5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые)
науки (юридические науки)
Public Law (State Law)
УДК 349.6 ГРНТИ 10.61.01 EDN: MHGWMT
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-5-037-044
Понятие и принципы государственного геологического контроля (надзора) как способа обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр
©Соколов Аркадий Давидович
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Аннотация: Цель исследования. В настоящей статье уделено внимание понятию государственного геологического контроля (надзора), обосновывается отсутствие единой дефиниции государственного геологического контроля (надзора) в законодательстве о недрах и правовой доктрине. Рассматриваются роль и место государственного геологического контроля (надзора) в системе российского законодательства, его специальные принципы. Выводы. В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы понятие государственного геологического контроля (надзора), а также специальные принципы данного вида контроля (надзора), которые учитывают специфические особенности деятельности органов государственного геологического контроля (надзора) и пользователей недр. Предложенное понятие в том числе направлено на исключение фактов смешения рассматриваемого вида контроля (надзора) с федеральным государственным горным надзором. Определено, что государственный геологический контроль (надзор) является отдельным видом контроля (надзора) в системе государственного экологического контроля (надзора), предложен вариант дальнейшего развития документов государственного стратегического планирования с целью обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр, а также охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в целом. Перечислены отличительные особенности государственного геологического контроля (надзора), обуславливающими его выделение в системе государственного экологического контроля (надзора).
Ключевые слова: государственный геологический контроль (надзор), недропользователь, специальные принципы, безопасное использование недр, рациональное использование недр, охрана недр.
Для цитирования: Соколов А.Д. Понятие и принципы государственного геологического контроля (надзора) как способа обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр //Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №5. С. 037-044. DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-5-037-044. EDN: MHGWMT
DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-5-037-044
The Term and Principles of State Geological Control (Supervision) as a Way to Ensure the Safe, Rational Use and Protection of the Subsoil
©Arkadiy D. Sokolov
Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russian Federation [email protected]
Abstract: The purpose of the research. This article focuses on the term of state geological control (supervision), justifies the absence of a single definition of state geological control (supervision) in the legislation on subsoil and legal doctrine. The role and place of state geological control (supervision) in the system of Russian legislation and its special principles are considered. Results. As a result of the conducted research, the concept of state geological control (supervision), as well as special principles of this type of control (supervision), which take into account the specific features of the activities of state geological control (supervision) bodies and subsurface users, are formulated and substantiated. The proposed concept is also aimed at excluding the facts of mixing the type of control (supervision) in question with federal state mining supervision. It is determined that the state geological control (supervision) is a separate type of control (supervision) in the system of state environmental control (supervision), a variant of further development of state strategic planning documents is proposed in order to ensure the safe rational use and protection of subsurface resources, as well as environmental protection and environmental safety in general. The distinctive features of the state geological control (supervision) are listed, which determine its allocation in the system of state environmental control (supervision).
Keywords: state geological control (supervision), subsurface user, special principles, safe use of subsurface resources, rational use of subsurface resources, protection of subsurface resources.
For citation: Solokov A.D. The Term and Principles of State Geological Control (Supervision) as a Way to Ensure the Safe, Rational Use and Protection of the Subsoil // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №5. Pp. 037-044. (in Russ.). DOI: 10.33693/20723164-2024-17-5-037-044. EDN: MHGWMT
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложилось, что эволюция отечественного законодательства о контроле (надзоре) в сфере недропользования происходила неравномерно, это в том числе было обусловлено политическими и социально-экономическими потрясениями. В контексте времени надлежащий уровень правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности в рассматриваемой сфере был достигнут лишь в петровские времена, так как ранние отношения по пользованию недрами зачастую отражали лишь экономический интерес государства в добыче полезных ископаемых, хотя и элементы управления можно было проследить при обращении к индивидуальным разрешениям, выдаваемых государем. Тем самым на первоначальных этапах оценивалась возможность потенциального получателя жалованных грамот обеспечить освоение недр. В дальнейшем деятельность петровской Берг-коллегии и ее преемников, несмотря на многочисленные реформы и идущие за ними преобразования, стала основой для многолетнего развития контроля (надзора) в сфере недропользования.
