DOI: 10.15643/libartrus-2014.4.7
ПОНИМАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ИЗМЕНЫ В СЕМЬЯХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ ЭТНОСАМ
© Е. В. Ахмадеева*, С. И. Галяутдинова
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (917) 341 44 02.
*Email: elena-ram@yandex.ru
Представлены результаты пилотного исследования, направленного на выявление и анализ понимания супружеской измены в этнически однородных семьях, являющихся представителями башкирского, русского и татарского этносов. На основании ответов респондентов на опросник по определению уровня удовлетворенности браком выделены три категории лиц, считающих свой брак удачным, менее удачным и неудачным. Определены гендерные и возрастные различия в понимании супружеской измены, а также представлено понимание респондентами причин совершения и не совершения измены. Уточнены понятия «этнос», «этническая культура», «сексуальная культура», «супружеская измена». Выявлены доминирующие ценности супругов.
Ключевые слова: этнос, культура, семья, измена, удовлетворенность браком.
В настоящее время актуальным является направление по этнопсихологическим исследованиям, особенно в области брака и семьи. В основном работы (Ю. В. Бромлей, В. Н. Галяпина,
В. И. Козлова, З. Л. Сизоненко и др.) посвящены супружескому взаимодействию в разноэтнических браках. Однако исследований, связанных с таким социальным явлением как супружеская измена у представителей разных этносов, крайне мало.
Первоначально термин «этнос» этимологически означал «народ», «племя», «стая», «толпа», «группа людей» [4]. В отечественной литературе данное понятие появилось в начале ХХ в., его ввел русский этнограф С. М. Широкогоров. Он рассматривал данный термин как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни» [11].
Мы согласны с определением профессора кафедры социальной психологии МГУ Т. Г. Стефаненко, которая сформулировала этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающую себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие [9].
По мнению ряда авторов, фактором, определяющим этнические различия психики, является культура.
В Большой советской энциклопедии культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) определяется как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4]. Люди создают и осваивают культуру благодаря принадлежности к этносу и исходя из его потребностей.
Этническая культура - это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Выдающейся отечественный психолог А. Г. Асмолов утверждает, что культура оказывает влияние на социотипическое поведение личности, в котором субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания [2]. Данное поведение можно выразить в понятие «традиция», которое включает в себя такие устойчивые для культуры формы поведения, как обычай, ритуал, ценности, нравственные нормы, идеалы, убеждения.
Сексуальное поведение людей также организуется и регулируется сексуальной культурой, которая по определению И. С. Кона означает «отношение к сексуальности, сексуальноэротические ценности и соответствующие формы поведения». Он выделяет следующие ее важнейшие компоненты: сексуальный символизм, в котором осмысливается сексуальность; установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают, оценивают и организуют свое сексуальное поведение; социальные институты, в рамках которых протекает и реализуется сексуальная жизнь; нормы, запреты и предписания; обряды и обычаи, при помощи которых оформляются действия, связанные с сексуальностью; шаблоны типичных сексуальных практик [7].
Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Как отмечает
С. И. Голод, несмотря на наличие определенных норм супружеской верности, в некоторых этносах легко прощается нарушение этих правил. А иногда и сами нормы семьи позволяют иметь сексуальные связи человека за пределами брака. То есть можно увидеть различие норм сексуальных отношений [6].
Данная статья посвящена изучению супружеской неверности в этнически однородных семьях, являющихся представителями башкирского, русского и татарского этносов.
В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Систематические и эпизодические внебрачные половые связи, в литературе обобщенно называемые супружеской изменой, являются одной из основных причин, приводящих к разрушению семейных взаимоотношений. Энциклопедический справочник по сексологии рассматривает супружескую измену как «вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или не состоящими в браке» [8, с. 142]. В некоторых случаях измена рассматривается как проявление сексуальной зависимости одного из партнеров [5].
В психоаналитическом подходе причинами измен считается внутренний личностный конфликт партнёров, состоящих в длительном браке, развивающийся между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партнёру - с другой. Свободные сексуальные отношения, наиболее ясным проявлением, которых являются связи, длящиеся всего час или одну ночь, отличаются от длительных сексуальных отношений отсутствием нежности к партнёру и интереса к нему [12].
По мнению В. М. Целуйко у каждого человека существует собственное представление относительно супружеской измены. Женатый мужчина может не считать изменой увлечение
другой женщиной и/или близость с ней, если сам он эту женщину близкой не считает. Существуют женщины, способные давать полную свободу мужчинам: одни из них не считают изменой физическую измену супруга; другие разрешают своему мужу изменять, но только при условии, что они не будет знать об этих изменах; третьи объявляют полную свободу супругов в семье в плане выбора для себя сексуальных партнеров [10]. Таким образом, каждый человек воспринимает данное явление по-разному.
