ев, образуют прямое генетическое генерирующее ядро устойчивости жизненного процесса человека и общества.
Генетическое генерирующее ядро устойчивости посредством и в процессе реализации принципа природосообразности (нравственности), принципа исторического генезиса, принципа целостного единства многообразного (личности и общества) формирует качественно новый, устойчиво развивающийся общественный организм - гражданское общество.
А образ современного человека-гражданина как органическая целостность должен характеризоваться органической совокупностью семи фундаментальных качеств: нравственности, совести, памяти, настроя, воображения, воли, характера. Все эти качества в единстве и органической целостности проявляются в материальной культуре
человека и общества: в словах, в поступках, в поведении, в стиле жизни, в образе жизни в условиях современной жизни.
Библиографический список
1. Афанасенко И.Д. Нравственные начала -неотъемлемая составляющая непрерывного образования // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования / под ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцо-ва. - СПб., 2002; Аргументы и факты. - 1992. -24 июль.
2. Болотоков В.Х. Духовность как предпосылка формирования нации // Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. - СПб., 1996.
3. Кондрашов КС. Примат совести // Известия. - 1992. - 9 сентября.
УДК 378
М.В. Чилингарян
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья посвящена изучению и описанию понятия региональной языковой образовательной политики во взаимосвязи с другими видами политик надрегионального и регионального уровней, оказывающими влияние на ее формирование (языковая политика, образовательная политика, региональная образовательная политика) и рассмотрению принципов формирования региональной языковой образовательной политики.
Ключевые слова: региональная языковая образовательная политика, образовательная политика, языковая политика, образовательное пространство, образовательная среда региона.
В современных условиях трансформации системы высшего профессионального образования, преобразования университетов в крупные научно-исследовательские, образовательные, многофункциональные, инновационные комплексы система понятий об образовании существенным образом наполняется политическим содержанием и политическими терминами. В последние двадцать лет активно используются такие понятия, как образовательная политика, языковая политика, региональная образовательная политика. Процессы решения проблем образования на региональном уровне, поиск ответов на вызовы времени, конкуренции вузов на российском и международном уровне, определения собственного видения и миссии в регионе требуют продуманных политических решений. В соответствии с этим, прежде всего, возни-
кает необходимость анализа содержания и взаимосвязи политических понятий, используемых в системе образования.
В условиях изменений и противоречий системы высшего профессионального образования возрастает роль образовательной политики, но понимается она по-разному: действенное средство разрешения противоречий в сфере образования (В.И. Солдаткин), стремление к равновесию и балансу (Д. Брауэр, J. Toubon), обсуждение, диспут, дискуссия, деятельность (E. Holtmann), комплекс мероприятий (Н.Д. Гальскова) [3, с. 9].
Понятие языковой политики в мировом сообществе в целом едино, но языковая политика в области образования нуждается в научной обоснованности, на что указывается в законе «О языках народов Российской Федерации». В мировой и отечественной науке понятия языковой и обра-
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
© М.В. Чилингарян, 2009
зовательной политики рассматриваются, как правило, отдельно, особенно если речь идет о политике государственного, европейского и мирового уровней. В отдельно взятых учебных заведениях, в практической деятельности субъектов образования понятия языковой образовательной политики чаще используются во взаимосвязи и взаимодействии, но понятия эти часто путают и трактуют по-разному. На региональном уровне ведущие идеи, принципы и содержание языковой и образовательной политики максимально сближаются в практике образовательной деятельности, что позволяет говорить не отдельно об языковой и образовательной политике, а об языковой образовательной политике региона, в рамках которой и осуществляется непосредственная подготовка специалистов в высшей профессиональной сфере.
