Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ ИЗ НОВЫХ РЕГИОНОВ'

ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ ИЗ НОВЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
миграция / новые регионы / Украина / социальная поддержка. / migration / new regions / Ukraine / social support.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гендель С. В.

в статье анализируются вопросы государственного регулирования миграции из новых регионов России. Рассмотрены вопросы понятия, признаков, содержания института миграции в российском законодательстве; вопросы социально-правовой характеристики миграции с территории бывшей Украины; общие вопросы развития законодательства в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND FUNDAMENTALS OF STATE REGULATION OF MIGRATION FROM NEW REGIONS

the article analyzes the issues of state regulation of migration from new regions of Russia. The issues of the concept, signs, and content of the institution of migration in Russian legislation are considered; issues of socio-legal characteristics of migration from the territory of the former Ukraine; general issues of the development of legislation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ ИЗ НОВЫХ РЕГИОНОВ»

УДК 343

Гендель С. В. студентка Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Россия, г. Тула

ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ ИЗ НОВЫХ РЕГИОНОВ

Аннотация: в статье анализируются вопросы государственного регулирования миграции из новых регионов России. Рассмотрены вопросы понятия, признаков, содержания института миграции в российском законодательстве; вопросы социально-правовой характеристики миграции с территории бывшей Украины; общие вопросы развития законодательства в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, новые регионы, Украина, социальная поддержка.

Handel S. V. student

at the Tula Institute (branch) All-Russian State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia)

Tula, Russia

THE CONCEPT AND FUNDAMENTALS OF STATE REGULATION OF MIGRATION FROM NEW REGIONS

Abstract: the article analyzes the issues of state regulation of migration from new regions of Russia. The issues of the concept, signs, and content of the institution of migration in Russian legislation are considered; issues of socio-legal characteristics of migration from the territory of the former Ukraine; general issues of the development of legislation in the field of migration.

Keywords: migration, new regions, Ukraine, social support.

1. Многочисленные определения миграции различаются в следующем: насколько велико расстояние, на которое перемещаются люди; сколько времени люди находятся на новом месте; как часто они перемещаются туда и обратно; пересекаются ли при этом административные или государственные границы.

Миграция населения может рассматриваться в правовом и экономическом аспектах. С юридической точки зрения, миграция означает пересечение границ государства или его регионов с целью долговременного

или кратковременного пребывания либо полного переезда на новое место жительства. В экономическом смысле, вызвана она движением ресурсов рабочей силы, поиском лучшего места для жизни или бизнеса.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение. Миграция - это пересечение границ государства или его регионов с целью временного пребывания или полного переезда на новое место жительства, которое экономически связано с поиском хорошего места работы, места ведения предпринимательской деятельности или удобного места для организации быта.

Главная экономическая цель государственного регулирования миграции заключается в том, чтобы распределить людей по территории наиболее выгодным образом, обеспечить развитие нужных с точки зрения государственных интересов регионов. Наличие на определенной территории экономически активного населения позволяет эффективно развивать экономику и сгладить социальные противоречия. Временный переезд населения с проблемных территорий способен улучшить политическую обстановку в местах отъезда, создать условия для последующего возвращения. С другой стороны, непродуманная стихийная миграция способна как ухудшить экономическое положение в местах отъезда, так и создать большие проблемы для принимающей стороны.

2. В условиях РФ, с прибывающими переселенцами может вестись масштабная социальная работа. Основы правового регулирования данной работы заложены как Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, так и подзаконными нормативными правовыми актами. В последнее время в области государственного регулирования миграции произошли большие организационные изменения, регулирование было передано от специализированной ФМС, которая фактически имела статус министерства, к МВД. Деятельность по управлению миграцией регулируется большим числом нормативных актов. В последнее время наметилась новая тенденция, которая заключается в ужесточении миграционной правоприменительной практики в отношении выходцев из южных республик.