На наш взгляд измена является показателем: а) завершения супружеских отношений и констатации факта несостоятельности брака; б) проигрывания семейных сценариев, то есть перенесения опыта родителей на собственную семью. В то же время служит способом: а) привлечения внимания брачного партнера к неудовлетворенности своих насущных потребностей; б) сохранения супружеских отношений путем реализации недостающих потребностей в браке; в) компенсирования чувства неполноценности и повышения самооценки [3].
Наше исследование направлено на изучение понимания измены супругами в этнически однородной семье. Для достижения поставленной цели Е. В. Ахмадеевой была разработана анкета «Мое отношение к супружеской измене», в которой респондентам предложено дать определение понятию «супружеская измена» и назвать причины, по которым супружеская измена возможна. Также использован модифицированный вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации», позволяющий определить доминирующие ценности супругов из ряда терминальных и инструментальных ценностей.
М. Рокич рассматривает ценности в качестве разновидности убеждения. Ценность определяется как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.
По мнению М. Рокича к терминальным ценностям относятся убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. К ним относятся такие ценности-цели как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье и т.д.
Инструментальные ценности представляют собой убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К ним относятся такие ценности-средства как аккуратность, воспитанность, высокие жизненные запросы, жизнерадостность и т.д.
Таким образом, это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Удовлетворенность браком выявлялась с помощью опросника удовлетворенности браком В. В. Столина, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романовой.
Респонденты исследования 30 семейных пар (носители башкирского, русского и татарского этноса). Мужчины и женщины принадлежали к одной этнической группе, в возрасте 2837 лет, с высшим образованием и имеющие детей. Супружеский стаж испытуемых составил от двух до десяти лет.
Супружеским парам предложили опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романовой. Результат опроса показал, что ни один из этносов не вошел в категории абсолютно неблагополучные (0-16 баллов), неблагополучные (17-22 балла), скорее неблагополучные (23-26 баллов) и абсолютно благополучные (39-48 баллов).
Высокий уровень удовлетворенности браком мы определили у респондентов, которые соответствуют категории «благополучные» (33-38 баллов): 24.0% респондентов башкирских семей, 25.3% русских семей и 27.1% татарских семей. Средний уровень удовлетворенности браком, который подходит к категории «скорее благополучные» (29-32 балла): 39.2%, 43.5%, 34.5% представителей башкирского, русского и татарского этноса соответственно. В категории «переходные» (27-28 баллов) оказались испытуемые башкирской 36.8%, русской 31.2% и 38.4% татарской национальности. Как видно из анализа результатов исследования уровни удовлетворенности браком распределены по изучаемым этническим группам равномерно.
Исследование доминирующих ценностей по методике М. Рокича ярко выраженных отличий в отношении выбора ценностей у представителей разных этносов не выявило. Среди терминальных ценностей большинство респондентов независимо от этнической принадлежности на первое место поставили любовь, здоровье и счастливую семейную жизнь. В то же время наблюдаются различия по выделению других терминальных ценностей. На второе место по значимости терминальных ценностей русские респонденты выделили такие ценности как: материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), интересная работа, жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). Респонденты же относящиеся к башкирскому этносу на второе место поставили: общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), интересная работа, наличие хороших и верных друзей. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) представлено на втором месте в системе ценностей респондентов, относящихся к татарскому этносу.
Из терминальных ценностей на последнем месте оказалась продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) у башкир, творчество (возможность творческой деятельности) у русских, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) у татар.
Из инструментальных ценностей у всех опрошенных терпимость, умение прощать ошибки и заблуждения другим людям отмечены как более значимые ценности, чем непримиримость к недостаткам в себе и в других.
То есть можно предположить, что большинство респондентов вне зависимости от национальности ставят любовь и счастье в семейной жизни превыше всего и способно при измене партнера понять его ошибку, попытаться простить измену.
Таким образом, по результатам методики «Ценностные ориентации» М. Рокича у людей разных национальностей ярко выраженных отличий в их отношении к измене не выявлено.
Из этого следует, что наиболее значимыми для супругов всех этнических групп являются ценности, связанные с возвышенными чувствами, благополучием собственной семьи и возможностью обеспечить ее материально. На наш взгляд, в семье, где присутствует любовь, взаимопонимание, здоровье, терпимость к взглядам и мнениям других, вряд ли найдет себе место такое явление как измена.
