УДК 346.62 + 346.542
А.Н. Зевайкина* ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТОВАРНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ**
В статье рассмотрено понятие энергетического товарного рынка как важнейшей составляющей российского товарного рынка, приведена классификация энергетических рынков по различным основаниям, сформулированы понятия «энерготовар», «энергопродукция» как объекты обращения на энергетических рынках, исследована структура товарного рынка как система договорных отношений между производителями, посредниками и потребителями (оптовыми и розничными) энергопродукции, энерготоваров, определен механизм правового регулирования отношений между субъектами энергетических рынков.
Ключевые слова: товарный рынок, энергетический рынок, энергетический ресурс, энергетический продукт, энергетический товар, энергосбережение, энергоэффективность, структура товарного рынка, механизм правового регулирования.
Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере. Поэтому реализация цели и задач энергетической политики России, установленных Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. [1], в том числе цели максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций, требует формирования целостной концепции правового регулирования отношений, возникающих между субъектами на энергетическом товарном рынке.
Ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» [2] определяет товарный рынок как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Товарный рынок определяет границы конкурентной среды, в которой осуществляют предпринимательскую деятельность хозяйствующие субъекты. Понятие конкурентной среды определено в Программе развития конкуренции в РФ
[3], в соответствии с которой конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.
Содержанием предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на энергетическом товарном рынке является производство и продажа энергетической продукции и товаров, относящихся к категории «невзаимозаменяемых товаров», спрос на которые является неэластичным, т. е. не изменяется или изменяется незначительно при изменении условий продажи (предложения на рынке).
С этимологических позиций слово «энергия» (епег§е1а) в переводе с греческого языка означает «деятельность». Толковый словарь определяет энергию как одно из основных свойств материи — меру ее движения, а также способность производить работу [4, с. 911]. В научный оборот данный термин был введен английским ученым Т. Юнгом в 1807 г. и понимался им как произведение массы движущегося тела на квадрат его скорости. Т. Юнг установил, что качественно различные физические формы движения материи способны превращаться друг в друга, и этот процесс превращения контролируется строго определенными количественными эквивалентами, что и позволяет выделить общую меру движения — энергию как таковую [5, с. 566].
С философских позиций энергия определяется как общая мера различных форм материального
* © Зевайкина А.Н., 2012
Зевайкина Анна Николаевна ([email protected]), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
** Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых за счет средств федерального бюджета (МК-5828.2012.6).
движения. В некоторых философских концепциях энергия трактуется как особого рода субстанция или некоторая внутренняя активность, переходящая от одного тела к другому или от одного живого существа к другому [5, с. 566].
Выделяется много видов энергии. Так, в физике вводятся понятия механической, тепловой, электромагнитной, ядерной, гравитационной и других видов энергии. В механике энергия подразделяется на потенциальную и кинетическую, в термодинамике — на связанную и свободную и т. д. Возможно различное преобразование одних форм энергии в другие, законы которого изучают физика, химия и другие науки.
Вся история цивилизации связана с освоением и развитием использования различных форм энергии, источники которой (энергоресурсы) подразделяются на невозобновляемые (ресурсы минерального сырья — уголь, нефть, природный газ) и возобновляемые (древесина, гидроэнергетика и др.).
В ст. 2 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [6] энергетический ресурс определяется как носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другие).
Одновременно с понятием энергетического ресурса вводится понятие вторичного энергетического ресурса, под которым понимается энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса. В данном случае, видимо, законодатель имеет в виду источники, которые ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» [7] относит к возобновляемым, в том числе биомассу, включающую в себя специально выращенные для получения энергии растения, деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаза, газа, выделяемого отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газа, образующегося на угольных разработках.
Однако объектом обращения на товарном рынке являются не сами энергоресурсы, а созданные в результате осуществления предпринимательской деятельности, включающей несколько последовательных стадий — производство (добычу), преобразование (переработку), передачу, — энергопродукция и энерготовары.
Энергопродукция — вещи производственного назначения, т. е. предназначенные для использования в производстве и переработке, — сырье, материалы, например, товарная нефть является сырьем для получения бензина, керосина и других энерготоваров, предназначенных для конечного потребления [8].