Социалистическая революция внесла существенные изменения в правовое регулирование отношений недропользования, произошло кардинальное переосмысление отношения к собственности и в первые годы об эффективной контрольной (надзорной) системе не могло быть и речи, в последующем элементы государственного геологического контроля (надзора)
прослеживались в деятельности начальников горных округов, органов горно-промыслового надзора [Козлов, 2015]. Создание геологической службы можно считать началом для формирования государственного геологического контроля (надзора) как отдельного вида контроля (надзора), в то же время деятельность уполномоченных органов власти была узконаправленной, наблюдалось избыточное количество нормативных правовых актов в сфере контроля, также учеными отмечались проблемы межведомственного взаимодействия органов власти, осуществляющих контроль (надзор) в сфере охраны окружающей среды и природопользования [Голиченков, 1992].
Новым этапом развития государственного геологического контроля (надзора) стало принятие и опубликование Закона РФ «О недрах». Несмотря на последующие изменения законодательства, рассматриваемый вид контроля (надзора) долгое время признавался частью системы государственного экологического контроля1, а в дальнейшем государственного экологического надзора2, что в настоящее время утратило свою актуальность. Многолетние административные реформы позитивно сказались законодательстве о контроле
1 Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» // «Собрание законодательства РФ», 02.02.2009, № 5, ст. 625.
2 Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» // «Собрание
законодательства РФ», 19.05.2014, № 20, ст. 2535.
(надзоре): устанавливалось больше гарантий для контролируемых лиц, активно внедрялся риск-ориентированный подход, внедрялись новые принципы контроля (надзора).
Таким образом, различные исторические события не послужили серьезным препятствием для становления и развития государственного геологического контроля (надзора) ввиду наличия потребности государства и общества в освоении недр и активном использовании содержащихся в них полезных ископаемых, что отразилось на необходимости уменьшения вреда жизни и здоровью граждан вследствие пользования недрами, а в дальнейшем и охраны окружающей среды.
В настоящее время существенное влияние на развитие государственного геологического контроля (надзора) оказывают документы государственного стратегического планирования, при этом реализация цели увеличения минерально-сырьевой базы и, соответственно, поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности невозможна вне рамок деятельности органов, ответственных за осуществление данного вида контроля (надзора). Несмотря на изложенное, необходимо отметить отсутствие в законодательстве о недрах, а также устоявшегося в юридической науке, определения понятия государственного геологического контроля (надзора), теоретического осмысления принципов, роли и места данного вида контроля (надзора) в системе российского законодательства с учетом масштабных изменений законодательства о контроле (надзоре), а также учета его специфических особенностей.
ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗАКОНОМ И УСТОЯВШЕГОСЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Следует подчеркнуть, что в результате административной реформы государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр теперь не включен в государственный экологический надзор3, а также переименован в государственный геологический контроль (надзор). Сложно не согласиться с утверждением В.Д. Мельгунова о том, что ранее используемое понятие «не охватывает всего содержания государственной надзорной функции» [Мельгунов, 2017: 68-69], однако оно до сих пор фигурирует в некоторых нормативных правовых актах, к примеру, в ст. ст. 23.22 и 28.3 КоАП РФ, что может привести к смешению и перекрестному использованию старого и нового понятий, также могут возникнуть вопросы о правомерности рассмотрения дел об административных правонарушениях органами, осуществляющими государственный геологический контроль (надзор).
По мнению В.Б. Агафонова «государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр и безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является одним из важнейших механизмов государственного регулирования общественных отношений в сфере недропользования, направленных
3В настоящее время государственный экологический надзор переименован в государственный экологический контроль (надзор).
