УДК 342.2
понятие и признаки
конституционных правоотношений
© Лунгу Е. В., 2017
Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк
Рассматриваются предпосылки и критерии выделения конституционных правоотношений. В результате проведенного анализа автором выделяются признаки конституционных правоотношений. На основании полученных признаков формулируется определение конституционных правоотношений.
Ключевые слова: конституционные правоотношения; публичные правоотношения; государство; народ; общие правоотношения; общественный интерес.
Конституционные правоотношения получили развитие в 90-х XX в. под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Безусловно, за прошедшие десятилетия представления о месте и роли конституционных правоотношений в обществе и государстве претерпели значительную трансформацию. При этом вопросам произошедших изменений в научной и учебной литературе внимания уделялось недостаточно.
Какие же качественные изменения конституционных правоотношений произошли? Во-первых, конституционные правоотношения выделились в самостоятельный вид правоотношений, несмотря на то что отдельными учеными конституционные правоотношения рассматриваются как государственно-правовые отношения. Во-вторых, признание главенствующей роли Конституции РФ в регулировании общественных отношений привело к попыткам распространения конституционно-правового регулирования на значительную часть общественных отношений. В-третьих, большую роль в развитии конституционных правоотношений играет деятельность Конституционного Суда РФ, который через сформулированные им правовые позиции вносит свои коррективы в понимание роли и места конституционных правоотношений в Российской Федерации.
Наиболее острым вопросом исследования современных конституционных правоотношений остается вопрос понятия. Учитывая, что исторически конституционные правоотношения рассматривались как преемник государственно-правовых отношений, данному вопросу внимания в совре-
менной литературе фактически не уделялось. Основные понятия и категории, разработанные советскими учеными относительно государственно-правовых отношений, были в значительной степени восприняты как модель конституционных правоотношений. Подобного рода воззрения прослеживаются в трудах С. А. Ава-кьяна, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Т. В. Мокиной, Ж. П. Жаке, И. С. Яцен-ко. В связи с этим исследование понятия и признаков конституционных правоотношений требует самостоятельного анализа.
Исследование конституционных правоотношений необходимо проводить с учетом следующих основных предпосылок. Во-первых, конституционные правоотношения являются самостоятельным видом правоотношений, получившим признание с демократизацией Российского государства и провозглашением в качестве основополагающих конституционных ценностей. Во-вторых, как вид общественных правоотношений, конституционные правоотношения в Российской Федерации реализуются относительно недавно, в связи с чем претерпевают существенное влияние государственных правоотношений. В-третьих, конституционные правоотношения имели правовую регламентацию, в том числе и в советский период, путем закрепления в конституциях СССР и РСФСР общечеловеческих ценностей. Например, ст. 9 Конституции РСФСР 1978 г. закрепляла основным направлением развития политической системы советского общества дальнейшее развертывание социалистической демократии путем все более широкого участия граждан в управлении делами государства и общества, совершенствования государствен-
ного аппарата, повышения активности общественных организаций, усиления народного контроля, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, расширения гласности, постоянного учета общественного мнения [1]. Однако, учитывая приоритет государственных правоотношений, конституционные правоотношения оставались замороженными.
Так что же следует понимать под конституционными правоотношениями и чем конституционные правоотношения будут отличаться от иных отраслевых правоотношений? Для исследования этого вопроса необходимо обратиться к определению правоотношения и его признаков. В общей теории права правоотношения определяются как общественные отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством [2], а также как разновидность общественного отношения, участники которого взаимодействуют на основе установленных и охраняемых государством прав и обязанностей [3]. При этом необходимо согласиться с тем фактом, что в юридической науке универсального определения правоотношения не выработано.
В качестве признаков правоотношений В. О. Лучин указывает следующее: правоотношения фиксируют круг лиц, на которых распространяется действие соответствующих конституционных норм; закрепляют поведение, которому должны или могут следовать участники данных правоотношений; создают предпосылки для использования специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей [4]. Р. А. Ромашев, исходя из определения, предложенного В. Н. Хропа-нюком, рассматривает признаки правоотношений как 1) формальные: формой правоотношения является социальное взаимодействие (т. е. правоотношение возможно тогда, когда в нем участвуют взаимодействующие субъекты, причем в качестве условия правосубъектности называется наличие у лица право- и дееспособности); 2) квалификационные: правоотношением признается социальное взаимодействие (социальная связь), предусмотренное, одобренное и защищаемое правом; 3) содержательные: в рамках правоотношений субъекты реализуют корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности. При этом автор подчеркивает, что указан-
ные признаки не могут рассматриваться как универсальные [5].