Следовательно, в зависимости от цели реализации и приобретения можно выделить: 1) энергетические рынки сырья (энергопродукции), которое приобретаются с целью дальнейшей переработки; 2) энергетические рынки готовых для потребления товаров (энерготоваров), целью приобретения которых является либо перепродажа (оптовые рынки), либо потребление (розничные рынки).
Легальное определение оптового и розничного рынка содержит ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г., который выделяет оптовый рынок электрической энергии и мощности и розничный рынок электрической энергии. Рынок тепловой энергии включает только розничный (локальный) рынок из-за экономической неэффективности передачи тепловой энергии на значительные расстояния. Не имеет четкой законодательной структурированности рынок топливных ресурсов.
Энергетические рынки можно классифицировать в зависимости от способа генерации (получения) источников (носителей) энергии: 1) рынок нефти и продуктов ее переработки; 2) рынок газа и продуктов его переработки; 3) рынок угля, сланцев, торфа и продуктов его переработки; 4) рынок электроэнергии; 5) рынок теплоэнергетики.
В зависимости от характеристик источника (носителя) энергии, используемого для получения энергопродукции и энерготоваров, можно выделить: 1) энергетические рынки продукции и товаров, полученных в результате использования возобновляемых источников энергии (энергии солнца, ветра, вод (в том числе энергии сточных вод), приливов, волн водных объектов, геотермальной энергии с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальной тепловой энергии земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомассы, отходов производства и потребления); 2) энергетические рынки продукции и товаров, полученных в результате использования невозобновляемых источников энергии (минерального сырья — нефти, природного газа, угля, сланцев, торфа).
Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» [9] выделяет следующие направления функционирования (отрасли) топливно-энергетического комплекса: 1) нефтедобывающая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, нефтехимическая промышленность,
транспортировка по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов; 2) газовая промышленность, транспортировка по трубопроводам газа и продуктов его переработки; 3) угольная промышленность, сланцевая промышленность, торфяная промышленность; 4) электроэнергетика, теплоэнергетика; 5) энергосбережение и повышение энергетической эффективности; 6) иные направления функционирования (отрасли) топливно-энергетического комплекса, определенные Правительством РФ.
На наш взгляд, энергосбережение и повышение энергетической эффективности не является отдельной отраслью экономики, производящей энергопродукцию и товары. Энергосбережение следует рассматривать как правовой режим производства, переработки и использования энергопродукции и товаров [8].
Самым общим образом правовой режим можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования [10, с. 185], иначе говоря, как особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [11, с. 19].
Согласно легальному определению, энергосбережение — это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (см. ст. 2 «Закона об энергосбережении»).
На первом этапе развития энергетики СССР (с 20-х по 50-е годы XX века) в энергопотреблении преобладали энергосберегающие технологии. Это было вызвано относительной дороговизной топлива, систематической дефицитностью топливного баланса, его угольной моноструктурой (доля нефти в общем производстве и потреблении энергоресурсов не превышала 20 %, что едва обеспечивало потребности в моторном топливе) и наличием единственного высококачественного энергоносителя — дорогой и дефицитной электроэнергии [12, с. 59]. Ситуация начала меняться с конца 60-х годов XX века, когда в результате успехов геологических исследований и быстрого развития отраслей промышленности по добыче углеводородного топлива (нефти и природного газа) наблюдалось резкое увеличение энергоемкости про-
изводства. Если за период с 1931 г. по 1960 г. национальный доход СССР вырос в 20 раз, общее энергопотребление — в 8,4 раза, т. е. энергоемкость национального дохода сокращалась за десятилетие в среднем на 18—20 %, то за период 1961—1980 гг. национальный доход возрос в 3,25 раза, а общее энергопотребление — в 2,43 раза, т. е. удельная энергоемкость национального дохода за десятилетие сократилась только на 12—13 % [12, с. 60]. Если в 1965 г. годовая экономия энергоресурсов по пятилеткам составляла 150 млн т условного топлива, то в 1985 г. — только 85 млн т условного топлива [12, с. 61]. Такое явное замедление энергосберегающих тенденций возникло, по-видимому, как реакция на удешевление энергоресурсов. Однако уже начиная с конца 70-х годов XX века рост затрат на добычу и транспорт нефти и природного газа привел к необходимости проведения широкомасштабных исследований для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. В зарубежных странах в этот период также наблюдалось резкое усиление внимания к вопросам экономии топлива и энергии, повышения эффективности их использования, что было связано, в том числе, с резким повышением мировых цен на нефть после снижения по решению ОПЕК в 1973 г. объемов добычи нефти, послужившим началом «первого энергетического кризиса». Например, по заданию правительства ФРГ в 1974—1978 гг. большой группой западногерманских экономистов (М.К. Мейер-Абих, X. Майкснер) проводилось исследование, по результатам которого были разработаны политикоэкономические мероприятия экономии энергии в промышленности, на транспорте, в домашних хозяйствах и мелкими потребителями [13].
