УДК 811.111
Т.А. Сухомлина ПОНЯТИЕ АВТОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ТЕКСТЕ
В предлагаемой статье автор анализирует значение текстовых категорий автор, образ автора, рассказчик, которые часто используются в отечественной и зарубежной лингвистике как синонимы. Автор приходит к выводу, что знание закономерностей лингвистического выражения этих категорий приводит к правильному пониманию и интерпретации текста, в котором реализовано авторское мировидение.
Ключевые слова: лингвистика, смысл текста, образ автора, литературное произведение.
В последние десятилетия заметно возрос интерес филологов к вопросам структурно-семантической организации текста, в особенности литературного текста как высшей формы речетворческой деятельности человека. Начало исследованию лингвистической проблемы авторской речи было положено трудами М.М. Бахтина, которые вошли в широкий научный обиход в 70-е гг. ХХ в. Далее этой темы касались такие ученые, как В.В. Одинцов, М.П. Брандес, Р. Брэдфорд. Однако, по нашему мнению, реализации идеи авторской речи в современной лингвистике уделяется недостаточное внимание. Отметим, что индивидуально-авторская концепция литературного текста ранее традиционно считалась предметом литературоведения и эстетики. Поэтому до недавнего времени лингвистика ограничивалась только интерпретацией стилистического использования в тексте языковых единиц. В настоящее время наблюдается необходимость исследования смысла целого текста как объекта с теоретической позиции антропоцентризма и когнито-логии. И результатом такого лингвистического исследования является новое представление о семантической организации текста, которое принципиально изменилось, усложнилось и обогатилось. Вследствие этого текст теперь исследуется как сложная структура, образованная в результате коммуникации между автором и читателем. Необходимо подчеркнуть, что актуальность данной статьи заключается в том, что в ней подробно рассматриваются такие текстовые категории, как автор, образ автора и рассказчик с точки зрения семантики, которая предполагает интерпретацию текста как мыслительного процесса человека (автора), где центральное положение занимает абсолютная антропо-центричность текста.
Отметим, что человек - это центр любого литературного произведения как автор повествования и как объект эстетического художественного познания. Поэтому текст - это продукт рече-мыслительной деятельности, который направлен на познание мира. А авторское сознание выделяет
в нем с помощью языковых средств значимые для него события, свойства и качества. Автор своеобразно комбинирует их и создает индивидуальную модель мира действительности. Таким образом, в результате авторского познания действительности в тексте осуществляется категоризация мира. Другими словами, выражаются знания о мире, авторская интерпретация и обобщение. Важность изучения семантического пространства текста с точки зрения когнитивного подхода позволяет понять глубину произведения, которая является основой формирования его художественного смысла. Поскольку знание и понимание семантики текста помогает понять литературное произведение, правильно интерпретировать его содержание и познать специфику организации.
Изначально ученые не разграничивали понятие автор как реальное физическое лицо и рассказчик как текстовую категорию. М. Брандес в своем научном труде под названием «Стилистический анализ» пишет, что слово «автор», когда оно используется в тексте, может иметь три смысла. Оно может означать реального человека, может означать персонажа и «автор» как личность писателя, т.е. субъект создающий текст [Брандес 1971: 54]. Таким образом, исследователи текста осознавали, что слово «автор» не однозначно и употребляется по-разному. Но практически во всех трудах, которые касаются этой темы, термин «автор» употребляется независимо от того, о ком идет речь. Это может быть реальная физическая личность, занимающаяся писательским трудом, может быть автор как личность писателя, отражающийся в своем тексте, а может быть и роль, которую играет сам «автор» в процессе тексто-производства, выступая в роли рассказчика. Использование слова «автор» в разных значениях приводит к смешению понятий, связанных с этим словом. С одной стороны, оно обозначает сферу творческой деятельности автора как физической личности, работающего над произведением. С другой стороны - это сфера текста, которой
Понятие автор и его значение в тексте
139
принадлежит рассказчик и выбирает для изложения события или истории. Для правильной интерпретации и понимания проблемы рассказчика нужно разграничить область присутствия и действия автора, определить роль автора и рассказчика в производстве текста, т.к. они имеют различную природу и функции. Поскольку автор -это физическое лицо, а рассказчик - это текстовая категория. Даже сами писатели говорят о необходимости разграничения этих функций. Например,
A. Чехов отмечал, что создавая рассказ, он должен думать и чувствовать как персонаж на протяжении всего творческого периода работы над текстом, иначе рассказ не получится таким, каким хочет видеть его автор [Кожевникова 1994: 10]. Из этого высказывания А. Чехова понятно, что в момент творчества писатель как бы раздваивается. С одной стороны, он является главным центром порождения текста, т.е. точкой зрения, фокусирующей текст. А с другой стороны, писатель остается неким физическим лицом, которое производит или, другими словами, строит текст. Похожие мысли высказывал И. Тургенев. Он говорил: «Я избрал форму рассказа от собственного имени для большего удобства. И потому прошу читателя не принимать «я» рассказчика сплошь за личное «я» самого автора. Поскольку «я» чаще всего не тождественно «я» писателя [Кожевникова 1994: 13].