на выполнение пользователями недр требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также требований по рациональному использованию и охране недр при геологическом изучении, разведке и добыче месторождений полезных ископаемых» [Агафонов, 2014: 311]. Так, ученый акцентирует внимание на экологической составляющей деятельности ответственных контрольных (надзорных) органов власти, а также исключает из определения полномочие по надзору за геологическим изучением недр.
И.В. Галькевич вводит общее понятие «государственный контроль в сфере недропользования», учитывая связь деятельности федеральных органов исполнительной власти по контролю (надзору) в сфере недропользования. Таким образом, по мнению ученого, государственный контроль в сфере недропользования представляет собой «вид государственно-управленческой деятельности, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти и связанный с проверкой исполнения ранее принятых ими решений в рамках закрепленных за ними государственных функций (услуг) по эффективному государственному управлению в сфере недропользования, геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, а также по обеспечению безопасности работ, связанных с недрами» [Галькевич, 2014:101].
Вопрос отсутствия понятия государственного геологического контроля (надзора) в законодательстве о недрах поднимался авторами комментариев к Закону РФ «О недрах», где отмечалось, что «с одной стороны, это можно считать пробелом, но, с другой стороны, этот надзор является частью государственного экологического надзора, легальная дефиниция которого есть» [Пешкова (Белогорцева), Аверина, Бергер, Борисов, Ведышева, Гаевская, Иванова, Камынина, Коновальчи-кова,Левочко, Марьин, Налетов, Чернусь, Вагина (Ши-халева), Бабич, Котухов, Югова, 2021]. Тем не менее, данный комментарий относится к ранее действующему положению4.
В результате можно сделать вывод об отсутствии закрепленного законом, равно как и устоявшегося в юридической науке, определения понятия «государственный геологический контроль (надзор)», что вполне объяснимо периодическим внесением изменений в законодательство о контрольной (надзорной) деятельности, вопросом соотношения понятий контроля и надзора, а также не решаемой в течение длительного времени проблемой разграничения полномочий между органами, ответственными за обеспечение безопасного, рационального использования и охраны недр.
РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Необходимо обратить внимание на документы государственного стратегического планирования, ока-
4См. Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // «Собрание законодательства РФ», 16.05.2005, № 20, ст. 1885. (утратил силу)
зывающие влияние на правовое регулирование государственного геологического контроля (надзора). Количество документов государственного стратегического планирования в рассматриваемой сфере довольно велико, при этом остаются актуальными вопросы их низкой эффективности, бессистемности и обособленности друг от друга. В контексте настоящего исследования указанная проблема усугубляется тем, что, несмотря на масштабные изменения в законодательстве о контроле (надзоре), государственный геологический контроль (надзор) в данных документах никак не фигурирует. К примеру, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отмечается, что государственная политика по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования реализуется в том числе посредством повышения эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды5. Рассматриваемая проблема наблюдается и при обращении к другим документам государственного стратегического планирования схожего характера вне зависимости от даты вступления их в силу6.
По нашему мнению, документы государственного стратегического планирования должны отражать приоритеты в повышении экологической эффективности пользования недрами, обязательным элементом этого должен стать государственный геологический контроль (надзор). Однако представляется излишним масштабное внесение изменений как в действующие, так и в будущие документы государственного стратегического планирования в рассматриваемой сфере, более эффективным вариантом решения проблемы будет принятие новой Стратегии экологической безопасности РФ, выделив в ней государственный геологический контроль (надзор) как отдельный вид контроля (надзора) в системе государственного экологического контроля (надзора). Данный документ должен стать основой для синхронизации с другими документами государственного стратегического планирования, отражающими государственную политику в сфере обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр.
Отметим, что государственный геологический контроль (надзор) обладает отличительными особенностями, обуславливающими его выделение в системе государственного экологического контроля (надзора):
1) высокий риск негативного воздействия на окружающую среду, а также причинения вреда жизни и здоровью работников и населения в процессе недропользования;
2) обязательное наличие специальных знаний у
5Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
6См. например: Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.03.2024, № 10, ст. 1373. Указ
Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2018, № 53 (часть II), ст. 8762.
