Научная статья на тему 'Понятие банковских инноваций и их классификация'

Понятие банковских инноваций и их классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5130
1066
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIONS IN BANKS / THE CLASSIFICATION OF INNOVATION IN BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Никитина Анастасия Александровна

Рассматривается понятие «банковские инновации». Выявлены основные причины необходимости использования инноваций в банках, также представлена классификация банковских инноваций и их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking concept of innovation and their classification

Within this article the definitions of innovations in banks are considered. The authors identified the main causes of using innovations in banks. The classification of innovation in banks and their brief description are presented too.

Текст научной работы на тему «Понятие банковских инноваций и их классификация»

УДК 336.719

Просалова Вероника Сергеевна, Никитина Анастасия Александровна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Понятие банковских инноваций и их классификация

Рассматривается понятие «банковские инновации». Выявлены основные причины необходимости использования инноваций в банках, также представлена классификация банковских инноваций и их краткая характеристика.

Ключевые слова и словосочетания: банковские инновации, классификация банковских инноваций.

В соответствии с динамично меняющимися условиями экономической деятельности инновации в банках стали условием успешного функционирования любого коммерческого банка. Являясь полноценным участником рынка, каждый банк вынужден меняться сам и инициировать внутриорганизационные инновационные процессы. Естественно, что течение данных процессов не должно быть стихийным, иначе говоря, регулировать их необходимо в рамках стратегии инновационного развития банка.

Базисные инновации уже сформировали современный технологический уклад начала XXI века в наиболее развитых странах мира. В основе - микроэлектроника и информатика, составляющие его ядро, которое, в свою очередь, образовали взаимосвязанные технологии производства.

Для того чтобы завоевать доверие клиентов, кредитным организациям недостаточно предоставлять им только традиционный спектр услуг. Необходимо менять формы и методы обслуживания, расширять сервисные возможности, предлагать комплексный банковский сервис.

В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики [10].

Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расшире-

нию финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.

Второй причиной появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Чтобы выжить в условиях рынка, необходимы многовариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.

Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих банковских технологий. Именно научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инновационного процесса.

Тем не менее, нововведения в банковской сфере включают в себя не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых продуктов и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором конкурентоспособности банков и обеспечивают их экономический рост.

Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения новых банковских продуктов, технологий или процессов.

Понятие «инновация» (от англ. «innovation») впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке. Инновацией называли процесс адаптации новой формы культуры или адаптивную норму культуры. Технические нововведения стали изучать только в начале XX в. [2].

Исследователь И.Т. Балабанова в своей работе толкует понятие «банковская инновация» исходя из того, что последняя представляет собой часть финансовых инноваций (инновации, функционирующие в финансовой сфере).

Банковская инновация - это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка [1].

В диссертации А.В. Муравьевой предлагается следующее определение банковских инноваций: банковская инновация как совокупность принципиально новых банковских продуктов и услуг - это синтетическое понятие о цели и результате деятельности банка в сфере новых технологий, направленных на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи внедрения нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли [7].

Банковские инновации - это доведенные до клиентов и принятые ими новые или кардинально видоизмененные услуги или продукты, внедренные в банковский процесс современные технологии, в том числе и инфо-коммуникационные, позволяющие изучить экономический или социальный эффект [4]. К инновациям в последнее время относят также разработку и внедрение новых типов организационных структур кредитных организаций. Современные банки развиваются в условиях глобализации телекоммуникационных средств, развития сетевой формы организации различных форм бизнеса. На этом фоне центральное место занимает вопрос новых форм организации (структуры).

Проанализировав указанные выше работы, а также работы Л.В. Кох [6], Б. Санто. [11], М. Березовской [2], мы выделили общий признак, характеризующий банковские инновации. А именно то, что все ученые сходятся во мнении, что банковская инновация - это продукт, услуга или технология, внедрение которой приводит к качественным изменениям в банковской деятельности и, как правило, приносит банку напрямую или опосредованно прибыль.

На наш взгляд, применительно к особенностям банковского сектора об инновациях можно говорить как о создании банковского продукта (или услуги), обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее. Под инновациями можно понимать и создание качественно нового продукта (или услуги), способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии.

Изучив работы А.В. Охлопкова [8], П. Друкер [4], В.С. Викулова [3], можно отметить, что термины «инновация» и «нововведения» не имеют четкого разграничения, многие ученые приравнивают эти понятия друг к другу. Мы придерживаемся точки зрения, что эти понятия близки в своем определении, но все же имеют определенные различия. Например, инновация - это, по сути, практическое применение нововведений. Не всякое нововведение является инновацией, так как инновация предполагает совершенствование в лучшую сторону. Но не всякое нововведение может быть положительным. Другими словами, инновация является результатом успешного внедрения и использования нововведения.

Разнообразие банковских инноваций в современном банковском деле отражает их классификация (табл. 1).