В задачи данного исследования входило выявление отношения респондентов к проблеме супружеской измены. Анализ ответов на вопросы анкеты «Мое отношение к супружеской из-
мене» дал следующие результаты. Из представителей разных этносов более строго к супружеской измене относятся башкиры. Брак в Исламе рассматривается как естественные узы между мужчиной и женщиной. Целомудрие в общественном сознании всегда считалось одной из главных духовных характеристик башкирской женщины. К разводу у башкир отношение негативное. 62.5% опрошенных башкир считают, что измена одинаково непростительна как мужчине, так и женщине, при этом даже возникшее желание сексуальной близости с другим партнером для них также является изменой. Они считают супружескую измену предвестником развода. Чаще всего мужчины-башкиры называли в качестве причины, по которой можно совершить непреднамеренную супружескую измену, алкогольное опьянение, т.е. случайное стечение обстоятельств. У женщин-башкирок самой популярной причиной для вступления во внебрачную связь оказалась «новая любовь», т.е. эта причина связана не только со страстью и удовлетворением своих сексуальных потребностей, а с переживанием чувства любви к своему партнеру.
23.1% испытуемых-башкир ответили, что измена - неизбежная составляющая брака и поэтому в некоторых случаях можно понять и простить, и лишь 14.4% представителей башкирского этноса считают супружескую измену способом оживления любви и внесением разнообразия в семейную жизнь. При этом 75% мужчин-башкир ответило, что не смогут простить измену своей супруге, а сами смогли бы изменить своей супруге. Однако 63% женщин-башкирок по ряду причин намерены простить неверного мужа.
Из представителей русского этноса 59.9% опрашиваемых считают, что измена одинаково непростительна как мужчине, так и женщине, поскольку она является предвестником развода. И так же, как и представители башкирского этноса, считают изменой даже мысли о вступлении в сексуальную связь. Возможно, это связано с тем, что представители русского этноса придерживаются правил, записанных в Библии, в частности, в книге Матфея (5:27-30) говорится, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», или в книге Левита (20:10) записано, что «если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» [1].
Основными причинами измены они назвали сексуальную неудовлетворенность в браке, охлаждение чувств к супруге/супругу и поиск новых впечатлений. 21.2% определили измену как неизбежную составляющую брака, к которой, по их мнению, нужно быть готовым. 18.9% респондентов указали, что супружеская измена является способом оживления любви и внесением разнообразия в семейную жизнь. При этом 50% из них ответило, что смогли бы простить измену своему партнеру.
У представителей татарского этноса результаты получились противоречивые. Несмотря на то, что татары издревле строили семейную жизнь на основе Корана, и именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиций и их ценностей, 37.5% респондентов считают, что измена непростительна никому, поскольку является предательством по отношению к своей семье, и называют измену предвестником развода. Однако такое же количество опрашиваемых мужчин и женщин указывают, что измена простительна мужчине в силу его природности, и называют измену «неизменной составляющей брака», поэтому супружескую измену мужчины-татары могут себе позволить. Женщины-татарки ответили, что способны простить измены своим мужьям. Однако, сами могут изменить в случае «новой любви» или в результате «сексуальной неудовлетворенности в браке». 25% участников опроса выразили мнение, что любые отношения время от времени приедаются и для разнообразия иногда необходимо иметь сексуальные связи «на стороне».
В результате выяснилось, что у всех изучаемых нами респондентов во взглядах присутствует как общее, так и различное. В частности, примерно одинаковое количество испытуемых башкир и русских предъявляют схожие требования как к мужчинам, так и к женщинам, и в большинстве случаев не способны простить супружескую неверность. Требования представителей татарского этноса в отношении к верности в супружеском союзе более лояльные и немного отличаются от башкир и русских. К женщинам они предъявляют более строгие правила и в то же время легко прощают природные слабости мужчинам.
Как видно из проведенного исследования ни в одной из этнических групп измена не одобряется. Однако возможность совершения супружеской неверности допускается, причем наблюдаются различия в объяснении причин совершения данного действия. Несомненно, изучение данной проблемы в контексте этнической принадлежности актуально в условиях полиэтнической среды с учетом наблюдаемой тенденции к межнациональным бракам.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №14-16-02003 «Понимание личностью семейных ценностей - условие психологической безопасности семьи».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аккерман Д., Ларю Д. Любовь в истории. Секс в Библии. М.: Крон-Пресс, 1995. 464 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2007. 528 с.