должностных лиц органов государственного геологического контроля (надзора);
3) необходимость тесного взаимодействия с Ростех-надзором как органом, ответственным за осуществление федерального государственного горного надзора;
4) осуществление государственного геологического контроля (надзора) подразделениями ФСБ России на объектах, подведомственныхданной службе;
5) серьезное социально-экономическое значение обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр;
6) исключение органов местного самоуправления из перечня органов власти, уполномоченных на осуществление деятельности по контролю (надзору) в сфере недропользования.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Предлагается рассматривать государственный геологический контроль (надзор) как деятельность органов исполнительной власти по обеспечению безопасного, рационального использования и охраны недр, защиты интересов государства и общества, а также прав и законных интересов субъектов недропользования посредством применения организационно-правовых и технических мер воздействия по соблюдению обязательных требований. Представленное понятие включает в себя следующие элементы:
1. Безопасное использование недр. Безопасность есть отсутствие опасности, защищенность, сохранность. Пользователь недр обязан обеспечить сохранность горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами.7 Другими словами, контролируемое лицо должно содержать участок недр в безопасном состоянии вне зависимости от его фактической эксплуатации вплоть до завершения работ, что сопровождается ликвидацией или консервацией участка недр, его рекультивацией в установленных законом случаях. Органы государственного геологического контроля (надзора) ответственны за обеспечение соблюдения данных требований пользователем недр. При этом, несмотря на разграничение полномочий Росприроднадзора и Ростехнадзора, сложно отрицать взаимосвязь безопасного использования недр с их рациональным использованием и охраной [Дудиков, 2015].
2. Рациональное использование недр. Обеспечение соблюдения требований по рациональному использованию недр входит в перечень полномочий органов государственного геологического контроля (надзора) и представляет собой превентивную меру, обусловленную исчерпаемостью природных ресурсов. Мнения в отношении рассматриваемого понятия расходятся, в зависимости от позиций ученых включают в себя экологическую, социальную и экономическую составляющую [Комиссаренко, 2004; Лунева, 2017; Цуранова, 2013].
3. Охрана недр. Обеспечение соблюдения пользователем недр требований по охране недр также является полномочием органов государственного геологическо-
7 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2021, № 28 (часть I), ст. 5525.
го контроля (надзора). Последствия осуществления деятельности в сфере недропользования могут оказать негативное воздействие не только на недра, но и на иные компоненты природной среды, что обуславливает необходимость обеспечения охраны недр на постоянной основе. Среди ученых выработаны различные авторские позиции в отношении рассматриваемого понятия, однако данные позиции едины в следующем: в наличии системного подхода к охране недр, разнона-правленностью и постоянностью мер по обеспечению охраны недр, необходимостью поддержания состояния защищенности недр, их ресурсов ввиду наличия экологической связи с другими компонентами природной среды [Комиссаренко, 2004; Мельгунов, 2014; Ямалетдинов, 2004].
4. Защита интересов государства и общества, а также прав и законных интересов субъектов недропользования является предметом регулирования законодательства о недрах ввиду провозглашения недр народным достоянием, осуществляется органами государственной власти, обеспечивая реализацию прав и свобод. Таким образом, существуют частные и публичные интересы в рамках отношений, связанных с пользованием недрами, необходимость удовлетворения данных интересов лежит и на органе государственного геологического контроля (надзора), который, с одной стороны, вправе использовать методы административного воздействия на пользователей недр, но с другой стороны, обязан их реализовывать в установленных законом пределах, удовлетворяя частный интерес пользователя недр, который в широком понимании заключается не в получении прибыли, а в осуществлении спокойного пользования недрами.
5. Применение организационно-правовых и технических мер воздействия. Воздействие - это оказание влияния с целью получения определенного результата [Ожегов, Шведова, 1992]. Органы государственного геологического контроля (надзора) осуществляют профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия, принимая в соответствии с законодательством организационно-правовые и технические меры по воздействию, т.е. по влиянию на пользователя недр, с целью соблюдения им обязательных требований. Организационно-правовые меры осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством о контроле (надзоре), технические меры способствуют их реализации с помощью различных механизмов, в том числе связанных с активной цифровизацией контрольной (надзорной)деятельности.
