Сараев Евгений Игоревич
соискатель кафедры организации службы и дознания в подразделениях ГАИ
Донецкого юридического института МВД Украины, инспектор Управления ГАИ Главного управления МВД Украины в Донецкой области _________________________________________________(е-таН: [email protected])
Понятие и содержание организации дорожного движения (от технических аспектов к правовым)
В статье на основании проведенного анализа существующих взглядов и теорий дается авторская трактовка понятия «организация дорожного движения». Кроме того, раскрываются основные задачи и направления (способы) организации дорожного движения.
Ключевые слова: дорожное движение, организация дорожного движения, безопасность дорожного движения, технические средства организации дорожного движения, транспортное средство, пешеход, транспортный поток, регулирование дорожного движения.
E.I. Saraev, Post-graduate of a Chair of Organization and Inquiry Service in subdivisions of the Traffic Police of Donetsk Law Institute of the Ministry of the Interior of Ukraine, Inspector of the Traffic Police of Chief Management of the Ministry of the Interior of Ukraine in Donetsk region; e-mail: [email protected]
The concept and content of the organisation of traffic (from technical to law terms)
In the article on the basis of the analysis of existing views and theories the author gives his own interpretation of the concept «organization of traffic». In addition, the main tasks and directions (methods) of the organization of road traffic are disclosed.
Key words: traffic, traffic management, road safety, road traffic management technical devices, transport, pedestrian, transport flows, regulation of road traffic.
Проблема безопасности дорожного движения является многоплановой и чрезвычайно сложной. Многообразие причин и условий совершения ДТП требует разработки и проведения целого комплекса мероприятий по организации дорожного движения (далее - ОДД), улучшению дорожных условий, технического состояния транспортных средств и т.д. [1, с. 26].
В литературе бытует обоснованное мнение, что неблагоприятное влияние дорожных условий является причиной 70% аварий [2, с. 12]. В развитых странах в условиях роста численности автопарка в результате эффективных мер по улучшению состояния улично-дорожной сети (далее - УДС) и организации движения удается минимизировать как относительный показатель аварийности на 100 млн км пробега, так и абсолютное количество ДТП. Таким образом, ОДД становится одним из обязательных компонентов любого дорожного процесса.
Различные аспекты ОДД стали объектом научных изысканий многих ученых. Так, основой для написания нашей научной статьи стали работы С.А. Аземшы, В.А. Аксенова, М.Б. Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.С. Березина, А.И. Булатова, Е.В. Гаврилова, А.Э. Горева, А.П. Гуджояна, М.Ф. Дмитриченко, В.К. Судьбы, В.В. Зырянова,
Г.И. Клинковштейна, В.И. Коноплянко, Б.П. Кор-мишкина, В.В. Лукьянова, П.И. Люблинский, Е.М. Олещенко, В.М. Полукарова, И.Н. Пугачева, Х.Б. Рейхов, В.Д. Чижонка, А.А. Шалатова,
А.П. Шевякова, Ю.Д. Шелкова и др.
Подавляющее большинство работ, связанных с вопросами ОДД, посвящены исследованию социально-экономических, организационно-распорядительных или технических процессов. На сегодня мы имеем много определений термина «организация дорожного движения». Каждый автор в понятии ОДД акцентирует внимание на том аспекте, который был ведущим в его конкретном исследовании (технический, инженерный или организационный аспект). Наше исследование преимущественно посвящено вопросам административно-правовой регламентации отношений, которые возникают в связи с осуществлением ОДД. Но прежде чем раскрывать правовой аспект ОДД, необходимо подробнее определиться с общим предметом исследования.
Так, целью нашей статьи является определение понятия, задач и основных направлений (способов) ОДД. Разрешив эти исследовательские задания, мы сможем продвигаться дальше в исследовании особенностей административноправового регулирования ОДД.
Семантические значения глагола «организовывать» - создавать (создать), основывать (основать), вносить (внести) в чем-либо порядок, планомерность, упорядочить. Процесс дорожного движения возник, существует и развивается в связи с тем, что у человека появилась потребность и возможность передвигаться, перевозить пассажиров и грузы с помощью транспортных средств (далее - ТС). Характерной чертой развития этого процесса является стремление осуществлять передвижение с как можно более высокой скоростью. Скорость движения - органическое его качество. В.В. Лукьянов утверждает, что основным противоречием, преодоление которого лежит на пути к обеспечению безопасности дорожного движения, является противоречие между скоростью и опасностью [3, с. 12]. То же самое следует сказать и о дороге с ее оборудованием: дорожные условия должны обеспечивать скоростное и одновременно безопасное движение. Таким образом, из изложенного можно сделать предварительный вывод, что организовывать (вносить порядок, упорядочивать) надо движение участников дорожного процесса, при этом учитывая технические и эксплуатационные параметры ТС, дорог (улиц), по которым они перемещаются.