Действительно, в рассматриваемых случаях они в большей степени соответствуют частным правоотношениям; касательно публичных правоотношений в общей теории права делается оговорка, что не все из перечисленных признаков присущи последним [6]. В связи с этим необходимо признать, что в общей теории права отсутствует не только универсальное определение правоотношений, но и признаки, характерные в полной мере для всех видов правоотношений, возникающих в Российской Федерации.
В последние годы активно развивается общее учение публичных правоотношений. Конституционные правоотношения, несомненно, относятся к вышеуказанному виду, поэтому могут быть исследованы на предмет выделения общих и специальных признаков, присущих конституционным правоотношениям. В связи с этим интерес для целей исследования представляет коллективная монография Е. Б. Лупарева, М. Б. Добробабы, Т. В. Мокиной. Авторы выделяют следующие критерии публичных правоотношений: интерес (общественный интерес), субъективный критерий (характеристика обязательного субъекта правовых предписаний, дозволений и запретов, а также связи между субъектами правоотношения) [7]. Данные критерии представляют интерес для выделения признаков конституционных правоотношений.
Следует согласиться с выводами авторов, что критерий интереса является основным для разграничения частных и публичных правоотношений. Конституционные правоотношения направлены прежде всего на реализацию общественных интересов, при этом общественные интересы, реализуемые в рамках конституционных правоотношений, можно рассматривать как интересы общества в области статуса личности (в частности, правоотношения, вытекающие из содержания главы 2 Конституции РФ), так и общественные интересы в сфере деятельности государства (например, правоотношения, возникающие в соответствии со ст. 71 Конституции РФ). Необходимо отметить, что конституционные правоотношения реализуют не любой общественный интерес, а лишь интересы, возникающие по поводу высших конституционных ценностей. В этой связи признак отнесения общественного интереса к конституционно-правовому
необходимо выделять отдельно. Какие же общественные интересы необходимо рассматривать как конституционно-правовые? Для ответа на данный вопрос нужно обратиться к содержанию норм Конституции РФ. Правовые начала конституционных правоотношений в Российской Федерации заложены Конституцией как системой основополагающих принципов взаимодействия человека, общества и государства. Они состоят в признании Российской Федерации демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Именно эти базовые начала необходимо рассматривать как признак отнесения правоотношений к конституционным.
Почему именно данные интересы могут порождать конституционно-правовые отношения? Во-первых, они являются квинтэссенцией базовых конституционных принципов, содержащихся в главе 1 Конституции РФ и раскрытых в иных статьях Конституции РФ и актах конституционного законодательства. Во-вторых, они позволяют определить пределы конституционно-правового регулирования, не вторгаясь в сферу иных отраслей российского права. В-третьих, они не ограничивают сферу конституционно-правового регулирования только вопросами, закрепленными в Конституции РФ, а позволяют возвышать до конституционного уровня любые вопросы, которые в силу развития общественных отношений получают наиболее важное значение в государстве. В-четвертых, они закрепляют цель правового регулирования в Российской Федерации.
Еще одним критерием разграничения правоотношений предлагается считать субъективный критерий. Публичным правоотношениям присущ обязательный субъект. Еще Ф. В. Тарановский отмечал, что «публичными признаются все те правоотношения, одним из субъектов которых является государство (через свои органы) со специфическим своим характером носителя принудительной власти» [8]. Конституционные правоотношения не являются исключением, в них также присутствует обязательный субъект — это государство. Государство участвует в конституционных правоотношениях как самостоятельно, так и через высшие органы государственной власти. Высшие органы государственной власти принимают участие в конституционных правоотношениях в соответствии со ст. 11 Конституции РФ: «госу-
дарственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».
Другие государственные органы и органы местного самоуправления, безусловно, могут вступать в конституционные правоотношения. Круг субъектов конституционных правоотношений фактически ничем не ограничен, и этот факт признается большинством исследователей [9]. Однако именно высшие органы государственной власти формируют и проводят государственную политику и, следовательно, должны нести ответственность (в том числе политическую) за ее реализацию в Российской Федерации.
