УДК: 341.1.01 ББК: 67.9
Остапенко Ю.С.
ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ
Ostapenko Yu.S.
THE NOTION, FORMS, AND LEGAL EFFECT OF THE STATES' ECONOMIC INTEGRATION
Ключевые слова: интеграция, экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, внутренний рынок, Евразийский союз, правосубъектность Европейского союза.
Keywords: integration; economic integration; free trade area; custom Union; common market; internal market; Eurasian Union; legal personality of the European Union.
Аннотация: основная задача настоящей публикации - описать явление интеграции. Автор рассматривает понятие интеграции в контексте международных отношений, определяет ее виды и выделяет основные формы экономической интеграции. Статья направлена на изучение интеграции как универсального процесса, имеющего объективные предпосылки и развивающегося определенным образом вне зависимости от круга участников. В статье рассматривается правовой статус интеграционных образований на примере функционирования Европейского союза, Европейской ассоциации свободной торговли, Евразийского экономического союза.
Abstract: the main goal of the present publication is to prescribe the notion of the integration. The Author focuses on the definition of the term of integration within the scope of international relations, describes its types, and marks out the forms of the economic integration. The article reflects the viewpoint that the integration is the universal process with the objective preconditions. Such process is similar for all the states and develops in a common way. The Author considers the legal personality of the integrated entities by examples of functioning of the European Union, European Free Trade Association, and Eurasian Union.
Термин «интеграция» имеет латинское происхождение. Латинское слово т1е§га1;ю в переводе означает «соединение». В контексте международных отношений и их правового регулирования термин «интеграция» означает процесс
объединения государств для достижения совместных целей в определенной сфере общественных отношений. Сам термин «интеграция», используемый для
обозначения процесса (динамика), не может быть использован для обозначения степени такой интеграции и результата на каждом этапе (стадии) процесса. Результатом стадий являются интеграционные образования, каждое из которых различается в зависимости от вида интеграции и степени интеграции. В свою очередь, вид и степень интеграции зависят
от поставленных целей. В контексте межгосударственных отношений
завершение всех видов интеграции в полном объеме приводит к преобразованию существующего либо образованию нового государства путем присоединения либо соединения исходных договаривающихся государств соответственно. Итак, исходными элементами
межгосударственной интеграции являются два или несколько государств, а конечным продуктом интеграции выступает преобразованное либо вновь созданное государство. В рамках настоящей статьи мы не будем подробно останавливаться на характеристике исходных и конечных элементов, а рассмотрим подробно те стадии и результаты, которые возникают при неполной интеграции.
Виды межгосударственной интеграции могут быть выделены в зависимости от того круга вопросов, которые государства намереваются урегулировать совместно и в целом совпадают с основными сферами общественной жизни. Так, мы можем говорить об экономической, политической, социальной, культурной интеграции. Безусловно, разделить их можно только теоретически. Представим образно, что все виды интеграции по различным группам вопросов - это вагоны, расположенные на расстоянии одного метра друг от друга и соединенные между собой двухметровой цепью. Как только первый вагон начнет движение, его перемещение вызывает натяжение цепи, и если вагон не останавливается, то цепь неизбежно тянет за собой следующий вагон. Таким образом, достижение определенной степени интеграции влечет за собой начало следующего вида интеграции. Одним из основополагающих видов интеграции является экономическая интеграция, о которой мы и будем говорить в рамках настоящей статьи.
Экономическая интеграция - это процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики1. На практике экономическая интеграция нередко оказывается противопоставлена политике протекционизма. Это является прямым следствием того, что в экономической теории разделяют две противоположные модели развития рынка - свободную торговлю и протекционизм. Протекционизм (лат. РгМееИо - «прикрытие») -экономическая политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров. Такая политика ставит своей задачей поощрение развития национальной экономики и ее защиту от
иностранном конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров2. Ограничение протекционизма является на сегодняшний день одним из важных условий экономической
интеграции, осуществляемой в любой ее форме. Рассмотрим основные формы экономической интеграции.
Торговые соглашения.