3. Ахмадеева Е. В. Супружеская измена как сексуальная аддикция // Казанская наука. 2012. №4.
4. Большая Советская Энциклопедия. Издательство: Советская энциклопедия, 1969-1978 г., 18240 с.
5. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В. Понимание супружеской измены пользователями интернет-пространства // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1. С. 232-235.
6. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
7. Кон И. С. Сексология:учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. М.: Академия, 2004. С. 13.
8. Прокопенко Ю. П. Сексологический иллюстрированный словарь. М., 1995. 254 с.
9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2009.
10. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Широкогоров С. М. Этнографические исследования: Избр. работы и материалы. 2001.
12. Wilhelm Reich. The sexual revolution. Orgone Institute Press, 1945.
Поступила в редакцию 03.07.2014 г.
DOI: 10.15643/libartrus-2014.4.7
UNDERSTANDING OF ADULTERY IN FAMILIES BELONGING TO DIFFERENT ETHNIC GROUPS
© E. V. Akhmadeeva*, S. I. Galyautdinova
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (917) 341 44 02.
*Email: elena-ram@yandex.ru
The results of a pilot study aimed at identifying and analyzing understanding of adultery in ethnically homogeneous families who are representatives of the Bashkir, Russian and Tatar of ethnic groups are presented. Within the framework of the psychological approach, family is regarded as the space of joint life activity, within which the specific needs of the people connected by ties of blood are satisfied. To achieve this goal, E. V. Akhmadeeva designed the inventory “My attitude to adultery", in which respondents were asked to give the definition of adultery and to mention the reasons, based on which adultery may occur. Also, a modified version of the Rokeach Value Survey (RVS) was used, allowing determining the spouses' dominant values of a series of terminal and instrumental values. Marital satisfaction was detected with use of the marriage satisfaction questionnaire by V. V. Stolin, G. P. Butenko, T. L. Romanova. On the base of respondents' answers in the questionnaire in order to define the level of satisfaction by marriage there have been distinguished three categories of people who consider their marriage to be successful, less successful and unsuccessful. Gender and age differences in understanding the adultery have been revealed. Having analyzed the works of outstanding psychologists there have been found out the psychological sense and meaning of “ethnic group", “ethnic culture", “sexual culture", “adultery". Identified dominant values of the spouses. The reasons of adultery commitment and non-commitment as respondents understand it have been found. As can be seen from this study, none ethnic group encourages adultery. However, the possibility of committing adultery is allowed, and there are differences in explaining the reasons for committing this action.
Keywords: ethnos, culture, family, adultery, satisfaction by marriage.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.
Please, cite the article: Akhmadeeva E. V., Galyautdinova S. I. Understanding of Adultery in Families Belonging to Different Ethnic Groups // Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 4. Pp. 290-296.
REFERENCES
1. Akkerman D., Laryu D. Lyubov' v istorii. Seks v Biblii [Love in History. Sex in the Bible]. Moscow: Kron-Press, 1995.
2. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of Personality: Cultural-Historical Understanding of Human Development]. Moscow: Smysl: Akademiya, 2007.
3. Akhmadeeva E. V. Kazanskaya nauka. 2012. No. 4.
4. Bol'shaya Sovet-skaya Entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. Izdatel'stvo: Sovet-skaya entsiklopediya, 1969-1978 g.
5. Galyautdinova S. I., Akhmadeeva E. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2013. Vol. 18. No. 1. Pp. 232-235.
6. Golod S. I. Sem 'ya i brak: istoriko-sotsiologicheskii analiz [Family and Marriage: Historical-Sociological Analysis]. Saint Petersburg: Petropolis, 1998.
7. Kon I. S. Seksologiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Sexology: Manual for Higher Education Institutions]. Moscow: Akademiya, 2004. Pp. 13.
8. Prokopenko Yu. P. Seksologicheskii illyustrirovannyi slovar' [Sexological Illustrated Dictionary]. M., 1995.
9. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya: Uchebnik [Ethnic Psychology: Textbook]. Moscow: Aspekt Press, 2009.
10. Tseluiko V. M. Psikhologiya sovremennoi sem 'I [Psychology of Modern Family]. Moscow: VLADOS, 2004.
11. Shirokogorov S. M. Etnograficheskie issledovaniya: Izbr. raboty i materialy [Ethnographic Research: Selected Works and Materials]. 2001.
12. Wilhelm Reich. The sexual revolution. Orgone Institute Press, 1945.
Received 03.07.2014.