Термин «региональная языковая образовательная политика» является сложным наименованием. Его элементы обусловлены неразрывной связью обозначенных компонентов. Региональная языковая образовательная политика как часть образовательной политики, система действий по отдельному виду деятельности изучена крайне мало. В науке отсутствуют работы, раскрывающие сущность, характеристики, роль, функции, специфику региональной языковой образовательной политики. Это объясняется тем, что в понятии языковой образовательной политики регионального уровня взаимодействуют аспекты политического, педагогического и дидактического характера и само явление языковой образовательной политики трудно поддается научному анализу. Еще большую путаницу вносит использование трех терминов, которые понимаются по-разному. Поскольку понятие региональной языковой образовательной политики тесным образом связано с такими определениями, как языковая политика и региональная образовательная политика, отметим, что в ее формулировке следует исходить из данных терминов.
Как отмечает В.М. Полонский в «Словаре по образованию и педагогике», политика в области образования - это «принципы деятельности органов государственной власти и управления в области образования, отражающие общественно-экономическую структуру государства и опирающиеся общественно-экономическую структуру государства на федеральную программу развития образования» [6, с. 105].
Языковая политика в Большой советской энциклопедии определяется как «совокупность мер,
принимаемых государством, классом, партией, этносом для изменения или сохранения существующего функционального распределения языковых образований, для введения новых или консервации употребляемых языковых норм. Характер и способы разрешения языковых (выбор языка) и лингвистических (выбор языковой нормы) проблем, составляющих содержание языковой политики, определяются интересами определенных классов, этнических общностей, политическими и идеологическими целями в области культуры. Эффективность языковой политики зависит от социально-политических, идеологических, психологических, эстетических факторов» [1, с. 470].
Представляется важным выделить в определении ключевые слова, которые с позиции качества значимы для формирования языковой образовательной политики региона: совокупность мер, характер и способы разрешения проблем, содержание, цели, связь с культурой, зависимость эффективности от комплекса факторов (социально-политических, идеологических, психологических, эстетических).
В государстве, состоящем из большого количества регионов, языковая политика в области образования предусматривает отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых программ, учебников и учебных пособий и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии в области изучения языков, создания собственной программы обучения в соответствии с региональными социально-экономическими условиями.
Таким образом, понятие региональной языковой образовательной политики продолжает логику понятийного ряда политик надрегиональ-ного уровня и может быть определено следующим образом: региональная языковая образовательная политика, как составляющая образовательной политики, есть общая стратегия и комплекс мер, направленных на реализацию целей и содержания языкового образования, а также на организацию языкового образования на региональном уровне в соответствии с государственными документами.
В развитии единого образовательного пространства в стране и мировом сообществе региональная языковая образовательная политика играет значительную роль [2, с. 68]. На уровне региона, прежде всего, необходимы осознание про-
исходящих процессов, анализ и выделение приоритетов, поиск путей формирования системы обучения и развитие общечеловеческих ценностей. На региональном уровне важно выдержать ориентиры на определенные миссию, стратегии, формы работы, стиль и другие показатели, которые являются характерными чертами языковой образовательной политики.
Формирование региональной языковой образовательной политики опирается на следующие принципы:
1. Принцип адекватности государственным документам по образованию и гармонизации разных (по видам и уровням) политик. Региональная языковая образовательная политика является одним из уровней государственной образовательной и языковой политики, формируется под влиянием и на основе ведущих идей и положений государственной политики по образованию, поэтому первым требованием к формированию региональной языковой политики является ее адекватность государственным документам по образованию, государственной языковой и образовательной политике. Нормативно-правовой базой развития высшего профессионального образования, государственной образовательной политики является пакет документов: Законы РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №»135, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Заявка РФ на присоединение к Болонскому процессу и другие документы.
Соблюдение данного принципа позволяет обеспечить адекватность содержания региональной языковой политики содержанию государственной, она ориентируется на приоритеты, основные направления, требования, комплексы мероприятий, разрабатываемые на государственном уровне и излагаемые в основных государственных документах. Благодаря этому принципу определяются рамки, границы формирования региональной языковой образовательной политики.