Определение понятия «организация дорожного движения» в законодательстве Украины на сегодняшний день отсутствует, следовательно, необходимо анализировать теоретическую литературу и научные публикации, касающиеся данного вопроса. Большой энциклопедический политехнический словарь содержит определение ОДД как системы мер, направленных на наиболее эффективное передвижение транспортных средств по улицам и дорогам [4].
Ряд российских авторов рассматривают ОДД как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах [5, с. 46; 6, с. 9]. Точно так определяет термин «ОДД» ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Правовой анализ норм Закона Украины «О дорожном движении» (ст. 27) дает основания считать, что законодатель большее внимание акцентирует на организационно-техническом аспекте в ОДД. Отметим, что указанная норма конкретного определения самого понятия ОДД не содержит. В сравнительно узком смысле
В.М. Полукаров предлагает понимать ОДД как совокупность инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение быстрого и безопасного передвижения ТС и пешеходов в условиях существующей УДС [7, с. 3]. Под организацией движения пешеходов, по определению Ю.Д. Шелкова, понимается «раз-
работка и выполнение ряда градостроительных, организационных и регулирующих мер...» [8, с. 14].
Любая сознательная деятельность человека осуществляется ради достижения определенной цели, тем более, если это целый комплекс различных мероприятий [9, с. 31]. Поэтому следует обозначить задачи ОДД.
И.М. Пугачев и др. считают, что меры по ОДД преследуют две основные цели: повышение безопасности движения и повышение пропускной способности дорог [5, с. 46]. Известные советские ученые говорили, что организовать дорожное движение значит создать на существующей УДС условия для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения ТС и пешеходов [10, с. 17; 7, с. 34; 3, с. 14]. В пособии С.А. Аземшы и В.Д. Чижонка есть намек на то, что с помощью комплекса ТС ОДД можно добиться снижения негативного воздействия автомобилизации: загазованности воздушного бассейна, увеличения задержек ТС, образования заторов [11, с. 4].
Непременным условием эффективного воздействия на процесс дорожного движения с целью обеспечения его безопасности является выявление закономерностей, определяющих влияние разного рода факторов на возникновение ДТП и тяжесть их последствий. Перед всеми специалистами, деятельность которых связана с городским движением, возникает насущная проблема создания оптимальных условий сосуществования ТС и жителей городов. В городских условиях пешеходы существенно влияют на ОДД [8, с. 3]. Немецкий градостроитель Х.Б. Рейхов так формулирует одну из основных задач ОДД: «Лучшим... будет тот проектировщик, которому удастся создать систему движения, меньше других усложняющего инициативу и собственное чувство ответственности пешехода» [12]. С ростом размеров городского движения на первое место выдвигается задача создания условий, которые обеспечат высокие скорости и безопасность движения. Для обеспечения безопасности дорожного движения, максимального снижения потерь от заторов в движении, а также для создания удобств при использовании ТС необходимы комплексные инженерные и организационные мероприятия, особенно на старых улицах и дорогах, не рассчитанных на современные транспортные потоки. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что даже на построенных по современным проектам улицах и дорогах возникает необходимость изменять схемы движения, вводить новые средства регулирования и информирования, принимать другие меры, соответствующие росту интенсивности и скорости движения, изменению структуры городов и т.д. [8, с. 4]. Повышенная
опасность движения на перекрестках и взаимные помехи пересекающихся потоков приводят к большим задержкам ТС. При задержке каждого автомобиля в среднем на 10 с общие потери времени на перекрестке с суточной интенсивностью движения 10 тыс. транспортных единиц составляет 28 машино-часов в сутки, или 10 200 машино-часов в год [7]. Стоимость одного машино-часа для автомобилей разных типов колеблется от 10 до 40 грн. Если принять среднюю величину этого показателя за 20 грн., то материальный ущерб от задержек только на одном перекрестке с указанной выше интенсивностью движения составит 200 тыс. грн. в год.
Распространенное мнение о водителе как о главном виновнике ДТП приводит к тому, что принятые меры по ОДД часто сводятся лишь к установлению в опасных местах знаков ограничения скорости и обгонов без должного учета конкретных условий движения. Достаточно привести пример, когда на дороге «Киев -Днепропетровск» ограничение скорости до 3040 км/ч было введено почти на 20% всей дороги. М.Б. Афанасьев констатировал, что такая организация движения приносила мало пользы и негативно отражалась на работе автомобильного транспорта [14, с. 3].