В целом, основные направления регулирования миграции выглядят следующим образом:

исследование рынка труда и определение необходимого количества работников-мигрантов;

разработка мер по регулированию въезда переселенцев на территорию государства;

разработка специальных мер по трудоустройству и социально-бытовой адаптации переселенцев;

разработка мер по допуску переселенцев к осуществлению трудовой деятельности.

Основными государствами, население которых массово переезжает в РФ, в настоящее время являются бывшие советские республики. В последнее

время растет количество приезжих из арабских и африканских стран. Мигранты как приезжают временно, для получения заработка, так и имеют желание остаться в России насовсем.

3. В рамках нашей темы исследования, необходимо рассмотреть историю развития миграционных процессов с территории Украины и тех ее частей, что в настоящее время стали новыми регионами РФ.

Рассмотрим основные показатели, отражающие характер теперь уже внутренней миграции из новых регионов России в те регионы, которые входили в состав России до осени 2022 года11.

С начала 1990-х гг. с территории Украины активно уезжало население. Основным направлениям миграции была Россия, на втором месте находились европейские страны, на третьем - США и Канада. Основная часть мигрантов выезжала временно, с целью заработка, меньшая - с целью полного переезда. Эта тенденция была характерна как для всей украинской миграции в целом, так и для ее российского направления. Осуществлялась также весьма заметная миграция предпринимателей. Большинство украинских мигрантов в Россию по-прежнему рассматривали ее и Украину как единое культурное и экономическое пространство, чем они, по сути, тогда реально и являлись.

После государственного переворота на Украине в начала 2014 г. и присоединения Крыма к России, в Донбассе украинскими войсками были развязаны полномасштабные боевые действия, что вызвало резкий рост вынужденной миграции в Россию. Начали активно переезжать как беженцы от войны, так и те жители иных регионов Украины, которые не поддержали господствующую националистическую прозападную политику нового украинского руководства.

С начала 2014 года по начало 2023 года на территорию «старых» регионов Российской Федерации переехало более 1,2 млн. граждан бывшей Украины. Почти треть переехавших осели в Москве и Московской области, около 40 % - в Краснодарском крае, Ростовской области и в Крыму. Заметные сообщества переселенцев образовались в прилегающих к Москве регионах центральной России, в том числе и в Туле.

Большая часть переселенцев (70%) - это люди до 35 лет, что объясняется большей их мобильностью по сравнению с людьми среднего и пожилого возраста, уже имеющими хозяйство на местах и в силу этого менее склонными к переезду.

В 2017-21 гг. несколько сотен тысяч человек вернулось в ДНР и ЛНР, что связано в первую очередь с сокращением в тот период государственной поддержки переселенцев. После присоединения к России новых регионов в октябре 2022 г. можно отметить явную тенденцию по возвращению переселенцев из этих регионов к себе на родину, которая уже является частью России.

11 Бредихин А. В., Белоконев С. Ю. Миграционный фактор и стратегия развития Донбасса в составе России // Власть. 2023. №2. С. 64.

Анализируя трудоустройство переселенцев, нужно отметить, что большинство их них устраивается самостоятельно, основные сферы -строительство (30%) и сфера обслуживания (20%). После начала СВО и резкого подъема инвестиций в промышленность, заметная часть переселенцев (11%) трудоустроилась в данной сфере.

Использованные источники:

1. Бредихин А. В., Белоконев С. Ю. Миграционный фактор и стратегия развития Донбасса в составе России // Власть. - 2023. - №2. - С. 64-71.

2. Кобец П. Н. Состояние миграционной ситуации и государственное регулирование миграционных процессов в России в условиях начала XXI века // Влияние миграционных процессов на региональную безопасность: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД России, 2017. - С. 66-74.

3. Мингазова Д. Р., Вестов Ф. А. Значимость волонтерской деятельности в обеспечении прав и свобод граждан на вновь присоединенных территориях // Базис. - 2023. - №1 (13). - С. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.