В то же время, как верно отмечает В. О. Лучин, «органы государства как участники конституционных правоотношений обладают специальной правосубъектностью, соответствующей конституционным целям и задачам их деятельности» [10]. Конституционные полномочия высших органов государственной власти как специальных субъектов конституционных правоотношений реализуются в заранее установленных Конституцией РФ сферах, выход за пределы которых является прямым нарушением Конституции РФ. Государство как субъект конституционных правоотношений обладает общей правосубъектностью. Статус государства прописан в Конституции РФ отдельно. Например, именно Российская Федерация наделяется обязанностью обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ), признавать и гарантировать права и свободы человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ).
В упомянутой работе Е. Б. Лупарева, М. Б. Добробабы и Т. В. Мокиной сформулированы следующие признаки обязательных субъектов публичных правоотношений: организационное или биологическое обособление; наличие публично-правовой правосубъектности; наличие публично-правового статуса и компетенции; наличие полномочий властного характера [11]. В соответствии с предложенными признаками можно выделить в качестве обязательного субъекта конституционных правоотношений не толь-
ко государство (как самостоятельно, так и в лице своих высших органов государственной власти), но и народ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ многонациональный народ признается источником власти в Российской Федерации. Власть народа в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ осуществляется тремя основными способами: непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. При этом необходимо признать, что народ Российской Федерации — это самый обсуждаемый субъект конституционных правоотношений. Н. В. Витрук, например, считает народ «главным субъектом» [12]. Р. А. Ромашев отмечает «матрешечную конструкцию» многонационального народа Российской Федерации, которая включает в себя многонациональные народы национальных республик, в числе которых нет русского народа [13]. В ряде случаев указывается на непостоянный характер реализации властных полномочий у такого субъекта правоотношений, как народ. В связи с этим необходимо отметить, что народ является не единственным обязательным субъектом конституционных правоотношений, поэтому непостоянный характер участия народа в конституционных правоотношениях не может служить веским основанием для исключения его из состава обязательных субъектов. То есть в конституционные правоотношения можно вступать как с участием государства (высшими органами государственной власти), так и народа.
Безусловно, полномочия народа Российской Федерации не получили должной реализации в стране. Из трех предусмотренных Конституцией РФ способов участия народа в решении вопросов государственного значения реализуются только выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, и то с определенного рода оговорками. Непосредственное выражение власти народа путем референдума в Российской Федерации не применяется с 1993 г., и, учитывая перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г., в ближайшие годы выноситься не будут. В связи с этим единственно возможным постоянным способом участия народа в решении вопросов государственного значения, на
взгляд автора, необходимо признать деятельность институтов гражданского общества. Данный вид деятельности весьма разнообразен как по способам, так и по сферам воздействия на органы государственной власти и местного самоуправления.
Еще одним отличительным признаком конституционных правоотношений следует считать возможность реализации общих правоотношений. Сам факт существования общих правоотношений является темой для дискуссий со времен советской юридической науки, однако, по справедливому замечанию В. О. Лучина, отрицание существования общих конституционных правоотношений «фактически означало бы, что некоторые конституционные нормы не действуют до тех пор, пока не будет принят детализирующий их конкретный правовой акт» [14], что противоречило бы принципу прямого действия Конституции РФ и установленному порядку ее вступления в силу.
Общие правоотношения складываются по поводу реализации конституционных принципов. И прежде всего это конституционные принципы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации. В. В. Невинский конституционные принципы определяет как основные исходные положения (исходная идея) конституции, интегрирующие в себе содержание нормативно-правового регулирования (нормами конституции, законов и подзаконных актов) определенного круга общественных отношений, возникающих в процессе установления статуса личности в обществе и государстве, порядка организации общества и государства в их взаимодействии [15]. Необходимо отметить, что такие отношения отличаются высоким политическим потенциалом и напрямую влияют на реализацию конкретных правоотношений как конституционных, так и иных отраслевых правоотношений.
Общие конституционные правоотношения представляют собой систему правоотношений, в которой реализация однопорядковых основополагающих принципов обеспечена реализацией рядовых конституционных принципов. При этом основополагающими признаются принципы, сформулированные в ч. 1 ст. 1, 2, 7 и 14 Конституции РФ, а именно принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления, социального и светского государства.
