_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРАУДФАНДИНГА
БИЦОЕВА Лаура Феликсовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье определены основные научные точки зрения относительно понятия краудфандинга и источников его правового регулирования. Определены особенности и содержание попыток законодательного урегулирования отношений краудфандинга в Российской Федерации. Определен основной акт, который регулирует привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ. На основе изучения научных публикаций, практики зарубежного правоприменения законов о краудфандинге предложены авторские рекомендации относительно требуемых изменений в действующее законодательство в целях полноценного правового регулирования краудфандинга.
Abstract: The article defines the main scientific points of view regarding the concept of crowdfunding and the sources of its legal regulation. The peculiarities and content of attempts to legislate crowdfunding relations in the Russian Federation are defined. The main act that regulates the attraction of investments using investment platforms has been defined. Based on the study of scientific publications, the practice of foreign enforcement of crowdfunding laws, author's recommendations are proposed on the required changes to the current legislation in order to fully regulate crowdfunding.
Ключевые слова: краудфандинг, финансирование, дарение, инвестиции, цифровая экономика, инвестиционная платформа, лицензирование, международное сотрудничество.
Keywords: crowdfunding, financing, giving, investment, digital economy, investment platform, licensing, international cooperation.
Анализ научных публикаций позволил выделить основные точки зрения относительно понятия краудфандинга. Так, Д.А. Котенко определяет краудфандинг как сотрудничество людей по добровольному объединению своих денежных и не денежных ресурсов с целью поддержки других людей и организаций [6], а А.П. Воробьева называет краудфандинг инструментом финансирования, который основан на интернет-технологиях [4].
С.Р. Седельников рассматривает исследуемое понятие как народное финансирование, что, по мнению автора, носит некоторый обобщенный характер и не отражает сути и особенностей термина [9]. Тогда как В.Л. Чугреев определяет краудфандинг через социальную технологию коллективного финансирования, основанную на добровольных пожертвованиях, дарениях [10].
Разнообразие определений исследуемого понятия до недавнего времени было вызвано отсутствием его законодательного закрепления в правовых актах РФ. Эту позицию разделяли некоторые ученые [4, 8], которые указывали, что именно отсутствие специального правового регулирования крауд-фандинга мешает его развитию в России ввиду того, что не позволяет установить его субъектов в качестве участников гражданских и экономических правоотношений с целью предоставления им соответствующих прав и обязанностей [7].
Кроме того, анализ научных публикаций показал плюрализм мнений о сфере правового регулирования исследуемых правоотношений. Так, одни авторы говорят о том, что краудфан-динг в РФ регулируется ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре дарения [6], другие - посредством законодательства об инвестиционной деятельности [5].
Вместе с тем, российское законодательство находится в постоянной динамике: развивается под новые экономические правоотношения, гармонизируется между собой в целях устранения правовых пробелов правоприменения. Не стало исключением и правовое регулирование краудфандинга, попытки установления законодательного регулирования которого предпринимались довольно часто.
Так, в рамках законодательной инициативы Депутатов
Государственной Думы и Членов Совета Федерации в настоящее время проходит процедуру согласования проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [3].
Законопроект определяет краудфандинг как альтернативный способ привлечения инвестиций, как процесс организации розничного финансирования. В проекте правового акта устанавливаются также правовые основы функционирования операторов инвестиционных платформ. Пока документ еще находится на стадии согласования и поэтому говорить о сформированной правовой позиции государства по данному вопросу преждевременно.
Вместе с тем, в августе 2019 г. был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права [1].
Хоть закон и установил понятие инвестиционной платформы, определил способы инвестирования в проекты, а также размеры (лимиты) инвестиционных вложений для всех типов участников, но все же говорить о полноценной урегулиро-ванности процесса краудфандинга недопустимо.
Так, исследование зарубежной практики применения краудфандинга, изучение российских научных публикаций по данному вопросу, анализ работы площадок для коллективного софинансирования проектов позволил сформулировать авторскую позицию относительно понятия краудфандинга и необходимых направлениях развития законодательства в данной сфере.
Краудфандинг следует рассматривать как финансовый инструмент поддержки проектов в различных сферах общественных отношений: культура, искусство, промышленность,
Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
сфера информационных технологий и коммуникаций и другие. При этом, в целях развития всех направлений общественной жизни, на законодательном уровне не следует ограничивать сферы возможного применения краудфандинга.
