УДК 340
Надежда Владимировна Коршунова
доктор исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Челябинск, Россия 454080, Челябинск, пр-т Ленина, 69, e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭТОМУ ЯВЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Nadezhda V. Korshunova
doctor of Historical Sciences, Associate Professor
South Ural State Humanitarian-Pedagogical University», Chelyabinsk, Russia 454080, Chelyabinsk, avenue Lenina, 69, e-mail: [email protected]
CONCEPT OF EXTREMISM AND COUNTERACTION TO THIS PHENOMENON OF THE EDUCATIONAL SPHERE
Аннотация. Рассматриваются основные проблемы, связанные с понятием экстремизма, в том числе нормативно-правового. Особое внимание уделяется проблеме выявления и определения экстремизма в современной правовой и социально-политической литературе. Рассматривается уголовная и административная ответственность за экстремизм. Указана важность недопущения распространения экстремистских идей в образовательных организациях, особенно среди несовершеннолетних. Обозначена особая ответственность педагогических работников за пропаганду экстремизма.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, противодействие экстремизму, вовлечение несовершеннолетних в экстремистскую деятельность, недопущение пропаганды экстремизма в образовательных организациях.
Abstract. The article deals with the main problems of definition, including normative legal extremism. Particular attention is paid to the problem of identifying and defining extremism in contemporary legal and socio-political literature. The criminal and administrative responsibility for extremism is considered. The importance of preventing the dissemination of extremist ideas in educational organizations, especially among minors, is pointed out. A special responsibility of pedagogical workers for propaganda of extremism is indicated.
© Коршунова Н.В., 2018
Key words: extremism, terrorism, counteraction to extremism, involvement of minors in extremist activity, prevention of promotion of extremism in the educational organizations.
Противодействие экстремизму во всех его проявлениях является одной из приоритетных задач современного государства. Само понятие «экстремизм» стало относительно новым в правовом и политическим лексиконе современной политической практики. Легальное определение этого понятия нашло отражение в федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности», принятом в 2002 году [3]. Одной из причин принятия данного закона была необходимость разграничения, в том числе в рамках уголовной и административной ответственности, таких понятий, как «экстремизм» и «терроризм», а также установления юридической ответственности за противоправные деяния, которые нельзя квалифицировать как террористические.
Согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремизму, а точнее, именно к экстремистской деятельности как активному выражению данного явления, отнесены такие формы поведения, как стремление к насильственному изменению конституционных основ Российской Федерации словами, действиями, призывами, возбуждающими социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Сюда же включен запрет на деятельность, которая относится к пропаганде или героизации нацизма (фашизма). Наконец, любое оправдание терроризма и сама террористическая деятельность законом также отнесены к экстремизму [3].
За экстремистскую деятельность предусмотрена уголовная ответственность. В Уголовном кодексе РФ, в прим. 2 к ст. 282.1, дано более четкое и лаконичное определение экстремизма. Так, под преступлениями экстремистской направленности в УК РФ «понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», предусматривающие такие составы, как публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, диверсия, возбуждение ненависти или вражды и др. [2]. За публичную демонстрацию нацистской или сходной символики либо за ее изготовление предусмотрена административная ответственность по ст. 20.3 Кодекса об административных нарушениях РФ. Данный вид ответственности установлен и за хранение или распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) [1].
На основании общего анализа понятия «экстремизм» можно выделить два основных вида экстремистской деятельности: международный, или межгосударственный, и внутригосударственный, целью которого как раз и является подрыв устоев конкретного государства. В рамках внутригосударственного экстремизма следует выделить, во-первых, индивидуальных субъектов, конфликтующих с государственными институтами в целом и стремящихся их разрушить насильственным путем, во-вторых, социально-политических субъектов, конфликтующих между собой чаще всего на почве религиозной, национальной или иной розни. Конечно, для целостности государственного механизма первый вид опаснее, но это не значит, что следует игнорировать второй.