Торговые соглашения представляют собой самую простую (базовую) форму экономической интеграции. Как правило, это двусторонние соглашения, которые заключаются государствами для
урегулирования внешней торговли и перемещения товаров через границу и сопутствующие вопросы, к которым относятся движение товаров, денежных средств, таможенные вопросы, перевозка, налогообложение, деятельность филиалов и др. Долгосрочные торговые соглашения закрепляют общие принципы торговли, устанавливают правовые режимы при импорте и экспорте товаров и регулируют другие основополагающие вопросы. Краткосрочные торговые соглашения содержат взаимные обязательства государств по созданию условий для ввоза и вывоза товаров в пределах согласованных номенклатур и квот . Так, США уже начиная с 1794 года заключали со множеством государств договоры о дружбе, торговле и судоходстве (friendship, commerce and navigation), в которых были урегулированы условия торговли, а также предусматривались меры по защите инвестиций4. Содержание торговых договоров приобретает стандартные положения5. На сегодняшний день двусторонние соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между
1 Международная экономическая интеграция // Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 6-е издание, пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - С. 273-374
2 Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. -М.: ИНФРА-М., 1999. - 479 с.
3 Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева (Издание пятое, переработанное и дополненное). - М.: Проспект, 2009. - С. 516.
4 Peter, Fishcer, Recent Trends and Development in the Law of Foreign Investment Protection, in: FS Seidl -Hohenveldern, Berlin, 1988. - 234 ff.
5 Кулишер, И.Р. Международные торговые договоры. Ч. II. - Пг., 1922.
государствами не утрачивают своего значения. Для урегулирования возможных споров торговые соглашения включают зачастую арбитражную оговорку, однако самостоятельную систему институтов и органов, которые бы контролировали выполнение соглашения, они не предусматривают1. Это обусловлено тем, что торговые соглашения являются базовой формой интеграции и регулируют относительно небольшой круг вопросов по сравнению с остальными формами объединений.
Особым примером многостороннего торгового соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ). Это соглашение 1947 года первоначально было направлено на восстановление экономических связей в послевоенное время, а впоследствии на устранение барьеров при осуществлении международной торговли путем снижения таможенных тарифов и других торговых ограничений, а также на ликвидацию дискриминации в отношении товаров. Организационная структура ГАТТ существенно модифицирована и в настоящее время функционирует через систему Всемирной торговой организации (ВТО). ГАТТ со смежными с ним международными соглашениями является на сегодняшний день наряду с Генеральным соглашением по торговле услугами, Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, приложением к Соглашению об учреждении ВТО. Следует отметить, что Всемирная торговая организация является полноправной межправительственной
организацией, которая функционирует вне системы ООН. В.М. Шумилов сравнивает ВТО с «мировым министерством торговли», которое устанавливает единый правовой режим торговли2. Однако данная
организация предполагает только определенную степень сближения правовых режимов, поскольку направлена на регулирование исключительно торговых отношений.
Зоны свободной торговли.
Данная форма интеграции
представляет собой более тесное экономическое сближение, чем торговые соглашения. Зоны свободной торговли устанавливаются посредством двух- или многосторонних договоров, целью которых является устранение всех или наиболее существенных торговых барьеров. Как правило, зоны свободной торговли имеют систему органов, обеспечивающих их функционирование. Абзац 8 статьи XXIV ГАТТ содержит следующее определение:
Под зоной свободной торговли должна пониматься группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий.
Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, принятый Советом глав СНГ, не содержит определения зоны свободной торговли, однако имеющиеся отсылки к правилам ВТО и ГАТТ, а также содержание самого договора позволяют сделать вывод о том, что зона свободной торговли понимается аналогично приводимому выше тексту ГАТТ. Цели Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли, закрепленные в статье 102 Соглашения , также соответствуют приведенному определению.
Принятие данного многостороннего договора заменило двусторонние соглашения, существующие ранее между государствами-членами СНГ и
закрепляющие режим зоны свободной торговли.
1 Peter, Fischer, Heribert, Franz Köck. Europarecht. Einschlißlich des Rechtes supranationaler Organisationen. 3. Auflage (durchgesehene und erweiterte), Linde Verlag, Wien, 1997. - S. 51.
2 Шумилов, В.М. Всемирная торговая
организация: право и система: учеб. пособие. - М., 2006. - С. 191.