Таким образом, приведенная выше классификация банковских инноваций дает возможность выявить некоторые закономерности в возникновении и прохождении инновационных процессов в кредитных организациях [9]. Дело в том, что преобладание того или иного типа инноваций определяет тип и направленность инновационной стратегии банка (т. е. возможно осуществить «привязку» определенных типов инноваций

к определенным типам инновационных стратегий). В свою очередь, типология банковских инноваций позволяет конструировать соответствующие экономические и управленческие механизмы, поскольку они определяются именно типом внедряемых инноваций и выбранной инновационной стратегией. При этом любой банк в процессе реализации системного подхода к определению своей инновационной стратегии, рассматривая свою инновационную деятельность с учетом вышеописанной классификации, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определить формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на рынок, которые для разных типов инноваций различны.

Таблица 1

Классификация банковских инноваций

Классификационный признак Название Краткая характеристика

1 2 3

1. По временному аспекту а) сверхновые и новые; б) оперативные (текущие, краткосрочные); в) перспективные (долгосрочные) Сверхновые применяются впервые в банковской сфере; новые ранее уже применялись в других банках, но в конкретной кредитной организации используются впервые. Оперативные: разрабатываются конкретные формы реализации выбранной инновационной стратегии. Перспективные направлены на получение конкретного результата в будущем

2. По причинам зарождения а) стратегические; б) реактивные Стратегические инновации в основном направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель - получение в перспективе определённых конкурентных преимуществ. Реактивные инновации относятся к проведению банком так называемой оборонительной стратегии, они направлены на выживание кредитной организации на рынке и являются в основном реакцией на инновацию банка-конкурента. В этом случае банк вынужден осуществлять инновационную деятельность для обеспечения своего выживания в конкурентной борьбе на рынке

3. По объёму воздействия а) точечные; б) системные - 171 - Точечные инновации имеют место в частном случае совершенствования технологии на отдельном участке работы. Системные инновации определяют изменение всей структуры производственных отношений

Окончание табл. 1

1 2 3

4. В зависимости от сферы внедрения инноваций в банке а) инфотехнологиче-ские; б) продуктовые; в) организационные К инфотехнологическим относятся инновации, созданные с использованием современных методов получения, обработки, хранения и передачи информации: безналичные переводы денежных средств, банковские пластиковые карты, весь спектр услуг с использованием сети Интернет и др. Продуктовые инновации - новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями, так и с традиционными в период их развития и трансформации. Так, традиционные магнитные банковские карты постепенно эволюционировали до «чиповых». Организационно -экономические инно -вации являются необходимой предпосылкой для внедрения самих инноваций, а также основой эффективного проведения инновационной политики в области создания новых банковских продуктов и технологий

5. По влиянию нового продукта на поведение потребителей а) адаптивная; б) функциональная; в) фундаментальная Адаптивная инновация предполагает минимум изменений в продукте или услуге для продления их жизненного цикла, при этом потребитель не изменяет своего поведения и предпочтений. Функциональная инновация предполагает сохранение функций продукта либо услуги, возможно изменение характера реализации. Способствует более полному удовлетворению потребностей клиентов. При этом потребитель изменяет свои предпочтения и привычки. Фундаментальная инновация. Предполагает реализацию совершенно новой идеи, бизнес-концепции, результатом чего становится появление новых, не известных ранее функциональных качеств. Способствует удовлетворению тех потребностей, которые не удовлетворялись в достаточной степени или ранее не удовлетворялись в силу их отсутствия. Примером служит появление форфейтинга

Источник: сост. по Охлопкова А.В. [8], Викулова В.С. [3], Кох Л.В. [5].

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. -СПб., 2011. - 303 с.

2. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 58 - 66.

3. Викулов В.С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегии коммерческого банка / В.С. Викулов // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 5. - С. 106.

4. Друкер П. Бизнес и инновации / П. Друкер; пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2009.

5. Кох Л.В. Инновации в банковском бизнесе / Л.В. Кох, Е.Н. Смолья-нинова, В.С. Просалова. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. - 49 с.

6. Кох Л.В. Эффективность инновационной деятельности банка: теория и методология: монография / Л.В. Кох. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. - С. 24.

7. Муравьева А.В. Банковские инновации: мировой опыт и российская практика: дис. ... канд. экон. наук. / А.В. Муравьева. - М., 2005. -С. 12.

8. Охлопков А.В. Инновации в сфере предоставления банковских услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.В. Охлопков. - М., 2011. - 19 с.

9. Просалова В.С. Понятие банковских инноваций и их классификация / В.С. Просалова, А.А. Никитина // Науковедение: электронный журнал. - 2013(14). - №1.

10. Просалова В.С. О необходимости расчета эффективности инноваций в банковской сфере / В.С. Просалова, А.А. Никитина // Материалы междунар. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс». 16-20 апреля 2011 г. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2011.

11. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. - М.: Прогресс, 2010. - С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.