В РФ правовые основы энергосбережения были заложены с принятием Постановления Правительства РФ от 01.06.1992 № 371 «О неотложных мерах по энергоснабжению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» [14]. 7 мая 1995 г. был издан Указ Президента РФ № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года» [15], в котором повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития провозглашались одним из основных приоритетов энергетической политики РФ. В этом же году в рамках исполнения названного Указа Президента РФ была принята Энергетическая стратегия России [16]. В Постановлении Правительства РФ от
02.11.1995 №° 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» [17] предусматривалось осуществление в течение 1995—2000 годов комплекса пер-
воочередных мер по реализации потенциала энергосбережения. Первый Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении» был принят
03.04.1996 г. [18]. Однако из-за отсутствия разработанных механизмов его реализации его применение не привело к ожидаемому радикальному изменению ситуации в области энергопотребления.
Действующий Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. 10.07.2012) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает понятие, принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формы государственного регулирования и саморегулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационного и договорного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также государственно-частного партнерства в данной области деятельности.
Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (см. ст. 2 «Закона об энергосбережении»).
В настоящее время исследование эффективности является предметом специального научного направления — теории эффективности. Эта теория имеет свой понятийный аппарат, и многие ее положения успешно используются в различных областях практической деятельности, в том числе применимы и к области энергоэффективности. Под эффективностью понимается наиболее общее свойство любых целенаправленных процессов (операций), которое раскрывается через понятие «цель операции» и объективно выражается степенью достижения этой цели с учетом затрат ресурсов и времени [19].
Несмотря на специфичность правового регулирования отдельных видов энергетических рынков, наблюдается устойчивая тенденция к их интеграции в единый энергетический рынок, обусловленная техническими и технологическими факторами.
Так, например, климатические особенности РФ позволяют обеспечить надежное потребление низко потенциальной энергии, полученной при объединенной выработке тепловой и электрической энергии, которую принято называть когенераци-ей или теплофикацией. Во исполнение положений Декларации лидеров стран 08 по расширению использования технологий когенерации в национальных энергетических системах, к кото-
рой РФ присоединилась в 2007 году в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду, Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2010 году предусмотрела, что в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Федерации необходимо обеспечить максимальное использование потенциала когенерации и модернизацию систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований. Такую возможность дает эксплуатация теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), работающих в теплофикационном цикле и вырабатывающих тепловую и электрическую энергию. В отличие от них конденсационные электростанции производят только электроэнергию. Когенерационные системы дают возможность увеличения в несколько раз производства энергии из первичного топлива при незначительных эксплуатационных расходах, они направлены на энергосбережение, поскольку исключаются потери при транспортировке тепло- и электроэнергии, так как энергогенерирующее оборудование устанавливается в непосредственной близости от потребителя.
Современные технологии позволяют также модернизировать технологические комплексы нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций, которые со временем должны стремиться стать электрическими или энергетическими за счет решения насущной технической проблемы по утилизации попутного газа при добыче нефти и утилизации мазута при ее переработке. Так, транспортировка попутного газа из малонаселенных районов Сибири к потребителям — достаточно дорогое и нерентабельное предприятие. Очень неудобен для транспортировки и мазут, который обладает значительной вязкостью. Поэтому необходимо создавать экономические условия и правовые требования нефтяным организациям, с тем чтобы им было выгодно утилизировать газ и мазут на месте, производя при этом электроэнергию для внутренних нужд или для продажи через сети электропередач.
