Общественные и гуманитарные науки
• ••
117
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 323
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНА СУДЕБНОГО
КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
THE CONCEPT AND PURPOSE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A JUDICIAL
CONSTITUTIONAL CONTROL BODY
© 2014 Алиев А. М., Магарамова Х. М.
Дагестанский государственный университет © 2014 Aliev А. М., Magaramova Kh. М.
Dagestan State University
Резюме. В статье рассмотрены основные понятия и назначение Конституционного Суда Российской Федерации как органа судебного конституционного контроля. Выявлены отличия Конституционного Суда Российской Федерации от других судебных органов. Приведены принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Abstract. The authors of the article consider the basic concepts and the function of the Constitutional Court of the Russian Federation as a judicial body of the constitutional control. They reveal differences of the Constitutional Court of the Russian Federation from other judicial bodies. The authors quote the principles of the activity of the Constitutional Court of the Russian Federation.
Rezjume. V stat'e rassmotreny osnovnye ponjatija i naznachenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii kak organa sudebnogo konstitucionnogo kontrolja. Vyjavleny otlichija Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot drugih sudebnyh organov. Privedeny principy dejatel'nosti Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii.
Ключевые слова: Конституционный Суд, конституционный контроль, суд, понятие, назначение, принципы.
Keywords: Constitutional Court, constitutional control, court, concept, function, principles.
Kljuchevye slova: Konstitucionnyj Sud, konstitucionnyj kontrol', sud, ponjatie, naznachenie, principy.
В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть реализовывается через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Выделяется особая форма судопроизводства - конституционное судопроизводство, а Конституционный Суд определяется как орган правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации, по российской Конституцией относящийся к судебной власти, обладает признаками органа судебной власти:
1) Суд реализует судебную власть через конституционное судопроизводство;
2) деятельность данного Суда Российской Федерации основывается на принципах самостоятельности и независимости, свойственных органам судебной власти [3. C. 5].
Базовым для анализа правового статуса Конституционного Суда РФ является Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июня 1994 года № 1-ФКЗ [2]. Этот Закон определяет Конституционный Суд в качестве судеб-
ного органа конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть через конституционное судопроизводство.
Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он представляет собой орган конституционного контроля, созданный государством для обеспечения правильности применения Конституции и обусловленных ею законов, охраны политических, экономических, социальных и моральных ценностей нашего общества.
Конституционный Суд Российской Федерации является неотъемлемым элементом государства, благодаря которому оно может называться правовым государством, которое стремится создать прочный общественнополитический строй, систему законности и защиты интересов граждан.
Конституционный Суд России является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо реализующим судебную власть путем конституционного судопроизводства [2].
118
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Однако Конституционный Суд Российской Федерации обладает двойственной правовой природой. В соответствии с частью 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Госдумой), Правительством и судами РФ [1. C. 5-6] В соответствии с этим Конституционный Суд относится к органам государственной власти Российской Федерации, и в данном качестве он стоит в одном ряду с другими органами государства, а также наделен полномочиями признавать неконституционными принимаемые ими нормативные правовые акты. Так, по мнению С.Э. Несмеяновой, Конституционный Суд РФ, главным образом, является органом государственной власти, вследствие этого для него характерны признаки, которые присущи данным органам:
1) Суд наделяется государственными властными полномочиями, в рамках которых он имеет право самостоятельно решать определенные вопросы, а также издавать акты, которые обязательны к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами;
2) Суд является организованным коллективом российских граждан, объединенных общей деятельностью;
3) Конституционный Суд образуется и действует в порядке, определенном российской Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от 21 июня 1994 г. №1 - ФКЗ;
4) Суд уполномочен от имени РФ выполнять функцию конституционного контроля, а также обеспечивать правовую охрану Конституции России;
5) финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет средств федерального бюджета и пр. [3, с. 7].
Отсюда следует, что Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом, который осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства, и это его функциональное предназначение.
Рассматривая понятие «конституционного контроля», мы пришли в выводу, что наиболее удачным является определение, данное конституционному контролю Ю.Л. Шульженко, который рассматривает деятельность конституционного контроля как компетентный государственный орган по проверке, выявлению, конста-
тации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе которых эти органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия [4. C. 9].
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные характеристики Конституционного Суда Российской Федерации:
- по статусу и месту в системе разделения властей - это судебный орган;
- его основная функция - это осуществление конституционного контроля;
- самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть, Суд признает акт не соответствующим Конституции и лишает его юридической силы;
- принимаемые им решения являются окончательными и обязательными;
- процессуальная форма деятельности -конституционное судопроизводство.
