовых и иных правах, свободах и интересах. Данные правоограничения в некоторых случаях отличаются от правоограничений, которым подвергаются взрослые преступники, но суть остается та же. Правоограничения, связанные с исправительными работы как показывает практика, более чувствительны для взрослых преступников, чем для подростков. При рассмотрении вопроса об исправительных работах
несовершеннолетних, нельзя забывать о воспитательном воздействии администрации, коллектива, в котором трудится подросток. Но, так как речь идет о сущности наказания, которая заключается в каре, воспитательное воздействие справедливее отнести к содержанию наказания.
В заключении подчеркнем, что сущность исправительных работ несовершеннолетних заключается в материальных, трудовых и иных ограничениях прав, свобод и интересов несовершеннолетнего в процессе выполнения им общественно полезного труда без изоляции от общества.
□ □ □ □ □