Кроме того, несмотря на высокую доходность отрасли в целом, нефтедобыча остается рискованным предприятием, требующим значительных вложений при отсутствии гарантии экономически выгодной промышленной эксплуатации нового месторождения после получения лицензии на разработку (например, имеются риски открытия нерентабельного месторождения, риски, вызываемые неточным определением объема геологических запасов и коэффициента нефтеизвлечения, и др.). Поэтому добывающие организации будут стремиться диверсифицировать свое производство и производить электроэнергию.
Можно привести и другие примеры использования технологической специфики функциони-
рования производственных объектов энергетического хозяйства в целях образования единого энергетического рынка, что предопределяет необходимость создания общей модели их правового регулирования.
Учитывая, что добыча топливно-энергетических ресурсов сопряжена с нанесением серьезного вреда экосистеме, государственное регулирование должно быть направлено на стимулирование использования экономически эффективных и наименее вредных с точки зрения экологии возобновляемых источников энергии.
Структура энергетического товарного рынка представляет собой систему объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в производстве и передаче (продвижении) энергоресурсов, энергопродукции и энерготоваров от изготовителей к потребителям (оптовым и розничным). В данном понимании энергетический товарный рынок можно рассматривать как систему правоотношений производителей, посредников и потребителей.
Сходство в правовом положении участников энергетического рынка обусловлено способом осуществления предпринимательской деятельности — преимущественно путем использования присоединенной сети. При этом особенности правового статуса сетевых организаций определяются отсутствием конкуренции и монопольным рынком.
Например, структура рынков нефти, нефтепродуктов и газа обусловлена выделением следующих этапов хозяйственной деятельности: поиск и разведка нефтяных и газовых месторождений; добыча нефти и газа; переработка нефти и газа; транспортировка, хранение и сбыт нефти, газа и нефтепродуктов.
Основная часть добычи нефти в России приходится на вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) — 87 %. (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Тюменская нефтяная компания» (ТНК-ВР), ОАО «Роснефть» и др.). Наряду с ними действуют так называемые независимые участники рынка, имеющие лицензию на добычу нефти, не связанные отношениями зависимости с ВИНК организации, т. е. не являющиеся дочерними или зависимыми обществами ВИНК либо их аффилированными лицами. К ним относятся 160 малых и средних организаций.
Нефтеперерабатывающую промышленность составляют нефтеперерабатывающие заводы, 19 из которых входят в состав ВИНК. Оптовыми посредниками являются более 1500 трейдеров. Структура розничного рынка нефтепродуктов включает субъектов, осуществляющих продажи автомобильного бензина (АЗС), авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута, технические требования к которым устанавливает техни-
ческий регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 [20].
Структура договорных связей на данном рынке в основном обусловлена доминирующим положением ВИНК, которые имеют возможность устанавливать прямые договорные связи (исключая посредников) внутри группы от нефтеперерабатывающего завода к организации розничного рынка нефтепродуктов.
При отсутствии действенных экономических и административных регуляторов технологические особенности функционирования рынков топливно-энергетического комплекса порождают возможности деятельности посредников, наличие которых не обусловлено экономической необходимостью и приводит к повышению цен на конечный энергетический продукт. Например, из цепочки договорных связей на розничном рынке нефтепродуктов целесообразно исключить нефтетрей-деров, деятельность которых помимо установления торговой наценки приводит к изменению товарного потока нефтепродуктов и их качества путем так называемого «бадяжничества» и «бленди-рования». На розничном рынке необходимо устанавливать прямые договорные связи, носящие долгосрочный характер, обеспечивая тем самым безопасное снабжение потребителей и открытость рынка.
Основаниями возникновения правоотношений выступают: договор поставки нефти с месторождений на нефтеперерабатывающий завод (вид договора поставки), договор процессинга (предусматривает переработку давальческого сырья), агентский договор (предусматривает обязанность нефтеперерабатывающего завода по разнарядкам ВИНК осуществлять действия по отгрузке продукции на нефтебазы) и другие договоры, правовая природа и особенности отдельных элементов которых изучены лишь фрагментарно.
