УДК 347.78.01
Д.А. Сарсенбаева
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА
Введение: определение авторского права в субъективном смысле в теории гражданского права сводится к пониманию совокупности полномочий авторов и иных правообладателей, но не раскрывает в полном объеме данное определение. Цель: раскрытие определения авторского права в субъективном смысле через анализ сложившихся теорий о гражданском праве и исследование сущности авторского права. Методологическая основа: в процессе работы над темой использовались как общенаучные (анализ, сравнение, обобщение, описание), так и специальные методы (формально-юридический, метод толкования правовых норм). Результаты: аргументация авторской позиции относительно определения понятия авторского права в субъективном смысле системы гражданских правомочий, регулирующих и охраняющих права авторов и иных правообладателей. Вывод: понимание авторского права в субъективном смысле, как совокупности правомочий авторов и иных правообладателей не считается неверным, а является лишь общим определением без уточнений. Значение авторского права сводится к определению данного предмета в субъективном смысле, границ и пределов его осуществления.
Ключевые слова: авторское право, субъективное гражданское право, гражданские правомочия, исключительное авторское право.
D.A. Sarsenbaeva
THE CONCEPT AND LEGAL SIGNIFICANCE OF SUBJECTIVE COPYRIGHT
Background: in the theory of civil law definition of copyright law in subjective sense comes down to understanding the totality of the powers of authors and other copyrights holders that does not disclose the full amount of the term. Objective: to reveal the definition of copyright law in the subjective sense through the analysis of the current theories of subjective civil law and to research of essence of copyright law in subjective sense. Methodology: in the research general scientific (analysis, comparison, generalization, description) and special legal methods (formal-legal, method of interpretation of legal norms) were used. Results: the author's position regarding the definition of copyright law in the subjective sense from the point of view of the system of civil powers that regulate and protect the rights of authors and other copyright holders was argued. Conclusion: understanding copyright law in subjective sense the totality of the powers of authors and other copyrights holders is not considered incorrect, but it is a definition without qualification. The legal value of copyright law in the subjective sense comes down to definition a subject of copyright law, borders and limits of his implementation.
Key-words: copyright law, civil law in subjective sense, civil powers, exclusive copyright rights.
© Сарсенбаева Дина Аскаровна, 2019
Аспирант кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия), помощник судьи (Суд по интеллектуальным правам) © Sarsenbaeva Dina Askarovna, 2019
Post-graduate student of the См! law department (Saratov State Law Academy), judge assistant (intellectual property Court) 151
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. НИКИТИНОЙ
Интеллектуальное право относят к числу молодых (новых) подотраслей гражданского права, и авторское право занимает ключевое место в его системе. Ввиду постепенной коммерциализации авторского права и появления групп, критикующих данную подотрасль и, в частности, выступающих за ее реорганизацию, возникает необходимость изучения темы злоупотребления авторскими правами через призму гражданских теорий. В науке гражданского права принято считать, что при осуществлении прав, они реализуются в субъективном смысле, поэтому следует уяснить, что же собой представляет авторское право именно в субъективном смысле. В настоящее время тема субъективного авторского права комплексно не изучена, хотя исследований, посвященных проблемам авторского права, существует много. Среди авторов, изучающих данную тему, следует указать: И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, А.Г. Матвеева, Е.А. Моргунову, В.И. Еременко, Р.И. Ситдикову и др. Для глубокого исследования вопроса о субъективном авторском праве необходимо изучить не понятие общего права в субъективном смысле, а понятие субъективного гражданского права. Ведь авторское право, является одной из подотраслей гражданского права. В подтверждение данной позиции можно сослаться на мнение Е.В. Вавилина, который считает, что отрасли права различаются между собой структурными элементами субъективного права, а именно предметом, методом, функциями и принципами [1, с. 24, 45].