Многообразие причин и условий совершения ДТП требует разработки и проведения целого комплекса мероприятий по ОДД, улучшения дорожных условий и технического состояния ТС [1, с. 26]. Для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо, чтобы характеристики активной (ТС) и пассивной (УДС) составляющих максимально соответствовали друг другу. Кроме того, многие нормативно установленные ограничения, требующие дисциплинированности от участников дорожного движения, могут быть сняты с помощью изменения (усовершенствования) характеристик УДС [15, с. 20]. При таком соотношении становится очевидной оценка взаимосвязи понятий «организация дорожного движения» и «обеспечение безопасности дорожного движения»: организация - это деятельность, а безопасность - ее результат.
Усовершенствование и приспособление характеристик УДС потребностям безопасного и комфортного перемещения ТС и пешеходов фактически осуществляется благодаря мерам по ОДД. Таким образом, мы считаем, что меры по ОДД должны быть направлены на решение следующих задач: повышение безопасности движения; повышение пропускной способности дорог и минимизацию установленных ограничений скоростей движения ТС; создание комфортных условий для передвижения всех категорий участников дорожного движения; мини-
мизацию вредных воздействий автомобилизации на окружающую среду.
Основой для разработки мероприятий по ОДД и обеспечения его безопасности является анализ ДТП и изучение закономерностей движения в конкретных дорожных условиях. Обычно повышенная аварийность наблюдается там, где резко ухудшаются дорожные условия, дорожная обстановка создает возможность значительного роста скоростей, которые могут превысить безопасные в данных дорожных условиях и т.д. [16, с. 9]. Безопасность движения на автомобильных дорогах существенно зависит от числа и вида перекрестков. Например, в США в связи со строительством автомагистралей, на которых полностью устранены пересечения в одном уровне, безопасность движения по дорогам выросла в 2,8-3 раза. При этом количество ДТП с погибшими уменьшилась на 5 000 в год [17, с. 36].
Рассматривая содержание ОДД, обязательно нужно выяснить, какие именно мероприятия относятся к этой деятельности, ведь это в дальнейшем будет определять предмет правового регулирования. Некоторые ученые считают, что одним из способов распределения отдельных организационных и регулирующих мер может быть их распределение по признаку движения, к которому они относятся [18, с. 330]. С этой точки зрения можно говорить, например, об организационных и регулирующих мерах для: дорожного и городского динамического движения транспорта в обычных и необычных условиях; ТС в состоянии покоя; ТС, движение которых регламентировано специальными правилами (например таких, которые перевозят опасные грузы); пешеходов и велосипедистов. Другим фактором является временная протяженность (меры по ОДД временного, краткосрочного характера).
К организационным, а возможно, и регулирующим мероприятиям, как правило, длительного и постоянного характера, относятся: организационное упорядочение движения на дорожных сетях высших урбанистических комплексов; организация и регулирование движения в пространстве перекрестков; мероприятия, направленные на повышение однородности транспортного потока, а также предпочтение общественного автомобильного транспорта другим группам ТС. К организационным и регулирующим мерам временного или краткосрочного характера можно отнести: мероприятия, направленные на снижение противоречий между интенсивностью движения и пропускной способностью дороги в периоды часов пик; выбор и обозначения временных объездных дорог; меры по ОДД в местах проведения дорожных работ. Указанное разделение нужно считать, скорее, ориентированным, чем обяза-
243
тельным. Некоторые отдельные мероприятия в зависимости от конкретной ситуации можно использовать для достижения различных целей.
Подведем итоги в соответствии с изложенным в научной статье материалом.
1. Процесс организации дорожного движения является сферой общественных отношений и специфически отражает социальные интересы государства и общества.
2. Учитывая взгляды предыдущих исследо-
вателей и опираясь на полученные при анализе эмпирического материала промежуточные выводы, предлагаем организацию дорожного движения рассматривать как комплекс организационно-правовых, инженерно-технических
мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах с целью безопасного, комфортного и скоростного передвижения всех категорий его (дорожного движения) участников.
3. Считаем, что меры по ОДД должны быть направлены на решение следующих задач: а) повышение безопасности движения; б) повышение пропускной способности дорог и минимизацию ограничений установленных скоро-
1. Аксенов В.А., Булатов А.И., Люблинский П. И. Выявление и устранение причин дорожно-транспортных происшествий. М., 1967.
2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. для вузов. М., 1993.
3. Лукьянов В. В. Обеспечение безопасности дорожного движения: учеб. пособие. М., 1979.
4. Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004. // ийи http://dic.academic.ru/ dic.nsf/polytechnic/6050/ОРГАНИЗАЦИЯ.
5. Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
6. Коноплянко В.И., Гуджоян О.П., Зырянов В.В., Березин А. С. Безопасность движения: учеб. пособие. Кемерово, 1998.
7. Полукаров В.М., Шалатов А.А. Организация движения транспорта и пешеходов на городских пересечениях в одном уровне. М., 1972.
8. Шелков Ю.Д. Организация движения пешеходов в городах. М., 1974.
9. Цвєтков В. В. Державне управління: основні фактори ефективності (політико-правовий аналіз). Харків, 1996.
10. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
11. Аземша С.А., Чижонок В.Д. Технические средства организации дорожного движения: пособие для самостоятельной работы студентов. Гомель, 2005.
стей движения ТС; в) создание комфортных условий для всех категорий участников дорожного движения; г) минимизацию вредных воздействий автомобилизации на окружающею среду.
4. Разнообразные мероприятия ОДД предлагаем сгруппировать по следующему принципу: а) разработка норм, стандартов оДд, типовых рекомендаций и схем регулирования движения; б) предсказание комплекса необходимых инженерно-технических мероприятий при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов; в) совершенствование и использование технических средств ОДД, в том числе современных автоматизированных систем управления дорожным движением; г) проведение мероприятий по ОДД в местах проведения дорожных работ; д) оперативное внесение изменений в существующие режимы движения транспортных и пешеходных потоков на отдельных участках УДС; е) организация движения транспортных средств, движение которых регламентировано специальными правилами.
1. Aksenov V.A., Bulatov A.I., Lublinskiy P.I. Identifying and eliminating the causes of road accidents. M., 1967.
2. Babkov V.F. Road conditions and road safety: textbook for institutes. M., 1993.
3. Lukyanov V.V. Road safety of traffic management. M, 1979.
4. Big encyclopedical polytechnical dictionary. 2004. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/ poly-technic/6050/OPrAHM3AWfl.
5. Pugachev I.N., Gorev A.E., Oleschenko E.M. Organization and safety of road traffic: study aid for stud. of higher educational establishments. M., 2009.
6. Konoplyanko V.I., Gujoyan O.P., Zyryanov V.V., Berezin A.S. Traffic safety: study aid. Kemerovo, 1998.
7. Polukarov V.M., Shalatov A.A. Organization of movement of transport and pedestrians in urban intersections at the same level. M., 1972.
8. Shelkov Yu.D. Organization of the movement of pedestrians in urban areas. M., 1974.
9. Tsvetkov V.V. Public management: the main parameters of efficiency (political-law analysis). Kharkov, 1996.
10. Klinkovshteyn G.I., Afanasiev M.B. Traffic management: textbook for higher education institutes. 5th prod, reslave and add. M., 2001.
11. Azemsha S.A., Chizhonok V.D. Technical devices of road traffic management: textbook for independent work of students. Gomel, 2005.
12. Reyhov H.B. Traffic management and planning of cities. Ways of overcoming the chaos of the town traffic. M., 1969.
12. Рейхов Х.Б. Автомобильное движение и планировка городов. Пути преодоления хаоса в городском движении. М., 1969.
13. Компенсация вкладов сбербанка СССР-
Банковское дело: вопросы и ответы.
URL:http://bankingfaq.biz/ offshores/kompensaciya-vkladov-sberbanka-sssr-2/922.
14. Организация и безопасность движения на автомобильных дорогах: сб. статей / под ред. М.Б. Афанасьева. М., 1968.
15. Кормишкин Б.П. Административноправовое обеспечение безопасного состояния дорожных условий: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
16. Бабков В.Ф. Использование материалов наблюдений за режимами движения для проектирования мероприятий по обеспечению безопасности движения // Организация и безопасность движения на автомобильных дорогах: сб. ст. / под ред. М. Б. Афанасьева. М., 1968.
17. Шевяков А. П. Безопасность движения на пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях // Организация и безопасность движения на автомобильных дорогах: сб. ст. / под ред. М.Б. Афанасьева. М., 1968.
18. Системологія на транспорті: підручник: у 5 кн. / за заг. ред. М. Ф. Дмитриченка. К., 2005. Кн. IV: Організація дорожнього руху / Е.В. Гаврилов, М.Ф. Дмитриченко, В. К. Доля та ін.
13. Compensation of the deposits of the USSR / Banking questions and answers. URL: http://bankingfaq.biz/offshores/kompensaciyavklado v-sberbanka-sssr-2/922.
14. Organization and safety of traffic on the roads: coll. of art. / ed. by M.B. Afanasyev. M., 1968.
15. Kormishkin B.P. Administrative-legal ensuring saving condition of the road term: dis. ... Master of Law M., 2003.
16. Babkov V.F. Use of materials of observations of the modes of traffic for the design of measures for ensure traffic safety // Organization and traffic safety on the roads: coll. of art. / ed. by M.B. Afanasyev. M., 1968.
17. Shevyakov A.P. Traffic safety on the crossing of highways in the different levels // Organization and traffic safety on the roads: coll. of art. / ed. by M.B. Afanasyev. M., 1968.
18. Classification on the transport: the textbook: In 5 vol. / ed. by M.F. Dmitrichenko. K, 2005. Vol. IV: Organization of traffic management / E.V. Gavrilov, M.F. Dmitrichenko, V.K. Dolya, etc.
245