Целесообразно закрепить данную дефиницию в Законе РФ «О недрах». Введение данного понятия обусловлено необходимостью исключения фактов смешения государственного геологического контроля (надзора) с федеральным государственным горным надзором.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Осуществление эффективной контрольной (надзорной) деятельности невозможно без формирования и понимания принципов, лежащих в основе соблюдения требований законодательства. Деятельность кон-
трольных (надзорных) органов власти базируется на общих принципах контроля (надзора), закрепленных в гл. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»8. Учеными отмечается гарантийная направленность данного закона, что также относится и к принципам, тем самым отражается основной замысел законодателя, направленный на уменьшение административного давления в том числе и в отношении пользователей недр [Фесь-ко, 2023]. Однако общие принципы имеют универсальный характер и не могут учитывать всю специфику правового регулирования отношений, направленных на обеспечение безопасного, рационального использования и охраны недр. Следовательно, целесообразно определить специальные принципы государственного геологического контроля (надзора), на которые необходимо ориентироваться уполномоченным органам власти при реализации положений законодательства о недрах с целью обеспечения соблюдения пользователями недр обязательных требований.
Вследствие анализа действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области безопасного, рационального использования и охраны недр, а также формирующейся правоприменительной практики в рассматриваемой сфере необходимо обозначить следующие специальные принципы государственного геологического контроля (надзора):
1) принцип обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр (является основным принципом правового регулирования государственного геологического контроля (надзора), который учитывает неразрывную связь безопасного использования недр с их рациональным использованием и охраной);
2) принцип разграничения и системной связи государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора (необходим с целью предотвращения проблем обеспечения соблюдения законодательства о недрах в рамках взаимодействия органов власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в сфере недропользования);
3) принцип саморегуляции (связан с установленной законом возможностью пользователя недр по собственному волеизъявлению реализовать меры, уменьшающие уровень административного воздействия на объект государственного геологического контроля (надзора));
4) принцип учета предпринятых недропользователем мер по своевременному предотвращению вреда окружающей среде (направлен на смягчение ответственности пользователя недр вследствие учета органами государственного геологического контроля (надзора) принятия контролируемым лицом достаточных мер, направленных на своевременное устранение нарушения еще до обнаружения факта его совершения и составления протокола об административном правонарушении, что исключает вероятность привлечения к ответственности, несоразмерной последствиям правонарушения и добросовестному поведению пользователя недр);
5) принцип адаптивности риск-ориентированно-
8СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.
го подхода (предполагает формирование индикаторов риска нарушения обязательных требований, учет территориальных особенностей места расположения объекта государственного геологического контроля (надзора), что является критерием, непосредственно влияющим на определение и изменение категорий риска);
6) принцип осведомленности (подразумевает использование органом государственного геологического контроля (надзора) различных информационных ресурсов и технических средств при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности);
7) принцип участия субъектов общественного контроля в оценке и организации деятельности органов государственного геологического контроля (надзора) (учитывает оказание влияния общественных советов, общественных палат, инспекторов и объединений на повышение эффективности мер по обеспечению безопасного, рационального использования и охраны недр);
8) принцип добросовестности пользователя недр (связан с необходимостью постоянной оценки органами государственного геологического контроля (надзора) способности и воли пользователя недр к соблюдению обязательных требований законодательства о недрах).
Указанные принципы обусловлены возникновением новой системы правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности, являются отправной точкой повышения эффективности обеспечения соблюдения законодательства о недрах.
ВЫВОДЫ
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
• Отмечается отсутствие в законодательстве о недрах, а также устоявшегося в юридической науке, определения понятия государственного геологического контроля (надзора) с учетом результатов административной реформы;
• Исследование документов государственного стратегического планирования показало отсутствие единого понимания роли и места государственного геологического контроля (надзора) в
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.06.