Мы считаем, что автор это литературоведческая категория, обозначающая человека-писателя, чье имя стоит на обложке произведения. Автор отражается в тексте как творческая личность в построении сюжета, подборе лексических и грамматических средств, в выборе темы. Образ автора - это отражение в тексте самого автора. Традиционно этот термин употребляется как синоним термина автор и встречается в таком качестве у З.Я. Тураевой, В.В. Виноградова, Н.А. Кожевниковой и М.Г. Брандес. По определению
B.В. Виноградова, образ автора - это «не простой субъект речи, который чаще всего даже не назван в структуре произведения. Образ автора - это воплощение смысла всего произведения, которое объединяет систему речи персонажей в соотношении с повествователем рассказчиком и через него является идейным центром целого текста» [Виноградов 1971: 118] По мнению М.Г. Брандес, рассказчик может пониматься такими терминами, как «образ автора» и «образ повествователя». Основная функция которых - это функция «рассказывания», которая зафиксирована в современной лингвистической литературе как основная функция рассказчика. М.Г. Брандес утверждает, что «образ автора - это цементирующая сила, которая
связывает все стилевые средства в цельную систему. Это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения. В прозаическом произведении о действии должен кто-то рассказывать. Этим кто-то является образ автора или повествователя» [Брандес 1971: 52]. З.Я. Тураева тоже использует термин «образ автора» для обозначения категории рассказчика, которую она считает главной в процессе построения текста. Она признает следующее: «...антропоцентризм языка..., проецируясь на текст, делает ведущей категорией текста образ автора. Эта категория определяет выбор и селекцию языковых средств» [Тураева 1986: 82].
Анализируя функционирование терминов «автор», «образ автора» и «рассказчик», можно отметить, что они часто используются как синонимы в отечественной и зарубежной лингвистике. Мы полагаем, что причиной этому является факт понимания читателем, что творческое и физическое «я» писателя принадлежат ему - писателю. Он есть и то и другое. Он - писатель и автор конкретного текста. Мы считаем, что «образ автора» необходимо трактовать как ментальную конструкцию, создаваемую читателем в процессе чтения. Его можно вычленить из текста, поскольку автор отражается в произведении, а читатель в момент чтения выделяет его образ. Для этого не надо обладать уникальными способностями, просто любой текст несет на себе отпечаток личности писателя, как бы автор не хотел скрыться под маской рассказчика и какую бы дистанцию он не пытался бы занять по отношению к создаваемому тексту. Читатель свободно создает образ писателя в процессе чтения текста, т.к. произведение несет на себе закодированный отпечаток своего создателя. Примером выражения образа автора может служить новелла Рэя Бредбери «И грянул гром», где автор разворачивает фантастическую гипотезу об изменении всего хода истории под знаком вопроса: а что было бы, если ...? Герой новеллы Экельс вместе с группой охотников попадает в джунгли за шестьдесят миллионов лет от своего времени. Повествование напоминает машину времени, но это пародия, наполненная глубоким драматизмом. Обратное во времени путешествие становится намного опаснее и важнее, т.к. человек современной цивилизации, не зная, легко может разрушить равновесие природы в результате неосторожного движения. И это малейшее движение нанесет непоправимый урон Будущему, а точнее приведет к исчезновению биологического вида из природы. В результате повлечет необратимую цепную реакцию разных бед и катаст-
№ 2 (039) 2014 г.