В основу другого типа классификации экстремистской деятельности может быть положен принцип оценки содержания конфликта. По этому признаку экстремистскую деятельность следует разделить на мировоззренческий, или нравственный, конфликт и социальный конфликт. В рамках мировоззренческого, как правило, религиозного, экстремизма главной целью его идеологов является установление некоего нового порядка, в то время как социальный экстремизм предполагает перераспределение неких материальных, социальных благ в рамках существующего политического строя.
Таким образом, законодательно понятие экстремизма определено как более широкое, чем терроризм [4]. Само понятие «террор» - как некая форма проявления насилия в политике, насильственный метод борьбы с действующим политическим строем - использовалось еще в Средневековье, а в активный политический лексикон вошло в период Великой французской революции [7]. Понятие «экстремизм» - как приверженность в каких-либо вопросах крайним взглядам - впервые появилось в Англии в середине XIX века, но фактически вошло в активный лексический оборот в конце XX - начале XXI века. Так, А.Г. Никитин, рассматривающий проблемы экстремизма как объекта общетеоретического и общеправового анализа в своей диссертации, отметил, что экстремизм можно определить как крайне негативное проявление психологических, идеологических и поведенческих элементов к конкретным общественным отношениям и их участникам [8]. Иначе говоря, экстремизм включает в себя как собственно террористические действия, так и те, которые нельзя подвести строго под квалификацию терроризма, предусмотренную такими статьями Уголовного кодекса РФ, как ст. 205, 205.1 и др. Итак, если борьба и противодействие терроризму - дело прежде всего правоохранительных органов, то противодействие экстремизму во всех его проявлениях, недопущение экстремистского сознания должны осуществляться гораздо более широким кругом лиц. В федеральном законе «О противодействии
экстремистской деятельности» [3] предусмотрены правовые меры, которые должны способствовать недопущению данной деятельности. Согласно ст. 5 указанного закона органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий должны осуществлять меры, направленные на профилактику экстремистской деятельности. Такие меры должны носить пропагандистский и воспитательный характер.
Мы считаем возможным выделить два основных аспекта предупреждения экстремизма. На государственном уровне следует совершенствовать нормативно-правовую базу для наиболее точной квалификации деяний, попадающих под данные правонарушения и преступления. Однако этого мало, поэтому важно создать и поддерживать комплексную систему политического и социально-экономического характера, предотвращающую возникновение группировок экстремистской направленности. Не менее важна поддержка общественных институтов, цель которых - противодействие экстремистской деятельности.
Одной из главных проблем в организации такого противодействия является четкое понимание сущности экстремизма и экстремистской деятельности. Очевидно, что экстремизм многогранен в своих проявлениях и, в отличие от очевидной опасности и недопустимости террористической деятельности, отдельные виды экстремистской, может быть, не так заметны гражданам, особенно молодым. Именно поэтому противодействие данному негативному явлению так важно в образовательных организациях на всех уровнях.
К сожалению, именно молодое поколение в набольшей степени подвержено влиянию экстремистских идей, в том числе разрушающих национальные культурные ценности России. Разрушение советской идеологии не привело к формированию новой системы ценностей, именно поэтому с такой легкостью насаждаются новые ценности извне, особенно с учетом современных средств коммуникации и возможностей Интернета. Внешне это проявляется в пренебрежении к традиционной российской культуре, общепринятым социальным нормам. Все это свидетельствует о недостаточной социальной адаптации подрастающего поколения, которое с легкостью воспринимает асоциальные, противоправные формы выражения собственного мнения.
Во многом это обусловлено провалом молодежной политики, которая фактически была заброшена в 90-е годы. Более того, это привело к негативному восприятию представителями подрастающего поколения правоохранительной системы России, появлению среди подростков групп, прославляющих «преступную романтику», типа «АУЕ». Именно поэтому особенно важно, чтобы система образования, особенно школа, активно подключилась к формированию антиэкстремистского мировоззрения подрастающего поколения.