2. Галькевич И.В. Административно-правовое регулирование недропользования в Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14.
3. Голиченков А.К. Экологический контроль: Теория, практика правового регулирования: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.06.
4. Дудиков М.В. Правовое обеспечение публичных интересов в горном праве: дис.... доктора юридических наук: 12.00.06.
5. Дудиков М.В. Публичные интересы в горном праве: понятие и признаки // Lex russica. 2014. № 8.
6. Козлов Д.В. Система прав на участке недр: моно-
системе российского законодательства, а также учета его специфических особенностей.
• Документы государственного стратегического планирования должны отражать приоритеты в повышении экологической эффективности пользования недрами, обязательным элементом этого должен стать государственный геологический контроль (надзор). Необходимо принять новую Стратегию экологической безопасности РФ, выделив в ней государственный геологический контроль (надзор) как отдельный вид контроля (надзора) в системе государственного экологического контроля (надзора).
• Предлагается рассматривать государственный геологический контроль (надзор) как деятельность органов исполнительной власти по обеспечению безопасного, рационального использования и охраны недр, защиты интересов государства и общества, а также прав и законных интересов субъектов недропользования посредством применения организационно-правовых и технических мер воздействия по соблюдению обязательных требований. Следует закрепить данное определение в Законе РФ «О недрах»;
• Общие принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не в полной мере учитывают специфические особенности деятельности пользователя недр и органов государственного геологического контроля (надзора). Предложены специальные принципы государственного геологического контроля (надзора).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенные понятие и принципы государственного геологического контроля (надзора) позволят увеличить эффективность обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр. Кроме того, развитие рассматриваемого вида контроля (надзора) в будущих документах государственного стратегического планирования в перспективе положительно отразится на соблюдении недропользователями установленных законом обязательныхтребований.
REFERENCES
1. Agafonov V.B. Legal regulation of environmental protection and environmental safety in the use of mineral resources: theory and practice: dis.... Doctor of Law: 12.00.06.
2. Galkevich I.V. Administrative and legal regulation of subsoil use in the Russian Federation: dissertation of the candidate of Legal Sciences: 12.00.14.
3. Golichenkov A.K. Environmental control: Theory, practice of legal regulation: dis. ... Doctor of Law: 12.00.06.
4. Dudikov M.V. Legal support of public interests in mining law: dis.... Doctor of Law: 12.00.06.
5. Dudikov M.V. Public interests in mining law: the concept and signs // Lex russica. 2014. No. 8.
6. Kozlov D.V. The system of rights in the subsoil area:
графия / Д. В. Козлов. - Москва: Юрлитинформ, 2015.
7. Комиссаренко B.C. Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.06.
8. Лунева Е.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие и правовые критерии. Lex Russica. 2017. № 8.
9. Мельгунов В.Д. Основы горного права. Ч. 2. Понятие и структура горных правоотношений. Право пользования недрами как институт горного права России: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2017.
10. Мельгунов В.Д. Рациональное использование и охрана недр в интересах нынешнего и будущих поколений как принцип современного горного права. Экологическое право. 2014. № 4.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Рос. АН, Ин-т рус. яз. Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 1992.
12. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов A.A., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич A.A., Котухов С.А., Югова Л.И. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // СПС КонсультантПлюс. 2021.
13. Фесько Д.С. Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография / под науч. ред. В.В. Черникова. Москва: Проспект, 2023.
14. ЦурановаА.И. Рациональное использование недр: понятие и юридические критерии // Журнал российского права. 2013. № 9.
15. Ямалетдинов P.P. Правовая охрана недр в Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.06.
monograph / D. V. Kozlov. - Moscow: Yurlitinform, 2015.
7. Komissarenko V.S. Legal regulation of subsoil and environmental protection in the development of oil and gas fields: dis.... candidate of Law: 12.00.06.