3 North American Free Trade Agreement 01. January 1994. Текст доступен на официальном сайте https://www.nafta-secalena.org/Default.aspx?tabid= 97&language=en-US [Проверено: 04.09.2013].
Отличительной чертой зон свободной торговли является снятие ограничений и торговых барьеров в отношении товаров, находящихся в обороте внутри такой зоны, при этом отношения государств, участвующих соглашении о зоне свободной торговли, с третьими государствами не регламентируется. Данная черта является одновременно и достоинством (поскольку сохраняется независимость государства в вопросах внешней торговли с третьими государствами) и недостатком. Недостаток заключается в возникновении своеобразной конкуренции между государствами -членами зоны свободной торговли, куда товары будут ввезены (очевидно, что наибольший ввоз товаров будет осуществляться на территории с наименьшими таможенными пошлинами) и последующим выпуском продукции в оборот уже с территории данного государства на территорию всей зоны свободной торговли. В случае, когда товар из третьих стран поставляется в одно государство внутри зоны свободной торговли и сразу переправляется в другое государство в пределах данной зоны, национальные таможенные органы могут отследить данные операции и взыскать соответствующие платежи,
предусмотренные для товаров из третьих стран. Однако ситуация осложняется в том случае, когда речь идет о переработке материалов и производстве продукции из составных частей. В каком случае и при какой степени переработки продукция будет считаться произведенной в государстве -члене зоны свободной торговли?
Данная проблематика наглядно продемонстрирована в деле Хонда 1992 года. Спор возник между Канадой и Соединенными Штатами Америки. Предприятие Хонда - Канада использовало при производстве автомобилей блоки цилиндров двигателей, поставленные с заводов Хонда - США, содержащие японские составные элементы, а также иные детали, поставленные в Канаду непосредственно из Японии. Собранные элементы моделей отправлялись обратно в США. При этом таможенные органы США отказывались признавать поставляемую
продукцию в качестве товара, произведенного в Канаде, и облагали ее по тарифу, применяемому к поставкам из третьих стран. Эта проблема является общей для любой зоны свободной торговли. Попытка урегулировать данный вопрос осуществляется, как правило, посредством системы правил о происхождении товара. Продукт считается произведенным в государстве в том случае, когда он изготовлен полностью в пределах данного государства либо представляет собой продукт достаточной переработки материалов, поставленных из третьих стран. На товары выдается специальный документ о стране его происхождения. Однако проблема сохраняется в том, как определить единые критерии «достаточной
переработки».
Мы можем выделить два основных метода, как определить, является ли товар «достаточно переработанным», чтобы такой товар рассматривался как произведенный в стране. Первый подход является формальным. Если составной материал имеет один код в соответствии с Международной конвенцией о
Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, утвержденной 14 июня 1986 года в Брюсселе, а появившийся в результате переработки продукт расположен под другим кодом, товар считается произведенным в результате достаточной переработки. Например, материал «Кожа» находится под одним кодом, а продукт «Обувь» имеет другой код. Соответственно, ботинки,
произведенные в государстве - участнике соглашения о зоне свободной торговли из кожи, привезенной из третьих стран, считаются произведенными в данном государстве - участнике. Второй метод основан на количественном сопоставлении произведенных затрат. Если затраты на транспортировку и переработку материала превысили стоимость ввозимого материала, товар считается произведенным в государстве, где осуществляется
переработка. Процедура установления места происхождения товара, а также все административные процедуры, связанные с необходимостью получения свидетельства о
месте происхождения товара, приводят к увеличению стоимости продукта. Кроме того, как было показано в приведенном выше примере Хонда, такая система приводит к международным спорам и, соответственно, затратам, связанным с их рассмотрением. Это, безусловно, является недостатком зоны свободной торговли. Достоинство такой степени интеграции заключается в сохранении за государствами большой степени самостоятельности при осуществлении внешнеторговой политики.
На сегодняшний день наиболее известными примерами зон свободной торговли являются Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA), в которой участвует США, Канада и Мексика, Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA), которая на сегодняшний день включает в себя Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию1, территория стран СНГ на основании упомянутого выше договора.
Таможенный союз.