Руководствуясь сложившимися определениями понятия субъективного гражданского права, данными В.П. Грибановым (дозволенная законом мера возможного поведения) [2, с. 44], Е.В. Вавилиным (производное и взаимосвязанное с объективным правом правовое явление) [1, с. 45], Т.В. Дерюгиной (набор 2 поведенческих возможностей, имеющих свои пределы осуществления) [3, с. 10, ? 19], А.Г. Матвеевым (система правомочий) [4, с. 200] и исходя из смысла ст. 9 я ГК РФ, то под субъективным гражданским правом следует понимать систему » определенных и ограниченных объективным гражданским правом поведенче-I ских возможностей управомоченного лица, которые реализуется им по своему | усмотрению.
! Вопрос определения содержания субъективного гражданского права в науке
§ является достаточно спорным, поскольку существуют большое количество
ф
| самостоятельных теорий на данную тему. Но общими для всех участников | гражданских правоотношений, независимо от вида правоотношений, являются Ч правомочие на собственные действия, т.е. право требования надлежащего ис-| полнения корреспондирующих обязанностей и защиты нарушенных прав, их | назвали гражданскими правомочиями.
Принимая во внимание, что субъектами авторских правоотношений являются авторы и другие правообладатели, делаем вывод, что субъективное автор-| ское право, как подвид субъективного гражданского права, является системой § определенных (ограниченных объективным авторским правом), гражданских | правомочий (правовых возможностей) автора или иных правообладателей, | которые вправе реализовать по своему усмотрению не только личные неимущественные права и имущественные права, но и требовать их соблюдения, защитит их в установленном законом порядке.
Исследуя вопрос сущности субъективного авторского права, данный правовой институт в первую очередь определяет круг регламентированных законодательством правовых возможностей автора и иных правообладателей. Подобная 152 регламентация приводит к определению границ и пределов осуществления прав,
независимо от тех обстоятельств, что авторские права в сущности абсолютны и представляют собой монополию на использование произведения.
Судебная практика на многочисленных примерах доказывает, что авторские права применяются в соответствии с буквой закона и их осуществление ограничено. К примеру, исключительные авторские права издателя не распространяются на объекты, которые в материальной природе еще не существуют, а именно на предполагаемые к изданию в будущем сборнике1. Также и законодатель прописывает некоторые пределы осуществления исключительных авторских прав в законе (раскрывает в подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ то, чем не является воспроизведение произведения).
Таким образом, сложившееся представление о субъективном авторском праве, как о совокупности правомочий автора и иных правообладателей [5, с. 167; 6, с. 108], является общим понятием для выведенного в данной статье определения. Подводя итог скажем, что в основе содержания субъективного авторского права лежат общие гражданские правомочия, субъективное авторское право определяет авторские права в полном объеме. Формируется предмет субъективного авторского права, его границы и пределы осуществления.
Учитывая, что субъективное авторское право является лишь элементом процесса осуществления авторских прав, автор намерен в дальнейшем исследовать данную тему путем детального изучения вопроса о механизме осуществления авторских прав и провести анализ работ, посвященных теме осуществления гражданских прав.
Библиографический список
1. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012. 364 с.
2. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. 411 с. (Классика российской цивилистики).
3. Дерюгина Т.В. Принципы осуществления гражданских прав. М.: Книгодел, 2010. 188 с.
4. Матвеев А.Г. Система авторских прав: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 368 с.
5. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 973 с.
6. Хохлов ВА. Авторское право: законодательство, теория и практика. М.: Городец, 2008. 286 с.
References
1. Vavilin E.V. The Principles of Civil Law. Mechanism for the Implementation and Protection of Civil Rights. Saratov, 2012. 364 p.
2. Gribanov V.P. Implementation and Protection of Civil Rights. M: The Statute, 2000. 411 p. (Classics of Russian civil law);
3. Deryugina T.V. Principles of Civil Rights: monograph. M.: Kinodel, 2010. 188 p.
4. MatveevA.G. The System of Copyrights: monograph. M.: Yurlitinform, 2017. 368 p.
5. Gavrilov E.P., Eremenko V.I. Comment to Part Four of the Civil code of the Russian Federation (article by article). M.: Examen, 2009. 973 p.
6. Khokhlov V.A. Copyright: Legislation, Theory and Practice. M.: Gorodets, 2008. 286 p.
1 См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1999. № 11. 153