8. Luneva E.V. Rational use of natural resources: the concept and legal criteria. Lex Russica. 2017. № 8.
9. Melgunov V.D. Fundamentals of mining law. Part 2. The concept and structure of mining legal relations. The right to use mineral resources as an institute of Mining Law of Russia: a study guide. - Moscow: Prospekt, 2017.
10. Melgunov V.D. Rational use and protection of mineral resources in the interests of present and future generations as a principle of modern mining law. Environmental law. 2014. № 4.
11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 phraseological expressions. Russian Academy of Sciences, In-t Rus. yaz. Russian Cultural Foundation. Moscow: Az, 1992.
12. Peshkova (Belogortseva) H.V., Averina K.N., Berger E.V., Borisov A.A., Vedysheva N.O., Gaevskaya E.Yu., Ivanova Zh.B., Kamynina N.R., Konovalchikova S.S., Levochko V.V., Marin E.V., Naletov K.I., Chernus N.Yu., Vagina (Shikhaleva) O.V., Babich A.A., Kotukhov S.A., Yugova L.I. Commentary to the Law of the Russian Federation dated February 21, 1992 No. 2395-1 "On Subsoil" // SPS ConsultantPlus. 2021.
13. Fesko D.S. Administrative and legal guarantees of ensuring the rights of citizens and organizations in the implementation of state control (supervision): theory and practice: monograph / edited by V.V. Chernikov. Moscow: Prospekt, 2023.
14. Tsuranova A.I. Rational use of mineral resources: the concept and legal criteria // Journal of Russian Law. 2013. № 9.
15. Yamaletdinov R.R. Legal protection of mineral resources in the Russian Federation: dissertation of the candidate of legal sciences: 12.00.06.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Л.Д. Соколова «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАКСПОСОБАОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО, РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР»
Представленная научная статья посвящена теме правовой роли государственного геологического контроля (надзора) в обеспечении безопасного, рационального использования и охраны недр. Административная реформа существенно изменила подход к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности, что в немалой степени затронуло и государственный геологический контроль (надзор), который получил новое законодательное оформление и в настоящее время не входит в государственный экологический контроль (надзор). В то же время положения документов стратегического планирования содержат прямо противоположную информацию, не утратил актуальности вопрос разграничения полномочий между органами, осуществляющими контроль (надзор) в сфере недропользования. Также отмечается отсутствие в законодательстве о недрах и устоявшегося в юридической науке определения понятия государственного геологического контроля (надзора), теоретического осмысления его принципов, что, принимая во внимание вышеизложенное, обуславливает необходимость проведения научного анализа с учетом наличия специфических особенностей данного вида контроля (надзора).
Настоящая научная статья обладает целостной и обоснованной внутренней структурой, в ней использовано актуальное законодательство и научные источники. Представляется, что в нынешних правовых условиях научная работа внесет свой вклад в обсуждение вопроса места и роли государственного геологического контроля (надзора) как способа обеспечения безопасного, рационального использования и охраны недр, повышения эффективности данного вида контроля (надзора) и, соответственно, уменьшения экологического вреда, наносимого в процессе эксплуатации недр, удовлетворения публичных и частных интересов.
Вывод: статья соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Рецензент: В.Б.Агафонов, доктор юридических наук, профессор, и.о.заведующего кафедрой экологического и природоресурстного права, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,78%
Статья поступила в редакцию 05.07.2024, принята к публикации 29.07.2024 The article was received on 05.07.2024, accepted for publication 29.07.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Соколов Аркадий Давыдович, аспирант; Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина; г. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 1355-3564, AuthorID: 1198243. E-mail: [email protected], Индекс Хирша 2.
ABOUTTHE AUTHOR
Arkadiy D. Sokolov, postgraduate student; Gubkin Russian State University of Oil and Gas; Moscow, Russian Federation. SPIN-code: 1355-3564, AuthorID: 1198243. E-mail: Asokol1997@ yandex.ru, Hirsch Index 2.