роф. В художественном мире Брэдбери время способно управлять действиями человека [Сухомлина 2007: 127]. После прочтения новеллы Рэя Брэдбери, образ автора у читателя воплощается в человеке, желающего понять смысл неожиданных и непредсказуемых временных изменений, чтобы строить свою жизнь в согласии с временем. Умело скрываясь под маской героев новеллы, автор предупреждает, что от человека зависит продолжение жизни природы и его самого, т.е. продолжение будущего времени.
В заключение мы хотели бы отметить, что в процессе творческого выражения, автор, желает он или нет, отражает в своем тексте какие-то конкретные черты личности. И эти особенности можно проследить через языковые средства выражения произведения. Они представляют собой специфический, уникальный, характерный только для конкретного автора вариант, который отражает его душевное состояние, внутренний мир и жизненный опыт, помимо его воли и сознания. Языковые средства принимают у каждого автора свои особые, свойственные только ему значения, в которых отражается весь внутренний мир и жизненный опыт писателя. Читатель, со своей стороны, при прочтении текста, осознает заложенную каждым конкретным писателем информацию и создает на ее основе образ автора. Образ автора характеризуется в отличие от автора тем, что он выделяется из текста по ходу чтения произведения и полностью принадлежит тексту, в то время как автор находится за его пределами. От рассказчика образ автора отличается тем, что он не является активной, рассказывающей фигурой, а считывается в процессе чтения и восприятия читателем повествования.
Знание закономерностей лингвостилистиче-ского выражения категорий автор, образ автора,
и рассказчик принадлежит к кардинальным проблемам лингвистики текста. И эти категории в большой степени отражают особенности литературного текста как высшей формы речетворческой деятельности человека. А рассмотрение литературного текста с точки зрения семантической структуры выдвигает необходимость понимания содержания текста, где категория автора, связанная когнитивными отношениями с образом автора, представляет собой существенную часть авторского мировидения, реализованного в тексте.
Список литературы
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы. М.: Художественная литература, 1978.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Брандес М.П. Стилистический анализ. М.: Высшая школа, 1971.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.
Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе 19-20 вв. М.: Рос. ак. ин-та рус. яз., 1994.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука,
1980.
Скурлатов В. Странник в пустыне звезд (на английском языке) // Рэй Брэдбери. Рассказ. М., 1975.
Сухомлина Т.А. Категория футуральности и средства ее языковой манифестации: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2007.
Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986.
Bradford R. Stylistics. London & N.Y., 1999.
T.A. Sukhomlina
CONCEPT OF THE AUTHOR AND ITS VALUE IN THE TEXT
The objects of the research in the present article are the linguistic categories of text, such as the author, the image of the author and the narrator, which represent the peculiarities of the narrative text as a form of human activity.
The aim of the article "Concept of the author and its value in the text" is to identify the stylistic features of the narration expressing the author's ideas in modern linguistics. The analysis is performed on the basis of the theory of narrative, which allows to study the function of these categories: author, narrator and character of the author.
As a result, we conclude that these categories are often used interchangeably in linguistics. We believe that the reason for such perception might be the fact the reader understands the writer and the author as one and the same personality. Meanwhile the image of the author is a mental construct that the reader creates in the process of reading a narrative text.
In conclusion, the author of the article notes that understanding the meaning of the inner speech is the basis for the interpretation of the context and specificity of the narrative text organization.
Key words: linguistics, meaning of the text, image of the author, literary work.