Основной характеристикой
таможенного союза является отсутствие не только внутренних границ и всех сопутствующих ограничений между государствами - членами такого союза, но и установление единой внешней границы. Это означает, что для союза устанавливается единая внешняя граница, а, следовательно, единая политика в регулировании отношений с третьими странами. Необходимо заметить, что в данном случае речь идет о существенной степени интеграции, поскольку таможенные правила являются важной частью внешней торговой политики каждого государства, а потому при образовании таможенного союза договаривающиеся государства передают существенную часть государственных полномочий на уровень союза. Поскольку осуществление самостоятельной торговой политики для государства становится невозможным, и данная форма экономической интеграции приближается к государственности, такое объединение не принимается рядом государств2.
Официальный сайт организации http://www. efta.ini/ [Проверено: 04.09.2013]
2 Так, например, Северо - Американская
Преимуществом таможенного союза является устранение «конкуренции« между государствами по вопросу ввоза товаров, а также необходимости устанавливать место происхождения товара и, следовательно, устранение всех вызванных этим формальных препятствий.
Россия является участницей Таможенного Союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан Россией, Белоруссией, Казахстаном 06 октября 2007 года, а с 06 июля 2010 года на территории Таможенного Союза применяется Таможенный кодекс. Для функционирования Таможенного Союза впоследствии были приняты отдельные договоры, а также предприняты фактические меры по ликвидации таможенных границ внутри Союза и перенесении контрольных пунктов на внешние таможенные границы Союза. Создание таможенного Союза не препятствует функционированию Договора о зоне свободной торговли СНГ.
Общий рынок и внутренний рынок.
Установление общего рынка осуществляется не только с помощью устранения таможенных ограничений, но предполагает иные мероприятия с целью создания условий для функционирования внутреннего рынка. Основным шагом к установлению общего рынка является осуществление не только свободного движения товаров на внутреннем рынке, но также объявление свободы передвижения лиц, услуг и капиталов. Вместе с тем само по себе объявление данных свобод совершенно не означает появление общего рынка. Реализация данных свобод, очевидно, требует развития норм, правил и условий (правового, экономического, политического, социального характера). Такими нормами являются, например,
экономическая интеграция не привела к образованию таможенного союза из-за политики США, объявивших эмбарго по отношению к Кубе (Peter Fischer, Heribert Franz Köck. Europarecht. Einschlißlich des Rechtes supranationaler Organisationen. 3. Auflage (durchgesehene und erweiterte), Linde Verlag, Wien, 1997. - S. 56).
запрет дискриминации, запрет субсидий, регулирование конкуренции и в целом осуществления экономической политики.
Необходимо отметить, что право ЕС различает понятия общего и внутреннего рынка. Договор о создании Европейского экономического сообщества
предусматривал, что общий рынок будет создан до 31.12.1969. Определение общего рынка не получило нормативного закрепления. Под общим рынком следует понимать таможенный союз, а также следующий уровень свобод и сопутствующих мероприятий1. Понятие внутреннего рынка введено Единым Европейским актом 1986 года, согласно которому внутренний рынок должен быть введен до 31.12.1992 (ст. 13), затем определение внесено в абз. 2 статьи 7А Римского договора. В системе действующего права внутренний рынок определен в соответствующем разделе Договора о функционировании
Европейского Союза:
Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов (п. 2 ст. 26 Договора).
Внутренний рынок охватывает больше мероприятий и включает в себя установление общего рынка2. В статье 7с Римского договора после появления Единого Европейского акта также проводилось различие между этими понятиями. В литературе можно встретить противоположные мнения, согласно которым внутренний рынок является «подмножеством», т.е. разновидностью общего рынка3. Однако данные различия не закреплены нормативно, а потому с юридической точки зрения вряд ли можно говорить о пределах употребления каждого из терминов. С юридической точки зрения
:Hans Ballreich, Customs Union in: Rudolf Bernhardt (Hrsg.), EPIL 8 (1983), 125 hin.
2 Louis Del Duca, Teachings of the European Community, in: Dickinson Journal of International Law (Spring 1994), 7 aus.
3 Rudolf Streinz, Europarecht, 2. Auflage,
Heidelberg, 1995, S. 284.