Основные цели деятельности Конституционного суда Российской Федерации - это защита конституционной основы, основных прав и свобод граждан, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции России на всей российской территории.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда, помимо самостоятельности и независимости, являются также коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Конституционный Суд Российской Федерации отличен от иных судебных органов своим особым правовым положением: лишь ему предоставляется право осуществления конституционного судебного контроля в России, определения соответствия законодательства российской Конституции, разрешения споров о компетенции между госорганами и пр.
Решения Конституционного суда Российской Федерации являются обязательными на всей территории России, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, а также должностных лиц, граждан и объединений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе России, выступает как средство ограничения государственной власти и гарант баланса властей, обеспечивает верховенство права и российской Конституции, защищая права и свободы граждан.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008). М., 2013. C. 5-6. 2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013. 3. Несмеянова С. Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 5. 4. Пирбудагова Д. Ш. Институт конституционного контроля и охрана конституционной законности в Республике Дагестан: вопросы истории, теории и практики. Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012. С. 9.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
119
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended from 30.12.2008). M., 2013. P. 5-6. 2. On the constitutional Court of the Russian Federation: the Federation. the constitutional. the law of July 21, 1994 # 1-FKZ (as amended on 05.04.2013) // published on the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013. 3. Nesmeyanova S. E. Concept and structure of the constitutional-legal status of a public authority (for example, the constitutional Court of the Russian Federation) // Constitutional and municipal law.
2010. # 7. P. 5. 4. Pirbudagova D. Sh. Institute of the constitutional control and protection of the constitutional legality in the Republic of Dagestan: problems of history, theory and practice. The monograph. Makhachkala: PPC DSU, 2012. P. 9.
Literatura
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (red. ot 30.12.2008). M., 2013. C. 5-6. 2. O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii: feder. konstituc. zakon ot 21 ijulja 1994 g. № 1-FKZ (v red. ot
05.04.2013) // opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013.
3. Nesmejanova S. Je. Ponjatie i struktura konstitucionno-pravovogo statusa organa gosudarstvennoj vlasti (na primere Konstitucionnogo Suda RF) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2010. N 7. S. 5. 4. Pirbudagova D. Sh. Institut konstitucionnogo kontrolja i ohrana konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Dagestan: voprosy istorii, teorii i praktiki. Monografija. Mahachkala: IPC DGU, 2012. S. 9.
Статья поступила в редакцию 11.07.2014 г.
УДК 34
ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ
THE PRINCIPLE OF HUMANISM CONCEPT IN THE CRIMINAL EXECUTIVE LAW
© 2014 Газимагомедов Г. М
Дагестанский государственный университет © 2014 Gazimagomedov G. М
Dagestan State University
Резюме. В статье делается анализ принципа гуманизма в уголовно-исполнительном праве в исторической перспективе, определяется его роль и место в уголовно-исправительном праве. Основным объектом внимания автора выступает условие реализации уголовно-правовых санкций.
Abstract. The author of the article makes an analysis of the principle of humanism in the criminal executive law in the historical perspective, defines its role and place in the penal law. The main object of the author's attention is the condition for the implementation of the criminal sanctions.
Rezjume. V stat'e delaetsja analiz principa gumanizma v ugolovno-ispolnitel'nom prave v istoricheskoj pers-pektive, opredeljaetsja ego rol' i mesto v ugolovno-ispravitel'nom prave. Osnovnym ob#ektom vnimanija avtora vystupaet uslovie realizacii ugolovno-pravovyh sankcij.
Ключевые слова: принцип гуманизма, уголовно-правовые санкции.
Keywords: principle of humanism, criminal law sanctions.
Kljuchevye slova: princip gumanizma, ugolovno-pravovye sankcii.
Принцип гуманизма в уголовном праве имеет двустороннюю направленность: одна его сторона обращена ко всем гражданам, другая -к субъекту преступления. При этом двухас-пектность данного принципа должна быть закреплена в двух самостоятельных статьях уголовного кодекса.
В юриспруденции, в частности, уголовном праве, институту наказания уделено значительное внимание. В фундаментальных работах Л. В. Багрий-Шахматова, Н. А. Беляева, А. И. Бойко, П. Ф. Гришанина, Б. П. Золотова, А. Т. Ивановой, И. И. Карпеца, Ю. Б. Мельниковой, Г. П. Новоселова, И. С. Ной, А. В. Усе, И. Ф. Фе-
дюкина, М. В. Феоктистова, Г. И. Чечель и др. Проблемам построения уголовно-правовых санкций посвящены также исследования С. И. Дементьева, П. П. Осипова, И. Я. Козаченко, Д. О. Хан-Магомедова, А. В. Мальцева и других. В их работах исследуются общие проблемы уголовного наказания, говорится о целях наказания, его роли, месте и задачах, об аксиологических принципах наказания, анализируется система наказаний и их отдельные виды.
Принцип гуманизма в реализации уголовно-правовых санкций исследован в отечественной науке мало. Этому посвящены некоторые параграфы работ Н. А. Беляева, A. M. Василье-