В то же время порой мы наблюдаем случаи, когда учителя, будучи оппозиционно настроены к власти, подстрекают обучающихся участвовать в антиправительственных мероприятиях. Данные случаи оказались не единичными, поэтому в департаменте государственной политики Министерства образования и науки России были разработаны методические рекомендации с целью предотвращения подобной ситуации [6]. Министерством образования и науки РФ было подготовлено методическое письмо для исполнения п. 5.2 протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 23. В данном документе еще раз подчеркивается, что к педагогической деятельности не должны допускаться лица, не отвечающие требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» [5], Трудового кодекса РФ, тарифно-квалификационных характеристик, указанных в соответствующих справочниках, а также профессионального стандарта педагога. Причем особое внимание в данном письме отведено именно профстандарту педагога, где детально представлены его трудовые действия по различным направлениям, в том числе и в рамках реализации воспитательных функций. В рекомендациях особо указывается, что в целях предупреждения распространения экстремистских взглядов и идеологии среди обучающихся педагогическая и воспитательная деятельность педагогов и руководителей образовательных организаций всех уровней и профилей должна быть в полной мере соотнесена с законодательством. В письме дается ссылка на ч. 3 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» [5], где четко обозначен запрет для педагогических работников побуждать обучающихся к каким-либо действиям, противоречащим законодательству Российской Федерации. Это касается как закона «О противодействии экстремистской деятельности», так и собственно закона «Об образовании в РФ», где в ч. 12 ст. 27 установлен прямой запрет на создание и функционирование в государственных и муниципальных образовательных организациях различных политических партий, религиозных организаций. Конечно, закон не ограничивает учителя, преподавателя в праве состоять в какой-либо политической партии, однако пропагандировать свои политические взгляды учителя не имеют права. В то же время необходимо учитывать, что если пропаганда, например, ЛДПР будет нарушением педагогической этики и образовательного законодательства, то пропаганда политических или религиозных взглядов экстремистской направленности уже попадает под действие Уголовного кодекса РФ. Так, в частности, ст. 205.2, 280 и ряд других статей УК РФ предусматривают уголовную ответственность за призывы к осуществлению экстремистской или террористической деятельности, за публичное оправдание экстремизма и терроризма, а это грозит уже не только увольнением [2].
Более того, в той же ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» в профессиональном стандарте педагога предполагается осуществление воспитательной деятельности учителя для недопущения формирования у обучающихся экстремистских взглядов, для выработки жизненных установок, предполагающих активную гражданскую позицию по неприятию взглядов и убеждений экстремистской направленности. Данная деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами МВД и ФСБ России.
В методическом письме представлена также рекомендация Следственного комитета России об особом внимании руководителей образовательных организаций к вопросу подбора педагогических кадров, предусматривающем в том числе индивидуальное психологическое тестирование на предмет экстремистских взглядов. В идеале следует выработать единое решение о принципах подбора педагогических кадров с учетом указанных требований.
Безусловно, особое внимание, которое государство начало уделять формированию мировоззрения подрастающего поколения, вполне оправданно. На наш взгляд, одной из причин проявления и пропаганды экстремистских взглядов представителями педагогического сообщества является недостаточное понимание сути экстремизма, той опасности, которую представляет порой с точки зрения учителя «невинная» критика существующего политического строя. Поэтому необходимо повсеместно, в том числе в рамках публикаций, конференций, курсов повышения квалификации, разъяснять сущность экстремистской идеологии, опасность и наказуемость ее распространения.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с измен. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2016 № 09-1086 «О единых подходах к подбору и назначению кадров в образовательных организациях» // Официальные документы в образовании. - 2016. - № 18. - Июнь.
7. Кокорев В.Г. Соотношение понятий: «терроризм» и «экстремизм» // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 1 (047). -С. 239- 244.
8. Никитин А.Г. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2010. - С. 40.