2. Принцип соблюдения логики формирования региональной языковой образовательной политики. Логика формирования региональной языковой образовательной политики предусматривает определенные этапы формирования на
основе изучения тенденций и процессов, происходящих в образовательном пространстве региона. Первый этап ориентирован на анализ предпосылок формирования региональной языковой образовательной политики (внутренних и внешних, объективных и субъективных), на этом этапе изучаются процессы созревания условий в образовательном пространстве, образовательной среде разных уровней, необходимые для осознания потребности в формировании языковой образовательной политики региона. На втором этапе наступает поэтапное формирование языковой образовательной политики региона, согласовываются и уточняются позиции, мнения, принимаются меры, разрабатываются предложения в комплексную программу развития региона, мероприятия, мероприятия, осуществляется переход к разработке системы мер и действий в педагогической системе, дидактической подсистеме. На третьем этапе формирования региональной языковой образовательной политики осуществляется ее проверка, коррекция, поле информационного обмена и коммуникации расширяется, что ведет к повышению уровня профессиональной подготовки специалистов.
3. Принцип опоры на особенности общего и особенного в культурах и языках в профессиональной подготовке специалиста. Принцип выступает руководством образовательной деятельности преподавателей в обучении будущих специалистов иностранному языку. Он проявляется в первую очередь в содержании региональной языковой образовательной политики. Это означает, что в педагогической системе языкового образования, в дидактической подсистеме содержание проектируется таким образом, что в образовательной программе по специальности «033200.00. Иностранный язык с дополнительной специальностью» и предусматривается сравнение, соизучение, объяснение, познание, осознание культур и языков разных стран, форм межкультурной коммуникации. Одновременно осуществляется сравнение со своей культурой, изучаются способы ее презентации, углубляются знания своей собственной культуры и родного языка.
4. Принцип инновативности. Этот принцип ориентирует формирование региональной языковой образовательной политики на изучение и систематизацию положительного опыта профессиональной подготовки специалистов в России и за рубежом, изучение и систематизацию проблем
26
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
и трудностей языкового образования специалистов, анализ возможностей внедрения положительного опыта в своем регионе с опорой на знание условий и особенностей своего региона. В соответствии с теорией инноватики идеальная инновация проходит путь развития от идеи, разработки проекта через развитие концепции, программы, плана, осуществление, дополнение, интеграцию в практическую работу до оценки и самооценки.
Инновации в языковом образовании специалистов могут затрагивать как его части (например, отдельные модели обучения, автономные модули, учебные материалы для определенных предметов), так и менять систему языкового образования в целом (например, если внедряется новая образовательная программа по специальности «033200.00. Иностранный язык с дополнительной специальностью»)
Инновационность как черта региональной языковой образовательной есть суть идеи прогресса, а принцип изучения и внедрения иннова-тивного опыта работы в профессиональной подготовке специалистов и опоры на проблемы и достижения в языковом образовании специалистов в мировом и отечественном образовании становится способом формирования региональной языковой образовательной политики.
5. Принцип ориентации на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. Высокий уровень языкового образования является признаком образованности и компетентности специалиста - преподавателя иностранного языка. Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки предполагает, что региональная языковая образовательная политика выступает в роли саморегулятора и саморазвития языкового образования, воздействуя на систему управления, педагогическую систему и дидактическую подсистему, на системное формирование образовательной среды региона, создание комфортных условий для совместной образовательной деятельности преподавателей и студентов. Высокий уровень профессиональной подготовки обеспечивает функция контроля региональной языковой образовательной политики за атрибутивным качеством учебных материалов, программ, моделей обучения, принятием решений, мер и действий, качеством ресурсов, качеством образовательной среды.
6. Принцип развития условий языковой образовательной среды для самореализации лич-
ности. Языковая образовательная среда региона понимается нами как «проектируемая и создаваемая субъектами образования область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Совершенствование условий языковой образовательной среды региона - неотъемлемая часть формирования региональной языковой образовательной политики. В ее формировании предусматриваются меры, разрабатываются мероприятия, принимаются решения, совершенствующие материально-технические, структурно-организационные, содержательно-организационные, ценностно-целевые, оценочно-целевые показатели работы, которые в свою очередь свидетельствуют об улучшении или ухудшении условий языковой образовательной среды региона. Формирование региональной языковой образовательной политики улучшает условия учебной и внеучебной, основной и дополнительной образовательной деятельности субъектов образования. Формы работы по совершенствованию условий языковой образовательной среды региона разнообразны, они систематизируются по направлениям формирования региональной языковой образовательной политики, предпочтение той или иной форме зависит от возможностей региона, а также целей региональной языковой образовательной политики на определенном этапе ее формирования.