общий и внутренний рынок являются синонимами4. Общий рынок включает в себя три основополагающих элемента: принципы общего рынка (экономические свободы), совместные мероприятия по обеспечению этих принципов
(транспортная, аграрная, социальная политика), таможенный союз, который включает в себя как наличие общего таможенного тарифа, так и единую политику по отношению к торговле с третьими странами, о чем было написано выше. К принципам внутреннего рынка принято относить свободу передвижения товаров, свободу передвижения лиц, свободу предоставления услуг, свободу передвижения капиталов и платежей5
Экономический и валютный союз.
Рассматриваются как высшая форма экономической интеграции. Однако сам по себе валютный союз не всегда означает высокую степень экономической
интеграции. В чистом виде валютный союз является соглашением государств о взаимном применении валют во внутренних расчетах. Валютный союз может предполагать наднациональные
эмиссионные центры (например, еврозона), либо распространять действие какой-либо валюты на территории других государств (например, зона австралийского доллара, зона новозеландского доллара).
Экономический союз как высшая форма экономической интеграции предполагает включение в себя признаков таможенного союза (отмена таможенных пошлин при торговле), общего рынка (свободное движение капиталов и лиц), валютного союза (унификация фискальной и монетарной политики). Такая форма экономической интеграции присутствует на сегодняшний день в рамках Евросоюза, а также предусмотрено в политическом проекте Союзного государства России и Белоруссии, договор о создании которого подписан 8 декабря 1999 года.
Правовые последствия интеграции и
Case C-300/89 Commission v. Council. Judgment of the Court of 11 June 1991 // ECR I -2867.
5 Право Европейского Союза: Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. - М.: Юрайт, 2011. - С. 478.
значение в контексте международного права.
Перечисленные выше формы объединений сосуществуют на
сегодняшний день в межгосударственных отношениях. Более того, эти формы могут пересекаться. Например, экономический союз может выступать стороной в соглашении о создании зоны свободной торговли. В качестве примера можно назвать Соглашение о Европейской экономической зоне1, которое позволило европейским государствам, входящим в разные по степени интеграционные образования, обеспечить свободное движение товаров, услуг, капиталов, сохранив при этом свободу выбора о присоединении к Европейскому союзу.
В зависимости от формы экономической интеграции на
международной арене могут возникать новые участники, которые надлежит квалифицировать с позиции наличия у них международной правосубъектности.
Как справедливо отмечает Н.Е. Тюрина, участниками современных международных отношений в торгово-экономической сфере наряду с государствами и международными организациями традиционного типа нередко выступают производные от государств образования, которые обычно не выделяются в качестве отдельных субъектов международного публичного права2.
Основным механизмом осуществления интеграции являются международные договоры. Такой международный договор
1 Соглашение подписано в 1992 году между двенадцатью государствами - членами Европейского союза и шестью государствами, входящими на тот момент в Европейскую ассоциацию свободной торговли, - Австрией, Финляндией, Норвегией, Лихтенштейном, Швейцарией, Швецией. В связи с первоначально отрицательной позицией Швейцарии Соглашение вступило в силу только с первого января 1994 года. Соглашение направлено на усиление экономических связей между европейскими государствами-членами ЕС и государствами, членами ЕАСТ.
2Тюрина, Н.Е. Международная
правосубъектность таможенной территории // Основные тенденции развития современного международного права. - Казань, 2010. - С. 398 - 407.
может являться учредительным документом для международной организации. В данном случае появляется вопрос о наличии у такой международной организации
правосубъектности. Поскольку
международные организации являются вторичными (производными) субъектами международного права, объем их прав, обязанностей и ответственности носит ограниченный, функциональный характер. Примером возникновения в процессе интеграции международной организации является создание Европейских сообществ -Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, которые легли в основу существующего ныне Европейского союза. При этом правосубъектность трех перечисленных сообществ была
текстуально выражена в учредительных документах, а вот статус Европейского союза до изменений, внесенных Лиссабонским договором, оставался неоднозначным. Такое положение порождало споры о том, как должен функционировать Европейский Союз - в качестве международной организации, наделенной правосубъектностью, а, следовательно, возможностью совершать в пределах компетенции юридически значимые действия, обязательные для государств - членов, либо выступать в качестве международного форума, на котором государства - члены могут обсуждать и самостоятельно принимать решения, оформляя их отдельными соглашениями. На сегодняшний день данный вопрос для Евросоюза разрешен. Так, отправной точкой является статья 47, которая закрепляет, что Союз обладает правосубъектностью. Договор о ЕС включает в себя раздел V «Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности», который включает соответствующие главы, а также специальный отдел о политике безопасности и обороны.