Сформировавшийся процесс поддержки проектных решений в рамках их размещения на интернет-площадках является удобным, информативным и открытым и, соответственно, его следует развивать и обеспечить законодательное регулирование работы на них. В данном направлении следует определить правовой статус самих площадок, их участников, а также правовые аспекты взаимодействия и защиты прав субъектов крауд-фандинга. Это обеспечит гарантию прав и законных интересов всех сторон в процессе поддержки проектных решений.
Интернет-площадка - это информационный ресурс, который по своей сути организовывает взаимодействие ее участников. Для обеспечения должного уровня технической защиты ресурса, условий работы инвесторов и авторов проектов следует отнести деятельность по содержанию и организации функционирования краудфандинговых площадок отнести к лицензируемым видам деятельности и соответственно внести изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2].
И как следствие, в целях установления контроля за работой интернет-площадок, важно установить систему государственного контроля нового вида экономических правоотношений. Вариантом исполнения контрольных функций за функционированием краудфандинговых площадок может стать их возложение на Центральный Банк РФ. Еще одним доводом в пользу установления ЦБ РФ в качестве регулятора и надзорного органа за отношениями краудфандинга является тот факт, что все таки они основаны на применении финансовых инструментов и различных средств платежа (электронных денег, криптовалюты и т.д.). В таком варианте в дальнейшем потребуется гармонизация банковского законодательства с законом об альтернативных способах привлечения инвестиций.
Кроме того, проекты, которые размещаются на площадках, чаще всего имеют инновационные решения. Их размещение в открытых источниках влечет за собой определенные Библиография:
риски потери авторских прав и иные риски в сфере интеллектуального права. В такой ситуации следует на законодательном уровне закрепить особенности защиты авторских прав и прав интеллектуальной собственности в рамках правоотношений краудфандинга. Для этого необходимо сформированное законодательство о краудфандинге гармонизировать с гражданским правом [11].
Ввиду того, что краудтехнологии как комплексные системы финансовой поддержки проектов размещаются в сети Интернет, имеющей транснациональный характер, то требуется на законодательном уровне определить допустимые пределы участия иностранных лиц (граждан, организаций) в данных экономических правоотношениях. Но закрепить в законе права последних недостаточно для того, чтобы обеспечить гарантии российскому бизнесу. Важно организовать международное сотрудничество на государственном уровне, в том числе посредством заключения соответствующих соглашений (договоров) между странами, предметом которых будут особенности взаимодействия государств по вопросам межгосударственных отношений в сфере краудтехнологий.
Помимо указанного, требуется гармонизация смежного с краудфандингом законодательства, включая законодательство в сфере рынка ценных бумаг, налоговое законодательство и другое.
Проведенный анализ понятия и правового регулирования краудфандинга позволил систематизировать знания о новом альтернативном способе привлечения инвестиций в нашей стране. Российское законодательство о краудфандинге находится на начальном этапе своего становления: правовой акт о краудфандинге принят в августе 2019 года, практика правоприменения и судебная практика по данным общественным отношениям не сформирована.
Исследование зарубежной практики применения кра-удфандинга, изучение российских научных публикаций по данному вопросу, анализ работы площадок для коллективного со-финансирования проектов позволил сформулировать авторскую позицию относительно понятия краудфандинга и необходимых направлениях развития законодательства в данной сфере.
1. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ // СЗ РФ, 05.08.2019, № 31, ст. 4418.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ, 05.08.2019, № 31, ст. 4457.
3. Законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=419090-7.
4. Воробьева А.П. Перспективы краудфантинга в России / E-Scio. 2017. С. 1-7.
5. Ермакова Е.А. Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 121-124.
6. Котенко Д.А. Краутфандинг инновационный инструмент инвестирования // Закон. 2014.№5. С.140-145.
7. Кочетков Е.П. Государственное регулирование краудфандинга в России как антикризисного инструмента привлечения инвестиций в инновационный сектор экономики // Стратегия бизнеса. 2018. № 3 (47). С. 7-14.
8. Саленко Т.В. Сущность и виды краудфандинга как перспективной формы финансирования инновационного малого бизнеса // Молодая наука. № 16. 2015. С. 138-142.
9. Седельников С.Р. Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2015. С. 154-157.
10. Чугреев В.Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования /В.Л. Чугреев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №4 (28). С.190-196.
11. Колиева А.Э. Факторы доверительных отношений в предпринимательской деятельности // Право и государство: теория и практика. 2015. № 7 (127). С. 59-62.