В результате проведенного анализа возможно выделение следующих признаков конституционных правоотношений:
— реализация общественных и государственных интересов, направленных на построение в Российской Федерации демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления;
— урегулированность конституционных отношений нормами Конституции РФ или иными источниками конституционного права;
— государство (в том числе через высшие органы государственной власти) или народ Российской Федерации как обязательный субъект конституционных правоотношений;
— политический характер конституционных правоотношений;
— участие в конституционных правоотношениях неограниченного круга субъектов;
— признание общих конституционных правоотношений как системы правоотношений, в которой реализуются однопорядко-вые основополагающие принципы, обеспечивающие реализацию рядовых конституционных принципов.
Проведенное исследование признаков конституционного правоотношения позволяет нам сформулировать следующее его определение. Конституционное правоотношение — это урегулированное нормами Конституции РФ или иными источниками конституционного права, общее или конкретное общественное отношение, с обязательным участием государства (высших органов государственной власти) или народа Российской Федерации, выраженное в субъективных правах, свободах и обязанностях, отражающих общественный интерес, направленный на построение в Российской Федерации демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления. ^
1. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12 апр. 1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
2. См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие. М., 1995. С. 307.
3. Теория государства и права / под ред. А. И. Королева и Л. С. Явича. Л., 1987. С. 416.
4. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения : учеб. пособие. М., 1997. С. 100.
5. Ромашев Р. А. Конституционно-правовые отношения: субъект-объектные состояния и межсубъектные взаимодействия // Евразийский юрид. журн. 2016. № 3 (94). С. 132-136.
6. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник. М., 2012. 704 с.
7. Лупарев Е. Б., Добробаба М. Б., Мокина Т. В. Общая теория публичных правоотношений : монография. М., 2011. С. 16-33.
8. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права. СПб., 2001. 552 с.
9. См.: напр.: Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения ...; Конституционное право: университетский курс : учебник. В 2 т. / С. В. Арбузов [и др.]. М., 2015. Т. 1. 432 с.
10. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 121.
11. Лупарев Е. Б., Добробаба М. Б., Мокина Т. В. Указ. соч. С. 95-96.
12. Конституционное право Российской Федерации : учебник / под общ. ред. Н. В. Витрука. М., 2010. С. 99.
13. Ромашев Р. А. Указ. соч. С. 132-136.
14. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации ... С. 111.
15. Невинский В. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как система конституционных принципов // Рос. юрид. журн. 2004. № 1 (41). С. 9-14.
список литературы
Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12 апр. 1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.
Конституционное право Российской Федерации : учебник / под общ. ред. Н. В. Витрука. - М. : Норма; ИНФРА-М, 2010. - 656 с.
Конституционное право: университетский курс : учебник. В 2 т./ С. В. Арбузов [и др.] ; под ред.
A. И. Казанника, А. Н. Костюкова. - М. : Проспект,
2015. - Т. 1. - 432 с.
Лупарев Е. Б. Общая теория публичных правоотношений : монография / Е. Б. Лупарев, М. Б. Добробаба, Т. В. Мокина. - М. : Юрлитинформ, 2011. - 278 с.
Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения : учеб. пособие / В. О. Лучин. - М. : Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 159 с.
Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 687 с.
Невинский В. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как система конституционных принципов // Рос. юрид. журн. - 2004. - № 1 (41). - С. 9-14.
Ромашев Р. А. Конституционно-правовые отношения: субъект-объектные состояния и межсубъектные взаимодействия // Евразийский юрид. журн. -
2016. - № 3 (94). - С. 132-136.
Сырых В. М. Теория государства и права : учебник /
B. М. Сырых. - М. : Юстицинформ, 2012. - 704 с. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права /
Ф. В. Тарановский. - СПб. : МВД России. С.-Пе-терб. ун-т : Университет, 2001. - 552 с.
Теория государства и права / под ред. А. И. Королева и Л. С. Явича. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 550 с.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие / В. Н. Хропанюк. - М. : Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
Concept and Signs
of the Constitutional Legal Relationship © Lungu E., 2017
In article prerequisites and criteria of allocation of the constitutional legal relationship are considered. As a result of the carried-out analysis the author allocates signs of the constitutional legal relationship. On the basis of the received signs definition of the constitutional legal relationship is formulated.
Key words: constitutional legal relationship; public legal relationship; state; people; general legal relationship; public interest.