7. Принцип практической регионализации и са-моиндефикации личности профессионала как представителя национальной и региональной культуры в мировом поликультурном сообществе. Идея регионализации предусматривает развитие человека с позиции уважительного отношения к привычкам, традициям, особенностям людей и среды, в которой они выросли и живут. Пренебрежение этим в процессах образования и воспитания ведет к отрыву их от жизни, педагогические ситуации становятся искусственными, теряют естественный и реальный смысл. Образование детерминировано региональными условиями и спецификой региона. Человек, как высшая ценность, легче идентифицируется с окружением, если он, как обучающийся, развивается в образовательной среде с учетом особенностей региона. Поэтому соци-ализационные процессы, например, перехода из школы в вуз, должны содержать региональные компоненты. Такая практика в полной мере относится и к преподаванию иностранных языков.
Изложенные принципы адекватны принципам и содержанию государственной образовательной политики [5], государственной языковой политики [4] и языковой образовательной политики в сфере школьного образования (в сфере высшего профессионального образования аналог нами не обнаружен). Региональная языковая образовательная политика не дублирует принципы и содержание других политик, а формируется на специфических принципах и содержании, которые позволяют дополнить недостающее звено в целостности уровней политик за счет фокусирования внимания на региональный уровень, и представляет собой действенный инструмент практической реализации теоретических идей науки, образования, политики, ориентированных на обеспечение профессиональной языковой подготовки современных специалистов - учителей иностранного языка.
Библиографический список
1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 30.
2. Дружинина М.В. Региональная языковая образовательная политика в едином образовательном пространстве // Вестник Поморского университета. - 2002. - №3. - С. 67-73.
3. Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики как фактор обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 450 с.
4. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. - №50. - Ст. 1740.
5. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗРФ. -1996. - №135. - Ст. 4135.
6. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
УДК 371.3
Н.Б. Голубева
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Целью написания статьи является исследовать вопрос взаимообусловленности обучающей познавательности и интерактивности в инновационной педагогической технологии в работах учёных-педагогов. Максимальное развитие и использование диалогового (интерактивного) общения с активным привлечением всех субъектов коммуникации в образовательном процессе есть одновременное создание познавательной (когнитивной) обучающей среды. Погружаясь в процессе интерактивного общения в познавательную обучающую среду, преподаватель способствует формированию профессиональных навыков обучающихся, что отвечает новым экономическим и социальным потребностям общества и является как никогда актуальным в современных условиях.
Ключевые слова: инновационная педагогическая технология, диалоговое общение, интерактивное взаимодействие, субъекты коммуникации, познавательная (когнитивная) среда, профессиональные навыки, взаимообусловленность интерактивности и познавательности.
Вначале 40-х годов прошлого века в Колумбийском университете США было создано общество, целями которого являлись исследования проблем образования в сотрудничестве с философами. В России в области анализа проблем образования существовали весьма значительные философские традиции (М.М. Сперанский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой и многие другие). До самого последнего времени философия образования не была областью специальных исследований. Сейчас ситуация начинает меняться, что связано с кризисной ситуа-
цией в нашем образовании. Рассматривая философию образования, следует учитывать, что в систему педагогических знаний кроме педагогики традиционно входят и дидактика, и методика, и психология. Все они должны обслуживать единую педагогическую практику, однако, по мнению Г.А. Китайгородской, таковой сейчас не существует [4, с. 3]. Автор полагает, что сейчас формируются самые различные виды педагогических практик: традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, религиозное образование и некоторые другие.
28
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
© Н.Б. Голубева, 2009