В литературе можно встретить мнение о том, что таможенный союз обладает
признаками международной организации, а именно: согласительная природа создания, учреждение путем заключения договора между государствами, организационная структура, международная
правоспособность, возникающая в результате наделения государствами -участниками органов таможенного союза полномочиями1. Более того, таможенные территории, не являющиеся государствами, в качестве отдельных субъектов могут участвовать в договорных отношениях с государствами. Примером такого участия являются Гонконг и Тайпей, которые участвуют в ВТО в качестве отдельных субъектов. Фактическое положение самостоятельных таможенных территорий позволяет рассматривать их как субъектов международного публичного права, обладающих типичной для производных субъектов ограниченной
правоспособностью2.
Говоря о последствиях интеграции, необходимо проводить различие между процессом, развивающимся естественно, на основе существующей экономической обстановки, и процессом форсированным, навязанным политическими структурами, которые преследуют иные цели. Например, Германия, не обладая большим количеством сырьевых ресурсов, обеспечивает себя за счет экспорта. Конституция Германии (статьи 23 - 25) гарантирует международное сотрудничество и закрепляет принцип открытой государственности. Открытое торговое государство позволяет частным лицам (компаниям) представлять интересы по всему миру. Основой рекламы продукции при этом становится не указание на страну производства, а указание на марку, под которой осуществляется производство. В сфере права появляется относительно самостоятельный блок норм, транснациональный правопорядок (lex mercatoria), который исходит не от законодательных органов государств, а
зиждется на практике отношений между торговыми партнерами. Однако, как и в случае с теорией гражданского общества и правового государства, полное отсутствие механизма принуждения и властных структур является невозможным. Сообщество государств должно быть в состоянии вмешиваться в случаях использования рынка в преступных целях либо прекращения функционирования рынка, а в определенных, неподвластных государству секторах, создавать общие условия, которые действовали бы повсеместно, несмотря на границы . С этой целью государства передают свои суверенные права наднациональным органам, которые и руководят объективно развивающимся процессом экономической интеграции, выполняя при этом функцию «ночного сторожа». Такова идеальная модель правового оформления
интеграционных процессов.
Противоположная ситуация возникает при насильственном объединении каких-либо сфер общественной жизни.
Так, обратившись к истории, мы обнаружим, что в первой половине двадцатого столетия существовали объективные предпосылки для
определенной степени интеграции образовавшихся независимых советских республик. К 1922 году было отмечено экономическое объединение между РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР. Однако хозяйственные отношения были
усложненными и не урегулированными. Исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности4 - эти факторы требовали интеграции. Однако процесс объединения
1 Тюрина, Н.Е. Публичные правоотношения в международной торговле // Российский юридический журнал. - 2011. - № 5. - С. 55 - 63.
2 Тюрина, Н.Е. Публичные правоотношения в
международной торговле // Российский юридический
журнал. - 2011. - № 5. - С. 55 - 63.
Основы Германского и международного экономического права: Учебное пособие / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. - С. 442.
4 История отечественного государства и права. Часть 2. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2001. - С. 175.
начался сверху. Существенным фактором объединения стали внешние факторы -военная интервенция и необходимость общей обороны республик. В таких условиях форма объединения была выбрана не исходя из объективных экономических потребностей, а из политических целей, преследуемых партийным руководством. Вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Ни о каких референдумах и иных формах волеизъявления народа речи не шло. Безусловно, образование СССР отражало исторические условия, в которых проходило это событие, однако максимальная степень объединения, при которой была создана система высших органов управления, централизована экономика и сфера международных отношений, означала создание единого союзного государства. На сегодняшний день мы вновь наблюдаем процесс интеграции на постсоветском пространстве, однако мы можем констатировать, что на данном этапе интеграция протекает без резких скачков, поступательно, с учетом объективных экономических факторов, а потому вряд ли можно говорить о попытках воссоздать СССР1.