Отсутствие четкой структурированности правоотношений и информационная закрытость большинства энергетических рынков приводит к дисбалансу в конкурентной среде. Так, в Программе развития конкуренции в РФ на 2009—2012 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 691-р [21], отмечено, что потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен. Нефтяные компании, владеющие более чем 80 % ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка. Отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, пе-
рекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Xозяйственные правоотношения на энергетическом рынке должны быть четко структурированы и приведены в надлежащую правовую форму, что, однако, не должно приводить к ограничению принципа свободы договора и нарушать иные принципы частно-правового регулирования.
Механизм правового регулирования отношений между субъектами энергетических рынков должен быть единым на всех видах энергетических рынков и включать следующие составляющие:
1) установление правового статуса субъекта энергетических правоотношений;
2) определение юридических фактов, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей у данных субъектов в их конкретных правовых связях с другими лицами, то есть в энергетических правоотношениях;
3) установление моделей энергетических правоотношений, т. е. моделей таких форм отношений, в которых связь между участниками этих отношений проявляется в их взаимосвязанных субъективных правах и обязанностях. Целью разработки моделей энергетических правоотношений является установление соотношения видов и объема гарантированного возможного и должного поведения участников правоотношения, которые должны быть закреплены в виде моделей юридических субъективных прав и юридических обязанностей, которым соответствует установление дозволений, обязываний и запретов;
4) установление системы мер защиты субъективных прав, в том числе и от злоупотребления правом, и понуждения к исполнению обязанностей субъектов энергетических правоотношений.
Необходимым условием успешного действия механизма правового регулирования энергетических отношений является соответствие содержания правовых норм объективным потребностям экономического развития энергетической сферы.
Возникающие права и обязанности должны соответствовать законным интересам участников энергетических правоотношений, т. к. это повысит эффективность действия правовых норм, будет способствовать упорядочению общественных отношений и приведет к установлению правопорядка на энергетическом товарном рынке, что и является конечной целью правового регулирования.
Библиографический список
1. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряж. Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
2. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
3. Об утверждении Программы развития конкуренции в РФ: распоряж. Правительства РФ от 19.05.2009 № 691 -р (ред. от 17.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2736.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. Акад. наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: ЭЛПИС, 2003. 944 с.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства рФ. 2009. № 48. Ст. 5711.
7. Об электроэнергетике: федер. закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Собрание законодательства рФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
8. Зевайкина А.Н. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в области энергоэффективности и энергосбережении // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1(1). С. 166—171.
9. О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса: федер. закон от 03.12.2011 № 382-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7060.
10. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1989.
11. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 11.
12. Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоатомиздат, 1984.
13. Экономия энергии — новый энергетический источник / пер. с нем. Б.Н. Бомолова, Е.Ф. Охримен-ко, М.З. Штернгарц; отв. ред. В.А. Киров. М.: Прогресс, 1982. 284 с.
14. О неотложных мерах по энергоснабжению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов: постановление Правительства РФ от 01.06.1992 № 371 // Российская газета. № 128. 1992. 05 июня.
15. Об Основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года: указ Президента РФ от 07.05.1995 № 472 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.
16. Об Энергетической стратегии России: Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1006 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 43. Ст. 4065.
17. О неотложных мерах по энергосбережению: постановление Правительства РФ от 02.11.1995 № 1087 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4342.
18. Об энергосбережении: федер. закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551.
19. Бровкина Н.Д. Оценка эффективности и аудит: соотношение и взаимосвязь // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 2.
20. Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»: поста-
новление Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 (ред. от 11.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 9. Ст. 854.
21. Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации: распоряж. Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р (ред. от 17.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2736.
À.N. Zevaikina* CONCEPT AND STRUCTURE OF ENERGY COMMODITY MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION
In the article questions of concept of energy commodity market as the most important component of Russian commodity market are considered, the classification of energy markets on various foundations is carried out, the concepts of «energy goods», «energy production» as objects of circulation on the energy markets are formulated, the structure of commodity market as system of contractual relations between producers, intermediaries and purchasers (wholesale and retail) of energy production of energy goods, the mechanism of legal regulation of relations between subjects of energy markets is defined.
Key words, commodity market, energy market, energy resource, energy product, power goods, energy-saving, energy efficiency, structure of commodity market, mechanism of legal regulation.
* Zevaikina Anna Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Civil Procedural and Entrepreneurial Law, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.