Таможенный союз с участием Российской Федерации, который был рассмотрен выше в настоящей статье как пример одной из форм экономической интеграции, функционирует в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Евразийское экономическое сообщество создано для достижения целей экономической интеграции государств -членов. Как обозначено в статье 1 Договора об учреждении Евразийского
экономического сообщества,
Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество».
Международная организация действует в
1 М. Прохоров считает, что Россия должна отказаться от ЕврАзЭС и пойти по пути экономической интеграции с Европой / Новостной портал РБК
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120225183103.shtml [Проверено: 22.09.2013]
рамках полномочий, переданных ей государствами, которые, в свою очередь, не утрачивают своего суверенитета. В договоре нет формулировки о правосубъектности организации, однако статья 11 прямо закрепляет наличие правоспособности. Положение о том, что ЕврАзЭС может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры, отчетливо говорит о признании за организацией международной
правосубъектности. Однако
правосубъектность в данном случае носит функциональный характер, то есть все действия совершаются Союзом для достижения целей, поставленных государствами при его создании. На наш взгляд, пока рано говорить о супранациональном характере ЕврАзЭс, поскольку структура и порядок функционирования организации
соответствуют классической модели международной организации, в которой органы формируются из глав государств и правительств и их заместители (Межгосударственный Совет,
Интеграционный Комитет),
парламентариев, делегируемых
парламентами государств
(Межпарламентская Ассамблея),
представителей государств (Суд).
Основные выводы.
Интеграция государств представляет собой распространенный и объективно обусловленный процесс при
функционировании современного
миропорядка. Интеграция может быть обусловлена различными факторами и охватывает различные сферы общественной жизни. Основополагающим фактором интеграции выступает необходимость экономического сотрудничества государств и устранение препятствий во всемирном товарообороте. Экономическая интеграция должна развиваться поступательно в соответствии с механизмами и законами экономической теории и с учетом исторических особенностей государств. Каждому из этапов интеграции соответствует определенная форма экономической интеграции. Форма
представляет собой совокупность правовых механизмов, которые обрамляют весь процесс объединения (своего рода рельсы, по которым двигается весь состав). Основными формами экономической интеграции являются торговые соглашения, зоны свободной торговли, таможенные союзы, общий рынок, экономические и валютные союзы. Основным различием указанных форм является степень интеграции. Степень объединения государств, объем передаваемых полномочий, порядок создания
наднациональных органов управления, механизм принятия и применения решений на уровне интеграционного образования обусловливают наличие международной правосубъектности такого образования и его участие в международных отношениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. История отечественного государства и права. Часть 2. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2001.
2. Кулишер, И.Р. Международные торговые договоры. Ч. II. - Пг., 1922.
3. Международная экономическая интеграция // Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина.- 6-е издание, пераб. и доп..- М.: ЮНИТИ, 2006.
4. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева (Издание пятое, переработанное и дополненное). - М.: Проспект, 2009.
5. Основы германского и международного экономического права: Учебное пособие / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007.
6. Право Европейского Союза: Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. - М.: Юрайт,
2011.
7. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь.-2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М., 1999. 479 с.
8. Тюрина, Н.Е. Международная правосубъектность таможенной территории // Основные тенденции развития современного международного права. - Казань, 2010.
9. Тюрина, Н.Е. Публичные правоотношения в международной торговле // Российский юридический журнал. - 2011. - № 5.
10. Шумилов, В.М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. пособие. - М., 2006.
11. Ballreich, H. Customs Union in: Rudolf Bernhardt (Hrsg.), EPIL 8 (1983).
12. Del Duca, L. Teachings of the European Community, in: Dickinson Journal of International Law (Spring 1994), 7 aus.
13. Fischer, P., Köck, H.F. Europarecht. Einschlißlich des Rechtes supranationaler Organisationen. 3. Auflage (durchgesehene und erweiterte), Linde Verlag, Wien, 1997.
14. Fishcer, Recent Trends and Development in the Law of Foreign Investment Protection, in: FS Seidl - Hohenveldern, Berlin, 1988.
15. Streinz, R. Europarecht, 2. Auflage, Heidelberg, 1995.